«Миг» и «сейбр»: захватить и изучить

      Комментарии к записи «Миг» и «сейбр»: захватить и изучить отключены

65 лет тому назад, 6 октября 1951 года, советскому лётчику, начальнику полка Евгению Пепеляеву удалось выполнить очень сложную и ответственную миссию. Он смог не просто сбить новейший истребитель США F-86А «Сейбр», но и сделал это так бережно, что самолёт остался фактически целым и пригодным для изучения. США удалось заполучить МиГ-15 только по окончании окончания войны.

Какими были перепетии этого соперничества и что оно дало соперникам по воздушной войне?

Аллея «МиГов»

Парадоксально, но в начале войны в Корее 1950–1953 годов никто не ожидал противостояния МиГ-15 и «Сейбров», ставшего одним из самых броских знаков всего конфликта. Сначала Республика Корея чуть не была захвачена армиями КНДР полностью. После этого авиация вмешавшихся сил ООН (в первую очередь, само собой разумеется, США) относительно легко убрала с неба немногочисленные поршневые северокорейские «Яки», «Ла» и «Илы».

Последующая цепочка малопредсказуемых заблаговременно событий стала причиной появлению в небе КНДР советских истребителей, каковые первоначально защищали воздушное пространство КНР от налётов авиации Чан Кайши.

«Миг» и «сейбр»: захватить и изучить
В прицеле В-29. Из коллекции Диего Зампини
http://www.airspacemag.com/

вести войну с 1 ноября 1950 года в Корее «МиГам», по признанию армейских правительства США, удалось то, что не смогли сделать ни «Мессершмитты», ни «Фокке-Вульфы» во Второй мировой войны — «приземлить» стратегическую авиацию США. Само собой разумеется, интенсивный, но относительно локальный конфликт преследовал совсем иные цели, чем мировая война. Но по окончании последовательности больших потери с 8 ноября 1951 года B-29 прекратили оказаться над Кореей днём (в т. ч. и благодаря формированию совокупностей ночной навигации).

Не обращая внимания на все старания, лётчики F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» не могли вернуть недавнее безраздельное господство в воздухе. «Сейбров» же (переброшенных в декабре 1950 года) и флотских «Пантер» катастрофически не хватало.Район, в котором действовали над Кореей советские лётчики, взял у американцев наименование — «Аллея «Мигов».

Катапультирование из «МиГа». NARA

Но до появления «Сейбра» за полтора месяца битв советские лётчики утратили три МиГ-15, и столько же — за 14 дней битв с «Сейбрами». Неудивительно, что как лётчики, так и конструкторы СССР испытывали горячее желание поближе познакомиться с заокеанским «визави».

Поймать «Сейбр»

Как раз с целью этого в апреле 1951 года в Маньчжурию, где базировались советские части, прибыла особая несколько лётчиков-испытателей НИИ ВВС (от 13 до 16 человек). Перед ними стояла задача принудить «Сейбр» к посадке на аэропорт. Но, не обращая внимания на солидный налёт а также боевой опыт Великой Отечественной, у группы ничего не вышло. Сперва в воздушном бою при собственном численном превосходстве был сбит и погиб майор Перевозчиков, ещё два самолёта взяли повреждения.

А после этого при посадке разбился начальник группы полковник Дзюбенко. На этом история особой «охоты» завершилась.

И опять парадокс, столь довольно часто видящийся на войне — по окончании неудач «спецов» добыть желанный трофей удалось в «простом» бою. Это сделал один из самые выдающихся истребителей Корейской войны Евгений Пепеляев. Он обучался летать ещё на И-16, в учебном бою «сражался» против будущего маршала Савицкого.

После этого и сам учил лётчиков. Стажировался на 2-м Белорусском фронте, где совершил 10 боевых вылетов, но из-за затишья соперника так и не встретил. Но в 1945 году Пепеляеву довелось на Як-9Т сражаться против японцев в Маньчжурии, руководя 300-м истребительным полком.

По окончании войны лётчик освоил новейший реактивный истребитель Ла-15, а после этого и МиГ-15. Причём Пепеляев не только летал сам, но и опять обучал пилотов.

С началом Корейской войны Пепеляев, по его собственному признанию, практически ухватился за возможность дать долг государству и погибшим друзьям, много лет готовившему его как лётчика. Наряду с этим, как начальник 196-го авиаполка, Пепеляев ставил подчинённым задачу — «по окончании войны всем возвратиться к себе с победой». Благо, юные летчики, в большинстве случаев, не получали опыта настоящих воздушных схваток.

Момент истины настал 6 октября 1951 года. К юго-западу от Пакчхона в сражении сошлись 10 МиГ-15 под командой Пепеляева и 16 «Сейбров». Сперва Пепеляев обстрелял ведомого пары «Сейбров», но тут же и сам попал под лобовую атаку второй пары. Пепеляев изобразил правый боевой разворот, а перешёл в левый — данный приём он отрабатывал ещё до войны.

Сейчас коммунистический истребитель, по описанию лётчика, был позади, выше и мало правее «Сейбра». Пепеляев перевернул машину, дабы отрицательная перегрузка придавила его к сиденью, наложил марку прицела на фонарь соперника и дал очередь. 37-мм боеприпас вошёл совершенно верно за кабиной «Сейбра».

Исходя из этого Пепеляев не преследовал «оппонента» — с ним было покончено.

«Стащить Сейбр». Рисунок Dan Zoernig. oldgloryprints.com

Дымящий и еле держащийся в воздухе «Сейбр» увидел капитан Шеберстов из соседнего 176-го полка — и также обстрелял. Ему на счёт и записали победу. «Сейбр» однако смог дотянуть до берега и сесть в полосу отлива, лётчик на резиновой лодке был подобран вертолётом. Советские авиатехники при помощи полутысячи китайцев, не обращая внимания на массированные бомбардировки всего района, достали самолёт, загрузили на «студебеккеры» и доставили в полк.

Лётчики, само собой разумеется, не могли потерять случая посидеть в кабине давешнего соперника. Самому Пепеляеву понравились просторная кабина американского истребителя и эргономичный авиагоризонт, красивый обзор. Позднее Пепеляев писал, что «МиГ» уступает «Сейбру» в горизонтальной манёвренности, дальности, критической скорости и скольжении.

Преимуществами советских истребителей были сильное оружие, вертикальный манёвр и потолок.

По прибытии в Москву трофей попал «на препарирование» в НИИ ВВС им. Чкалова. К сожалению, летать на истребителе с помятым носом, повреждённым многочисленными пробоинами и силовым набором было нельзя.

Было нужно ограничиться продувками в аэродинамической трубе ЦАГИ.

«Сейбр» был больше и тяжелее МиГ-15бис, наряду с этим его двигатель владел меньшей тягой. Неудивительно, что F-86 по выводам экспертов ЦАГИ существенно уступал «МиГу» по скороподъёмности и вертикальной скорости на всех высотах, на малых высотах пара уступая и по большой скорости. Благодаря громадным тормозным щиткам «Сейбр» в горизонтальном полёте тормозился стремительнее «МиГа».

Сходу стоит уточнить, что в настоящих воздушных битвах всё имело возможность сложиться и по-второму.

Из-за строжайшей секретности число допущенных к трофею экспертов было очень ограничено, исходя из этого разобраться в назначении некоторых устройств удалось не сходу. Особенный интерес приводил к радиодальномеру AN/APG-30 с антенной в виде рупора, сопряжённый с оптическим прицелом. Данный прибор скоро давал правильную дальность до цели, и полученные эти сразу же вводились в оптический прицел.

Два гироскопа в прицельной совокупности AIC разрешали производить углы упреждения по азимуту и по вертикали (в случае если гироскоп был один, как на советском АСП-3, то требовалось более долгое сопровождение прицельной маркой цели). Дальность действия дальномера, по опробованиям на Чкаловском аэропорте, доходила до 2500 м и более. Но первые опробования проводились на земле, а вот в воздухе на Ли-2 НИИ-17 получались совсем другие цифры — сперва до 800 м, а позже, по окончании перенастройки, до 4500 м! Причём официальное управление для F-86F давало… от 137 до 2700 м (450–9000 футов).

Ещё один «Сейбр» удалось захватить 5 мая 1952 года — самолёт ветерана Второй мировой войны полковника Уокера «Бада» Махурина был повреждён зенитным огнём и в июле также перекочевал в СССР. Лётчик попал в плен. По одной из преданий, именно он просил продемонстрировать корейского лётчика, что в сражении владел русским языком.

Благодаря опробованиям удалось создать меры противодействия радарам США. В СССР показались прицел АСП-4Н «радиодальномер» и Снег СРД-3 «Град» — аналоги трофейных. А в небе Кореи кроме того прошёл опробования коммунистический тепловизор.

«МиГ» в чужих руках

Закончилась война. 20 сентября 1953 года лейтенант северокорейских ВВС Ким Сум Но (No Kum-Sok), встав с авиабазы Сунан рядом от Пхеньяна, перелетел на самолёте МиГ-15бис на авиабазу Кимпо в Южной Корее. Наряду с этим он кроме того не подозревал о награде в 100 000 американских долларов, ещё входе боевых действий обещанной любому лётчику, что сам преподнесёт собственный «МиГ» «Свободному миру». Ким Сум Но, в соответствии с его мемуарам, начал сражаться с 1951 года, в возрасте 19 лет.

На протяжении полёта к базе США он особенно опасался, что визит «МиГа» сочтут атакой — а также в случае если ему повезёт приземлиться, лётчика пошлют в плен. При посадке он чуть не столкнулся с мирно летящим по расписанию «Сейбром».

МиГ-15бис в ВВС Соеденненых Штатов, с закрашенными опознавательными символами. wikimedia.org

Для опробований практически упавшей с неба долгожданной «диковинки» позвали лучших лётчиков, в т. ч. живую легенду всемирный авиации Чака Игера.

На протяжении Второй мировой войны Игер испытывал «Аэрокобру», которая ему весьма понравилась — в отличие от мнения большинства пилотов США. Следующим самолётом стал Р-47 «Тандерболт», на котором Игер пережил кроме того взрыв движка. После этого его эскадрилью отправили в Англию — бить немцев.

5 марта 1944 года в сражении с тремя ФВ-190 21-летний Игер был сбит над Францией. К счастью, местные обитатели помогли добраться пилоту до партизан-маки. Дальше путь пилота лежал через Пиренеи в нейтральную Испанию, причём Игер ещё и тащил на себе раненого навигатора сбитого В-24. Испанская полиция… срочно кинула Игера в колонию.

Но пилот, переживший куда более тяжёлые опробования, при помощи спаскомплекта вырезал латунную решётку в окне и сбежал. К маю Игер был уже в Англии.

В теории сбитого пилота отправляли к себе — попав в плен ещё раз, он имел возможность бы выдать помогших ему прежде подпольщиков. Но не таков был Игер, дабы сделать за войну всего лишь 8 вылетов. Он дошёл до генерала Эйзенхауэра — и опять начал сражаться, в этом случае на «Мустанге».

До конца войны Игеру засчитали 11 сбитых германских самолётов, причём 5 — всего за один вылет.

По окончании войны, 27 октября 1947 года Игер стал первым в мире человеком, преодолевшим звуковой барьер в горизонтальном полёте. Считалось, что МиГ-15 также возможно сверхзвуковым, исходя из этого среди других испытателей как раз Игеру доверили испытать коммунистический самолёт. Будем помнить, что лётчикам нужно было пилотировать самолёт с незнакомой совокупностью мер. К тому же погода при опробованиях была ненастной. Вторым испытателем стал Том Коллинз.

Опробования продлились всего 11 дней.

Если сравнивать с «Сейбром», «МиГ» в Соединенных Штатах продемонстрировал больший потолок и лучшую скороподъёмность. Кроме этого трофей лучше ускорялся. А вот оборудование МиГа очень сильно «ругалось», потому, что потребовало постоянного внимания пилота. Кроме этого самолёт отличался тягой к штопору и неожиданному кабрированию. Работа Игера была оценена только высоко.

Генерал Бойд кроме того объявил, что «…благодаря Игеру сейчас мы знаем больше о «МиГе», чем русские».

Потому, что «МиГи», по оценке ВВС Соеденненых Штатов, имели возможность с высоты около 15 км (потолок — до 16 км) нормально выбрать место и время для атаки, ударить в этот самый момент же уйти вверх, в качестве противоядия им придумали тактику «потока» («jet stream»). 16 истребителей делились на четвёрки, летящие с пятиминутным промежутком и на различной высоте — от 9 до десяти километров. Автомобили шли на громадной скорости, исходя из этого, в случае если одну группу неожиданно атакуют, другие имели возможность скоро придти ей на помощь.

Сам Игер отмечал, что пилот с обширным опытом «надерёт зад» сопернику на любой машине — «Сейбре» либо «МиГе». Любопытно, что совершенно верно для того чтобы же мнения придерживался и Пепеляев.

Евгений Пепеляев и Чак Игер.

Фото из архива семьи Пепеляева. Снято автором

Много лет спустя два выдающихся лётчика XX века — Евгений Пепеляев и Чак Игер — встретились и подружились.

Источники:

  1. http://www.chuckyeager.com/
  2. https://forums.eagle.ru
  3. http://forums.airforce.ru/
  4. Colleen Madonna Flood Williams. Chuck Yeager. Chelsea House Publications, 2003.
  5. Joiner Stephen. The Jet that Shocked the West. http://www.airspacemag.com/
  6. No Kum-sok. A MIG-15 to Freedom: Memoir of the Wartime North Korean Defector Who First Delivered the Secret Fighter Jet to the Americans in 1953. McFarland & Company, 2007.
  7. Мацкевич В. В. Солдат империи. — М.: Русское слово — PC, 2006.
  8. Плунский П. Хроника рождения ОКБ-1. Самолёты мира. 1997. № 1–2.
  9. Тепсуркаев Ю., Крылов Л. «Сталинские соколы» против «Летающих крепостей». Хроника воздушной войны в Корее 1950–1953. — М.: Эксмо, 2008.
  10. Пепеляев Е. «Миги» против «Сейбров». — М.: Яуза, Эксмо, 2005.

F-86 Sabre VS МиГ-15. War Thunder

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Испанская грусть

    Обращение отправится о лётчиках-испанцах, на протяжении ВОВ сражавшихся в истребительных авиачастях советских ВВС и ПВО территории страны. Правильнее – о…

  • «Большой хлопок» барнса уоллеса

    Словосочетание Grand Slam («Громадный шлем») в наши дни известно в первую очередь поклонникам тенниса — так именуется серия из четырёх самых…

  • В боях над курской дугой

    В июне 1963 года вместе с группой участников исторического сражения за Белгород я побывал в Прохоровском районе. По пути к месту танкового сражения мы…

  • Ложка меда в бочке дегтя

    Действия советской истребительной авиации 22 июня 1941 года нельзя назвать успешными. Скованные сперва запретами атаковать противника, а после этого…

  • Финские истребители: первая кровь

    Советско-финская война 1939–1940 гг. осталась «незнаменитой» и заслоненной последующей громадной войной. Но как раз в ее ходе отрабатывались главные…

  • Бесхвостая «комета»: взгляд победителей

    Ме-163 стал одним из самых необыкновенных самолётов не только во Второй мировой войны, но и в истории авиации по большому счету. На середину 40-х годов…