Броня российской империи. часть ii. первый бронеавтомобиль отечественной постройки — лесснер 40б.

      Комментарии к записи Броня российской империи. часть ii. первый бронеавтомобиль отечественной постройки — лесснер 40б. отключены

По большому счету ни разу не любитель военной техники. Но пост по бронеавтомобилям Византии сподвиг меня на подвиг. Меньше, жалко мне стало, что бронеатомобилей в Российской Федерации до 1-й всемирный не строили (броневик Накашидзе, хоть и был частично спроектирован в Российской Федерации, строился все же во Франции), и в патриотическом порыве сваял я альтернативу про первый отечественный всецело бронированный бронемобиль.

Из-за чего такое уточнение? А по причине того, что, в случае если понравится, имеется у меня задумка состряпать боевую колесницу на базе Фрезе, правда брони в том месте чуть-чуть будет. А на данный момент, дамы и господа — Лесснер-40Б.

Одним из технически прекрасно оснащенных фирм России слыл Петербургский машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера. Его производственный профиль был только широк: типографские автомобили, прессы, насосы, котлы и паровые машины, двигатели внутреннего сгорания а также такие, сверхсложные по тем временам изделия, как торпеды для ВМФ.

Начальники завода «Лесснер», зная уже, что для строящихся русских подводных лодок Луцкой сконструировал двигатели внутреннего сгорания, решили заключить с ним и компанией «Даймлер» соглашение об изготовлении у себя по ее лицензии лодочных и судовых двигателей внутреннего сгорания, и машин. Контракт был подписан в конце 1901 г. В соответствии с ним «Лесснер» брался за выпуск машин, но не марки «Мерседес», каковые тогда производил завод «Даймлер» в Каништадте, а относительно неизвестных моделей, каковые изготовлял даймлеровский филиал в Мариенфельде, пригороде Берлина. В том месте отечественный соотечественик Борис Григорьевич Луцкой был одним из директоров, и как раз его конструкции составляли базу производственной программы филиала.

«Лесснер» пригласил Бориса Григорьевича быть по совместительству инженером-консультантом завода и в соответствии с параграфом девятым соглашения 1901 г.

«с каждой стороны мотора у автомобиля, выстроенного обществом «Лесснер», должна быть фирменная табличка, на которой находились бы слова «Луцкой-Даймлер» и порядковый номер».

Итак, общество «Лесснер» приступило к выпуску машин конструкции Конечно что таковой продукции требовался клиент, потому, что частные лица не весьма рвались приобрести хорошую отечественную, но дорогую конструкцию.

Одним из таких клиентов была армия.

Нужно подметить, что первая попытка завода была еще в 1902 г. «Лесснер» демонстрировал грузовые автомобили Луцкого на маневрах, но армия не заинтересовалась.

В 1907 году на I Интернациональной автомобильной выставке в С.-Петербурге завод демонстрировал легковой автомобиль и грузовик с двигателем мощностью 32 л.с. В данной выставке петербургский завод взял громадную золотую медаль «за установление автомобильного производства в Российской Федерации».

Тогда же на протяжении переговоров с офицерами инженерных армий зашел разговор о блиндированном автомобиле Михаила Александровича Накашидзе. Тогда представитель завода объявил, что подобную машину завод выстроить может.

На риск и свой страх работа в этом направлении началась.

В качестве базисной модели решили применять Лесснер 32, тот самый, что продемонстрировали на выставке.

Броня российской империи. часть ii. первый бронеавтомобиль отечественной постройки - лесснер 40б.

Прототип бронеавтомобиля Лесснер-40Б, автомобиль Лесснер-32.

Главные агрегаты покинули от прошлой автомобили.

Штампованная рама, зависимая подвеска колес на продольных полуэллиптических рессорах, сотовый радиатор, двигатель с несъемными головками цилиндров, нижнеклапанное газораспределение с кулачковыми валами, находящимися по обе стороны двигателя, червячный рулевой механизм, расположенная раздельно от двигателя коробка передач, цепная передача к ведущим колесам.

Но его двигатель (4559 см3, 32 л.с. при 1200 об/мин) имел четыре отдельных цилиндра. И не смотря на то, что благодаря такому ответу длина и масса мотора возрастали, упрощалось ремонт и производство цилиндров. Их сверхсложные отливки (отъемные головки цилиндров еще не использовались) имели большое количество брака, а отдельные цилиндры удешевляли производство.

Для броневой автомобили двигатель пара поменяли, за счет увеличения рабочего количества до 4950 см3, его мощность подняли до 40 л.с.

Броневик с 40-сильным двигателем сохранил маховик-вентилятор, но его воздействие уже дополнял общепринятый вентилятор между двигателем и радиатором. Карбюратор, водяной и впускная труба насос размещались на правой стороне двигателя.

В годы, в то время, когда конусное сцепление господствовало на большинстве легковых и грузовых моделей, у легковых «Лесснеров» уже использовалось весьма компактное многодисковое сцепление, встроенное в ступицу маховика. Коробка передач была достаточно необыкновенной для автомобилей тех лет – четырехступенчатая. Рычаги переключения в связи со спецификой автомобили перенесли вовнутрь бронекузова.

Как и у всех «Лесснеров», передача к ведущим колесам была цепной и оси ведущих цепных звездочек проходили под лонжеронами рамы. Сами же лонжероны были прямыми, без выгибов над задней осью либо перегиба в зоне передних колес. Только в передней части высота лонжерона, имевшего швеллерное сечение, уменьшалась. Избранная конструкция являлась очень удачной применительно к технологическим возможностям завода.

Но она стала причиной громадной высоте автомобили — около 2000 мм. Для уменьшения массы бронированный автомобиль выстроили на самой маленькой базе (3000 мм) из тех, каковые использовались у базисной модели.

Самым главным отличием автомобили был, конечно же, кузов. Его собирали из страниц закаленной стали толщиной в 6-7 мм на металлическом (сваренном, что было новшеством собственного времени) каркасе, крепя заклепками. Фактически все поверхности бронекапсулы (кроме того боковые) имели наклон, что повышало устойчивость брони к пробитию.

Наблюдение экипаж в походном положении проводил через откидываемый лобовой щиток, что поднимался вверх и удерживался двумя стойками, и откидываемые назад на протяжении кузова верхние половины дверей, где они крепились защелкой; притом, дабы они не бились об броню на ходу, предусмотрели резиновую прокладку. В боевой обстановке оставалось надеяться на смотровые щели.

Основное, конечно же, была башня. Она размешалась в кормовой части корпуса и имела цилиндрическую форму (диаметром 1,2 метра); оружием броневика был отработанный пулемет Максима. Помимо этого, в лобовом и кормовом странице, а также в боковых стенках и дверях были установлены амбразуры с заслонками для ведения огня из личного оружия.

Экипаж составлял 3 человека — шофер, пулемётчик и командир машины.

Характеристики автомобили были следующие:

Год выпуска — 1908; экипаж – 3 человека; двигатель: тип — четырехтактный, внутреннего сгорания, число цилиндров — 4, рабочий количество — 4950 см3, мощность — 40 л.с. при 1200 об/мин; число передач — 4; основная передача — цепная; размер шин — 920х120 мм; протяженность — 4330 мм; ширина — около 1600 мм; высота — 2650 мм; база — 3000 мм; масса в снаряженном состоянии — около 2400 кг; скорость — около 50 км/ч.

В мае 1908 года автомобиль был сдан армейскому министерству, которое по окончании продолжительных проволочек дало согласие выплатить заводу 5500 рублей, что кроме того не покрывало себестоимости, но с этим дали согласие в предвкушении новых заказов.

Автомобиль поступил в автомобильную команду инженерных армий, в которой приступили к опробованиям. Стало известно, что в целом машина защищает от винтовочных пуль с расстояния в 300 метров, имеет хорошую скорость по грунтовой дороге, но ужасную проходимость, стоило с неё съехать. Но тут вмешался не кто другой, как сам император.

В августе 1908 года он инспектировал команду, и ему среди другого продемонстрировали бронеавтомобиль; потому, что водителем был в то время представитель завода, он выложился абсолютно, и под впечатлением от замеченного Николай II дал указание о покупке еще двух броневиков, притом один он распорядился дать в личный Его Императорского Величества Конвой.

Завод Лесснера ликовал в ожидании заказа, но военное ведомство планировало и эти автомобили приобрести за ту же сумму, что и прошедшую. В итоге договорились на 13 000 рублей, но завод брал на себя обязанность обслуживать все три автомобили в течение 2 лет.

Автомобили распределили следующим образом: одна осталась в испытательном автоотряде, одна, как и собирался император, отправилась в состав конвоя, а последнюю для опробований в поле передали в заамурский округ отдельного корпуса пограничной стражи. Ее первую и утратили.

Лесснер-40Б корпуса пограничной стражи в походном положении.

Пограничникам машина в принципе понравилась, грунтовок в Забайкалье и Маньчжурии было большое количество и эксплуатировали ее нещадно, правда в то время, когда были запчасти. Но в ноябре 1909 на скорости в 40 км в час при прохождении поворота машина опрокинулась, сказался большой центр тяжести. Машину отремонтировали лишь через полгода и снова опрокинули, притом на маленьком склоне, по той же причине. Сейчас машину ремонтировать не стали, да и не смогли.

А в грамотного сравнительно не так давно учебную военную автомобильную роту ушел отчет с обстоятельствами аварии.

Это возымело воздействие, и скоро на Лесснер (что, не дождавшись новых заказов, свернул автомобильное производство) пришло требование в рамках соглашения исправить обстановку. Чертыхаясь, инженеры за чемь дней перепроектировали пулемётную башню, снизив ее размеры и так сократив верхний вес. Пулемет закрыли бронепластинами, а сам Максим как возможно больше выдвинули из башни.

Еще 2 месяца заняла установка и постройка новых башен на 2 оставшихся броневика, каковые по документам шли под индексом Лесснер-40Б. При том башни крепили через переходник к крыше, потому, что отверстие для башни было на 300 мм больше. Заодно было указано в предписании не допускать крен автомобиля более 30 градусов.

Лесснер-40Б императорского конвоя с башней нового типа.

Работы закончили в ноябре 1910 года, именно к окончанию действия контракта.

В роте прочли предписание и поразмыслили, а вдруг 45? Загнали машину на косогор и уронили, при том так удачно, что оторвали совсем новую башню.

Копаться с ней не стали, а решили экспериментировать с новыми видами установки оружия. Для этого Максим переместили в лобовой страницу (действительно, раскрывалась заслонка сейчас лишь у водителя), а оборону по корме и бортам сейчас держал пулеметчик с самым легким дешёвым в то время пулеметом Мадсен, ведя пламя через существующие уже амбразуры.

Помимо этого, остался люк от башни, через что кроме этого возможно было вести пламя, применяя особое крепление в виде рельса (в будущем данный опыт применяли для отечественных авиационных турелей). И наконец-то прикрыли радиатор бронепластинами (действительно, сейчас двигатель при сильной жаре скоро перегревался), ну и убрали дополнительные фонари ,доставшиеся от гражданской модели.

Лесснер-40Б умелой автомобильной команды по окончании перевооружения.

Что касается третьей автомобили, то ее работа шла весьма тихо. Обслуживалась она в императорском гараже, по косогорам ее не гоняли, да и по большому счету применяли относительно редко.

К началу войны обе автомобили передали в учебную роту, потому, что, не обращая внимания на уход, они уже устарели; действительно, бывший конвойный броневик в 1915 году передали в 3-й бронедивизион, где его следы теряются на австрийском фронте. А оставшийся в учебной автороте Лесснер-40Б разбронировали в 1917.

ОКПС

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: