Памятных тамара устиновна

      Комментарии к записи Памятных тамара устиновна отключены

Памятных тамара устиновна

Собственное первое боевое задание лётчица 586-го женского истребительного авиационного полка Т. У. Памятных взяла в июле 1942 года. Вспоминает сама Тамара Устиновна:

«Нам было поручено сопровождать транспортный самолёт, на котором летел на Сталинградский фронт член Госкомобороны Клим Ворошилов. По прибытии я вылезла из кабины и подошла с докладом к одному из высоких по званию офицеров. Посмотрев на меня, он задал вопрос: «А лётчики где?»

Я тогда была в звании лейтенанта и ответила ему, что мы, девушки, и имеется лётчики. Он мне открыто не поверил. После этого обошёл все три отечественных самолёта, заметил в них за штурвалами ещё двух девчат, но кроме того затем сомневался в искренности моих слов! Наконец задал вопрос, как мы собираются возвращаться назад, на что я ему ответила: «Равно как и прибыли ко мне…»

Но самым памятным для Тамары Памятных был боевой вылет, совершённый позднее, 19 марта 1943 года.

Тогда, в паре с Раисой Сурначевской, они отразили налёт многочисленной группы бомбардировщиков на ЖД узел Касторная, сбив наряду с этим 4 самолёта. Вспоминает Тамара Устиновна:

«в один раз мы с моей ведомой Раисой Сурначевской взяли задание перехватить и сбить германский разведывательный самолёт. Взлетев, мы достаточно не так долго осталось ждать нашли несколько самолёт, а целых два соединения германских бомбардировщиков общим числом 42 автомобили! Вот — те на!

Лётчицы 586-го ИАП Галина Бурдина, Тамара Памятных, Валерия Хомякова, Валентина Лисицына (слева направо) по окончании полёта. 1942 год

Быстро собрав высоту, мы спикировали на них, избрав собственной целью лидирующие самолёты соединений, и в итоге любая из нас сбила по одной машине. Повторив данный маневр, мы сбили ещё два бомбардировщика.

К тому времени у меня уже не оставалось патронов, и я решила пойти на таран. Я так приблизилась к одному из вражеских самолётов, что смогла отчётливо различить его лётчика — это был громадный детина с ожесточённым, яростным выражением лица. Я уже планировала таранить его, как мой самолёт подбили, одно крыло отвалилось и машина, загоревшись, вошла в «штопор».

Появившаяся перегрузка была такой сильной, что мои руки беспомощно болтались из стороны в сторону и я не имела возможности кроме того ухватиться за привязные ремни, но однако каким — то образом ухитрилась открыть «фонарь» кабины. В долю секунды у меня перед глазами промелькнула вся моя жизнь. Я собралась прыгать, по так же, как и прежде не имела возможности расстегнуть ремни.

Страха как такового не было — легко осознание близкой смерти. Наконец ремни расстегнулись, по окончании чего мне кроме того не было нужно выпрыгивать из самолёта — замечательным толчком меня практически вышвырнуло из кабины!

Пребывав на высоте около 150 метров, я выдернула кольцо, и нужно мной раскрылся купол парашюта. Приземлившись, я принялась ощупывать себя, потому, что верила в том, что серьёзно ранена. Лицо моё вправду было всё в крови, которая стекала на костюм, да и ощущала я себя отвратительно.

Подняв взор в небо, я заметила, что Раиса делает круги, готовясь к атаке на очередной бомбардировщик. В мозгу пронеслась идея: «Если она отправится на них в одиночку, то неизбежно погибнет». И однако я отправилась на телеграфную станцию, дабы сообщить в собственный полк, что мой самолёт разбился, а позже внезапно заметила, как через поле в мою сторону идет Раиса — была зима, кругом лежал снег и мы обе были обуты в унты.

Мы подошли друг к другу, обнялись, причём у обоих у нас было такое чувство, словно бы мы заново появились на свет.

Т. Памятных (слева) и Г. Бурдина

И однако, не обращая внимания на то, что мы остались целы и невредимы, на душе у меня было неспокойно: я опасалась наказания за разбитый самолёт. Это был не столько ужас, сколько чувство того, что мне за это что — то «будет». А нас вместо этого внезапно забрали и представили к боевым призам — ордену Красной Звезды!

Кроме того по радио сказали, что мы вынудили развернуть назад целое формирование германских бомбардировщиков и сбили 4 из них!

Чуть позднее король Англии, прочтя об этом сообщении, отправил нам в качестве подарка через коммунистический МИД по золотым часам. На моих была выгравирована надпись: «Храброй и элегантной лётчице лейтенанту Тамаре Памятных от короля Англии Георга VI!».

Начальник эскадрильи 586-го истребительного авиаполка лейтенант Тамара Устиновна Памятных прошла всю войну. Принимала участие ещё в нескольких воздушных битвах, в одном из которых снова чуть было не погибла… Всего совершила за войну 205 боевых вылетов на «Яках».

У Тамары Устиновны была необыкновенная, по — видимому, уникальная семья лётчиков — истребителей. В первой половине 40-ых годов XX века она стала женой известного советского лётчика — аса Николая Леонтьевича Часныка, сбившего в годы войны 27 вражеских самолётов. Их младший сын, Александр, отправился по родительскому пути и также стал лётчиком — истребителем.

По окончании окончания ВОВ отечественная героиня не порвала с авиацией — трудилась диспетчером аэропорта Гражданского Воздушного Флота.

Следствие вели (205) Ядовитая школа (16.06.2012)

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: