Цвета военного неба: русские асы первой мировой

      Комментарии к записи Цвета военного неба: русские асы первой мировой отключены

Если не считать маленького периода лета-осени 1914 года, авиация восточного фронта Первой Мировой была бледной тенью западного как по количеству самолётов, так и по интенсивности военных действий. Особенно сильный контраст появляется, в случае если разглядывать «плотность» в летательных аппаратах на километр фронта. Однако, со временем воздушные асы показались и в русской авиации.

Какова была их результативность?

Истребительная авиация в Российской Федерации показалась весной 1916 года – позднее, чем во Германии и Франции, и в один момент с Англией. А уже год спустя первые русские лётчики сумели преодолеть «барьер» пяти побед, став асами.

Цвета военного неба: русские асы первой мировой
Линейка самолётов 1-й боевой авиагруппы, осень 1917 года

В отличие от ВОВ, в годы Первой мировой в русском авиации не было особых изданий, в которых на постоянной базе фиксировались бы официально подтверждённые воздушные победы. Исходя из этого они известны прежде всего из разных отчётов о действиях отрядов за определённый период и сводок, составлявшихся их начальниками летом 1917 года по запросу командующего авиацией полковника В. М. Ткачёва. К сожалению, сохранились не все подобные сводки, исходя из этого составление полного перечня официальных побед вряд ли когда-либо станет вероятным, но сравнение известных побед с данными из первичных документов позволяет без проблем выяснить критерии, по которым шло подтверждение:

  • Вражеские самолёты, севшие либо упавшие на отечественной территории, очевидно, засчитывались.
  • Кроме этого засчитывались самолёты, упавшие либо разрушенные при вынужденной посадке на территории соперника.
  • Самолёты, совершившие вынужденные посадки на собственной территории, практически во всех случаях рассматривались как сбитые, что роднит русскую «победную совокупность» с австрийской и итальянской; в остальных государствах совокупность была более твёрдой.
  • Самолёты, каковые отечественные лётчики вынудили бежать с «поля боя» (со понижением и без, с дымом и без), не засчитывались, но и из этого правила виделись редкие исключения, в большинстве случаев относившиеся к дымившим и/либо очень сильно повреждённым аппаратам.

Для зачёта победы требовалось свидетельство вторых лётчиков либо наземных наблюдателей. Групповые победы имели возможность записать как на кого-то одного из победителей, так и на всех участников боя. В последнем случае они никак не отделялись от личных. Победы на двухместных самолётах записывались и на летчика, и на наблюдателя, и кроме этого никак не отделялись от остальных.

Аэростаты засчитывались на равных с самолётами, но для них «принуждение к посадке» не считалось победой.

В отсутствие возможности взять перечень официальных побед остаётся лишь разглядывать «заявки на победы», зафиксированные в отрядных документах, благо они хорошо сохранились. В случае если учитывать лишь упавшие и севшие самолёты соперника, то окажется перечень, максимально приближенный к искомому официальному. Очевидно, он не будет идеально правильным, но его уже возможно разглядывать на равных со перечнями побед лётчиков-истребителей других государств.

При таком подходе к подсчёту побед перечень русских асов Первой Мировой будет следующим:

Козаков Александр Александрович 16 Аргеев Павел Владимирович 12 * Лойко Иван Александрович 11 Янченко Василий Иванович 10 Смирнов Иван Васильевич 9 Сук Григорий Эдуардович 7 Пульпе Эдуард Мартынович 6 ** Фёдоров Виктор Георгиевич 6 ** Борисов Василий Иосифович 5 Вакуловский Константин Константинович 5 Земблевич Михаил Иосифович 5 Карклин Рудольф Крустинович 5 Кокорин Николай Кириллович 5 Макиёнок Донат Адамович 5 Сапожников Георгий Степанович 5 *** Стржижевский Владимир Иванович 5 * а также 9 во французских ВВС на западном фронте ** все во французских ВВС на западном фронте *** а также 1 в составе РККА в советско-польской войне

Лучшему русскому асу Первой мировой Александру Александровичу Козакову на сайте посвящена отдельная статья, исходя из этого тут мы поведаем о тех, кто следует за ним в первой пятёрке асов. Примечание: все относящиеся к Российской Федерации даты по январь 1918 года приводятся по старому стилю.

Павел Владимирович Аргеев

Поручик П. В. Аргеев, кадровый офицер русской армии, выпустившийся из училища в 1907 году, летом 1912 года попал под суд за «неисполнение приказа». 30 сентября его приговорили к месяцу гауптвахты, а 30 ноября он уволился в запас, после этого уехал за границу и поступил на обучение в университет во Франции.

30 августа 1914 года по направлению русского консульства «Поль д’Аргеефф» был принят лейтенантом на французскую работу и сражался в пехоте, с ноября 1914 года уже в чине капитана, руководя ротой.

В мае 1915 года он взял пятое по счёту ранение, из-за которого был признан негодным к предстоящей работе в пехоте. В авиации тогда требования к здоровью были ниже, и Аргеев подал рапорт о переводе в том направлении, приступив к обучению в сентябре. 1 июня 1916 года новоиспечённый лётчик прибыл для службы в эскадрилью N.48 (префикс «N» свидетельствует самолёты «Ньюпор»).

В данной части он провоевал ровно два месяца, не успев добиться никаких удач, и в августе был послан в командировку в Россию.

В первой половине октября лётчика вернули на русской работе в чине штабс-капитана (соответствует современному капитану) и зачислили в состав 12-го авиаотряда истребителей, но в боевых вылетах в том месте он не принимал участие, а вместо этого 25 ноября был переведён в 19-й корпусной спецавиаотряд 1-й боевой авиагруппы.

Во второй половине 1916 года несколько удачно действовала недалеко от Луцка, но после этого в следствии нерасторопности руководства была более чем на два месяца выведена из строя тщетными перебазированиями на юг в Румынию и обратно. К моменту возобновления военных действий начальник 19-го као А. А. Козаков выполнял обязанности начальника соединения, а Аргеев стал «у руля» отряда. В апреле эти назначения были официально утверждены.

Аргеев Павел Владимирович, 1887–1922

Весной 1917 года оба лётчика довольно часто летали в паре. Совместно они одержали три воздушные победы над неприятельскими разведчиками: 23 апреля, 4 мая и 26 мая. Первый самолёт упал за линией фронта (эту победу записали лишь на Аргеева), а два вторых были принуждены к посадке на отечественной территории и записаны на обоих победителей.

6 июля он уже самостоятельно совершил пара атак по одиночному самолёту соперника, и тот, очевидно повреждённый, устремился к почва. В рапорте лётчик честно признавал, что неприятеля из виду, и высказывал предположение, что тот однако упал в лес.

В последних числах Июля штабс-капитана Аргеева перевели во 2-ю боевую авиагруппу. Ему прочили должность начальника, но в итоге это назначение не произошло, и лётчик на некое время стал одним из офицеров управления (штаба), а 4 октября однако стал начальником группы, но 3-й.

В составе обоих соединений он принимал участие в немногочисленных боевых вылетах, в которых не случилось ничего примечательного, а 1 декабря 1917-го убыл в трёхмесячный отпуск «по обстоятельству крайнего физического утомления и начавшейся неврастении», на чём его работа в русской армии завершилась.

В начале 1918 года Аргеев выехал в Архангельск, а оттуда морем во Францию, в апреле возвратившись на работу. По окончании краткосрочного ознакомления с тактикой и современной техникой, 11 мая он был направлен на фронт в GC 21 (21-я истребительная несколько) и выяснен в состав эскадрильи SPA.124 (истребители «Спад»), где за ним закрепили самолёт с бортовым номером 19.

С конца мая капитан начал участвовать в боевых вылетах, и уже 1 июня на его счёт записали сбитый истребитель соперника, а до конца месяца к нему добавили ещё 3 победы над двухместными аппаратами.

Белая наклонная полоса на фюзеляже была обозначением эскадрильи. Позднее на части самолётов, среди них и истребителе Аргеева, поверх полосы показалось изображение головы Жанны д’Арк — Цвета армейского неба: русские асы Первой мировой | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-russkie-asi-pervoj-mirovoj-3.jpg">
Spad XIII (серийный номер S4472) из состава эскадрильи SPA.124, на котором в июне-июле 1918 года летал капитан французской армии Павел Аргеев.

Самолёт несёт обычный французский многоцветный камуфляж последнего года всемирный войны, в котором на верхние и боковые поверхности несли пятна тёмного, двух зелёных и двух коричневых цветов, а нижние поверхности были выкрашены в бежевый либо яркий серо-светло синий цвет. Опознавательные символы – триколор и крыльевые кокарды на руле поворота. Белая наклонная полоса на фюзеляже была обозначением эскадрильи. Позднее на части самолётов, среди них и истребителе Аргеева, поверх полосы показалось изображение головы Жанны д’Арк

С 21 августа ас служил в штабе группы, но сохранил за собой прошлый персональный истребитель и выполнял боевые вылета вместе с лётчиками 124-й эскадрильи. Пятой «французской» победой Аргева стал Fokker D.VII, засчитанный ему совместно с другим пилотом, а за оставшиеся до конца войны полтора месяца он одержал ещё четыре подтверждённые и три предположительные победы (все лично), доведя итоговый счёт до 12 побед (три российских и девять французских), став, так, вторым по результативности русским лётчиком.

В марте 1919 года Аргеев был демобилизован. В революционную Россию он решил не возвращаться, к белым присоединяться также не захотел, исходя из этого остался во Франции. Позднее он стал пилотом оперировавшей в Восточной Европе франко-румынской компании CFRNA, и 30 октября 1922 года погиб в авиакатастрофе на протяжении очередного рейса Прага – Варшава.

Иван Александрович Лойко

Подпоручик И. А. Лойко был выпущен из армейского училища в октябре 1914 года и в декабре приступил к обучению в лётной школе. С мая 1915 по июнь 1916 гг. он служил в 30-м корпусном авиаотряде, совершив за это время 156 боевых вылетов на разведку, а 7 июля его прописали начальником 9-го авиаотряда истребителей, что лишь предстояло организовать. 20 августа отряд однако убыл на фронт, но до конца месяца в нём летал лишь один начальник.

27 августа Лойко совершил первый боевой вылет части и совершил первый воздушный бой: на протяжении «сторожевого» полёта на двухместном «Ньюпоре» нападал и погнал на запад аэроплан соперника. Скоро тот перешёл в нисходящую спираль, но сейчас неприятелю на помощь подоспел ещё один аппарат, и русскому экипажу было нужно переключиться на него. Через некое время самолёты разошлись в различные стороны, так и не сумев причинить друг другу большой вред.

13 сентября Лойко с наблюдателем вылетел на «препятствование корректированию стрельбы аэропланом соперника» по вызову из штаба 3-го конного корпуса. Найдя неприятеля, он отправился с ним на сближение. Тот сначала начал уходить, но после этого развернулся и принял бой.

Под пулемётным огнём русский летнаб дождался, пока расстояние не сократится до минимальной, и лишь тогда сам открыл огонь. После этого «германец» сильно отправился вниз и опустился на землю за линией фронта.

Лойко Иван Александрович, 1892–1936

Это первенствовала и на следующие полгода единственная победа 9-го истребительного отряда. С началом весны 1917 года активность действий отряда увеличилась, и боевой счёт части начал расти. Первые пара побед одержали подчинённые Лойко, а ему самому успех улыбнулась 26 апреля. Тогда он встретил некоторое самолётов время и пару противника следовал за ними в отдалении, а после этого, подгадав момент, нападал одного из них с пикирования.

Вражеский стрелок встретил его ответным огнём, но прицел истребителя был правильнее. Аппарат с крестами на крыльях скоро отправился к почва и, в соответствии с докладу пилота, совершил вынужденную посадку на собственной территории. Всё случилось так скоро, что второй самолёт успел лишь развернуться в сторону опасности, но не вступить в бой.

В первых числах Июля лётчики отряда стали летать звеньями (данный термин показался уже тогда) по 2–4 самолёта. 5 июля звено Лойко – Стржижевский – Карклин на протяжении патрулирования встретило и нападало одиночный разведчик соперника, что, взяв явные повреждения, скрылся в тучах на маленькой высоте над горами. Отечественные лётчики полагали, что он в том месте же где-то опустился на землю, и были правы, но точно не были в этом уверены, исходя из этого отнесение эпизода к победам мало вызывающе большие сомнения, но однако вероятно.

21 июля очередное патрульное звено по разрывам зенитной артиллерии нашло неприятельский разведчик. Лойко, Карклин и Сапожников последовательными атаками вынудили его сперва снизиться, а после этого (по докладам лётчиков) сесть на вынужденную. Четвёртый лётчик звена в этом бою не принимал участие.

20 августа Лойко в паре с прапорщиком (соответствует современному младшему лейтенанту) Суком вылетел на перехват одиночного разведчика. Первую атаку лётчики совершили одновременно и вели пламя долгими очередями. Позже начальник отошёл в сторону исправить задержку пулемёта, а подчинённый сделал ещё один заход на цель. Соперник перешёл в крутое пикирование и опустился на отечественной территории.

Это была уже пятая победа начальника отряда, а после этого он до конца месяца удвоил собственный счёт, одержав ещё три индивидуальные и две групповые победы.

Последнего успеха Лойко добился 11 сентября. В тот сутки он на протяжении одиночного патрулирования совершил три воздушных боя и видел, как один из его соперников совершил вынужденную посадку. С учётом данной победы он вышел на второе место по числу побед в русской авиации и закончил войну в чине поручика.

Экспортные автомобили ещё на заводе приобретали необходимые символы различия и стандартную французскую «техничку» — Цвета армейского неба: русские асы Первой мировой | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-russkie-asi-pervoj-mirovoj-5.jpg">
Nieuport XXI (серийный номер N1719) из состава 9-го авиаотряда истребителей, состоявший на балансе данной части с января по сентябрь 1917 года.

На нём в различное время летали все четыре аса отряда: прапорщик Стржижевский с января по май, подпоручик Лойко в июне, прапорщик Сук в июле-августе и подпоручик Карклин в сентябре. Компания «Ньюпор» с конца весны 1916 по начало 1918 гг. применяла однотонную «алюминиевую» (светло-серую) окраску собственных самолётов. Экспортные автомобили ещё на заводе приобретали необходимые символы различия и стандартную французскую «техничку»

Зимний период 1917–1918 гг. лётчик был на украинской работе, но только вследствие того что не желал помогать коммунистам. Уже летом Лойко убегал в русскую Белую армию, как и большинство персонала украинских ВВС. Позднее он вести войну в 4-м авиаотряде Добровольческой армии, частях гидроавиации Чёрного моря, 1-м Кубанском казачьем авиаотряде, 1-м, 4-м и 6-м авиаотрядах Русской армии.

К моменту эвакуации из Крыма Лойко был уже полковником.

С 1921 года Лойко жил в Королевстве сербов, словенцев и хорватов, трудясь вольнонаёмным инструктором в военном лётной школе, а 8 августа 1923 года на угнанном самолёте перелетел в СССР. С января 1924 года служил в Красную армию, где кроме этого был инструктором в лётной школе. Во второй половине 20-ых годов XX века был арестован по обвинению в шпионаже и приговорён к 10 годам лагерей.

Погиб Лойко во второй половине 30-ых годов двадцатого века, но о правильной дате и событиях смерти существуют различные предположения.

Василий Иванович Янченко

Вольноопределяющийся В. В. Янченко c началом войны отправился добровольцем в армию и был зачислен механиком в Гвардейский корпусной спецавиаотряд. В ноябре 1914 года он взял звание ефрейтора, а в феврале 1915 года был послан в лётную школу и 24 августа взял назначение в 12-й као.

В данной части он совершил 10 боевых вылетов на разведку, а после этого 6 ноября был послан в Москву для переучивания на аэроплан нового типа «Моран-Парасоль». На фрот Янченко возвратился 23 декабря уже в 3-й као, в котором кроме этого выполнил 10 боевых вылетов. 25 марта 1916 года старший унтер-офицер Янченко был переведен в состав только что организованного 7-го авиаотряда истребителей, но практически перелетел на аэропорт данной части лишь 22 апреля.

Янченко Василий Иванович, 1894 – не ранее 1950-х годов

Первого успеха в воздушных битвах лётчик добился 12 июня. В тот сутки он поднялся на перехват неприятельского разведчика и, догнав его, совершил пара атак, расстреляв целый боекомплект. Оставшись невооружённым, он не вышел из боя, а начал маневрировать около соперника, стараясь загнать его под пламя двухместного «Ньюпора», кроме этого участвовавшего в погоне.

В итоге неприятель с снижением и креном обратился в бегство, а после этого скрылся из виду, совершив, согласно точки зрения отечественных лётчиков, вынужденную посадку на собственной территории. Это была третья победа отряда, которую записали как групповую.

На следующий сутки обстановка повторилась, лишь соперник благополучно ушёл со понижением, отстреливаясь из пулемёта, а 22 сентября те же пилоты перехватили и совместно сбили ещё один самолёт соперника (победа, четвёртая для отряда, кроме этого была записана как групповая) и обратили в бегство второй. Следующую победу прапорщик Янченко одержал самостоятельно, 2 октября вступив в бой с парой австрийских разведчиков и сбив один из них.

По окончании окончания осенне-зимнего понижения боевой активности авиации череда удач Янченко продолжилась: 22 марта и 31 февраля 1917 года ему записали по одной победе в паре с поручиком Макиёнком, что сделало его первым асом русской авиации.

Июнь 1917 года выдался самым напряжённым как для отряда в целом, так и лично для Янченко, выполнившего 57 боевых вылетов (больше всех остальных пилотов) и одержавшего две победы лично и одну в паре. Ещё одна победа за ним числится в июле, и это был последний успех лётчика в составе 7-го истребительного. 7 сентября Янченко вместе с закреплённым за ним истребителем перевели в 32-й као.

Обстоятельством перевода было опасение солдатского самосуда за недавнее избиение лётчиком воина из аэродромной команды.

Опознавательные символы нанесены по французским правилам для аппаратов в таком камуфляже (кокарды на верхних поверхностях крыльев отсутствуют) — Цвета армейского неба: русские асы Первой мировой | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-russkie-asi-pervoj-mirovoj-7.jpg">
Nieuport XI (серийный номер N1232) из состава 7-го авиаотряда истребителей, на котором с лета 1916 по весну 1917 гг. летал старший унтер-офицер (позднее прапорщик) Янченко. Самолёт несёт камуфляж, характерный для самолётов «Ньюпор», выпущенных весной 1916 года: пятна зелёного и коричневого (либо двух коричневых) цветов на верхних и боковых поверхностях при неокрашенных нижних. Опознавательные символы нанесены по французским правилам для аппаратов в таком камуфляже (кокарды на верхних поверхностях крыльев отсутствуют)

8 сентября Янченко добился десятой победы. В тот сутки на протяжении вылета на сопровождение разведчиков он вступил в бой с истребителем соперника, что по донесениям пехоты упал на неприятельской территории.

1 октября ас участвовал в воздушном бою нескольких лётчиков из различных отрядов с тройкой германских разведчиков, одного из которых они сбили. На победу претендовали трое, но руководство выбрало одного из них. Янченко в этом не повезло, но в том же месяце ему присвоили звание подпоручика.

В 1918 году Янченко руководил одним из истребительных отрядов украинских ВВС, но летом убегал и в будущем сражался во 2-м ао Добровольческой армии, а после этого 4-м и 5-м авиаотрядах Русской армии, встав в чине до штабс-капитана.

С октября 1920 года лётчик был в эмиграции. Перебрался в Соединенных Штатах и до выхода на пенсию в первой половине 50-ых годов двадцатого века трудился инженером-конструктором на различных компаниях. Правильная дата смерти не известна.

Иван Васильевич Смирнов

И. В. Смирнов с началом войны отправился добровольцем в армию, и с октября 1914 года вести войну в пехотном полку. В декабре был не легко ранен и по окончании исцеления перевёлся в авиацию, прошёл обучение сперва на механика, после этого на пилота, и 27 августа 1916 года в чине ефрейтора был зачислен в состав 19-го као.

В осеннюю пору того же года он летал на двухместных самолётах и в декабре совершил пара успешных битв: 8 декабря его соперник ушёл с сильным понижением, а 20 декабря они с летнабом сумели сбить германский «Авиатик» C.I, упавший на отечественной стороне фронта. За эту победу Смирнов был представлен к чину прапорщика, но это производство произошло лишь 30 апреля 1917 года, а до тех пор пока Козаков собственной властью начальника части присвоил ему звание старшего унтер-офицера.

Смирнов Иван Васильевич, 1895–1956

8 января 1917 года Смирнов уже на одноместном истребителе обстрелял привязной аэростат, но тот скоро опустили на землю. 5 апреля он атаковал самолёт соперника и преследовал его, пока тот не скрылся в тучах, исходя из этого победы снова не получилось. Но 19 апреля вылет на перехват, наконец, увенчался успехом, и по окончании второй атаки неприятельский разведчик совершил посадку в отечественном размещении.

В этом бою принимали участие и другие пилоты группы, и победу записали на двоих, не смотря на то, что как раз Смирнов внёс главной вклад.

10 августа Смирнову засчитали сбитый в паре самолёт, а 25 августа он в составе шестёрки встретил одиночный разведчик, которого отечественные лётчики принудили к посадке, но записи об этом бое не разрешают установить, на кого как раз записали эту победу. Всего победителей было не меньше трёх, и Смирнов совершенно верно был в их числе.

30 августа они с напарником вступили в бой с двумя истребителями и обратили их в бегство, но сбить не сумели. Но чуть позднее пришло сообщение от пехотинцев, что один из самолётов однако сел на вынужденную. Так как было неясно, чья это была жертва, победу записали как групповую, и это был уже пятый успех Смирнова.

11 сентября он уже самостоятельно нападал и сбил над отечественной территорией германский «Альбатрос» C.X, а 28 октября вдвоём (но не совместно) атаковал тройку австрийских «Бранденбургов». Одного из них он скоро сбил, после этого нападал другого, но должен был прекратить бой из-за отказа пулемёта. Позже данный самолёт был добит вторым русским лётчиком, и в итоге каждому из пилотов записали по одной победе.

Morane Saulnier I (серийный номер MS740) из состава 19-го као, на котором в марте-апреле 1917 года летал старший унтер-офицер Смирнов, одержавший на нём собственную вторую победу. «Мораны» французского производства выпуска 1916 года отличались жёлтой окраской стоек и железных панелей на носу при неокрашенном полотне. Белая «адамова голова» на тёмном хвосте – эмблема отряда

10 ноября Смирнов атаковал пару неприятельских самолётов и сумел сбить одного из них – это был достаточно редкий «Ллойд» C.V, а 13 ноября ему совместно с Козаковым записали принуждение к посадке ещё одного самолёта соперника.

Это был последний последняя победа и воздушный бой 1-й боевой авиагруппы. Скоро боевые действия на восточном фронте закончились, и началось повальное бегство офицеров, опасавшихся расправы со стороны революционных солдат. Кто-то уходил в отпуск либо выбивал себе командировку, а Смирнов в середине декабря из части под покровом темноты.

В начале 1918 года он через Владивосток добрался до Англии, где был принят в RAF и до демобилизации во второй половине 1919 года являлся инструктором в лётной школе, где обучались русские курсанты. В первой половине 20-ых годов XX века пара месяцев проработал на заводе «Хэндли Пейдж» в Англии, в 1920–1921 гг. был пилотом бельгийской компании SNETA, в 1922–1940 гг. – голландской KLM. По окончании оккупации метрополии перешёл в ост-индийскую KNILM и вместе с ней был в чине капитана мобилизован по окончании японского нападения.

До марта 1942 года делал транспортные рейсы. В первой половине 40-ых годов двадцатого века, кроме этого в звании капитана, являлся добровольцем в американской военно-транспортной авиации в Австралии и на Новой Гвинее. С осени 1944 года до выхода на пенсию во второй половине 40-ых годов XX века Смирнов опять трудился в европейском отделении KLM.

Картинки Михаила Быкова

Воздушные асы Первой мировой войны

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: