«Ласточки» арабской весны

      Комментарии к записи «Ласточки» арабской весны отключены

События так называемой «Арабской весны», пройдясь кровавым смерчем по Тунису, Ливии и Египту, в первых числах Февраля 2011 года достигли и успешной Сирии. Мирные сначала выступления скоро переросли в вооруженные столкновения. Правительственные армии были вынуждены начать проведение операции по борьбе с терроризмом.

И большую роль в ее успехе сыграло грамотное использование авиации.

«Ласточки» арабской весны
Сирийские «Альбатросы» – главная ударная сила гражданской войны

Стоит подчернуть, что в разгоревшейся войне как раз ВВС стали «становым хребтом» армии. Красноречивым есть тот факт, что за два года конфликта убегало всего четыре действующих летчика (из них два начальника эскадрильи). В Турцию и Иорданию летчиками было угнано по одному МиГ-21бис.

В начале конфликта сирийские ВВС пребывали в стадии перевооружения. Главным элементом, разрешившим правительственным ВВС сходу завоевать господство в воздухе, стал бессчётный вертолетный парк. Всего на 2011 год западные специалисты говорили о более чем 120 Ми-8/17, приблизительно 20 Ми-25 и 30 SA.342 «Газель».

Помимо этого, в строю пребывало около 20 перехватчиков Миг-29 и 40 Миг-23МЛ (как продемонстрировали предстоящие события, эти автомобили использовались в битвах очень ограниченно). Базу же ВВС составляли истребители-бомбардировщики: 60 МиГ-21бис, около 100 МиГ-23МЛ и МиГ-23БН, 50 Су-22 Су-3/4 и 20 М-24МК. В боевой состав кроме этого стоит добавить несколько разведывательных МиГ-25РБ, пара Ан-26 и дюжина L-39 «Альбатрос» (каковые достаточно активно использовались как легкие штурмовики).

Помимо этого, летом 2012 года наблюдатели отметили использование БПЛА (возможно, иранского производства).

По всей видимости, это было связано с тем, что наземная инфраструктура ВВС на протяжении столкновений прежде всего была под ударом и в первые месяцы много позиций РЛС и ЗРК были захвачены повстанцами.

Участие сирийской авиации в гражданской войне прошло пара этапов. В 2011 году главной задачей была транспортные перевозки и разведка в интересах наземных армий. Но уже В первую очередь 2012 года интенсивность боев быстро возросла, что потребовало более вертолётов и активного применения самолётов.

На протяжении боев за три больших города были брошены как МиГ-23БН и Су-22, так и учебно-боевые L-39.

Сначала использование реактивных автомобилей напоминало «игру в одни ворота», так у мятежников не было фактически никаких средств ПВО. Но в августе 2012 года исламские фундаменталисты в районе Дейр аз-Завр захватили пара зенитных пушек, что сразу же сказалось на утратах правительственной авиации. Уже 13 августа в районе Мохасан был сбит первый реактивный самолет – МиГ-23БН.

5 сентября в том же районе сирийцы утратили и собственный первый Су-22.

К октябрю 2012 года активность сирийской авиации существенно упала, и связано это было не только с тяжелыми потерями (особенно среди вертолетчиков), но и с трансформацией тактики соперника, что начал практиковать налеты на аэропорты. Так, на протяжении атаки авиабазы Тафтаназ 29 августа были повреждены либо стёрты с лица земли 19 вертолетов 63-й бригады ВВС Сирии (а также 7 Ми-17).

Авиабаза Абу ад-Духор по большому счету появилась в осаде: с 30 августа по 4 сентября сходу пара групп мятежников сожгли несколько Миг-21 и без шуток повредили Ил-76. Стоит заявить, что к весне 2013 года обе эти базы захвачены мятежниками, а стратегически ответственная авиабаза Минах (в 35 км от Алеппо) пребывала в осаде.

В некоторых случаях в руки мятежников попали пара в полной мере вертолётов и пригодных самолётов, но отсутствие подготовленного летно-технического состава не разрешило применять ее в битвах. А техники попадало достаточно большое количество – так, на протяжении захвата авиабазы Кшеш 12 февраля 2013 года антиправительственных силам досталось 7 L-39ZA, и много списанных Миг-17 и Миг-15УТИ, аэродромная и запасной техника в разном состоянии.

В октябре 2012 года главные упрочнения правительственной авиации были сосредоточены для выбивания соперника в районе Алеппо. По некоторым данным в сутки сирийские летчики делали до 200 боевых вылета (в основном это были МиГ-21, МиГ-23 и Су-22).

Но и это был не предел – в ноябре 2012 года цифра выросла до 250. Причем главную роль стали играть Су-24 (до этого они использовались только как «стратегические бомбардировщики). Это была вынужденная мера – по окончании появления у повстанцев китайских ПЗРК FN-6, и громадного количества «Игла-2» и «Стрела» использование тех же L-39 стало очень страшным.

Как раз В первую очередь 2013 года правительственная армия все чаще начала применять тактические ракеты «Скад», и иранские «Fateh-110». Помимо этого, в бой были брошены МиГ-23МЛ и МиГ-29 (первый раз отмечены на протяжении боев апреля 2013 года). С линии соприкосновения провалились сквозь землю кроме этого «Газели», что возможно растолковать, в первую очередь, отсутствием запчастей.

Повстанец позирует на фоне захваченного Ми-25 ВВС Сирии

Не обращая внимания на тяжелейшие утраты, возможно сказать о том, что сирийской авиации удалось нарушить снабжение повстанцев в приграничных с Турцией территориях и районах, контролированных соперником. Очень в этом преуспели экипажи «Альбатросов», каковые выполнили около 300 боевых вылетов на «охоту за караванами». Наряду с этим очень действенным было использование как пушки ГШ-23, так и НАР.

В итоге с ноября 2012 года автомобили мятежников стали перемещаться лишь ночью, в то время, когда правительственная авиация летать не имеет возможности.

На сегодня сирийская авиация будет в критическом состоянии. Особенно это относится вертолетного парка, вернее, его транспортного компонента. На сегодня как раз снабжение изолированных гарнизонов по всей стране есть головной болью армейского руководства.

Весной 2013 года на видео мятежников в первый раз начали появляться Ми-14ПС морской авиации, каковые, возможно, употребляются как транспортные. В один момент показались сообщения о попытках снабжения правительственных армий посредством грузовых парашютных контейнеров. Но, во-первых, таковой метод очень неточный и часть грузов неизбежно будет попадать к мятежникам, во-вторых, таким методом нельзя перебросить подкрепления, а тем более забрать раненых.

Решение нашлось лишь в поставках запасных частей к вертолетам (и самих автомобилей) из Ирана и России, но тут официальный Дамаск сталкивается с огромными трудностями. Чего стоит лишь история с кораблем «Alaed». Летом 2012 года на его борту в Сирию были доставлены отремонтированные вертолеты Ми-25.

Причем оказалось это лишь со второго раза. Сперва судно было остановлено в английских водах, по окончании того как его страховка была отозвана по требованию английского правительства. Корабль возвратился в Калининград, откуда в последних числах Июля под эскортом русских кораблей ВМФ опять вышел в море.

Правильное число перевезенных вертолетов неизвестен.

Боевой состав ВВС Сирии (по состоянию на сентябрь 2013 г.) (с) IHS

Арабская весна. Игры престолов

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: