Французская авиадивизия на советском фронте. часть i

Французская авиадивизия на советском фронте. часть i

Нормандия-Неман. Это наименование французской авиачасти, вести войну в составе Красной Армии обширно известно. Менее как мы знаем, что эта часть была не совсем единственной французской частью в СССР.

Изначально генерал де Голль предлагал послать в СССР механизированную дивизию из Сирии. После этого истребительную авиагруппу и пехотную бригаду, после этого эскадрилью истребителей и группу спецназа. Все эти проекты окончились ничем, и состоялась лишь отправка группы летчиков истребителей.

«Нормандия», организационно созданная как несколько, что в структуре советской авиации соответствовало полку, в виду малочисленности, в декабре 1942 г. вошла в состав советских ВВС в качестве эскадрильи. Лишь в июне 1943 г. по окончании прибытия первого пополнения, «Нормандия» была развернута в полк, складывающийся из 2-х эскадрилий. Позднее, по мере поступления пополнения, число эскадрилий выросло до 4-х.

А в июне 1945 г. в Туле было завершено формирование авиадивизии «Франция», складывающейся из двух истребительных и одного бомбардировочного полков. Война к тому времени уже закончилась и дивизия участия в военных действиях опоздала принять, в связи с чем, ее история растворилась в тени более броского и известного авиаполка «Нормандия-Неман».

По окончании того, как несколько «Нормандия» была послана в СССР, была вооружена и включена в состав советской авиации, генерал де Голль постоянно высказывал намерение расширить численность французских летчиков до военно-воздушной дивизии. В начале 1943 г. было издано постановление о формировании второго истребительного полка «Париж» и отправке в СССР бомбардировочной авиагруппы «Бретань».

Взаимоотношения СССР с организацией де Голля пара затормозились по окончании высадки союзников в Северной Африке и создания на французских африканских территориях Комитета Освобождения Франции во главе с генералом Жиро. Что повлияло на вопросах формирования французских частей в СССР и их пополнения личным составом.

В августе 1943 г. «Бретань» была выведена в Раяк, где начала готовиться к отправке в СССР. В ее состав были включены техники группы «Нормандия», ранее выведенные из СССР в связи с заменой на советских. Руководство группой «Бретань» сейчас выполнял капитан Жан Маэ, брат которого Ив Маэ был пилотом «Нормандии» и пропал без вести под Смоленском1.

В СССР было начато формирование школы пилотов для французов, первыми курсантами которой стали 10 человек из французских механиков группы «Нормандия».

Авиаполк «Нормандия» героически сражался вместе c советскими летчиками и нес утраты. Численность французских пилотов не разрешала сказать о формировании не то, что дивизии, но и второго истребительного авиаполка, уже существовавшего на бумаге. Его пополнение сейчас было практически сорвано.

Школа пилотов была расформирована, не начав собственной деятельности. Курсанты, из механиков были вынуждены так же возвратиться на Ближний Восток.

Сейчас шла активная борьба в Комитета освобождения Франции. По требованию союзников, в первую очередь СССР, в состав комитета, созданного в Алжире под управлением генерала Жиро, вошли структуры генерала де Голля, существовавшие с 1940 г. в Лондоне. Обе части относились друг к другу неприязненно. Алжирская часть вычисляла английскую британскими прислужниками, а английская вычисляла алжирцев вишистами.

Генерал де Голль открыто обвинял союзников, что через алжирский комитет они связаны с Виши, через которых ведут переговоры с Гитлером а также угрожал переехать из Лондона в Москву. Помимо этого, начиная с британской атаки на французский флот в Мерс-эль-Кебире, обе французские армии вели боевые действия между собой. Кроме того часть пилотов Нормандии виделась между собой с различных сторон в Сирии и Дакаре.

По окончании слияния структур де Голля и Жиро, между ними было достигнута договоренность, что все армейские вопросы находятся в распоряжение Жиро. В связи с чем, ведение всеми воинскими подразделениями, а также в СССР, было передано штабу в Алжире. Новый командующий ВВС Комитета Освобождения Франции генерал Рене Буска поставил вопрос о выводе Нормандии из СССР и о возвращении пилотов в собственные части.

В частности два будущих Храбреца СССР Марсель Марсель и Альбер Лефевр должны были возвратиться в собственную часть в Алжире, за побег из которой они были приговорены к смертной казни.

26 августа СССР признал Французский Комитет Национального Освобождения в Алжире под совместным председательством генералов де Голля и Жиро. Признание было направлено на имя представителя «Сражающейся Франции» в СССР Роже Гарро. СССР дал согласие обменяться представителями.

Но соглашался признать в качестве французского представителя лишь Роже Гарро. Что было недвусмысленным жестом помощи генерала де Голля.

15 сентября армейский представитель перемещения «Сражающаяся Франция» генерал Эрнест Пети встретился с маршалом Сталиным, что ответил согласием на все французские предложения по повышению французского военного присутствия в СССР. Но одновременно с этим Комитетом Освобождения Франции в Алжире было издано постановление о выводе «Нормандии» из СССР. Авиаполк был выведен в Тулу, где ожидал решения собственной участи.

Бомбардировочная несколько «Бретань» из Раяка, не обращая внимания на противодействие де Голля, была выведена в Алжир.

Благодаря вмешательству Альбера Мирлеса, спецпреда де Голля при руководстве ВВС Красной Армии, что в то время был переведен из Москвы в Алжир, и начальника «Нормандии» майора Пуяда, что был должен совершить поездку из Тулы в Алжир, обстановку удалось стабилизировать.

«Нормандию» удалось сохранить на советском фронте и решить вопрос с ее пополнением. Но, пользуясь тем, что СССР направил в Алжир собственного представителя, вопросы, которые связаны с ее пополнением, алжирское руководство решило вести минуя английские структуры. Для того, что бы сохранить контроль, в Лондоне было создано Руководство Французских ВВС в Англии и СССР под началом бывшего командующего авиацией де Голля, одного из организаторов «Нормандии» генерала Валена.

Вопрос с пополнением личного состава, и формирование французской авиадивизии в СССР был решен. С декабря 1943 г. в СССР начали прибывать французские пилоты. В феврале 1944 в СССР прибыл майор Луи Дельфино, назначенный начальником авиаполка «Париж».

По вопросу формирования бомбардировочного полка появилась дискуссия между французским и советским руководством. Советское руководство вычисляло неправильным формирование смешанной истребительно-бомбардировочной дивизии. Французское настаивало на смешанной авиачасти, предполагая, что французские летчики смогут сопровождать французские бомбардировщики так же как они сопровождают советские.

Несогласие появилось и по кандидатуре на должность комдива. Французы думали, что начальник «Нормандии» Пьер Пуяд справится с руководством дивизии. Советское руководство вычисляло, что майор Пуяд не готов к занятию генеральской должности.

И снова появился вопрос с пополнением. К началу военных действий 1944 года в СССР было лишь 59 пилотов, считая начальников и резерв. Для создания одного истребительного полка в составе трех эскадрилий было нужно иметь не меньше 35 пилотов, т.е. минимум 70 для двух.

Так, формирование авиаполка не было завершено. Советское руководство в виду недостаточной численности французских пилотов к началу военных действий, отказалось включить полк «Париж» в состав ВВС Красной Армии. Полк был расформирован. Большинство пилотов была включена в «Нормандию» в составе четвертой эскадрильи, часть была включена в другие эскадрильи в качестве резерва.

Майор Дельфино был назначен замкомандиром «Нормандии» майора Пьера Пуяда.

Вторая часть статьи

1 Был пленен, высвобожден Красной Армией в апреле 1945 г. В 1952-56 гг. начальник авиаполка «Нормандия-Неман». Разбился 29 марта 1962 г. на протяжении демонстрационного полета в Бельгии.

Советским женщинам летчицам В.О.В 1941- 45гг посвящается

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: