Легкий дальний самолет ш-13.

      Комментарии к записи Легкий дальний самолет ш-13. отключены

Легкий дальний самолет ш-13.

Разработчик: Шереметьев
Страна: СССР
Первый полет: 1939 г.

Увлечение удлинениями и большими размахами крыла при создании самолетов с рекордной дальностью полета проявилось и в легкомоторной авиации. В апреле 1939 года спортивный отдел Центрального аэроклуба СССР приступил к опробованиям легкого самолета Ш-13 конструкции Б.Н.Шереметева. Опробования этого уникального аппарата совершил полярный лётчик и известный планерист П.Г.Головин.

Ш-13 оценивался как экономичный и недорогой самолет, предназначенный с целью проведения дальних тренировочных полетов и для вероятного завоевания рекорда дальности в классе легких автомобилей. Самолет воображал собой одноместный моноплан древесной конструкции. При тренировке и обучении предполагался и в двухместном варианте.

Крыло Ш-13 двухлонжеронное, с удлинением 16, поперечное V — 6°, профиль сечения крыла — РФ-7 с относительной толщиной 16% в корне. В крыле размещены 4 бензобака неспециализированной емкостью 140 литров. Обшивка крыла фанерная до второго лонжерона, потом — полотняное покрытие. Элероны щелевые, площадью 0,99 кв.м. Между ними и фюзеляжем оборудованы щелевые закрылки, отклоняемые до 45°. При транспортировке крыло расстыковывалось, и его размах понижался с 13-ти до 9,0 метров.

Шасси неубираемое, типа УТ-1 в обтекателях. Хвостовое колесо в обтекателе, «прилепленном» к фюзеляжу подобно тому, как это было сделано на АНТ-25.

Фюзеляж несложных форм, обшит фанерой, снабжен двумя топливными баками неспециализированной емкостью 240 литров. Оперение свободнонесущее, киль выклеен заодно с верхним гротом фюзеляжа. Сзади пилота смонтирован сиденье и пол для второго члена экипажа (пассажира).

Сиденье простейшее, со спинкой из брезента, вычислено под наспинный парашют. В одноместном, дальнем варианте тут легко монтировался один из топливных баков. Указывалось, что при загрузке 175 кг масла и горючего длительность полета составляла 20 часов.

Дальность полета с расчетной скоростью 120 км/ч составляла 2400 км. Указывались и другие значения: длительность полета 25 часов, а дальность — 3300 км.

Ш-13 проходил опробования с двигателем «Salmson» AD-9 мощностью 40 л.с. и воздушным винтом диаметром 1,65 м. Французский «Salmson» AD-9 являлся одним из самых мелких 9-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения, имел диаметр всего 630 мм, сухой вес 75 кг, расходовал менее десяти килограмм горючего в час. Как мы знаем, что AD-9 взяли не новый, ресурс его фактически был израсходован, исходя из этого Ш-13 пробовали оснащать и другими двигателями, в частности оппозитным двигателем воздушного охлаждения Bristol «Cherub» с большой мощностью 36 л.с.

В ходе проведения опробований Ш-13 продемонстрировал хорошие летные качества, при нагрузке горючим на 10 часов полета легко отрывался от почвы, его большая скорость достигала 180 км/ч. Повысить большой взлетный вес с целью достижения заявленной дальности полета ни один из означенных двигателей по обстоятельству малой мощности не разрешал. Но, сама мысль легкого дальнего самолета ажиотажа не позвала.

О проведении дальних полетов на самолетике конструктора Шереметева данных не найдено.

ЛТХ:

Модификация: Ш-13
Размах крыла, м: 13,00
Протяженность самолета,м: 5,90
Высота самолета,м: —
Площадь крыла,м2: 10,56
Масса, кг
-безлюдного самолета: 397
-большая взлетная: 663
Тип двигателя: 1 х ПД «Salmson» AD-9
-мощность, л.с.: 1 х 40
Большая скорость, км/ч: 165
Крейсерская скорость, км/ч: 120
Практическая дальность, км: 2500
Скороподъемность, м/мин: 71
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2.

Самолет Ш-13 с двигателем «Salmson» АD-9 на опробованиях.

Самолет Ш-13 с двигателем Bristol «Cherub».

Ш-13 с двигателем Bristol «Cherub». Схема.

Ш-13. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Крылья. М.Маслов, М.Орлов, В.Егоров. Легкие самолеты для дальних перелетов.

Уникальные катастрофы малых самолетов

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: