Подвиги советских лётчиков в боях за москву

      Комментарии к записи Подвиги советских лётчиков в боях за москву отключены

В декабре 1941 г. отечественные войска в тяжелых битвах разгромили фашистских захватчиков на подступах к столице нашей страны Москве.

Это был период, в то время, когда Советская Армия вела ожесточенные боевые действия по срыву плана «быстрой войны» фашистских стратегов против СССР и тем самым создавала условия для коренного перелома на протяжении ВОВ.

Ценой огромных утрат немецко-фашистским армиям поздней в осеннюю пору 1941 г. удалось выйти на дальние подступы к Москве. В ноябре, подтянув сильные резервы, нацисты повели генеральное наступление на Москву. В бой было брошено более чем 50 пехотных, танковых и моторизованных дивизий, поддерживаемых с воздуха громадным числом боевых самолетов.

В осеннюю пору 1941 г. под Москвой завязались бои не на жизнь а насмерть.

Нацисты рассчитывали забрать Москву, вынудить Советскую Армию сдаться и тем добиться окончания войны на Востоке. Но расчеты нацистов не оправдались. В боях не на жизнь а насмерть Советская Армия разгромила фашистские армии и отбросила их от Москвы.

6 декабря отечественные войска, измотав гитлеровцев в оборонительных битвах, перешли в решительное наступление. 12 декабря Советское Информбюро передало сообщение о разгроме фашистских армий под Москвой.

Историческая победа под Москвой показала всему миру несокрушимую мощь СССР, несгибаемую волю и морально-политическое единство отечественного народа, сплотившегося под управлением Компартии в единый боевой лагерь.

Разгром фашистских полчищ на подступах к советской столице имел огромное значение. неожиданности и Момент внезапности, как резерв фашистских армий, был израсходован всецело. Следовательно, было ликвидировано то неравенство в условиях войны, которое было создано внезапностью немецко-фашистского нападения.

«Сейчас будущее войны будет решаться не таким привходящим моментом, как момент внезапности, — показывал И. В. Сталин, — а неизменно действующими факторами: прочность тыла, моральный дух армии, качество и количество дивизий, оружие армии, организаторские свойства начальствующего состава армии».

Битва под Москвой есть одной из броских, волнующих страниц в летописи ВОВ.

Подвиги советских лётчиков в боях за москву

Экипаж Н. Ф. Гастелло

Вместе с солдатами вторых родов армий мужественно и самоотверженно, смело и решительно защищали родную столицу летчики отечественной авиации. Всем сердцем преданные собственной любимой Отчизне, всеми силами души ненавидящие неприятеля, советские соколы продемонстрировали себя при защите Москвы бесстрашными солдатами-патриотами, умело и стойко преодолевающими все опасности и трудности на пути к поставленной цели.

Могучим источником, питавшим духовные силы советских солдат, поддерживавшим в них большой боевой дух, являлся животворный коммунистический патриотизм, пламенная любовь к социалистической Отчизне, к Компартии.

Компартия вдохновила целый коммунистический народ на смелый подвиг во имя победы над ненавистным неприятелем.

Не обращая внимания на то, что во время Столичного сражения еще не была полностью закончена эвакуация авиационных фабрик (часть фабрик была в пути, другие лишь «оседали» на новых местах), фронтовые авиачасти приобретали боевую технику во все возрастающем количестве. Новые самолеты, поступавшие в части, отличались превосходными летно-тактическими качествами. В этом отечественные летчики видели неустанную заботу советского народа, Советского правительства и Коммунистической партии об усилении мощи советских ВВС.

В битве под Москвой ярко проявились высокие морально-боевые качества советских летчиков, каковые в упорных битвах с неприятелем развеяли миф о «непобедимости» фашистской авиации, продемонстрировали всему миру доблесть, бесстрашие, высокое мастерство солдат советской авиации.

Движимые эмоцией тёплой, безграничной любви к Отчизне, очень преданные великому делу коммунизма, советские авиаторы не знали страха в битвах с гитлеровскими захватчиками, проявляли массовый героизм, показывали высокое опытное мастерство.

Храбрость и высокое летное мастерство советских летчиков разрешали им получать победы кроме того при количественном превосходстве неприятеля в воздухе. в один раз семерка отечественных истребителей, которую вел лейтенант В. Онуфриенко, встретилась с 15 фашистскими истребителями. Отечественные летчики смело навязали бой сопернику.

В первом же заходе Онуфриенко сбил один вражеский истребитель, капитан Городничев стёр с лица земли второй. Остальные фашистские самолеты были вынуждены спасаться бегством.

Советские летчики в воздушных битвах под Москвой показывали непревзойденные образцы героизма и мужества, не знали страха в борьбе с коварным неприятелем, посмевшим посягнуть на честь и независимость первого в мире социалистического страны. Не было таких трудностей, не существовало таких опасностей, каковые бы помешали советским авиаторам с честью выполнить приказ начальника, добиться поставленной цели. Вежливые Коммунистической партией в духе пламенного советского патриотизма, они готовы были на любые испытания, на каждые подвиги во имя матери-Отчизны.

В битвах под Москвой обессмертил собственный имя летчик Логачев. На протяжении исполнения боевой задачи его самолет был подбит боеприпасом вражеской зенитки и совершил посадку в размещении соперника. Гитлеровцы ринулись к самолету. Но отважный летчик встретил их ураганным огнем из бортового пулемета. Пара раз нацисты пробовали захватить летчика и самолет, но коммунистический солдат косил их из пулемета.

В то время, когда кончился боекомплект, Логачев выхватил пистолет и начал расстреливать гитлеровцев в упор. Предпочтя смерть позорному плену, коммунистический летчик не сдался неприятелю.

Обитатели села, около которого происходил данный бой одного советского летчика с десятками гитлеровцев, ночью запрятали и после этого похоронили тело солдата-храбреца.

Делая задание руководства, отечественные летчики сочетали героизм и отвагу с находчивостью и инициативой. Как раз во время оборонительных сражений под Москвой появилась, к примеру, такая действенная форма военных действий, как ночная «охота» на бомбардировщиках Ил-4. Вылетая в районы больших вражеских ЖД узлов, экипажи «охотились» за эшелонами на перегонах, создавая в том месте «пробки»; в один момент они блокировали с воздуха аэропорты ночной фашистской авиации, с которых совершались налеты на Москву.

Одним из первых ночных «охотников» был летчик Евгений Федоров, сейчас два раза Герой Советского Союза. в один раз, пристроившись к фашистскому бомбардировщику, он незаметно для соперника пришел на большой вражеский аэропорт. Дождавшись, в то время, когда фашистскому летчику осветили прожектором посадочную полосу и тем самым демаскировали стоянки самолетов, Федоров с маленькой высоты скинул бомбы и стёр с лица земли пара вражеских самолетов.

Необыкновенного результата в одном из ночных полетов достиг экипаж Храбреца СССР летчика Храпова. Данный экипаж взорвал большие артиллерийские склады соперника недалеко от Брянска, откуда приобретала боепитание центральная группировка фашистских армий. Сила взрыва была так громадна, что кроме того на следующее утро отечественный самолет-разведчик, пролетая над этим районом, замечал громадный пожар.

Ни при каких обстоятельствах не забудет Отчизна собственного верного сына лейтенанта Орленко, погибшего при защите Москвы. На протяжении штурмовки германского аэропорта боеприпас вражеской зенитки зажег самолет Орленко. В ту же 60 секунд отказал мотор. Следуя примеру легендарного летчика Н. Ф. Гастелло, Орленко направил объятую пламенем машину на скопление германских самолетов.

От ужасного взрыва содрогнулась почва. В атмосферу взлетели обломки фашистских автомобилей.

По всему Западному фронту гремела слава о бесстрашных делах летчиков-полбинцев. Отважный летчик, гениальный летный начальник, потом генерал авиации два раза Герой Советского Союза Иван Полбин неоднократно лично водил собственных питомцев в бой. Его летчики нанесли неприятелю громадный урон.

Стремясь принести громаднейшие разрушения советской столице, гитлеровцы бросали на Москву на протяжении собственного наступления огромные веса самолетов. В общем итоге германские бомбардировщики, пробуя достигнуть Москвы, совершили более чем 8500 самолето-вылетов. Но высокая бдительность, отвага и мастерство советских летчиков, артиллеристов-зенитчиков, прожектористов, бойцов совокупности ВНОС, аэростатчиков срывали замыслы неприятеля.

Ежедневно боев увеличивал утраты гитлеровской авиации: Так, на протяжении октябрьского наступления немцев на столичном направлении советские летчики уничтожали в сутки по нескольку десятков гитлеровских самолетов.

За период сражения под Москвой артиллеристами летчиками-и нашими истребителями-зенитчиками было стёрто с лица земли около 1400 самолетов.

В дни смелой обороны Москвы советская авиация с честью справилась с задачей прикрытия столицы нашей страны от вражеской авиации.

В историю советской авиации окончательно войдет подвиг летчика Виктора Талалихина. Вылетев на перехват фашистских самолетов, приблизившихся к Москве, Виктор Талалихин в первый раз в мире совершил ночной таран, обрубив винтом собственного самолета хвост вражеского бомбардировщика. Отважным мастером таранного удара продемонстрировал себя кроме этого летчик А. Катрич.

Как на протяжении оборонительных, так и на протяжении наступательных боев под Москвой авиация оказывала самое активное содействие наземным войска. М. Массированными ударами с воздуха по коммуникациям соперника отечественные летчики отсекали подходящие к фронту вражеские резервы на самые ответственных направлениях. Советская авиация надежно закрывала от воздушных налетов соперника поле боя, охраняла недалеко от пунктов выгрузки отечественных армий, защищала объекты во фронтовом тылу.

Вместе с артиллерией советская авиация уничтожала огневые точки, доты, дзоты на поле боя.

Верно организованное сотрудничество неоднократно решало финал боя с превосходящими силами соперника в пользу отечественных наземных армий. Так было, например, в последних числах Ноября 1941 г. на северном участке фронта, где немцам удалось пересечь в нескольких местах канал Москва — Волга. Благодаря согласованным по месту и времени действиям отечественной пехоты и авиации данный страшный прорыв удалось ликвидировать и остановить гитлеровцев до подхода отечественных резервов.

Вторая отечественная наземная часть подвергалась ожесточенным атакам вражеских танков. Танки всегда маневрировали, и накрыть их место нахождения артиллерийским огнем не получалось. На помощь пришла авиация. В то время, когда удалось установить, где остановились на заправку фашистские танки, в том направлении направилась многочисленная несколько штурмовиков. Удар наносился утром.

Было повреждено 25 танков и до 50 автомашин.

Отечественное руководство обширно применяло авиацию для борьбы с вражескими танками. Для уничтожения их использовался таковой превосходный самолет, как Ил-2, не имевший по своим качествам себе равных в мире. Летая на этих автомобилях, превосходно обладая ими, советские летчики наносили сокрушительные удары по фашистским танковым колоннам.

В. В. Талалихин

О том, как действенны были удары самолетов Ил-2 по танкам соперника, говорит таковой факт: лишь одно отечественное штурмовое авиасоединение стёрло с лица земли за три месяца под Москвой 608 вражеских танков.

Поучительным и очень действенным был полет группы майора Чубченкова на штурмовку фашистских танков. Сам он так говорит об этом полете:

«22 октября 1941 г. мне довелось вести семерку штурмовиков на атаку громадной мотомеханизированной колонны неприятеля. не меньше 300 танков и автомашин двигалось по автостраде из Гжатска на Можайск. Еще на земле я продумал все подробности данной атаки. Решил идти строем колонны из двух звеньев. Седьмой самолет должен быть замыкающим и пристраиваться к заднему звену по собственному усмотрению так, как это ему будет эргономичнее.

Дабы напасть на танки нежданно, я решил выйти на боевой курс со стороны глубокого германского тыла. На бреющем полете мы обошли Гжатск и полетели над автострадой. Благодаря внезапности атаки и верному строю отечественная семерка стёрла с лица земли большое количество танков и автомашин, не утратив наряду с этим ни одного собственного самолета».

В другом полете отличилась несколько капитана Н. Романова, шедшая под прикрытием истребителей. Первыми пошли в наступление истребители, объектом действий были зенитные точки соперника. Затем на танковую колонну обрушились штурмовики. Ведущее звено атаковало голову колонны, второе звено третье и середину хвост колонны.

В итоге немцы утратили 10 танков, 9 автомашин и пара автоцистерн с горючим.

Массированные действия советской авиации по мотомеханизированным колоннам соперника во многом содействовали разгрому фашистских армий под Москвой.

Сутки ото дня возрастал боевой счет отечественных летчиков, росли цифры утрат, нанесенных фашистским захватчикам. Так, на счету капитана В. Новкипелого значилось 35 выведенных из строя и стёртых с лица земли вражеских танков, 43 машины, 11 зенитных установок, 5 самолетов, 39 повозок. Лейтенант С. Коробейников подбил 17 фашистских танков, стёр с лица земли 51 автомашину, вывел из строя 7 зенитных орудий.

В боевой деятельности отечественных ВВС видное место занимала борьба с авиацией соперника на ее аэропортах. Замечательными ударами по пунктам базирования фашистской авиации штурмовики и наши бомбардировщики наносили громадный урон сопернику, лишали его возможности деятельно поддерживать с воздуха собственные наземные армии, бомбардировать ответственные объекты в отечественном тылу.

В книге боевой истории Н-ского гвардейского авиасоединения, летчики которого прославились в битвах под Москвой, запечатлено большое количество броских эпизодов, повествующих о том, как советские летчики громили фашистские аэропорты.

в один раз разведка донесла, что на одном аэропорте соперник сосредоточил до 60 собственных самолетов, в основном бомбардировщиков. Необходимо было безотлагательно, перед тем как фашистские летчики встанут в атмосферу, нанести упреждающий удар по аэропорту. Эта задача была поручена группе штурмовиков, в состав которой входили умелые мастера штурмовых ударов.

Среди них были летчики Николай Карабулин и Василий Коробкин, потом удостоенные большого звания Героя СССР.

Сложность исполнения поставленного задания заключалась в том, что штурмовики должны были направляться к цели без истребителей сопровождения. Известно было кроме этого, что вражеский аэропорт прикрывается громадным числом зенитных орудий различных калибров. Не исключалась возможность встречи с фашистскими истребителями.

В этих условиях успех штурмового удара целиком и полностью зависел от его внезапности.

Дабы обеспечить внезапность, начальник группы проложил маршрут полета в обход больших населенных пунктов и избрал такое направление захода на цель, откуда соперник менее всего имел возможность ожидать нападения советских самолетов.

Показавшись нежданно для нацистов над их аэропортом, советские летчики стёрли с лица земли 18 вражеских самолетов, подожгли пара бензозаправщиков, взорвали склад снарядов.

На следующий сутки удар был удачно повторен. В этом случае штурмовики вывели из строя 19 фашистских истребителей и бомбардировщиков.

С громадным напряжением трудились летчики разведывательной авиации. Разведка велась непрерывно, днем и ночью, в произвольных метеорологических условиях — в туман, снегопад, при целой облачности. Отечественное руководство вовремя приобретало информацию о передвижении и перегруппировках фашистских армий, о пунктах базирования авиации соперника и т. д. Разведка действовала на громадную глубину.

Благодаря бдительности летчиков удалось вовремя вскрыть пункты сосредоточения армий соперника на малоярославецком, клинском, других направлениях и юхновском, что дало в руки отечественного руководства очень полезные сведения.

Советское руководство ко времени перехода отечественных армий в наступление обеспечило большой численный перевес отечественных ВВС над авиационной группировкой соперника, действовавшей на главном направлении. Советские летчики удачно получали непрерывности ударов с воздуха по отступающим гитлеровским армиям, били их днем и ночью, не давали неприятелю подводить резервы, деятельно помогали наземным ‘ армиям выбивать фашистских захватчиков из опорных пунктов. Боевые действия советской авиации были свойственны четко организованным сотрудничеством с наземными армиями.

Советские летчики помогали взламывать с воздуха оборону нацистов, закрывали отечественные наступающие части, наносили удары с воздуха по отступающим гитлеровским частям. Отечественным летчикам приходилось функционировать в сложной обстановке. Пункты, каковые утром пребывали в руках у соперника, в 12 часов дня либо к вечеру выяснялись занятыми уже отечественной пехотой. В этих условиях требовалась согласованность действий и исключительная точность ударов с наземными армиями.

Тут особенно ярко проявилось умение и мастерство отечественных летчиков. Тогда как фашистская авиация обычно бомбила собственные войска, удары отечественных летчиков были неизменно правильны и действенны.

Пробуя приостановить отечественное наступление, нацисты довольно часто переходили в атаки. В отражении их отечественные летчики принимали самое активное участие. Одну такую атаку гитлеровцы готовили около Клина, где сосредоточили большое количество танков. Но атака задерживалась из-за нехватки горючего, подвоз которого немцы ожидали с часу на час. Отечественные летчики выследили колонну с горючим, двигавшуюся по дороге к ‘Клину, и стёрли с лица земли ее.

Не дождавшись бензина, фашистские танки пошли в бой с полупустыми баками, застряли в пути и были стёрты с лица земли отечественными армиями.

Удары по отступающим немецко-фашистским армиям с воздуха не прекращались и ночью. В течение зимней ночи летчики-ночники успевали делать по 5 — 6 вылетов.

Так в битвах за родную Москву крепла и закалялась боевая дружба пехотинцев и лётчиков, беспощадно громивших ненавистного неприятеля, посягнувшего на честь и независимость социалистической Отчизны.

В битвах за Москву появилась гвардия советской авиации. В начале Декабря 1941 г. советское Главнокомандование издало приказ о преобразовании шести лучших авиационных полков в гвардейские.

Самоотверженным, воистину смелым трудом прославил себя технический состав авиационных частей. Отечественные инженеры, техники, механики, мотористы, несмотря ни на какие конкретно трудности, неизменно совершенно верно и в срок готовили боевые самолеты к полету.

Огромную работу входе боевых действий под Москвой проделали комсомольские организации и партийные авиационных частей, помогавшие начальникам с честью делать все боевые задания. комсомольские организации и Партийные воспитывали целый персональный состав в духе безграничной любви к ненависти и Родине к ее неприятелям, поднимали в каждом авиаторе чувство ответственности за исполнение воинского долга, обширно популяризировали опыт храбрецов боев, призывали воздушных солдат к новым подвигам, к новым победам во славу социалистической Отчизны.

Начальники — комсомольцы и коммунисты, являя мужества и высокие образцы бесстрашия при исполнении боевых заданий, показывали всему личному составу пример того, как должен вести себя коммунистический солдат в сражении. Собственную принадлежность к славной Компартии, Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Альянсу Молодежи авиаторы разглядывали как священную обязанность быть неизменно и во всем в первых рядах, бить ненавистного неприятеля до полного его уничтожения.

Советские летчики, принимавшие участие в битвах за Москву, с честью оправдали высокое доверие, оказанное им народом, Советским правительством и Коммунистической партией. В упорных сражениях они продемонстрировали непревзойденные образцы героизма и мужества, отваги и стойкости.

Источник: Полковник А. ХАПАЕВ. Подвиги советских лётчиков в битвах за Москву — «Вестник воздушного флота» № 10, 1951 г.

Подвиг подводников в годы ВОВ. Подлодка Д-2

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Дальние перелёты советских лётчиков

    Дальность полета всегда была одним из главных требований, предъявляемых к авиации, в особенности к бомбардировочной и транспортной. в течении всей…

  • Карибский кризис: советские ввс и пво на кубе

    Спустя десятилетие по окончании встречи советских и американских асов в небе Кореи обострилась политическая ситуация в Карибском бассейне. В начале…

  • Испанская грусть

    Обращение отправится о лётчиках-испанцах, на протяжении ВОВ сражавшихся в истребительных авиачастях советских ВВС и ПВО территории страны. Правильнее – о…

  • Советская авиация в восстановительный период (1921-1925 гг.)

    Одним из этапов на пути создания могучего советского воздушного флота был период перехода нашей страны на мирную работу по восстановлению народного…

  • Над берлином

    в течении всей ВОВ советская авиация вместе с сухопутными армиями и ВМФ наносила сокрушительные удары по неприятелю. Советская авиация завоевала…

  • Екатерина зеленко. планета катюша

    И Ясная сентябрьская ночь. Не отвести взгляда от чарующего зрелища — звездного неба. Мерцающий, разбивающийся на ослепительные лучики броский Сириус,…