Генералы, графы и капитан камозин

      Комментарии к записи Генералы, графы и капитан камозин отключены

Из советских лётчиков-истребителей, принявших участие в битвах за Керченский полуостров с осени 1943 по весну 1944 года, самый известен начальник эскадрильи 66-го истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии, два раза Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин. За войну он одержал 34 индивидуальные и как минимум 4 групповые победы, из которых большинство пришлась на битвы за Керчь.

К сожалению, лётчик не покинул мемуаров, но на основании бесед с ним его приятель, автор Георгий Реймерс, издал документально-художественную повесть «Внимание! В небе Камозин». В других изданиях и этой книге, посвящённых асу, в особенности выделяются два эпизода: уничтожение в последний сутки 1943 года транспортного самолёта, перевозившего 18 генералов и других влиятельных германских офицеров, и последующий поединок с германским асом, взявшим в книге имя «Граф».

Попытаемся на основании сохранившихся архивных разрешённых разобраться, что в этих историях миф, а что — действительность.

Говорят, под Новый год что ни пожелается…

Документы 329-й истребительной авиадивизии и входившего в неё 66-го истребительного авиаполка сохранились в архиве Минобороны РФ и отличаются от фондов вторых соединений и частей завидной полнотой. В соответствии с им, 31 декабря 1943 года сразу после полудня лейтенант Камозин во главе шестёрки «Аэрокобр» вылетел с Тамани на задание по разведке армий соперника на Керченском полуострове. Лётчики должны были изучить широкий район Заморск — Багерово — Тархан — Глубокая Балка — Грязевая Пучина — Катерлез — Булганак.

Подходя к Казантипскому заливу, в 12:35 разведчики увидели следующий на аэропорт Багерово на высоте 400 метров германский двухмоторный транспортный самолёт неустановленного типа под прикрытием четвёрки «Мессершмиттов» Bf 109: пара летела сзади, два вторых пребывали в стороне. Отделившаяся от советской группы пара лейтенанта Павла Камозина и его ведомого младшего лейтенанта Алексея Владыкина нападала транспортник в лоб. После этого советские лётчики развернулись и произвели две атаки в хвост, выпустив с убийственной дистанции 20–25 метров 10 пушечных 37-миллиметровых снарядов, 146 крупнокалиберных 12,7-мм пуль и 500 пуль винтовочного 7,62-мм калибра.

Генералы, графы и капитан камозин

Главным транспортным самолётом люфтваффе был прекрасно общеизвестный советским лётчикам трёхмоторный «Юнкерс» Ju 52, не смотря на то, что немцы применяли в этом качестве целое множество разных автомобилей, впредь до трофейных. То, что в заявке Павла Камозина и его ведомого фигурирует некоторый двухмоторный самолёт, является дополнительным доказательством её достоверности.

В соответствии с докладу лётчиков, в следствии германская машина упала в пяти километрах восточнее посёлка Мескечи (сейчас Песочное, северо-западнее станции Ташлы-Яр, она же Зелёный Яр). Лётчики успели заметить вражеский самолёт горящим на земле, по окончании чего вступили в бой с зазевавшимися было германскими истребителями, произведя две атаки на виражах. Но, пребывав на большом растоянии от собственной территории и имея другую задачу, советские лётчики предпочли не ввязываться в затяжной бой и ушли в тучи, забрав курс на собственный аэропорт.

Потому, что в одном из наградных страниц на Камозина, составленных в январе 1944 года, упоминание об данной победе отсутствует, возможно сделать вывод, что победу ему сперва не засчитали. Но по окончании освобождения Керченского полуострова, якобы по опросам местных обитателей, было обнаружено, что на упавшем транспортном самолёте летело 18 германских генералов и офицеров с высокими званиями, каковые везли награды и подарки на Новый год.

Словно бы бы немцы оградили место падения «ответственной птицы», никого в том направлении не пускали и целую семь дней носили траурные повязки на рукавах. Так, победа аса взяла не только подтверждение, но и известность.

На данный момент точно как мы знаем, что в декабре 1943 года недалеко от Крымского полуострова не погиб ни один генерал вермахта. Более того, представляется совсем немыслимым, что в радиусе действия советских истребителей в одном самолёте имело возможность лететь такое количество генералов.

В случае если отбросить фантастическую легенду о погибших генералах, то победа имела возможность бы иметь под собой в полной мере настоящие основания, учитывая, что советские лётчики произвели по транспортнику в общем итоге три атаки и израсходовали большую часть боекомплекта. Настораживает только пассивность сопровождающих германских истребителей, разрешивших паре Камозина трижды свободно атаковать транспортную машину. Кроме этого в своевременных документах практически ничего не сообщено об оставшейся четвёрке лётчиков группы Камозина, не смотря на то, что они имели возможность продолжить делать разведку и не видеть падение германского транспортника.

Лётчики 66-го ИАП, слева направо: начальник эскадрильи капитан Павел Михайлович Камозин, лётчик младший лейтенант Алексей Васильевич Владыкин (курсантское фото) и глава воздушно-стрелковой работы полка капитан Фёдор Александрович Капустик (послевоенное фото). Постоянный ведомый Камозина Алексей Владыкин был результативным лётчиком, одержавшим на момент собственной смерти 12 января 1944 года пять личных побед и одну в группе, на счету Фёдора Капустика к концу войны было 10 личных побед

Любопытно, что в итоге личная победа была записана на счёт лейтенанта Камозина, не смотря на то, что по факту он нападал и сбил вражескую машину в паре с ведомым младшим лейтенантом Владыкиным. Что касается сохранившихся германских информации о утратах, то в них подходящий транспортный либо второй подобный самолёт в нужном районе и в нужную дату не значится. Быть может, атакованная германская машина только взяла незначительные повреждения и благополучно приземлилась, исходя из этого в перечень утрат не попала, или утрата попала в сводки за 1944 год, каковые сохранились далеко не полностью.

А был ли «Граф»?

Как повествуют Реймерс и его коллеги, по окончании смерти многочисленной группы генералов немцы заявили настоящую охоту на советского лётчика и отправили на Керченский полуостров для уничтожения Камозина аса по прозвищу «Граф» из некоей «бриллиантовой эскадрильи Геринга». Характеризуя его, советские авторы информируют, что ранее германский ас расстреливал с воздуха беспомощных детей и женщин во Франции, бомбил советские больницы в Минске и удостоился личной признательности Геринга за массовое уничтожение беженцев на дорогах Украины. Думается, комментарии в этом случае будут лишними.

Как вспоминал один из асов группы II./JG 52 лейтенант Петер Дюттманн (Lt. Peter Duttmann, 152 победы), благодаря радиоперехвату германские лётчики на протяжении битв за Крым вправду знали фамилии либо позывные многих собственных визави. Но, кроме того обладая аналогичной информацией, выделять кого-то из соперников немцы не торопились и уж тем более не стали бы присылать для уничтожения особого аса. «Специалистов» в составе группы гауптмана Герхарда Баркхорна (Hptm.

Gerhard Barkhorn) хватало и без этого, да и сам он в январе 1944 года с 1000 боевых вылетов и 240 победами был одним из самых результативных лётчиков Восточного фронта. Никакой охоты за отдельными советскими лётчиками не велось: в битвах против 4-й и 8-й ВА, и ВВС ЧФ у истребителей II./JG 52 хватало вторых задач.

Возглавляемая им эскадра JG 11 входила в ПВО Германии и тщетно пробовала обезопасисть север страны от налётов союзных бомбардировщиков — Генералы, графы и капитан Камозин | Военный портал Warspot.ru" src="~images\generali-grafi-i-kapitan-kamozin-3.jpg">
Пробуя придать больше достоверности истории с Камозиным и «Графом», кое-какие горе-исследователи пробуют записать в жертвы советского лётчика известного аса Германа Графа (Hermann Graf, 212 побед). Некогда самый результативный лётчик люфтваффе и кавалер Рыцарского креста с Алмазами, полковник Граф, непременно, был важным соперником, вот лишь зимний период 1943–1944 годов ему было не до Крыма. Возглавляемая им эскадра JG 11 входила в ПВО Германии и тщетно пробовала обезопасисть север страны от налётов союзных бомбардировщиков

Но разглядим обрисованный Реймерсом и другими авторами поединок германского и советского асов — так как, по всем законам литературного жанра, соперники не могли не встретиться. В отечественных публикациях описание боя, в котором Камозину удалось сбить умелого неприятеля, выглядит следующим образом:

«Начальник эскадрильи, увидев соперника, поднял собственную четвёрку на высоту 6500 метров. Да, “Граф” предусмотрел очень многое. Нашёл подходящий момент, в то время, когда Камозин уже возвращался с боевого задания — значит, устал и горючее на исходе. Вёл воздушный бой — значит, снарядов мало. Ситуация сложилась не в пользу Камозина, и он имел возможность бы уклониться от боя.

Но начальник эскадрильи, решительно отдавая приказания ведомым, уже занимал исходное положение для первой атаки.

У Камозина созрел уникальный план боя. Ведомые Камозина удивились, заметив, как близко прошёл начальник мимо “Графа” и как вяло сделал боевой разворот. Нацист соблазнился лёгкостью добычи и устремился за Камозиным.

Навстречу “Графу” ринулись два резервных самолёта, пребывавшие немного выше главного состава. Гитлеровец прервал атаку и начал обороняться, утратив из виду Камозина.

Не теряя ни секунды, Камозин собрал высоту и, в то время, когда “Граф” заложил очередной вираж, кинул самолёт в пике и надавил на гашетку. Очередь была меткой и сокрушительной. Фашистский самолёт начал разваливаться на части в воздухе.

Так было покончено с “Графом” — гордостью “бриллиантовой” эскадрильи Германа Геринга».

Анализ всех битв Павла Камозина в Крыму по окончании 31 декабря 1943 года по своевременным документам 66-го ИАП и 329-й ИАД позволяет понять, что литературный эпизод в полной мере соотносится с настоящим воздушным боем. Он состоялся 27 января 1944 года над восточной частью Керченского полуострова.

В 15:00 на задание по прикрытию наземных армий Отдельной Приморской армии в район Тархан — Керчь — Булганак взлетела четвёрка «Аэрокобр», ведомая лейтенантом Камозиным. Закрывал пояснице комэска умелый лётчик лейтенант Алексей Глоба, сравнительно не так давно назначенный начальником звена. Вторую несколько управлял глава воздушно-стрелковой работы полка капитан Фёдор Капустик, которому также было не занимать опыта: он успел повоевать ещё в Китае в 1937–1938 годах.

Довольно не сильный звеном маленькой группы был лишь напарник Капустика лейтенант Яков Кондратьев. Это был лётчик довоенной выучки, но на фронт инструктор 11-го запасного авиаполка прибыл в качестве стажёра только за чемь дней до обрисовываемых событий, и это был всего 16-й по счёту его боевой вылет.

Эскадрилья Павла Камозина (в центре) по окончании окончания битв за пополнения и Крым. Богодухов, Украина, лето 1944 года

Около 15:40 радиостанция наведения сказала о нахождении в районе южнее Керчи германских «охотников». Направившись в указанный район и собрав высоту 6000 метров, советские лётчики увидели выше себя несколько Bf 109 и решили пойти на хитрость. Пара Капустика ушла на солнце, а Камозин с ведомым сделали вид, словно бы неспешно уходят, не подмечая опасности. Рассчитывая на лёгкую добычу, пилоты «Мессершмиттов» с 7000 метров начали пикировать за «Аэрокобрами».

Находящая в стороне пара Капустика зашла в хвост ничего не подозревающим германским истребителям, и её ведущий сбил один Bf 109, что горящим упал недалеко от посёлка Эльтиген. Второй «Мессершмитт» был настигнут парой Камозин — Глоба и также сбит. Вражеский самолёт упал западнее Эльтигена и был засчитан обоим лётчикам как групповая победа.

Обе заявки подтвердила радиостанция наведения помощника командующего 4-й ВА генерала С. В. Слюсарева.

По сохранившимся германским данным, в данный сутки минимум по одной утрата понесли обе действующие над Керченским полуостровом группы эскадры JG 52. Сперва, в одном из утренних боев с лётчиками 57-го Гв.ИАП, был сбит Bf 109G-6 W.Nr.140185 «тёмная 7» из 5./JG 52, а его пилот унтер-офицер Людвиг Фогель (Uffz. Ludwig Vogel) был ранен.

На данный успех смогут претендовать капитан В. М. Савченко, и лейтенанты С. М. Мартынов и А. Д. Козыревский — любой из них заявил по победе, но Мартынов и Козыревский падения сбитых самолётов не замечали.

Выяснить автора победы над одним из «Мессершмиттов» прибывшей под Керчь незадолго до этого группы I./JG 52 сложнее. По германским данным, вылетевшая на «свободную охоту» пара лейтенанта Франца Шалля (Lt. Franz Schall, 137 побед) и унтер-офицера Антона Реша (Uffz.

Anton Resch) из 3./JG 52 столкнулась с шестёркой «Аэрокобр». Бой закончился для германских истребителей неудачно: пилотируемый унтер-офицером Решем Bf 109G-6 W.Nr.20581 «жёлтая 3» взял 26 пулевых и снарядных пробоин, а сам лётчик, одержавший сейчас 11 побед, был не легко ранен и на долгое время выбыл из строя.

Германские лётчики-истребители из группы I./JG 52, лето 1944 года. Конечный справа — унтер-офицер Антон Реш

К сожалению, время вылета германской пары неизвестно, исходя из этого сообщить совершенно верно, кто из лётчиков 329-й ИАД одержал победу над Решем, пока не представляется вероятным. Кроме Камозина с Глобой и Капустика, на данный успех имели возможность претендовать ещё пара лётчиков 329-й ИАД: всего в данный сутки они заявили об уничтожении семи Bf 109 и одного Fw 190, а ещё четыре Bf 109 были учтены как подбитые. В полной мере быть может, что унтер-офицер Реш был подбит в сражении как раз с группой Камозина, но и в этом случае предпочтительнее выглядит заявка Фёдора Капустика: он произвёл первую, неожиданную для соперника атаку, которая, вероятнее, пришлась по ведомому «Мессершмитту».

Необъявленная охота за Камозиным

Как бы то ни было, с уверенностью возможно сообщить одно: аса по прозвищу либо фамилии Граф в небе Крыма Павел Камозин не сбивал, потому, что для того чтобы в составе групп I./JG 52 и II./JG 52 попросту не было. Но у немцев были другие «специалисты», в битвах с которыми много раз доставалось самому будущему два раза Храбрецу. Так, 16 ноября 1943 года «Аэрокобра» советского аса была подбита, он утвержает, что германской зениткой. Лётчику было нужно совершить вынужденную посадку, самолёт отправился в ремонт.

Быть может, Камозин не увидел атаку «Мессершмитта» начальника II./JG 52 гауптмана Баркхорна, что сейчас заявил сбитыми два истребителя американского производства.

Через несколько недель, 5 декабря, в сражении с многочисленной группой пикировщиков Ju 87 и закрывающих их Bf 109 самолёт Камозина снова был подбит — на этот раз, по всей видимости, фенрихом Хансом Эллендтом (Fhr. Hans Ellendt, 64 победы) из 4./JG 52, по окончании чего «Аэрокобру» добил начальник 6./JG 52 лейтенант Хельмут Липферт (Ltn. Helmut Lipfert, 203 победы).

Камозину опять удалось сесть вынужденно на косе Тузла, но сейчас «Аэрокобра» восстановлению не подлежала.

Хельмут Липферт принимает поздравления по окончании очередного результативного вылета. В собственных мемуарах он покинул подробное описание поединка с Павлом Камозиным 5 декабря 1943 года, дав должное мастерству соперника

23 января 1944 года в сражении над Керчью в районе горы Митридат его истребитель был подбит лейтенантом Хайнцем Эвальдом (Ltn. Heinz Ewald, 84 победы) из штабного звена группы II./JG 52. Наконец, 11 марта самолёт аса в районе косы Тузла подвергся атаке начинающего «специалиста» из 5./JG 52 лейтенанта Вальтера Вольфрума (Ltn. Walter Wolfrum, 137 побед) и взял важные повреждения.

Камозин сумел дотянуть до собственного аэропорта и совершить успешную посадку, по окончании чего очередная «Аэрокобра» была послана в ремонтные мастерские.

Помимо этого, ещё два раза, 25 марта 1943 и 23 ноября 1944 года, истребитель советского аса был подбит в воздушных битвах с «Мессершмиттами», но на победы никто из германских лётчиков не претендовал. Как видно из приведённых примеров, и без целенаправленной охоты на Камозина ему часто доставалось. Но, советскому асу везло: во всех обрисованных случаях он сам не взял ни одной царапины.

Была в этом и заслуга самой «Аэрокобры» — недаром советские лётчики за живучесть с любовью именовали американскую машину «несгораемым сейфом». Погиб Павел Камозин в первой половине 80-ых годов XX века в Брянске.

Не обращая внимания на нелёгкие опробования, берегла несостоявшегося Графа и «судьба» — германского аса Антона Реша. Возвратившись в I./JG 52 в последних числах Мая 1944 года, Реш очевидно прибавил в мастерстве и к началу осени имел уже 63 победы, но в том же месяце был сбит советской зениткой, выпрыгнул с парашютом и опять взял тяжёлое ранение. Возвратившись в собственную часть в 1945 году, он довёл счёт до 91 победы, не смотря на то, что, по другой информации, их было всего 65. 7 апреля 1945 года лётчик был награждён Рыцарским крестом.

По окончании нахождения в советском плену Реш благополучно возвратился в Германию и погиб в родном городе Штольберге в 1975 году.

Данный снимок был размещён в одном из весенних номеров издания «Огонёк» за 1944 год, где сообщалось, что «в битвах за освобождение Крыма от фашистских захватчиков мастер воздушного боя Герой Советского Союза капитан П. М. Камозин сбил 10 вражеских самолётов». К моменту публикации побед было уже под 30 — Генералы, графы и капитан Камозин | Военный портал Warspot.ru" src="~images\generali-grafi-i-kapitan-kamozin-7.jpg">

Не обращая внимания на то что Павел Камозин входил в число самые результативных советских асов, его известность была мала, а сам лётчик отличался громадной скромностью и фотографироваться не обожал. В итоге до отечественного времени дошло мало фронтовых фото два раза Храбреца. Данный снимок был размещён в одном из весенних номеров издания «Огонёк» за 1944 год, где сообщалось, что «в битвах за освобождение Крыма от фашистских захватчиков мастер воздушного боя Герой Советского Союза капитан П. М. Камозин сбил 10 вражеских самолётов». К моменту публикации побед было уже под 30

В завершение истории с «мифическими» генералами и Графом возможно заявить, что единственным неизвестным моментом остаётся источник этих преданий. Как мы знаем, дыма без огня не бывает, да и вряд ли ещё при жизни Павла Камозина его биограф Реймерс решился бы на тиражирование историй, не имеющих никакого основания. Значит, где-то ещё ожидают собственного исследователя пожелтевшие документы армейского времени с фантастическими разведывательными данными либо красочными донесениями политического отдела…

Создатель благодарит Матти Салонена и Алексея Пекарша за эти, использованные в работе над статьёй. Фото из Алексея и коллекции автора Пекарша.

Создатель разыскивает родственников авиаторов 4-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота, принимавших участие в битвах за Крым, и будет признателен, в случае если с ним свяжутся по адресу электронной почты ivan_l@ukr.net.

литература и Источники:

  1. ЦАМО РФ, фонд 66-го ИАП.
  2. ЦАМО РФ, фонд 329-й ИАД.
  3. Реймерс Г. К. Внимание! В небе Камозин. — Тула: Приокское книжное издательство, 1975.
  4. Зефиров М.В. Асы люфтваффе. Кто имеется кто. Скорость. — М.: АСТ, 2010.
  5. Bernd Barbas: Die Geschichte der I. Gruppe des Jagdgeschwaders 52. — Eigenverlag, Uberlingen.
  6. Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52. — Eigenverlag, Uberlingen.
  7. Bernd Barbas. Das vergessene As. Der Jagdflieger Gerhard Barkhorn. — Luftfahrtverlag-Start, Bad Zwischenahn, 2014.
  8. Peter Duttmann: Wir kampften in einsamen Hohen. — Eigen-Verlag, Falk Klinnert, Auflage, 2002.
  9. Michael Balss: Deutsche Nachtjagd. Materialverluste in Ausbildung und Einsatz. — VDM, Zweibrucken, 1999.
  10. http://podvignaroda.ru.

Виталий Попков, лётчик-ас, участник ВОВ, дважды Герой Советского Союза

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: