Альтернативные истребители-бомбардировщики nanchang q-6/a-6. кнр

      Комментарии к записи Альтернативные истребители-бомбардировщики nanchang q-6/a-6. кнр отключены

Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за помощь в редактировании данной статьи.

Программа создания истребителя-бомбардировщика Q-6 была начата в середине 1970-х годов. Импульсом для запуска программы стало сражение за Парасельские острова 1974 года, на протяжении которого ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) не смогли оказать помощь своим судам.

Из-за отсутствия современной наземной инфраструктуры и авионики, талантливых обеспечить военно-воздушным силам полноценное использование в современной воздушной войне, китайские самолеты испытывали важные навигационные и материально-технические неприятности, значительно снижавшие потенциал ВВС НОАК. Первые китайские самолеты показались над Парасельскими островами спустя пара часов по окончании окончания военных действий.

* * *

В дополнение к необходимости средств и модернизации инфраструктуры материально-технического обеспечения в управлении КНР решили совершить что-то наподобие описи матчасти ВВС НОАК и создать самолет, талантливый поддерживать действия флота КНР в Южно-Китайском море. Пребывавшие на вооружении истребители J-5, J-6 и J-7 [1] владели малой дальностью полета и не могли делать атаки точным оружием по наземным целям.

Единственным китайским ударным самолетом был Nanchang Q-5 [2], имевший довольно маленькую малую дальность и полезную нагрузку полета. Китайские бомбардировщики Harbin H-5 и Xian H-6 [3] были через чур медленными и владели малыми оборонительными возможностями. Благодаря этого ВВС НОАК отчаянно нуждались в самолете, талантливом делать ударные задачи над морскими акваториями и поддерживать действия судов китайского флота.

Сразу после сражения руководство ВВС НОАК и ВМФ НОАК представили управлению 3-го министерства КНР собственные требования к истребителю-бомбардировщику/штурмовику. По окончании широких изучений в 3-м министерстве было решено, что на данный момент китайская авиационная индустрия не владеет возможностями для одновременного создания двух различных самолетов. Вместо этого было издано постановление о разработке единого базисного самолета под схожие главные требования ВМФ и ВВС НОАК, тогда как на его базе были бы созданы версии под своеобразные требования сухопутной и морской авиации.

В июне 1976 года представители разных авиационных фабрик были позваны в Пекин, дабы обсудить проект, и им было поручено представить в малейшие сроки аванпроекты. Шеньянский летный завод (Shenyang Aircraft Factory) [4] первым представил проект JH-8 (FB-8), что практически воображал собой ударную версию громадного двухмоторного истребителя-перехватчика J-8II (F-8II).

Следующим собственный проект, взявший обозначение Q-6, представил наньчанский летный завод (Nanchang Aircraft Factory) [5]; это была новая разработка. Сианьский летный завод (Xi’an Aircraft Factory) [6] был последним, кто представил собственный проект; это кроме этого была новая разработка – проект истребителя-бомбардировщика Xian JH-7.

Первоначально управление 3-го министерства отдавало предпочтение JH-8, но потому, что работы над J-8II (в то время еще не был принят на вооружение) не были закончены, то риск был сочтен через чур высоким и проект был закрыт. По расчетам разработка JH-7 потребовала через чур долгих сроков, и в 3-м министерстве было решено выбрать проект Q-6, что, как считалось, поступит на вооружение стремительнее собственных соперников.

Отличительной изюминкой проекта Q-6 было крыло с изменяемой стреловидностью; этот проект первенствовал китайской разработкой в этом направлении. Перед началом работ по программе Q-6 Китаю удалось взять из Египта новейшие советские самолеты с изменяемой геометрией крыла – фронтовой истребитель МиГ-23МС [7] и истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН. Кроме этого Китаю удалось взять обломки нескольких сбитых в ДРВ американских бомбардировщиков F-111.

На протяжении научно-исследовательских работ было решено, что крыло с изменяемой стреловидностью будет частью конструкции нового ударного самолета.

Главным конструктором будущего ударного самолета Q-6 стал Лу Сяопэн (Lu без звучно; ???) – создатель штурмовика Nanchang Q-5 и будущий академик китайской академии наук (избран в 1995 году). Он много раз лично посещал руководство ВВС НОАК и авиации ВМФ НОАК, для получения исходных данных, каковые легли в базу тактико-технологических требований к Q-6. В феврале 1979 года неспециализированный проект ударного самолета, разрабатывавшийся на базе начального требований 3-го министерства, был закончен.

Первоначально планировалось в базу конструкции Q-6 положить МиГ-23БН – ударную версию МиГ-23. Но руководство ВВС НОАК и авиации ВМФ НОАК "настойчиво попросили" от будущего самолета в качестве средства самообороны полноценной возможности ведения воздушного боя. В связи с необходимостью ведения воздушного боя на самолет должен был быть установлен радар, тогда как ударный самолет МиГ-23БН был отнять у него.

В следствии замыслы изменились, и в базу конструкции Q-6 было решено положить истребитель МиГ-23МС. Но это не было верным ответом: изучения продемонстрировали, что для успешного исполнения задач ВВС НОАК и авиации ВМФ НОАК была нужна РЛС с возможностью осуществлять атаки наземных целей, а установленный на МиГ-23МС радар «Сапфир-21» не только не был способен выделять цели на фоне земной поверхности, но и по большому счету имел не сильный возможности за пределами прямой видимости.

Тогда было решено применять авионику F-111, воспроизведя её при помощи реинжиниринга (reverse-engineered). Но эта задача, как и другие технологические изюминки, положенные в базу конструкции Q-6, была через чур амбициозной для китайского авиационной промышленности и научного потенциала тех лет, что стало причиной затягиванию разработки программы.

Неприятности в разработке не прекращались, и планер доставил разработчикам много хлопот. Первоначально проект базировался на МиГ-23МС, что для размещения РЛС снабжал больше места в носовой части самолета, чем ударный вариант МиГ-23БН.

Но китайская электронная индустрия тех лет не имела возможности обеспечить твердотельной элементной базой, нужной для миниатюризации аппаратуры разрабатываемого радара. Одним из следствий этого могло быть применение дешёвых сейчас технологий и увеличение размеров носовой части самолета (с габаритов МиГ-23 приблизительно до габаритов Су-24).

Кроме этого изучения продемонстрировали, что конструкция боковых воздухозаборников МиГ-23 не совсем подходит для воздушного боя, и в проекте компоновка с боковыми воздухозаборниками была заменена на компоновку с подфюзеляжным воздухозаборником. Так, Q-6 стал первым китайским самолетом, оснащенным воздухозаборником данного типа.

Силовая установка кроме этого причинила неприятности, поскольку в те годы Китай не владел замечательными турбореактивными двигателями для истребителей и не имел возможности обеспечить Q-6 требуемые характеристики. Первоначально были замыслы применять устанавливавшийся на дальнем бомбардировщике H-6 (!) двигатель WS-6 с тягой 122,4 кН, но он не был применим для истребителя, да и просто был через чур громадным.

Для исполнения задач самолет, имевший неспециализированный вес 14500 кг, должен был нести 4500 кг боевой нагрузки и иметь боевой радиус 900 км. В окончательном варианте Q-6 должен был быть оснащен ТРДДФ Wopen WS-9, воображавшим собой изготавливавшийся по лицензии Rolls Royce RB.168 Spey Mk. 202 с тягой 91,3 кН.

В Китае самым громадным успехом программы Q-6 вычисляли оснащение самолета электродистанционной совокупностью управления (ЭДСУ) и крылом изменяемой стреловидности – и то и другое было в первый раз применено в китайском авиастроении. Начальная задача при помощи обратного проектирования (reverse-engineering) скопировать ЭДСУ бомбардировщика F-111 была через чур амбициозной, так что от нее было нужно отказаться, и был принят более несложный вариант.

Практически ЭДСУ с трехкратным резервированием, которую взял истребитель-бомбардировщик Q-6, была чуть более идеальной, чем самые примитивные электродистанционные совокупности управления, в которой механические сервоклапаны были заменены электрическими, управлявшимися электронными регуляторами. Но в отличие от самых зачаточных ЭДСУ, оснащавшихся гидравлическими силовыми цилиндрами, совокупность управления Q-6 была оснащена электрическими силовыми механизмами. В любом случае ЭДСУ была самой значительной проблемой программы Q-6, и ее доведение и отработка до работоспособного состояния "настойчиво попросили" девяти лет (1980-88) работ, проводившихся под руководством Лу Сяопэна.

Во второй половине 80-ых годов двадцатого века были выстроены три прототипа: первый для статических опробований, второй – для наземных опробований авионики и третий – для изучения крыла изменяемой стреловидности. Как и планировалось изначально, в серийном производстве варианты Q-6 для ВВС НОАК и ВМФ НОАК были отдельными и взяли обозначения Q-6-I и Q-6-II, первый из которых (вариант для ВВС) должен был быть предложен на экспорт.

Не обращая внимания на то, что успех программы Q-6 был заявлен технологическим прорывом для авиационной промышленности и китайской авиации, снабжающим превосходство над автомобилями с неподвижным крылом (особенно в сравнении с устаревшим Q-5), китайская ЭДСУ была на 12% тяжелее установленной на МиГ-23 несложной механико-гидравлической совокупности управления механизмом трансформации стреловидности крыла, а авионика Q-6 была еще далека от современного уровня.

В Североатлантическом альянсе самолёт первоначально сочли китайской копией МиГ-23/27 и присвоили ему кодовое обозначение Flogger-L. В то время, когда стало известно, что Q-6 однако в значительной мере уникальная разработка, ему было присвоено новое имя – Fruitcase [8] с дополнительными буквенными кодами для его разных вариантов.

К 1990 году работы по программе Q-6 были закончены и самолет (теоретически) готовься к поступлению на вооружение. Но к тому моменту обстановка в Китае изменилась.

С одной стороны страна нарастила экономико-технологические мускулы и готовься к созданию более совершенного двухдвигательного истребителя-бомбардировщика Xian JH-7, более доходившего запросам ВВС НОАК и авиации ВМФ НОАК, а иначе для руководства НОАК неприятным причиной стало «открытие» важности применения радиолокационной заметности на поле боя. Было найдено, что крыло с изменяемой геометрией многократно увеличивает действенную отражающую поверхность самолета, что ведет к повышению уничтожения машины и вероятности обнаружения соперником и как следствие понижению шансов выжить на поле боя.

Но на разработку, опробования и организацию производства нового самолета требовалось пара лет [9] в условиях санкций западных государств, последовавших за событиями на площади Тяньаньмэнь (15 апреля – 4 июня 1989 года) [10] и роста напряженности в отношениях с США, странами и японией ЕЭС. В этих условиях управлением КНР было решено в ожидании перспективных JH-7 начать серийное производство Q-6 для замены устаревших штурмовиков Q-5 первых серий, и для экспорта его под обозначением A-6 государствам, на вооружении которых пребывали штурмовики Nanchang A-5 (экспортная версия Q-5).

В первой половине 90-ых годов двадцатого века Q-6 стали поступать на вооружение ВВС НОАК (начало 1991 года) и авиации ВМФ НОАК (вторая добрая половина 1991 года), а с 1992 года пара государств-эксплуатантов A-5 начали закупать A-6 для применения в качестве многоцелевых истребителей. Предполагается, что они соответствуют линиям развития вариантов Q-6 для применения в составе ВВС и авиации ВМФ НОАК.

На данный момент самолеты данного типа состоят на вооружении КНР (более 250 Q-6-IA и Q-6-IB в ВВС [11] и более пятидесяти Q-6-IIA и Q-6-IIB в авиации ВМФ), Бангладеш (восемь A-6B), Мьянмы (двадцать A-6C), Шри-Ланки (одиннадцать A-6B), КНДР (предположительно менее пятидесяти A-6A), Пакистана (более шестидесяти A-6B и A-6C) и Судана (в общем итоге около двадцати A-6A, в пригодном для полетов состоянии находятся от трех до одиннадцати автомобилей).

Альтернативные истребители-бомбардировщики nanchang q-6/a-6. кнр

истребитель-бомбардировщик Nanchang A-6B (Fruitcase-B) 21-й эскадрильи ВВС Бангладеш; Авиабаза Башар, 2010 год

Варианты A-6 A-6A (Fruitcase-A)

Не обращая внимания на то, что первая версия A-6 позиционируется в качестве «многоцелевого боевого самолета», это был самолет с весьма несложным составом оборудования. Маленький носовой обтекатель предполагает применение импульсно-доплеровского радара тип 226 [12].

A-6B (Fruitcase-B)

По внешнему виду A-6B схож со своим предшественником A-6A, но имеет увеличенный обтекатель РЛС. Этот вариант оснащается импульсно-доплеровским радаром KLJ-6E [13], снабжающим всепогодное исполнение задач. Кроме этого этот вариант A-6 оснащен индикатором на лобовом стекле, GPS-приемником/инерциальной навигационной совокупностью, совокупностью предупреждения о РЛ облучении (360°), тактический радионавигационной совокупностью и расположенным в задней части фюзеляжа автоматом для сброса дипольных отражателей и ИК ловушек.

A-6B ВВС Шри-Ланки на одном из подфюзеляжных пилонов смогут нести инфракрасную (ИК) совокупность переднего обзора, тогда как автомобили ВВС Бангладеш и Пакистана имеют маленькой обтекатель в носовой части, в котором, как полагают, находится следящий лазерный целеуказатель-дальномер, разрешающий использовать точные управляемые снаряды.

A-6C Fruitcase-C

Этот вариант является штурмовиком и отличается отсутствием РЛС и применением точных управляемых снарядов более полного спектра. В носовой части фюзеляжа расположены окна для следящего лазерного целеуказателя-дальномера ALR-1 и, быть может, ТВ совокупности для низких уровней освещенности и ИК совокупности переднего обзора. Эти оптическая и ИК совокупности снабжают возможность круглосуточного исполнения ударных задач.

Кроме этого как и A-6B, этот вариант оснащен индикатором на лобовом стекле, GPS-автоматом и приёмником для сброса дипольных отражателей и ИК ловушек.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Nanchang A-6B

Назначение: истребитель-бомбардировщик

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой Wopen WS-9, развивающий тягу 54,6 кН на большом режиме и 91,3 кН на форсаже

Размеры:

размах крыла
при минимальной стреловидности (16°) – 14,4 м
при большой стреловидности (72°) – 8,7 м
протяженность 17,10 м
высота 4,82 м

Вес:

безлюдного 7500 кг
с полной нагрузкой 12880 кг
большой взлетный 14900 кг

Летные характеристики:

большая скорость
на малой высоте без подвесок М=1,2
на малой высоте с внешними подвесками М=0,95
на высоте 11000 м без подвесок М=1,75 (1800 км/ч)
боевой радиус 900 км
практический потолок 15000 м

Оружие:

стрелковое – два 23-мм двухствольные пушки Type 23-III в корневых частях крыла с боезапасом по 200 снарядов на ствол
подвесное – на семи узлах подвески (пять неподвижных [три под фюзеляжем и два под корневыми частями крыла] и два на подвижных консолях крыла) до 4500 кг боевой нагрузки, включая управляемые и неуправляемые бомбы, ракеты, баки с напалмом, 800-литровые баки с горючим [14]

  1. выпускавшиеся по лицензии МиГ-17, Миг-19 и Миг-21Ф-13
  2. созданный в Китае самолет на базе советского МиГ-19 с внутренним бомбоотсеком, боковыми воздухозаборниками и длинным носом
  3. выпускавшиеся по лицензии Ил-28 и Ту-16
  4. позднее был преобразован в компанию Shenyang Aircraft Corporation
  5. позднее преобразован в China Nanchang Aircraft Manufacturing Corporation, а после этого в Hongdu Aviation Industry Group
  6. позднее реорганизован в Xi’an Aircraft Industrial Corporation
  7. экспортный вариант МиГ-23М с упрощенным БРЭО (в частности, РЛС «Сапфир-21») и оружием
  8. коробочка (ботанич.)
  9. в состав авиации ВМФ НОАК первые JH-7A стали поступать в начале 2004 года, а на вооружение ВВС НОАК – в конце того же года
  10. Япония ввела санкции, остановив кредитование КНР (но уже в июле 1990 года Токио опять начал предоставлять займы Поднебесной), а США и страны ЕЭС ввели эмбарго на поставки оружия
  11. экспортные варианты Q-6-IA и Q-6-IB взяли обозначения A-6A и A-6B соответственно, вариант A-6C разрабатывался только на экспорт
  12. китайская копия РЛС GEC-Marconi Skyranger
  13. китайская копия итальянской РЛС Pointer-2500; радарами данного типа оснащаются многоцелевые истребители Chengdu J-7G и Q-5M Fantan
  14. на подвижных подкрыльевых узлах подвески самолет несет 800-литровые ПТБ

источник: https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/8599873599/

Battlefield 4 #6 Штурмовой самолет Q-5 FANTAN #2

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: