Планеры авф-4; -5; -14.

      Комментарии к записи Планеры авф-4; -5; -14. отключены

Разработчик: Ильюшин
Страна: СССР
Первый полет: 1924 г.

Помогая вторым, С.В.Ильюшин напряженно трудился и над проектами собственных планеров. Разбирая результаты первых планерных опробований, развитие планерного спорта за границей, в первую очередь в Германии, Ильюшин заключил , что для массовой подготовки молодых планеристов нужно иметь три типа планеров -учебный, тренировочный и планер-паритель. Над проектами таких планеров АВФ-4, АВФ-14 и АВФ-5 Сергей Владимирович напряженно трудился впредь до весны 1924 года.

Тут в первый раз проявляется такая характерная черта творческой деятельности С.В.Ильюшина, как комплексный подход к ответу поставленной задачи.

Постройка учебного АВФ-4 началась в марте 1924 года в кружке рабочего факультета Университета путей сообщения, что и выяснило наименование планера — «Рабфаковец». По конструкции и схеме «Рабфаковец» являлся предстоящим развитием планера «Мастяжарт» и его время от времени именовали АВФ-3бис. От собственного предшественника он отличался громадными удлинением и площадью крыла, и гондолой, в которой размещалась кабина пилота.

Если сравнивать с «Мастяжартом» кабина пилота была вынесена вперед по отношению к крылу, что разрешило сместить центровку и улучшить продольную устойчивость планера. Постройка планера была закончена в мае 1924 года.

Планер-паритель АВФ-5 «Мастяжарт-2» коренным образом отличался от собственного одноименного предшественника 1923 года. Это был расчалочный моноплан-парасоль с крылом громадного удлинения (12,5), что разрешало повысить аэродинамическое уровень качества планера и улучшить его планирующие особенности. Отличительной чертой АВФ-5 являлось устройство поперечного управления: элероны отсутствовали, а вместо них использовалось «гоширование» — искривление поверхности самого крыла.

Такое поперечное управление, которое ранее устанавливалось на первых самолетах типа «Ньюпор» и «Моран», было применено, по всей видимости, для упрощения конструкции и уменьшения веса крыла. Строили планер в планерном кружке Мастерских тяжелой артиллерии в Лефортове.

Тренировочный планер АВФ-14 был создан в мастерской Академии Воздушного Флота. Он воображал собой свободнонесущий моноплан с крылом громадного удлинения (13,6), укрепленным сверху довольно низкого фюзеляжа. Крыло в плане имело прямую и дугообразную переднюю заднюю кромки, значительную часть задней кромки крыла занимали элероны.

Летчик помещался в кабине фюзеляжа перед передней кромкой крыла.

на данный момент тяжело представить, как получалось С.В.Ильюшину совмещать напряженную учебу в Академии Воздушного Флота и общественную работу в ОДВФ с постройкой и проектированием планеров. Он неизменно бережно и совершенно верно, два раза в неделю, оказался в кружках, где строились его планеры, контролировал движение работ, принимал решения при происхождении конструктивных неувязок, давал задания кружковцам на следующую семь дней.

И это в то время, в то время, когда, учитывая тогдашнее состояние публичного транспорта в Москве, добраться из Петровского парка до Сущевского вала, а тем более в Лефортово было весьма тяжело. Несомненно вся эта напряженная работа содействовала формированию в характере С.В.Ильюшина организованности, умения рационально планировать и распределять собственный время, кратко и четко излагать собственные мысли товарищам по работе.

Постройка всех трех планеров была закончена к осени 1924 года. Учитывая авторитет и организационные способности С.В.Ильюшина, управление ОДВФ решило назначить его главой оргкомитета по проведению вторых Всесоюзных планерных опробований. К участию в этих опробованиях в планерных кружках Москвы и других городов страны подготовили уже 48 планеров — рекордных, тренировочных, учебных и экспериментальных. Технический комитет опять возглавил доктор наук В.П.Ветчинкин.

Если сравнивать с прошлогодними опробования на прочность проводились по более идеальной методике — планеры-монопланы в перевернутом положении устанавливались на козлы, по окончании чего на крылья в определенном порядке накладывались мешки с песком, создавая двукратное нагружение конструкции крыла. Наряду с этим измерялась величина прогиба крыла. По окончании таких опробований к полетам было допущено 42 планера.

7 сентября 1924 года С.В.Ильюшин от имени ОДВФ СССР заявил вторые Всесоюзные планерные опробования открытыми. В них принимали участие все три планера Ильюшина. Среди них громаднейшее количество полетов было выполнено на АВФ-4 «Рабфаковец».

Планер нашёл полную пригодность для учебных целей. По воспоминаниям В.С.Пышнова, летавшего на «Рабфаковеце», «…планер легко взлетал, прекрасно управлялся и летал на маленькой скорости, так что инструктор имел возможность бежать около планера и давать курсанту указания». На этом планере было выполнено много полетов, и для многих планеристов полет на «Рабфаковце» явился необычным воздушным «крещением».»

По окончании завершения опробований АВФ-4 взял вторую премию по классу учебных планеров, и его чертежи с описанием постройки были размножены для планерных кружков ОДВФ. Весьма интересно подчернуть, что спустя пяти десятилетий одним из самые удачных отечественных планеров начального обучения, строившегося в громадной серии, был признан планер литовского конструктора Б.И.Ошкиниса БРО-11, конструкция и схема которого имели громадное сходство с планером АВФ-4 «Рабфаковец».

Планер-паритель АВФ-5 «Мастяжарт-2» первый полет выполнил с вершины горы Узун-Сырт под управлением летчика Б.Н.Кудрина. Полет продемонстрировал хорошие летные качества планера, послушность управлению. Но на протяжении этого полета обнаружилось, что недостаточная жёсткость и большой размах крепления крыла из-за применения гоширования приводят к сильному прогибу крыла под действием восходящих потоков.

Вследствие этого С.В.Ильюшин, чтобы не было излишнего риска, распорядился делать полеты на этом планере лишь с пологих склонов.

Тренировочный планер АВФ-14 кроме этого выполнил последовательность успешных полетов, но пилотирование затрудняло через чур низкое размещение крыла: как при взлете, так и при посадке существовала опасность соприкосновения крыла планера с почвой и его поломки.

С.В.Ильюшин пристально смотрел за полетами собственных планеров, сам подлетывал на «Рабфаковце», но фактически все его время на этих опробованиях занимала работа в Техническом комитете. И неудивительно: в опробованиях учавствовали планеры самых разнообразных конструкций — монопланы, бипланы, бесхвостки, они отличались между собой по силовым схемам, конструкции, производственному выполнению, иногда кустарному.

Все эти автомобили следовало изучить, проверить их расчеты, оценить прочность, управляемость и устойчивость и затем дать добро полеты — либо с пологих склонов горы, либо с вершины горы Узун-Сырт. Но, не обращая внимания на принятые меры, вторые Всесоюзные планерные опробования были омрачены тяжелыми летными происшествиями.

11 сентября погиб слушатель академии летчик П.Н.Клементьев, летевший на планере АВФ-11 собственной конструкции. Взлет с вершины горы прошел в полной мере благополучно, и планер стал медлено скользить на протяжении гребня горы.

Через некое время планер накренился, крен заметно рос, раздался треск, и крылья планера сложились кверху… Еще до этого рокового полета по советы Ильюшина на АВФ-11 было усилено крыло, но по всей видимости использовавшееся Техкомом прочностное опробование планеров на двукратную нагрузку выяснилось недостаточным. По окончании данной трагедии по требованию С.В.Ильюшина все планеры, предназначенные для полетов со склонов горы Узун-Сырт, вторично подвергли тщательной проверке, впредь до осмотра небольших шплинтов и болтиков.

Однако, 23 сентября случилась еще одна катастрофа. Летчик К.А.Рудзит на планере «Бумеранг» совершил планирующий полет с горы в равнину. По окончании посадки планер, покинутый без присмотра, опрокинуло порывом ветра.

Аппарат не взял видимых повреждений, но второй полет К.А.Рудзита на «Бумеранге» закончился для него смертью: в воздухе у планера разрушились крылья.

Эти ужасные случаи несомненно выяснили ту характерную в последующем для С.В.Ильюшина строгость в оценке разглядываемой конструкции, его рвение в ходе разработки и проектирования рабочих чертежей нового самолета обеспечить безопасности полёта и высокий уровень надёжности для пассажиров и экипажа.

ЛТХ:

Модификация: АВФ-4 / АВФ-5 / АВФ-14
Размах крыла, м: 12,30 / 16,00 / 15,20
Протяженность , м: 6,00 / 7,60 / 7,43
Относительное удлинение: 7,00 / 12,50 / 13,60
Высота, м: 2,30 / 1,06 / —
Площадь крыла, м2: 21,50 / 20,50 / 17,00
Масса, кг
-безлюдного: 48 / 90 / 80
-полетная: — / — / —
Макс. аэродинамическое уровень качества: — / — / —
Экипаж, чел: 1 / 1 / 1.

Планеры авф-4; -5; -14.

Планер АВФ-14.

АВФ-5. Схема.

АВФ-14. Схема.

.

.

Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Ильюшин АВФ-4/5/14».

How to change the knives of a hand held planer

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: