«Красный барон» изонцо и пьяве

      Комментарии к записи «Красный барон» изонцо и пьяве отключены

Австро-венгерская авиация, при всем разнообразии базисных окрасок самолётов, в личных обозначениях была достаточно консервативна, применяя фигуры , тактические номера либо кодовые буквы. Одним из немногих исключений стали три персональных «Альбатроса» начальника 41-й истребительной авиароты, выкрашенных в красный цвет. Принадлежали они гауптману Годвину Брумовски – лучшему воздушному асу Австро-Венгерской империи.

«Красный барон» изонцо и пьяве

Слева: гауптман Годвин Брумовски. Монокль, что всегда носил ас, был не просто данью моде, но и очень функциональным предметом из-за его близорукости на правый глаз. Справа: обер-лейтенант Flik 12 Годвин Брумовски на фоне «Бранденбурга» D.I серии 65.5.

Годвин Брумовски (Godwin Brumowski), либо, правильнее, фон Брумовски, – дворянскую приставку он не применял, – появился 26 июля 1889 года в городе Вадовице в польской Галиции, а вырос во Фридеке в чешской Силезии. Наследник ветхой офицерской семействе, правдой и верой помогавшей австрийским монархам, он также избрал военную карьеру и прошёл обучение сперва в общеармейской Терезианской военной академии (Theresianische Militarakademie) в Вене, а после этого в специальной Военно-технической академии (Technische Militarakademie) в Мёдлинге. В августе 1910 года Брумовски окончил последнюю в чине лейтенанта и взял назначение в 29-й полк полевой артиллерии, расквартированный под Перемышлем.

Четыре года спустя Брумовски был уже обер-лейтенантом, и с 1 мая 1914 года служил на должности адъютанта 6-го конного артиллерийского дивизиона в венгерском Мишкольце, откуда вместе с частью по мобилизации убыл в Галицию. По окончании 11 месяцев войны он пожелал перевестись в авиацию, где с готовностью принимали квалифицированных офицеров-артиллеристов, и в июле 1915 года в том месте же, на русском фронте, стал наблюдателем в Flik 1 (Fliegerkompagnie – эскадрилья, практически «авиарота»).

Дебют на русском фронте

По большей части часть была вооружена «Альбатросами» B.I, как в уникальном варианте – правильной копии германского B.II, так и модернизированном – с новой коробкой крыльев по проекту доктора наук Кноллера. В один момент употреблялись разведчики других типов: «Авиатики» B.II (развитие германского B.I) и поставленные из Германии «Бранденбурги» B.I.

«Альбатрос» B.I (уникальной модели) с серийным номером 22.01 – один из самолётов Flik 1, на котором Брумовски летал в бытность наблюдателем.

Годвину Брумовски довелось делать боевые вылеты с различными пилотами. Достаточно довольно часто он летал с начальником части гауптманом Отто Индрой (Otto Jindra). Совместно они принимали участие в «стратегической операции» – налёте шестёркой самолётов на Хотин 12 апреля 1916 года, совпавшем с визитом в том направлении Николая II.

На перехват атакующих встали пара (австрийцы насчитали семь) русских «Моранов-Парасолей», и в воздушном бою экипаж Индра – Брумовски заявил две победы, засчитанные на основании данных разведки. По русским данным, на перехват поднимались «Мораны» 3-го корпусного авиаотряда, но воздушного боя так и не случилось. Вынужденные посадки русских истребителей вправду были, но по техническим обстоятельствам (неисправность двигателя).

Первого неоспоримого успеха в воздушном бою обер-лейтенант Брумовски добился утром 2 мая вместе с пилотом цугсфюрером Куртом Грубером (Kurt Gruber), также будущим асом-истребителем. На протяжении корректирования артиллерийского огня их нападал русский «Парасоль» 14-го корпусного авиаотряда, но в воздушном бою был сбит сам. Большинство попаданий пришлась на курсовой пулемёт лётчика, а не турельный наблюдателя, но победы все равно записывались на экипаж в целом.

Годвин Брумовски и разбитый «Бранденбург» B.I, серийный номер 05.33.

Фото сделано во время работы лётчика на русском фронте, но правильной датировки нет.

Все три первые победы Брумовски были одержаны на «Кноллер-Альбатросах», но летал он и на всех остальных имевшихся в эскадрилье типах, в качестве наблюдателя сделав 120 боевых вылетов. В мае-июне конкретно «в поле» Годвин прошёл обучение полётам, 3 июля сдал экзамены, а 5 дней спустя, собрав положенное число боевых вылетов, взял и звание фельдпилота. Став лётчиком, Брумовски продолжил летать на «Кноллер-Бранденбургах» и «Альбатросах» B.I, а в осеннюю пору 1916 года пересел на новые «Бранденбурги» C.I, доведя общее число боевых вылетов на восточном фронте до 191.

Против англичан и итальянцев

В ноябре 1916 года лётчика перевели на итальянский фронт во Flik 12, кроме этого вооружённую «Бранденбургами» C.I, в дополнение к каким в том же месяце прибыли три истребителя KD германского производства, они же «Бранденбург» D.I. К полётам на одноместных автомобилях допускались лишь самые умелые пилоты, к числу которых был причислен и Брумовски.

3 декабря он стал соавтором первой воздушной победы самолёта этого типа. Итальянский трёхмоторный бомбардировщик «Капрони» Ca.1 из 1-й эскадрильи тогда последовательно нападали четыре различных «Бранденбурга»: KD из Flik 28, позже «Морской KD» (тип CC) с авиастанции Триеста, за ним C.I из Flik 20, а добил неприятеля уже Брумовски.

«Бранденбург» D.I с серийным номером 65.53, на котором Годвин Брумовски одержал собственную первую «истребительную» победу.

Параллельно лётчик воевал и на разведчиках. 25 ноября он вылетел с командующим авиации 5-й армии оберстом Лео Надгерны (Leo Nadherny) в качестве наблюдателя и был сбит в воздушном бою итальянским истребителем, но сумел благополучно совершить вынужденную посадку. Вечером 2 января уже сам, вылетев с наблюдателем обер-лейтенантом Юлиусом Дьёрфи фон Телекешем (Julius Gyorffy von Telekes), Брумовски вынудил приземлиться итальянский «Фарман», ставший его «пропуском в клуб асов» (данными соперника эта заявка не подтверждается).

В феврале 1917 года две только что начатые формироваться эскадрильи – 41-я и 42-я – были преобразованы в истребительные и ожидали получения «Бранденбургов» D.I австрийской постройки. На руководство одной из этих эскадрилий решили поставить Брумовски, но прежде его послали на стажировку в Германию. Сперва он тренировался в тылу, после этого был откомандирован на западный фронт в состав Jasta 24 и с 19 по 27 марта совершил четыре боевых вылета на истребителях «Альбатрос» D.II.

В апреле он возвратился на Изонцо-фронт и принял руководство Flik 41/J, а 1 мая принял чин гауптмана.

В то время начальник был самым результативным лётчиком части и в последующих битвах стал её основной звездой. Практически, он имел возможность бы, перефразируя слова французского короля, сообщить «эскадрилья – это я»: за 14 месяцев без его прямого участия 41-я авиарота добилась всего семи побед, а все другие были одержаны или лично Брумовски, или парой либо звеном с ним во главе. Наряду с этим совсем определённо возможно сообщить – это был не тот случай, в то время, когда глава, пользуясь служебным положением, навязывается в «соавторы», не талантливый добиться личного успеха.

«Бранденбург» D.I австрийского производства с серийным номером 28.10, на котором начальник Flik 41/J Годвин Брумовски в мае 1917 года одержал три подтверждённых и одну не засчитанную победы.

Брумовски открыл победный счёт эскадрильи 10 мая 1917 года, сбив разведчик, идентифицированный им как «итальянский Вуазен» (предположительно, это была «Савойя-Помилио» SP.2 из 41-й эскадрильи). В тот же сутки он участвовал в сражении, в котором часть понесла первую утрату: пара аэропланов, ведомая начальником, подверглась неожиданной атаке лучшего итальянского аса капитана Франческо Баракки (Francesco Baracca) на «Спаде»-7. Мишенью стал напарник Брумовски, самолёт которого скоро был изрешечён.

Добить его итальянец опоздал, по причине того, что Брумовски сам зашёл ему в хвост и открыл огонь. До тех пор пока два аса напрасно сражались, повреждённый австриец перетянул через линию фронта и плюхнулся уже на собственной территории.

12 мая на протяжении патрулирования Брумовски с напарником встретили два «Фармана». Любой из лётчиков атаковал своего противника (оба были повреждены, но возвратились на базу), а позже они совместно вступили в бой со «Спадом»-7 итальянского аса из 91-й эскадрильи лейтенанта Фулько Руффо ди Калабриа (Fulco Ruffo di Calabria). У того практически сходу заклинило пулемёт, и он должен был спасаться бегством, имитируя хаотичное падение.

По возвращении на базу австрийцы заявили по одной личной победе и одну в паре, но засчитали им лишь две первых. До конца месяца Брумовски заявил ещё две воздушные победы, но взял подтверждение лишь на одну.

В июне единственным примечательным событием стало поступление в 41-ю эскадрилью одного «Авиатика» D.I – единственного серийного истребителя австрийской разработки. Увы, по окончании пары пробных полётов начальник категорически отказался от вероятного перевооружения на эти аппараты. Июль кроме этого выдался не очень активным и ознаменовался единственной групповой воздушной победой, одним из «соучастников» которой стал Брумовски.

Самолеты итальянского аса князя Фулько Руффо ди Калабриа несли ужасную эмблему, которая позднее показалась на самолетах его оппонента Годвина Брумовски.

Но на август 1917 года пришёлся результативности действий и пик интенсивности как части в целом, так и её начальника. 10 августа он стал «два раза асом», 19 августа – «трижды», 23 августа – «четырежды», а всего за две декады одержал 12 подтверждённых побед (пять личных и семь групповых) и шесть либо семь неподтверждённых (а также пять личных).

15-я и 16-я победы были им одержаны 19 и 20 августа на «Альбатросе» D.III – одном из истребителей этого типа, сравнительно не так давно поступивших в дополнение к «Бранденбургам». В сентябре самые опытные пилоты пересели на новый истребитель, но Брумовски летал на персональном KD до тех пор, пока не разбил его в аварии в конце месяца. Следующим его аппаратом стал «Альбатрос», что он (быть может, не сходу, а через некое время) приказал выкрасить в красный цвет, а на спине и «бортах» фюзеляжа нарисовать белый череп на тёмном фоне.

Под знаком «Адамовой головы»

Всего за сентябрь-октябрь 1917 года лётчики Flik 41/J одержали четыре воздушные победы, но их начальник поучаствовал лишь в одной: 9 октября он с двумя ведомыми поджёг итальянский аэростат – это первенствовал стёртый с лица земли аппарат легче воздуха как для него, так и для его подчинённых. В том же месяце эскадрилья совсем перешла на «Альбатросы», 4 октября получив приказ передать все оставшиеся «Бранденбурги» в другие части.

Годвин Брумовски (слева в верхней группе) 23 августа 1917 года показывает собственный «Альбатрос» D.III с серийным номером 153.06 пилоту (сидит в кабине) и наблюдателю (справа в верхней группе) только что сбитого им на этом самолёте итальянского SP.3 из 45-й эскадрильи.

В ноябре при понижении на четверть общего количества боевых вылетов эффективность действий, напротив, возросла: за месяц эскадрилья одержала шесть подтверждённых и одну не засчитанную победы. Одна из подтверждённых была личной победой Брумовски над аэростатом, а все другие – групповыми над самолётами, все с участием начальника. В декабре 41-я эскадрилья одержала ещё три победы, одну из которых – групповую над очередным аэростатом – 13 декабря засчитали начальнику.

В январе 1918 года число боевых вылетов сократилось в два раза, а в феврале с погодой стало совсем не хорошо, но стычки с итальянцами происходили систематично. Удач они не принесли, а поражения были.

Годвин Брумовски и его обгоревший первый красный «Альбатрос» D.III (серийный номер 153.45) по окончании боя 1 февраля 1918 года.

На этом самолёте ас летал с октября 1917 по апрель 1918 гг. и одержал восемь воздушных побед.

По окончании боя с итальянскими истребителями 1 февраля Брумовски было нужно сажать собственный изрешечённый горящий истребитель по окончании того, как вспыхнул вытекающий из пробитого крыльевого бака бензин. Три дня спустя его звено столкнулось с многочисленной группой бипланов, опознанных как британские «Сопвичи».

Обоим ведомым повезло отделаться лишь испугом, а заметную красно-крапчатую машину начальника «зажал» целый флайт. «Карусель» неспешно опустилась с 3500 до 500 метров, и лишь в том месте австрийский ас сумел оторваться от преследования и приземлился на ближайшем аэропорте. На пробеге истребитель скапотировал, но пилот не пострадал.

Хоть как-то отыграться удалось лишь 25 марта, в то время, когда Брумовски одержал собственную 30-ю победу, сбив «Помилио» PE из 131-й эскадрильи. Эта победа эскадрильи стала единственной за целый первый квартал 1918 года. Британцам же отомстить удалось 17 апреля, в то время, когда Брумовски в паре с ведомым сбил «Кэмел» из 28-й эскадрильи, что опять явилось единственным успехом части за два месяца.

Результат воздушного боя 4 февраля 1918 года: «Альбатрос» D.III (серийный номер 153.52) списали, как не подлежащий ремонту.

На этом истребителе ас летал с ноября 1917 года и одержал две подтверждённых и одну неподтверждённую победы.

Лишь в июне, на протяжении последнего наступления австро-венгерской армии, 41-я эскадрилья сумела одержать последние пять воздушных побед. Четыре из них пополнили счёт начальника: сперва ему засчитали два сбитых лично аэростата, позже самолёт-разведчик в паре, а 20 июня он «закрыл» счёт побед части собственной 35-й победой. Жертву записали как «малоизвестный итальянский самолёт», и при солидном числе сражавшихся в тот сутки соперников выяснить его принадлежность и тип не представляется вероятным.

Личный истребитель аса, уже третий «Альбатрос» красного цвета с черепами на фюзеляже, кроме этого был изрядно продырявлен, но его скоро отремонтировали.

23 июня лётчик совершил на нем собственный 439-й боевой вылет (включая полёты наблюдателем), прошедший без каких или приключений. 25 июня руководство принудительно послало Брумовски в долгий отпуск, по окончании которого ас в часть уже не возвратился. Вместо этого по возвращении на фронт 10 октября его прописали командующим истребительной эскадры Изонцо-армии (австрийские эскадры объединяли все эскадрильи одного назначения в составе одной общевойсковой армии).

Последний персональный истребитель аса, «Альбатрос» D.III (серийный номер 153.209), на котором тот в июне 1918 года одержал последние четыре воздушные победы.

Ещё в середине августа 1917 года Брумовски вышел на первую строке перечня асов Австро-Венгерской империи и до конца войны удерживал это первенство. За время участия в военных действиях он был награждён Рыцарским крестом (младшая степень приза) ордена Леопольда с армейским мечами и отличием (один из 23 награждённых авиаторов), 3-й степенью ордена Металлической Короны с армейским мечами и отличием (269 награждённых), Золотой медалью за храбрость для офицеров (один из девяти), Крестом армейских заслуг 3-й степени с армейским мечами и отличием, Серебряной и Медной медалями армейских заслуг (обе за работу в артиллерии), Войсковым крестом императора Карла и германским Железным Крестом 2-очень класса.

Кроме этого он был удостоен австрийского и прусского знаков военного лётчика. Не взятым остался лишь Рыцарский крест Армейского ордена Марии-Терезии, ходатайство о награждении которым так и осталось нереализованным: эту приз за всю войну взял лишь один летчик, да да и то не армейский, а флотский.

Неспокойная мирная судьба

По окончании поражения в войне началась демобилизация австрийской армии, и в феврале 1919 года гауптман Брумовски был уволен. Сперва он поселился в Вене, но скоро перебрался в поместье свекрови в венгерской Трансильвании, которая по мирному контракту 1920 года отошла к Румынии. Земледелие выяснилось совсем не для отставного аса, да и талантами хозяйственника он не владел. Брумовски остро не хватало того адреналина, к которому он привык за три с половиной года авиационной работы.

Лошади, машины и охота были не сильный заменой, и через десятилетие Брумовски не выдержал и сбежал из деревни обратно в австрийскую столицу.

В Вене он вернул навыки пилотирования и взял диплом гражданского лётчика. Приблизительно тогда же он присоединился к хеймверу («Альянс защиты отчизны») – военизированному объединению очень правого толка, националистическому, но не пангерманскому.

В 1932 года благодаря финпомощи, взятой от итальянской национальной фашистской партии, хеймвер закупил пара самолётов и организовал личный авиакорпус во главе с Брумовски. Он же руководил и единственной его эскадрильей, Heimwehr Fliegerkorps Staffel – на большее самолётов просто не хватило. В следующем году авиакорпус два раза поменял наименование: сперва на Osterreichische Heimatschutzfliegerkorps («Австрийский авиакорпус защиты отчизны»), а позже на Vaterlandischer Verkehrsflug Verein («Патриотическое авиатранспортное общество»).

Принадлежавший авиакорпусу хеймвера DH.83 «Фокс Мот» с гражданской регистрацией A-129, на котором Брумовски выполнил первый боевой вылет австрийской гражданской войны.

Летом 1933 года в воздушное пространство Австрии начали вторгаться «неопознанные» самолёты, прилетавшие со стороны Германии и разбрасывавшие листовки. Для противодействия им корпус послал четвёрку самолётов в Зальцбург, но делать перехваты лётчикам так и не было нужно: правительство Австрии договорилось с германским, и нарушения границы закончились.

Целый 1933 год политическая обстановка в Австрии всегда ухудшалась: сперва разразился парламентский кризис, после этого последовали роспуск парламента, запрет части политических организаций и партий, позже общая стачка, а 12 февраля 1934 года и вовсе началась гражданская война. По одну сторону баррикад была запрещённая в первой половине 30-ых годов XX века боевая организация социалистов «Республиканский шуцбунд», а по другую – поддержанная частями армии, жандармерии и полиции коалиция нескольких организаций, в число которых входил и хеймвер. Из-за явного неравенства сил всё закончилось за пара дней.

В сутки начала войны из авиакорпуса хеймвера (пять самолётов) и венского отделения полицейской авиации (четыре автомобили) организовали сводную эскадрилью, начальником которой стал комиссар полиции Август Рафт-Марвиль (August Raft-Marwil).

13 февраля эскадрилья начала боевые вылеты. В тот сутки Брумовски с Рафт-Марвилем в качестве наблюдателя на лёгком транспортном DH.83 «Фокс Мот», принадлежавшем хеймверу, совершили разведку обстановки в столичном районе Зиммеринг. Их самолёт попал под пламя с почвы, но лётчик благополучно довёл его до базы.

Ремонт аппарата затянулся до конца военных действий, и следующий боевой вылет ас совершил 14 февраля на милицейском «Бранденбурге» C.I времён Первой мировой – самолёте старом, но оснащённом пулемётной турелью. Экипаж смог не просто следить за происходящим на земле, но и принять яркое участие в сражении – лётчики обстреляли пулемётное гнездо, закрывавшее отель Гётехоф, опорный пункт обороны шуцбундовцев. Как известно, это была единственная воздушная атака гражданской войны.

К 19 февраля восстание совсем было подавлено, и сводную эскадрилью, выполнившую 117 боевых вылетов, поделили на исходные составляющие. 25 июля собственное восстание подняли австрийские национал-социалисты. Авиация хеймвера, сократившаяся к тому времени до четырёх самолётов, должна была опять учавствовать в военных действиях на стороне правительства, но путч подавили так скоро, что до боевых вылетов дело не дошло.

В апреле 1935 года Брумовски вместе с ещё одним пилотом-ветераном Первой мировой основал аэроклуб называющиеся «Австрийская венская аэрошкола» (Osterreichische Fliegerschule Wien). Большинство школьного флота ранее принадлежала эскадрилье хеймвера.

Обломки самолёта, на котором погиб Годвин Брумовски.

Нидерланды, Схипхол, 3 июня 1936 года.

Одним из первых курсантов школы стал трудившийся в Вене по приглашению правительства Австрии 49-летний голландский банкир Адрианус-Йоханнес ван Хенгел (Adrianus Johannes van Hengel). В осеннюю пору 1935 года он взял диплом пилота-любителя и приобрел себе британский туристический Майлз «Фэлкон».

В начале Июня 1936 год ван Хенгел решил слетать на своём самолёте к себе в Голландию, пригласив в ассистенты бывшего инструктора. Первую часть маршрута – до швейцарского Базеля – пилотировал Брумовски, а по окончании за штурвал сел сам обладатель. 3 июня в 19:00 самолёт уже заходил на посадку в амстердамском Схипхоле, но на последнем развороте сорвался в штопор и врезался в почву по окончании двух-трёх полных витков.

пассажир и Пилот погибли на месте.

Расследование продемонстрировало нехорошее уровень качества клеевых соединений, ослабившее конструкцию самолёта, но обстоятельством трагедии стала неверная загрузка багажа. Через чур тяжёлый груз в заднем грузовом отсеке увёл центровку за предельно допустимое значение, и по мере выработки горючего обстановка лишь ухудшалась. В следствии мельчайшая неточность пилота-любителя стала роковой.

Кто владеет космосом Тот владеет миром Военно космические войска видео

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: