Два «мига» — две судьбы

      Комментарии к записи Два «мига» — две судьбы отключены

Мысль данной статьи появилась случайно — в следствии изучения фотографий двух советских истребителей выяснения-3 и Миг судьбы их пилотов. Снимки первого самолёта, избитого в сражении и распластанного на земле, были найдены в одном из архивных дел 25-го истребительного авиаполка, и прилагались к докладу о воздушном бое, случившемся в июне 1942 года.

Фото второго «МиГа» с накрашенными румынскими крестами в далеком прошлом известно любителям авиации, но до недавнего времени привязать его к лётчику и авиационной части не было возможности. В то время, когда эта возможность показалась — история фотографий двух «МиГов» сложилась в единый сюжет.

Закавказские резервы вступают в бой

К началу 1942 года кадровые полки ВВС Красной армии понесли большие потери, умелый лётный состав был выбит. В связи с эвакуацией большинства авиационных фабрик качество и производство советской авиатехники также было на большом растоянии от совершенного, а свежие выпускники лётных школ часто имели возможность похвастаться только 5–10 часами независимого налёта на боевых самолётах. Однако кое-какие резервы у руководства ВВС Красной армии ещё оставались — речь заходит о частях ВВС Закавказского военного округа и 8-го ИАК ПВО, каковые высвободились по окончании решения «иранской неприятности» в августе-сентябре 1941 года.

Советское руководство сохраняло надежду развить удачи под Ростовом и Москвой. Одной из подготовившихся операций была Керченско-Феодосийская, на протяжении которой планировалось деблокировать Севастополь и вернуть контроль над Крымским полуостровом. Воздушную помощь частям Закавказского фронта должны были оказать соединения ВВС — в основном переброшенные из Ирана, и ВВС Черноморского флота.

Два «мига» — две судьбы
Один из истребителей МиГ-3 25-го истребительного авиационного полка, потерянный в аварии в ноябре 1941 года. Реконструкция по фотографии из аварийного акта

Увы, не обращая внимания на внушительную численность советской группировки, большая часть истребительных частей представляли собой сравнительно не так давно организованные из выпускников лётных школ 1941 года слабо подготовленные полки, вооружённые устаревшими истребителями И-16 и И-153. Практически «воздушный зонтик» над судами и кораблями десанта имели возможность надёжно обеспечить лишь два кадровых полка, вооружённых довольно современными истребителями: 12-й ИАП ВВС 51-й армии (20 ЛаГГ-3), что предполагалось задействовать над Керчью, и 25-й ИАП ВВС 44-й армии (27 МиГ-3), важный за феодосийское направление.

25-й истребительный летный полк был организован во второй половине 30-ых годов XX века в числе первых полков ВВС Красной армии в Ленинградском армейском округе. Полк принял активное участие в советско-финской войне: лётчики выполнили 3860 боевых вылетов на истребителях И-16, совершили 25 воздушных битв, по результатам которых заявили 45 побед над финскими самолётами. Это был один из отличных показателей среди всех советских истребительных полков, и 25-й ИАП был награждён орденом Красного Знамени.

Большая часть его лётчиков были кроме этого награждены медалями и орденами, а пятеро стали Храбрецами СССР.

Весной 1940 года, по окончании окончания войны, большое количество авиационных полков было переброшено с Карельского перешейка в Закавказье: возрос риск ударов англо-французской авиации по бакинским нефтепромыслам. Был среди этих частей и 25-й ИАП, что включили в ПВО Баку с базированием на аэропорте Насосная.

Один из истребителей МиГ-3 25-го истребительного авиационного полка, покинутый из-за невозможности и неисправности эвакуации на переправе через Керченский пролив в мае 1942 года. Реконструкция по германскому фото

В мае 1941 года полк взял 45 только что выпущенных истребителей МиГ-3 и начал переучиваться на них.

По окончании начала войны 25-й ИАП поучаствовал в организационном опыте, в котором руководство постаралось учесть первый опыт военных действий. 10 июля 1941 года вышел приказ наркома обороны СССР, в котором предписывалось организационно реформировать дальнебомбардировочную авиацию: вместо 60 бомбардировщиков ДБ-3 любой из полков сейчас должен был включать 30 таких самолётов, и эскадрилью истребителей звено-3 и Миг разведчиков Пе-2.

Предполагалось, что истребительные эскадрильи дальнебомбардировочных полков займутся прикрытием района базирования, сопровождением бомбардировщиков до линии фронта и отсечением от них вражеских истребителей при возвращении с задания. С целью этого 25-й ИАП передал одну эскадрилью вместе с самолётами в состав 134-й ДБАД для создания истребительных эскадрилий 12-го и 454-го ДБАП.

В первых числах Декабря 1941 года полк в составе трёх эскадрилий был переброшен на аэропорт Анапа для принятие участия в Керченско-Феодосийской десантной операции. С 9 декабря «МиГи» 25-го ИАП начали закрывать порт Новороссийск, погрузку, десантирование и переход армий с судов и кораблей в Керчи и портах Феодосии.

Неисправные МиГ-3, кинутые на переправе недалеко от Керчи в мае 1942 года. Автомобили с трёхзначными бортовыми номерами, начинавшимися на «2», принадлежали 25-му ИАП, а 50-й ИАП имел самолёты с трёхзначными бортовыми номерами на «5»

В январе 25-й ИАП был усилен тремя эскадрильями МиГ-3, изъятыми из дальней авиации, — опыт был неудачен. Прибавивший в численности полк перебазировался в Крым, на аэропорты Керчь и Багерово, откуда летал на прикрытие кораблей и войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, разведку. Вместе с кроме этого переброшенными на Керченский полуостров из ПВО Баку 45-м ИАП на Як-1 и 50-м ИАП на МиГ-3 он стал базой истребительной авиации Крымского фронта.

Всего лётчики шести эскадрилий 25-го ИАП с 9 декабря 1941 по 27 сентября 1942 года выполнили 2503 боевых вылета, совершили 629 воздушных битв, в которых заявили о 51 сбитом германском самолёте. Особенно отличились будущие Храбрецы СССР лейтенант Н. Т. Китаев (144 боевых вылета, 24 боя, 6 личных побед и одна групповая) и младший лейтенант В. И. Скрябин (163 боевых вылета, 14 битв, 5 личных побед и одна групповая).

Предательство либо неточность?

Не считая удач были и неудачи: полк нёс утраты в технике и людях, причём далеко не всегда это случалось в сражении. Так, 18 марта 1942 года на аэропорт в Мелитополе, где базировалась румынская 19-я корректировочная эскадрилья, приземлился МиГ-3, что пилотировал младший лейтенант Андрей Шаркун. В соответствии с румынским данным, коммунистический лётчик объявил, что перелетел к сопернику добровольно.

Якобы, вылетев на задание по сопровождению бомбардировщиков, он решил не возвращаться, поскольку слышал, что немцы и румыны освобождают военнопленных украинского происхождения. Район Мелитополя был ему прекрасно знаком, и он, скрывшись в тучах, ушёл от собственной группы.

Существует два варианта этого снимка, сделанного на аэропорте в Мелитополе. На одном из них отчётливо видна «двойка» на руле, на втором её нет. Какой из вариантов подвергся ретуши — громадная тайная, ещё больший вопрос: для чего это сделано?

Дорисован ли тактический номер, либо, напротив, закрашен?

Так ли это было либо коммунистический лётчик очевидно заблудился и лишь по окончании приземления, осознав, что попал к неприятелю, решил пойти на хитрость и улучшить условия нахождения в плену, пока что установить нереально. Конкретно возможно утверждать лишь то, что младший лейтенант Шаркун по окончании собственного 15-го боевого вылета вместе с самолётом пополнил перечень утрат 25-го ИАП.

Потом на самолёт нанесли жёлтые кресты румынских ВВС, и 19 июля 1942 года известный потом румынский ас Константин Кантакузино перегнал его для опробований на авиазавод в Брашов. Не обращая внимания на множество фотоснимков, сделанных румынами за три месяца нахождения в Мелитополе, выяснить принадлежность «МиГа» продолжительное время не получалось. По окончании того как посредством известного румынского историка авиации Дана Антониу удалось установить личность пилота, другое уже было делом техники.

Реконструкция внешнего вида истребителя МиГ-3 (заводской №3210, тактический №2) младшего лейтенанта Андрея Шаркуна до и по окончании перекраски соответственно

По окончании того как для помощи начатого в мае наступления немцы перебросили в Крым части VIII авиакорпуса люфтваффе, чаша весов склонилась в пользу германских лётчиков. Полки ВВС Красной армии понесли тяжелые потери и вместе с наземными армиями эвакуировались из Крыма на Тамань. 25-й ИАП не стал исключением, наряду с этим главные утраты составили неисправные самолёты, кинутые на аэропортах и на переправе через Керченский пролив: через него удалось перегнать только девятку боеспособных самолётов.

Дело в том, что к началу германского наступления изношенные в ходе годичной эксплуатации МиГ-3 потребовали постоянного ремонта, а запчастей из-за окончания серийного производства фактически не было. От полной утраты боеготовности полк спасла передача 11 МиГ-3 из убывшего на переформировании 50-го ИАП. Но это были такие же потрёпанные самолёты выпуска мая 1941 года, пережившие после этого пять месяцев битв.

В июне, исходя из наличия оставшихся лётчиков и двух десятков отремонтированных самолётов, 25-й ИАП переформировали в двухэскадрильный.

Трофейный «МиГ» был популярным объектом, на фоне которого довольно часто фотографировались, — снимков сохранилось большое количество

Утрата большого числа самолётов и нехорошее состояние сохранившихся «МиГов» стали причиной тому, что интенсивность военных действий и число успешных битв быстро снизились. Да и в целом сейчас МиГ-3 выпуска мая 1941 года уже никак не могли соперничать с новыми модификациями «мессершмиттов», тем более что на смену «Фридриху» Bf 109F-4 уже начали поступать новейшие «Густавы» Bf 109G-2.

В итоге, в случае если с 9 декабря 1941 года по 8 мая 1942 года лётчики 25-го ИАП заявили 37 побед при 12 потерянных в битвах МиГ-3, то с 8 мая 1942 по 30 августа того же года сбить удалось только 14 самолётов при утрата восьми собственных. Однако, не обращая внимания на все трудности, лётчики летали и сражаться над Керченским проливом. Документы 25-го ИАП наглядно показывают результаты одного для того чтобы боя, состоявшегося 28 июня 1942 года между МиГ-3 младшего лейтенанта П.Д.

Поспелова и Bf 109F-4 германского аса Вальтера Брандта из 2./JG 77.

«МиГ» против «Мессера»

Из доклада младшего лейтенанта Поспелова:

«28 июня 1942 года в 16:35 я вылетел на боевое задание по сопровождению самолётов Пе-2 на Керченский полуостров. На обратном маршруте в районе восточнее станицы Вышестеблиевская я был атакован двумя Ме-109Ф-4 на высоте 400 метров. Почувствовав, что по моему самолёту была дана одна очередь самолётами соперника, я быстро отвернул влево и отправился на сближение; один из них поднялся в левый вираж, а второй отправился вверх.

По первому самолёту я сделал 4–5 атак с открытием огня с 75–100 метров. Самолёт соперника, выйдя из виража, начал уходить в направлении на Керчь, с дистанции 100–150 метров я дал по нему ещё пара очередей, по окончании чего самолёт соперника с дымом начал уходить. С 60 секунд я гнался за ним, но так как время было на исходе, я развернул на собственный аэропорт…»

К сожалению, в германских источниках данный эпизод обрисован предельно скупо. По данным германского исследователя Йохена Прина, в 16:15 и 16:16 по берлинскому времени, что соответствует 17:15 и 17:16 по Москве, лётчик эскадрильи 2./JG 77 фельдфебель Вальтер Брандт (Fw. Walter Brandt) заявил две победы над МиГ-3, но какие-либо подробности боя отсутствуют.

Однако обе стороны очевидно обрисовывали одну и ту же стычку, и возможно предположить самый вероятный движение событий.

Возвращавшийся из боевого вылета коммунистический лётчик на какой-то момент ослабил внимание и срочно за это поплатился. Ведущий пары «мессершмиттов», умелый ас Вальтер Брандт в хорошей манере зашёл справа со стороны солнца и совершенно верно отстрелялся по советскому истребителю. Это видно по фото: МиГ-3 Поспелова взял важные повреждения с правого борта, был пробит правый бензобак в центроплане, а лётчик был ранен в правую руку.

Один из снарядов угодил в кислородный баллон за кабиной, от взрыва которого сорвало панели с борта кабины.

МиГ-3 (заводской №3249, тактический №23? — последняя цифра номера не видна) младшего лейтенанта Павла Поспелова, подбитый в воздушном бою 28 июня 1942 года. Лётчик произвёл вынужденную посадку на «пузо» неподалеку от аэропорта у станицы Киевская. Прекрасно видны пробоины в фюзеляже и хвостовом оперении, сорванные капоты

Повреждения были важными, исходя из этого германский лётчик посчитал, что обстрелянный им «МиГ» сбит. Но, как довольно часто бывало в воздушных битвах, коммунистический самолёт держался в воздухе, а его лётчик продолжил бой. По всей видимости, после этого Брандту удалось ещё раз обстрелять самолёт Поспелова либо второй коммунистический истребитель, и он посчитал, что добился очередной победы.

Брандту очевидно грезился Рыцарский крест, на что в тот момент возможно было рассчитывать по окончании 20-й воздушной победы, исходя из этого к имевшимся на его счету 18 сбитым самолётам без особенных сомнений были прибавлены ещё два.

Поспелов, со своей стороны, претендовал на подбитый «мессершмитт», что по окончании его атаки якобы начал уходить с дымом — быть может, это был дымный выброс трудящегося на больших оборотах двигателя. Помимо этого, в этом бою сбитый Bf 109 заявил лейтенант А. Г. Анучин, в конечном итоге же германские лётчики возвратились на собственный аэропорт Багерово без повреждений. Практически обе стороны остались «при собственных», не смотря на то, что конкретно победил в данной ситуации младший лейтенант Поспелов, сумевший остаться в живых.

Павел Поспелов появился 1 января 1921 года в районном центре Емельяново Красноярского края. По окончании школы он успел закончить три курса рабфака в Красноярске, но в начале 1939 года стал курсантом Батайской военной авиационной школы пилотов. Уже в июле 1940 года Павел закончил обучение с присвоением звания «младший лейтенант», служил в 50-м ИАП и в истребительной эскадрилье 454-го ДБАП, а в январе 1942 года был переведён в 25-й ИАП.

К концу июня 1941 года Поспелов имел налёт 315 часов, из них 90 — на МиГ-3, так что его возможно назвать достаточно умелым лётчиком.

Привлекает внимание воздушный винт: от интенсивной эксплуатации, а быть может, и от ремонтов и правок, на нём практически не осталось краски — Два «МиГа» — две судьбы | Военный портал Warspot.ru" src="~images\dva-miga-dve-sudbi-10.jpg">
Второй ракурс съёмки подбитого самолёта Павла Поспелова. На заднем замысле ремонтная «летучка», под плоскостями самолёта копошатся техники — они отстыковывают консоли крыла, готовя истребитель к эвакуации.

Не обращая внимания на тяжёлые повреждения, самолёт списан не был. Привлекает внимание воздушный винт: от интенсивной эксплуатации, а быть может, и от ремонтов и правок, на нём практически не осталось краски

К 28 июня 1942 года Павел выполнил уже около 30 боевых вылетов, но в большинстве они были на прикрытие аэропорта базирования полка. Поспелов совершил лишь один воздушный бой — 8 мая 1942 года над аэропортом Семь Колодезей против группы германских бомбардировщиков, по результатам которого ему засчитали один Ju 87, сбитый в паре с ведущим. Однако храбрости Павлу Поспелову было не занимать: на протяжении эвакуации из Крыма на Таманский полуостров 18–19 мая 1942 года он совершил на беспомощном и тихоходном У-2 пара десятков вылетов и перёез «на громадную почву» около 100 техников и лётчиков полка, что было отмечено в приказе.

По окончании неудачного боя с фельдфебелем Брандтом Павел Поспелов скоро оправился от ранения и продолжил вести войну. 19 июля ему засчитали сбитую в паре «Раму» — «Фокке-Вульф» Fw 189, а второй такой же самолёт 25 июля он сбил уже лично. По окончании следующего ранения Поспелов был переведён на пост начальника звена в 518-й ИАП, а после этого вести войну в 179-м ИАП. ИО начальника эскадрильи лейтенант Павел Деомидович Поспелов погиб в воздушном бою 8 апреля 1944 года на Як-1.

На момент смерти на его счету было пять личных и две групповые победы.

Примечательно, что армейские Павла Андрея Поспелова и судьбы Шаркуна шли практически параллельно. В первой половине 40-ых годов двадцатого века они оба проходили службу в 50-м ИАП, в августе 1941 года были переведены в истребительные эскадрильи дальнебомбардировочных полков, а в январе 1942 оба появились в 25-м ИАП. Дальше в следствии досадной неточности либо намеренного предательства коммунистический лётчик Андрей Шаркун приземлился у соперника, «подарив» неприятелю исправный истребитель, и провалился сквозь землю, а Павел Поспелов два года дрался с немцами и ушёл в бессмертие как настоящий храбрец.

Слева направо: младший лейтенант Павел Деомидович Поспелов (фото сделано в 1939–1940 гг. на протяжении учёбы в лётной школе), младший лейтенант Андрей Кузьмич Шаркун, фельдфебель Вальтер Брандт (фото сделано в 1944–1945 гг.)

Больше всех повезло Вальтеру Брандту, но и его жизнь сложилась не через чур легко. Уже 28 июня 1942 года, в тот же сутки, в то время, когда случился его бой с «МиГами» 25-го ИАП, авиагруппа I./JG 77 начала перебазирование на Средиземноморье. В том месте, сражаясь над Северной Африкой и Мальтой, Брандт сбил 18 английских «спитфайров» и «киттихауков», но 14 января 1943 года был сбит сам и взял тяжёлое ранение.

Предстоящая его карьера не имеет возможности не привести к: утрата ноги, более полутора лет в больницах (в том месте же 24 марта 1943 года лётчик взял и Рыцарский крест), возвращение в строй с протезом. Руководя эскадрильей 2./JG 3, Брандт одержал последние четыре победы над советскими самолётами, был опять сбит и ранен, а его итоговый счёт остановился на числе 43. Пережив войну, Вальтер Брандт погиб от последствий фронтовых ранений во второй половине 70-ых годов XX века, в неполные 60 лет.

Создатель благодарит румынского историка Дана Антониу за предоставленные фотоматериалы и документы

Живописец Александр Казаков

Сериал Две судьбы Все 1-20 серии 1 сезон Мелодрама,Драма,Сага

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: