Первые штурмовики великой отечественной

      Комментарии к записи Первые штурмовики великой отечественной отключены

Бронированные Ил-2, непременно, были главной ударной силой советской авиации в течении практически всей ВОВ. Но на 22 июня 1941 года в строевых частях было мало этих самолётов. Ещё меньше было лётчиков, талантливых делать на Ил-2 боевые задания.

Исходя из этого первыми советскими штурмовиками, нападавшими наступающие колонны вермахта, стали истребители-бипланы И-153 «Чайка» 61-го штурмового авиаполка.

Делая директиву командующего Северо-Западного фронта генерала Ф. И. Кузнецова по уничтожению прорвавшихся германских частей в районе Мариамполь – Кальвария, самолёты ударной авиации ВВС СЗФ начали взлетать около 10:30 воскресенья, 22 июня.

Первые штурмовики великой отечественной
лейтенанты Тимофей Андреевич Рыжкин и Михаил Романович Лебедь. Как раз они стали ведущими в первом боевом вылете штурмовой авиации ВВС КА в Великой Отечественной войне

4-я и 5-я эскадрильи полка, базировавшиеся на базисном аэропорте в Кедайняе, не оправились от утренних налётов германской авиации, и техническому составу требовалось время на выравнивания и ремонт самолётов лётного поля, повреждённого бомбами. Исходя из этого приказ на первый боевой вылет взяли 1-я и 2-я эскадрильи, каковые базировались на полевом аэропорте Ризгонис восточнее Ионавы.

В соответствии с хранящейся в Центральном архиве Минобороны РФ «Истории полка», в первом боевом вылете эскадрильи возглавили помощники начальников. Разъяснялось это легко: комполка майор С. Н. Мамушкин и четыре начальника эскадрилий перегоняли пятерку новеньких Ил-2 из Воронежа, и утро 22 июня застало их в Вильнюсе. Замкомполка майор К. М. Чубченков был в военного госпиталь, исходя из этого действиями полка в первоначальный сутки войны руководил начальник четвёртой эскадрильи капитан А. М. Лебедев.

Состав 2-й эскадрильи: М. Р. Лебедь, И. А. Домбровский, Л. Н. Николаенко, М. В. Заболотский, В. С. Солдатенков, А. М. Мирошкин, А. М. Плескач, Н. А. Константинов, И. И. Хулап — Первые штурмовики Великой Отечественной | Военный портал Warspot.ru" src="~images\pervie-shturmoviki-velikoj-otechestvennoj-2.jpg">
Схема первого боевого вылета из «Истории 61-го ШАП». Состав 1-й эскадрильи: Т. А. Рыжкин, К. И. Яковлев, И. Е. Смыслов, П. И. Беляев, А. Р. Москаленко, М. М. Мартынов, П. И. Черний, М. Д. Романов, В. Е. Неделько (по другой информации, третье звено составляли А. М. Лагутин, Г. С. Енакиев, В. И. Подлегаев). Состав 2-й эскадрильи: М. Р. Лебедь, И. А. Домбровский, Л. Н. Николаенко, М. В. Заболотский, В. С. Солдатенков, А. М. Мирошкин, А. М. Плескач, Н. А. Константинов, И. И. Хулап

Эскадрильи «Чаек» взлетели с промежутком в 10 мин.. Пройдя по маршруту Ризгонис – Каунас – Мариамполь – Кальвария, девятка 2-й эскадрильи лейтенанта Лебедя недалеко от приграничного городка Любавас (Любово) пересекла национальную границу и, углубившись в территорию Германии, нападала бомбами ФАБ-50 и пулемётным огнём скопления германских армий. Помимо этого, в соответствии с докладу советских лётчиков, атаке подвергся германский полевой аэропорт в этом же районе.

Над целью советские штурмовики подверглись обстрелу зенитной артиллерии, а на обратном пути группу атаковали немецкие истребители. В полном составе было утрачено замыкающее звено «Чаек», пропал без вести начальник звена младший лейтенант Н. А. его ведомые и Константинов, лейтенант А. М. Плескач и младший лейтенант И. И. Хулап. Позднее лейтенанту Плескачу удалось возвратиться в полк.

Реконструкция по фото выполнена Игорем Злобиным — Первые штурмовики Великой Отечественной | Военный портал Warspot.ru" src="~images\pervie-shturmoviki-velikoj-otechestvennoj-4.jpg">
И-153 замкомандира 1-й эскадрильи 61-го ШАП старшего политрука А. М. Лагутина, совершивший вынужденную посадку из-за боевых повреждений на аэропорте Каунас. Полк был вооружён самолётами самых поздних серий выпуска, радиофицированными, с тремя пулемётами (один БС и два ШКАС). Реконструкция по фото выполнена Игорем Злобиным

Германские истребители из группы III./JG 53 заявили две победы недалеко от действия групп 61-го ШАП. В 11:38 юго-западнее Кальварии один И-153, идентифицированный как ДИ-6, сбил фельдфебель Герман Нойхофф (Fw. Hermann Neuhoff) из 7./JG 53, а в 11:44, уже севернее Кальварии, ещё одна «Чайка» стала жертвой лейтенанта Герберта Шрамма (Ltn.

Herbert Schramm) из 8./JG 53.

Ведомая лейтенантом Рыжкиным, 1-я эскадрилья атаковала немецкую автоколонну, двигавшуюся в направлении Мариамполя. Не обращая внимания на сильный зенитный пламя, все лётчики отработали по цели. В соответствии с их докладу, было выведено из строя до 30% автомашин.

Наряду с этим, по различным данным, были подбиты один либо два советских самолёта, но лётчики смогли дотянуть до аэропортов.

Bf 109F лётчика эскадрильи 8./JG 53 лейтенанта Герберта Шрамма. Это был умелый лётчик, успевший до нападения на СССР одержать 8 побед на Западе (живописец Владимир Камский)

В течение дня полк продолжал активные боевые действия и произвёл ещё 35 боевых вылетов на штурмовку. Не считая повторно атакованного района Мариамполь – Кальвария, ударам подверглись части соперника в районах Пильвишкяй и Вилкавишкис. Помимо этого, полк деятельно вёл разведку: вылеты отмечены в направлении Вилкавишкис, Шакяй, Юрбаркас и Таураге.

К сожалению, количество вылетов на разведку за 22 июня не отмечено, они идут в общей строчке вместе с вылетами на разведку за последующие дни; то же самое касается вылетов на патрулирование и перехват.

Всего полк с 22 июня по 5 июля 1941 года произвёл 123 (по другой информации, 150) боевых вылета, из них 53 на штурмовку (все 22 июня), 17 на разведку и 53 на перехват и патрулирование. Утраты были очень громадны, всего за сутки утрачено около трети от начального числа самолётов:

  • сбито в воздушных битвах и огнём зенитной артиллерии восемь (по другой информации, шесть) И-153, погибли четыре (по другой информации, три) лётчика, ещё один потом погиб от ран;
  • произвели вынужденные посадки из-за боевых повреждений два И-153 (один их них потом восстановлен);
  • подбит собственной зенитной артиллерией, произвёл вынужденную посадку и потом был стёрт с лица земли один И-153;
  • взяли повреждения шесть И-153, три из которых потом стёрты с лица земли из-за неосуществимости эвакуации;
  • произвели вынужденные посадки по вине лётного состава пять И-153, все разбиты;
  • стёрты с лица земли при бомбардировке аэропорта Кедайняй три И-153.

И-153 из 4-й эскадрильи 61-го ШАП, покинутый из-за боевых повреждений на аэропорте Кедайняй. Реконструкция по фото выполнена Игорем Злобиным

Практически 22 июня стало первым и последним днём, в то время, когда полк действовал как единая боевая единица. На следующий сутки из состава полка в военных действиях принимали участие лишь 4-я и 5-я эскадрильи, а большинство самолётов, в соответствии с приказанию командующего ВВС СЗФ, была переброшена в район Риги. Делая эти решения, 1-я, 2-я и 3-я эскадрильи 61-го ШАП перелетели на аэропорт Скварбай, где попали под бомбоштурмовые удары люфтваффе и понесли тяжелые потери.

Потом, некое время маленькая несколько сохранившихся самолётов действовала в ярком подчинении начальника 8-й САД с аэропортов Платоне, Рига, Псков, а уже 6 июля последний И-153 был передан в 15-й ИАП.

Инженерно-технический состав ввёл в строй не меньше девяти самолётов из повреждённых за 22–23 июня, и 23–24 июня эти автомобили в составе 4-й и 5-й эскадрилий перелетели в Даугавпилс, где 13 И-153 и И-15бис были переданы в состав сводного 237-го ИАП. Что касается личного состава, то главная его часть отправилась в Воронеж переучиваться на Ил-2.

Лётчики 61-го ШАП, погибшие в первом боевом вылете: младший лейтенант Николай Алексеевич лейтенант и Константинов Иван Иванович Хулап

Благодаря опыту лётного состава переучивание полка длилось менее 14 дней. Было подготовлено 33 лётчика, и уже 14 июля полк в составе 30 Ил-2 перебазировался в состав ВВС Западного фронта. Всего 61-й ШАП выполнил в первой половине 40-ых годов двадцатого века 757 боевых вылетов на Ил-2 и был награждён орденом Красного Знамени, не смотря на то, что в полной мере заслуживал звания Гвардейского.

Справедливость была восстановлена через два с половиной года: 5 февраля 1944 года приказом НКО СССР №018 полк стал 165-м Гвардейским штурмовым авиационным полком.

Ил 2 советский штурмовик времён Великой Отечественной войны

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Первые стратегические воздушные рейды

    Островное положение Англии всегда было плюсом к защите от внешних вторжений, а сильнейший в мире флот стал надежным поручителем безопасности на многие…

  • Небо вердена: первые схватки

    Главред армейского обозрения «Новое время» Петр Тимофеевич Лагутин не торопясь исправил очки в узкой золотой оправе, разгладил благообразную бороду и…

  • Цвета военного неба: прибалтийское наследство

    Страны Прибалтики получили собственную государственность в следствии Октябрьской революции и поражения России в Первой мировой. На протяжении Гражданской…

  • Два капитана, или жаркое лето в холодном краю

    Два лётчика-аса, – коммунистический и немецкий, – летом 1941 года два раза сталкивались в воздушных битвах в небе Заполярья. Оба были хороши победы, но…

  • Финские истребители: первая кровь

    Советско-финская война 1939–1940 гг. осталась «незнаменитой» и заслоненной последующей громадной войной. Но как раз в ее ходе отрабатывались главные…

  • Ложка меда в бочке дегтя

    Действия советской истребительной авиации 22 июня 1941 года нельзя назвать успешными. Скованные сперва запретами атаковать противника, а после этого…