Разработчик: Шереметьев
Страна: СССР
Первый полет: 1939 г.
Увлечение удлинениями и большими размахами крыла при создании самолетов с рекордной дальностью полета проявилось и в легкомоторной авиации. В апреле 1939 года спортивный отдел Центрального аэроклуба СССР приступил к опробованиям легкого самолета Ш-13 конструкции Б.Н.Шереметева. Опробования этого уникального аппарата совершил полярный лётчик и известный планерист П.Г.Головин.
Ш-13 оценивался как экономичный и недорогой самолет, предназначенный с целью проведения дальних тренировочных полетов и для вероятного завоевания рекорда дальности в классе легких автомобилей. Самолет воображал собой одноместный моноплан древесной конструкции. При тренировке и обучении предполагался и в двухместном варианте.
Крыло Ш-13 двухлонжеронное, с удлинением 16, поперечное V — 6°, профиль сечения крыла — РФ-7 с относительной толщиной 16% в корне. В крыле размещены 4 бензобака неспециализированной емкостью 140 литров. Обшивка крыла фанерная до второго лонжерона, потом — полотняное покрытие. Элероны щелевые, площадью 0,99 кв.м. Между ними и фюзеляжем оборудованы щелевые закрылки, отклоняемые до 45°. При транспортировке крыло расстыковывалось, и его размах понижался с 13-ти до 9,0 метров.
Шасси неубираемое, типа УТ-1 в обтекателях. Хвостовое колесо в обтекателе, «прилепленном» к фюзеляжу подобно тому, как это было сделано на АНТ-25.
Фюзеляж несложных форм, обшит фанерой, снабжен двумя топливными баками неспециализированной емкостью 240 литров. Оперение свободнонесущее, киль выклеен заодно с верхним гротом фюзеляжа. Сзади пилота смонтирован сиденье и пол для второго члена экипажа (пассажира).
Сиденье простейшее, со спинкой из брезента, вычислено под наспинный парашют. В одноместном, дальнем варианте тут легко монтировался один из топливных баков. Указывалось, что при загрузке 175 кг масла и горючего длительность полета составляла 20 часов.
Дальность полета с расчетной скоростью 120 км/ч составляла 2400 км. Указывались и другие значения: длительность полета 25 часов, а дальность — 3300 км.
Ш-13 проходил опробования с двигателем «Salmson» AD-9 мощностью 40 л.с. и воздушным винтом диаметром 1,65 м. Французский «Salmson» AD-9 являлся одним из самых мелких 9-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения, имел диаметр всего 630 мм, сухой вес 75 кг, расходовал менее десяти килограмм горючего в час. Как мы знаем, что AD-9 взяли не новый, ресурс его фактически был израсходован, исходя из этого Ш-13 пробовали оснащать и другими двигателями, в частности оппозитным двигателем воздушного охлаждения Bristol «Cherub» с большой мощностью 36 л.с.
В ходе проведения опробований Ш-13 продемонстрировал хорошие летные качества, при нагрузке горючим на 10 часов полета легко отрывался от почвы, его большая скорость достигала 180 км/ч. Повысить большой взлетный вес с целью достижения заявленной дальности полета ни один из означенных двигателей по обстоятельству малой мощности не разрешал. Но, сама мысль легкого дальнего самолета ажиотажа не позвала.
О проведении дальних полетов на самолетике конструктора Шереметева данных не найдено.
ЛТХ:
Модификация: Ш-13
Размах крыла, м: 13,00
Протяженность самолета,м: 5,90
Высота самолета,м: —
Площадь крыла,м2: 10,56
Масса, кг
-безлюдного самолета: 397
-большая взлетная: 663
Тип двигателя: 1 х ПД «Salmson» AD-9
-мощность, л.с.: 1 х 40
Большая скорость, км/ч: 165
Крейсерская скорость, км/ч: 120
Практическая дальность, км: 2500
Скороподъемность, м/мин: 71
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2.
Самолет Ш-13 с двигателем «Salmson» АD-9 на опробованиях.
Самолет Ш-13 с двигателем Bristol «Cherub».
Ш-13 с двигателем Bristol «Cherub». Схема.
Ш-13. Схема.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Крылья. М.Маслов, М.Орлов, В.Егоров. Легкие самолеты для дальних перелетов.
Уникальные катастрофы малых самолетов
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Разработчик: Смолин Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Самый массовый, если не единственный, отечественный авиамотор М-11 при мощности в 100 л.с. к…
-
Лёгкий самолёт г-39 «кукарача».
Разработчик: Гроховский Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Практические работы по постройке «бесхвосток» развернулись в Осконбюро (Особенное…
-
Гонки 1933 года на кубок дётч-де-ла-мёрт часть 3 гоночные самолеты farman f 370 и f 380
Выкладываю материалы технического меморандума NACA №724, посвященного гонкам 1933 года на кубок Дётч-де-ла-Мёрт. Сейчас на сайте размещается его третья…
-
Самолёт-разведчик «лебедь.хii».
Разработчик: Лебедев Страна: Россия Первый полет: 1915 г. Лебедь.XII («Лебедь-12», «Альбатрос с Сальмсоном»). Данный самолет, вовсе не уникальный и не…
-
Самолет су-47 «беркут». фото. история. характеристики.
Су-47 «Беркут» ? российский перспективный палубный истребитель, разработкой которого занималось ОКБ им. Сухого. В конструкцию входило крыло, имеющее…
-
Самолет bombardier challenger 600. фото. характеристики.
Bombardier Challenger 600 – самолёт относящийся к семейству воздушных судов применяемых в основном в бизнес авиации. Благодаря своим хорошим…