Бой тамары памятных над касторной

      Комментарии к записи Бой тамары памятных над касторной отключены

18 марта 1943 года, четверг. В истории армий ПВО страны он остался лаконичной записью: «Летчицы 586 иап младшие лейтенанты Т.Н.Памятных и Р.Н.Сурначевская вели бой с 42 вражескими бомбардировщиками, пробовавшими нанести удар по железнодорожному узлу Касторная, и сбили 4 из них, а остальных заставили скинуть бомбы мимо цели и повернуть обратно»1.

Совсем вторым измерением вошел данный сутки в судьбу Тамары Памятных. Он сконцентрировал в себе и много лет тяжелой дороги в авиацию, и нескончаемое мгновение воздушного боя, и печаль о потерянном самолете, и гордость за успешное исполнение боевого задания.

Тамара Памятных появилась в семье, которая была известна среди соседей мастеровитостью отца и хлебосольством матери. В тяжёлые годы начала столетия в их доме находили приют коммунисты, прячущиеся от слежки жандармов. В данной многодетной семье было принято дробить все тяготы поровну, приобщать детей к заботам, не избегать трудностей, а настойчиво их преодолевать.

Исходя из этого, в то время, когда Тамара по путевке комсомола пришла в Свердловский аэроклуб, она сумела добиться собственной цели и стать летчиком. Кроме того, за хорошую технику пилотирования ее направили в школу офицеров, откуда она возвратилась в собственный родной аэроклуб инструктором. Опыт, купленный в аэроклубе, был особенно полезным в предстоящей ее жизни. Именно там закалился ее темперамент, выработалось умение скоро оценивать обстановку и принимать верное ответ.

Один из инструкторских полетов чуть не закончился трагически.

Легко обучать талантливого курсанта, но в один раз в кабине был добрый на вид крепыш-сибиряк… На штопоре его заклинило и он так зажал ручку управления, что ее нереально было переместить для вывода самолета. Подаваемые в переговорное устройство команды не действовали, как не подействовали ни уговоры, ни угрозы. Тамара в отчаянии сорвала трубку переговорного устройства в собственной кабине и огрела парня по голове (благо, тогда самолеты были открытые и это было вероятно).

Юноша вышел из шокового состояния и ослабил ручку управления. Тамара сумела на минимальной высоте вывести самолет из штопора.

Лето 1941 года. В аэроклубе напряженная ежедневная работа: полеты, подготовка, полеты… Война пришла неожиданно. Многие инструкторы уходили в боевые части.

Бить нацистов, о чем еще имела возможность грезить Тамара в те дни. Лишь в октябре пришло распоряжение об откомандировании в город Энгельс, где прославленная летчица Марина Михайловна Раскова формировала женские авиационные полки. Тамара прибыла в числе первых.

И вот сзади переучивание на самолет Як-1, защита города Саратова, Сталинградская битва. К марту фронт стабилизировался. Фашистское руководство начало готовить операцию на Курском направлении. Германская авиация систематически бомбила серьёзные ЖД узлы, дабы воспрепятствовать маневру армий, лишь летом 1943 года, как принято вычислять, отечественная авиация завоевала господство в воздухе.

А до тех пор пока германская авиация ощущала себя хозяином положения.

586-й полк делал задачи по прикрытию сходу нескольких военных объектов. Такая сложилась ситуация в начале утра 18 марта, что за исключением дежурной пары истребителей все вылетели на отражение массированного налета на Лиски, другие станции и Отрожки.

Бой тамары памятных над касторной

Лётчицы 586-го ИАП Галина Бурдина, Тамара Памятных, Валерия Хомякова, Валентина Лисицына (слева направо) по окончании полёта. 1942 год

Тамара Памятных и Рая Сурначевская — именно их пара была дежурная — проводили полк с сожалением: то ли будет вылет, то ли нет, а подруги улетели в самое пекло, где идет бой, бой без них. И внезапно в небо взвилась зеленая ракета! Немедленный запуск, взлет. С КП полка указали квадрат действий.

Это в стороне от полка, да и горючее на их самолетах должно быть на исходе, перенацелить на помощь некого. Яки скоро набирают высоту. Крылом к крылу идут подруги в заданный квадрат.

Высота 400 м. в первых рядах показались тёмные точки. Если судить по геометрической правильности их положения относительно друг друга, это самолеты. Точки вырастают в размерах.

какое количество же их? Тамара докладывает по радио:

— Вижу самолеты соперника! — Рая додаёт:

— Их куча!

Условия были благоприятными: солнце позади, соперник нескоро найдёт девушек. Тамара покачиванием с крыла на крыло дает Эдем команду: «Следуй за мной» и идет на сближение. Соперник мало ниже. Четко видны две группы фашистских бомбардировщиков Ю-88 и ДО-215.

В каждой группе до двух десятков тяжелогруженных самолетов.

Девушки уже пролетели Касторное: станция забита отечественными эшелонами с снарядами, боевой техникой, горючим. Они — единственный щит. Решение принято мгновенно и конкретно: применяя преимущество и внезапность в высоте, атаковать первую группу, рассеять ее, не разрешить сбросить бомбы по станции, а после этого нападать вторую.

Истребители переходят в пикирование и со средней дистанции открывают пламя по центру первой группы. Стремительный выход из атаки боевым разворотом. Атака успешна — девушки видят два падающих горящих самолета. Вторичная атака. Основное, функционировать скоро, не разрешить противнику понять, что их лишь двое.

Вторая несколько уже начеку: сомкнула боевые порядки, ощетинилась огнем, к истребителям мчатся автострады бортовых пулемётов и пушек соперника.

Девушки сближаются до минимальных расстояний, дабы бить точно. Тамара видит в последнем самолете сосредоточенное лицо фашистского стрелка, ее очередь прошивает правую плоскость «юнкерса». Но и ее самолет вздрагивает, быстро переворачивается и, быстро вращаясь, мчится к почва.

У нее уже было такое падение, но то был учебный штопор. на данный момент же обстановка куда сложнее. Фонарь заклинило, огромная сила то вдавливает в сиденье, то отрывает, бьет о борта самолета, нереально поднять руки. Почва же приближается с каждой секундой.

От возросшего скоростного напора срывается фонарь кабины. Тамаре удалось расстегнуть ремни, и ее с силой выбрасывает из кабины. Вытяжное кольцо, рывок раскрывшегося парашюта — и практически сходу почва. Не очень-то она раньше жаловала вниманием парашютные прыжки («Доверять жизнь тряпке…»), это было ее третье приземление под куполом парашюта.

Приземление вынужденное. Встала, ощупала тело: руки, ноги целы, мало поцарапано лицо. Рядом горит ее самолет: одной плоскости нет, другое является жалкое зрелище. А в воздухе длится бой.

Рая Сурначевская атакует уходящие на запад самолеты соперника.

В душе у Тамары буря эмоций. Обида — так как сейчас она «безлошадная», утратила самолет, на котором сражалась уже около года. Радость — они все-таки дали прикурить фрицам.

А самолет того рыжемордого стрелка догорает на краю поля.

От ближайшей деревни уже бегут люди: дамы, дети. Помогли собрать парашют, усадили на подводу и повезли в Касторную. Каково же было удивление Тамары, в то время, когда в том месте она встретила Раю, собственную ведомую. Той удалось сбить еще один самолет неприятеля, но и ее настигли автострады германских стрелков: перебило трубопровод, обрезало двигатель.

Вынужденная прошла удачно, лишь собственные чуть не убили. Опоздала выбраться из кабины самолета, как налетела разъяренная масса людей местных обитателей с кольями и вилами, готовая в клочья порвать германского летчика. Прекрасно, что своевременно заметили звезды на крыльях.

До тех пор пока девчата добирались до Касторной, из родного полка им на помощь, думая, что бой еще длится, выслали звено истребителей. Но застали уже чистое небо — нацисты провалились сквозь землю. Лишь на подходе к Касторной отечественные летчики увидели догоравшие самолеты, среди которых был один коммунистический, да перепаханное воронками от взрывов бомб поле.

Это Памятных с Сурначевской вынудили нацистов отбомбиться раньше времени.

Летчицы еще не добрались до полка, а в том месте уже все знали о их бое. А скоро весело поздравляли и самих героинь, которых доставила на своем самолете Ольга Ямщикова. На протяжении полета они пристально наблюдали вниз.

Вот она, станция! Снуют паровозы по ЖД дорогам, перегоняют вагоны, составляют поезда. На фронт идут длиннющие эшелоны, с передовой — санитарные.

Станция живет. Но подумалось, вот бы не увидели тогда фашистскую армаду, несущую смертельный груз…

Данный бой, совершённый летчицами по всем правилам армейского летного мастерства, стал известен отечественным союзникам по войне — американцам и англичанам. Пресса поместила на собственных страницах подробности боя, фотографии девушек.

Британцы сообщение о воздушном бое над Касторной восприняли как «красную пропаганду».

По поручению королевы в полк приехали представители английского консульства, дабы познакомиться с летчицами-героинями. Им и невдомек было, что русская дама не только «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», но и пожертвует судьбой, в случае если беда угрожает ее дому, детям…

Нацисты в собственном замысле блицкриг не учли патриотического порыва советских дам, каковые наравне с мужчинами до последней капли крови сражались с неприятелем за штурвалом самолета, были снайперами, танкистами, артиллеристами, санитарками.

Если бы знали хваленые германские асы, кто не подпустил их к Касторной!

За показанные героизм и мужество в сражении над Касторной Памятных и Сурначевская были награждены орденами Боевого Красного Знамени и золотыми часами.

Тамара, рассматривая надпись на часах: «От Наркома Индел отважной летчице лейтенанту Памятных. 4.5.1943», смеялась:

— Не от британского ли это правительства приз? — И додавала уже совсем без шуток. — Лучше бы Черчилль выполнил собственный обещание и открыл второй фронт. Вот это был бы настоящий презент!

Через пара дней по окончании памятного всем боя был взят приказ: «Перегнать самолет Сурначевской на собственный аэропорт». Отправилась за самолетом Тамара Памятных.

Не так-то легко было вызволить самолет из грунта. Почва сверху подмерзла, под коркой льда жидкая грязь. При рулении колеса проваливались, самолет оседал.

По окончании нескольких попыток оторвать его от почвы Тамара дала полный газ, и истребитель, наконец, разбрызгивая около полузамерзшие комья почвы, отправился на взлет.

Механики продолжительно с восторгом смотрели вслед улетающему самолету и удивлялись: «Так как нужно же! Не каждый мужик сможет взлететь с невзлетной полосы, а тут — девка! Ну и молодчина!»

Самолет был доставлен в полк, приведен силами инженеров, техников, механиков в порядок и еще выдержал несколько воздушный бой.

в один раз полетели Тамара Памятных и Ольга Ямщикова на учебный воздушный бой. Лишь скрылся из глаз родной аэропорт, как из-за облака вынырнул и летит строго по прямой германский разведчик. Доложили на КП и взяли «добро» на уничтожение.

Забрали встречный курс. Когда разведчик увидел их, начал крутиться и крутиться, делая нелепости в воздухе, а после этого быстро повернул обратно, на запад. Летчицы догнали его. Тамара зашла сбоку и начала бить из пулемета по стрелку, дабы отвлечь пламя на себя.

Ольга, зайдя под три четвертых ракурса, с близкого расстояния прошила крыло и фюзеляж неприятеля. Он задрал шнобель и в штопоре отправился к почва, но не загорелся. Тяжело было выяснить, сбили они его либо он схитрил, пробуя уйти из-под атаки истребителей.

Сначала Тамара решила идти за ним вдогонку, но увидев, что Ямщикова быстро отправилась на понижение, ринулась на помощь ей.

Ольга посадила собственный истребитель прямо на поле, рядом приземлилась Тамара. Выяснилось, Ямщикова была не легко ранена и, уже теряя сознание, все-таки сумела спасти себя и машину.

Было нужно Памятных отправлять с попутным транспортом собственную напарницу в больницу, а позже перегонять поочередно оба самолета на аэропорт.

С каждым боевым вылетом росло мастерство летчика-истребителя начальника эскадрильи Тамары Памятных. Все более важные задания поручало ей руководство.

Как-то ее эскадрилья получила приказ сопровождать самолет Ли-2 по маршруту Воронеж — Миллерово. Если судить по тому, что один единственный самолет закрывает целая эскадрилья, Тамара додумалась, что в нем пребывали представители высшего военного руководства, а быть может, и Ставки.

По пути следования случилось пара стычек с вражескими самолетами, но все окончилось благополучно: «мессеры» были отогнаны, Ли-2 в сохранности и целости приземлился на аэропорт в Миллерово.

Каково же было удивление прибывших генералов, в то время, когда им было нужно благодарить за успешное сопровождение не летчиков, а летчиц. Девушки, хрустя шоколадом, что им вручили признательные пассажиры военно-транспортного самолета, заразительно смеялись.

бои не на жизнь а насмерть в районе Корсунь-Шевченковского плацдарма привели к необходимости применения авиации в произвольных метеоусловиях.

Летать ночью приходилось редко, к тому же на аэропорте, где они базировались, все было занесено снегом, на взлетно-посадочной полосе не было ночного старта.

Распоряжение поднять три самолета на боевой вылет пришло из дивизии ночью. Кого отправить?

Выбор пал на Бурдину, Памятных, Панкратову. Каждой был выделен собственный объект прикрытия — квадрат.

Схватки по отражению ночных налетов соперника были смертельны. Нацисты с остервенением прорывались к плацдарму, но господство в небе уже было на стороне советской авиации.

Немцы держали себя в воздухе с опаской. Их группы прикрытия ни при каких обстоятельствах не вступали в бой, в случае если силы были кроме того равны. Но в случае если отечественных самолетов было меньше, налетали, как воронье.

По всему чувствовалось, что немцы войну проигрывают, но битвы были ожесточёнными. Шла зима 1944 года.

В такое время, ночью и вылетела сражаться с нацистами тройка истребителей-дам.

Пора было возвращаться. А их все не было. Наконец, показался самолет Бурдиной, практически без горючего. На выравнивании остановился двигатель.

Но в эту ночь капитан Бурдина сбила «Юнкерс-88».

Панкратова села за Бурдиной также практически с сухими баками. Ожидали начальника, но связи с ней не было. По времени горючее и в ее истребителе должно быть на исходе.

Тревога за нее увеличивалась с каждой минутой. Ко всему прочему видимость ухудшилась, мела поземка.

И внезапно совсем иначе, откуда не ожидали, из темноты вынырнул самолет и с ходу отправился на посадку. Опоздал пробежать по полосе, как остановился двигатель.

В чем дело? Из-за чего так поздно? Выяснилось, Тамара так увлеклась погоней за «мессером», что чуть было не улетела «в Германию». Лишь идея о горючем отрезвила ее.

Было нужно переводить работу двигателя на экономический режим, дабы дотянуть до аэропорта.

Ну и досталось же ей за тот случай на партийном собрании…

Между боями в полку устроили вечер отдыха. Сначала вручили награды Тамаре Памятных и Эдем Сурначевской за бой над Касторной, а позже пели, танцевали.

К раскрасневшейся, сияющей от танцев и музыки Тамаре подошел незнакомый капитан, представился:

— Николай Часнык, Ваш сосед (на этом аэропорте находились два полка). — Разрешите пригласить Вас на вальс.

— Само собой разумеется, — присела в поверхностном реверансе Тамара и, радуясь, протянула ему руки.

Закружились в легком вальсе, да так до самого финиша вечера и не расставались.

А скоро в летной помещении состоялась помолвка двух капитанов. Жених Тамары — известный летчик, 22-летний начальник эскадрильи 148-го летного полка особенного назначения. Он принимал участие в 646 воздушных сражениях, в которых лично сбил 16 самолетов соперника, а в групповых битвах — 11.

На его груди красовались ордена Ленина, Александра Невского, Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. За последний же ночной бой 10 апреля 1944 года, где он таранил еще один фашистский самолет, руководство представило его к присвоению звания Герой Советского Союза.

— «Богатый» жених, — шутили девчата.

Тамара, не сводя глаз с высокого, крепкого, радостного Николая, за хороший темперамент ставшего любимцем полка девушек, отвечала:

— Да и мы, девочки, не бедные.

Николаю и Тамаре были празднично вручены путевки в санаторий, зачитан приказ о предоставлении отпуска за отвагу и мужество, показанные в битвах с нацистами.

Распрощались они с однополчанами и отправились на Восток.

Остановившись на пара дней в городе Злынка, что на Брянщине, на родине Николая, погостили у его матери, родных, зарегистрировали собственный брак и отправились в санаторий в Подмосковье. Но не смогли они отдыхать, в то время, когда их однополчане сражаются.

Тамара пробилась к командующему ПВО, растолковала. Их осознали, приказали взять новые самолеты и возвращаться на фронт. Скоро они в плотном «пеленге», ведущим Николай, улетают в родной полк.

Пролетая над Злынкой, сделали круг, покачав крыльями, и ушли на Запад.

7 июля 1944 года, на следующий сутки по прибытии на собственный аэропорт, Николай был в полку. Летчиков не хватало. Попросили подежурить, дал согласие и внезапно приказ — сбить вражеский самолет-разведчик.

Взвилась зеленая ракета, и истребитель Николая быстро ушел в небо. Вот и фашистский самолет.

Часнык, как неизменно, действовал с уверенностью, хладнокровно. Первой же очередью разбил башню стрелка-радиста, поджег правый двигатель. Но нежданно ожил вражеский стрелок и открыл хаотичный пламя по «ястребку».

Часнык успел заметить «Юнкерс-88», с огромным шлейфом дыма и огня шедший к почва. Николай почувствовал, что и его самолет теряет управление, не слушается. Внизу Пинские болота.

Машину не удержать, падает, совершать парашютные прыжки поздно.

Подминая под себя березки, не высокий кусты, самолет упал на окраину болота. От удара при приземлении летчик утратил сознание, пришёл в сознание — на него смотрят дула автоматов немцев. Его связали, кинули в грузовик, привезли в гестапо. По окончании допроса — лагерь для пленных. Трижды бежал, били, мучили, пытали, переправили в лагерь смерти Бухенвальд. Но не удалось нацистам сломить волю, мужество и стойкость советского летчика.

И в то время, когда 11 апреля 1945 года вспыхнуло восстание узников, начатое одновременно 178 вооруженными группами, то во главе его был Николай Часнык вместе с другими советскими пленными.

По окончании тяжелого плена, измученный побоями, голодом, издевательствами он отыскал силы снова подняться в строй. Сперва вести войну в составе одной из стрелковых дивизий, а после этого возвратился в родной полк. Но Тамары в том месте не было, ее полк перебазировался.

На Николая пути и время Тамары разошлись, дабы позже соединиться уже на всегда.

Обо всем этом поведала мне при встрече Тамара.

Война окончена. Но не закончились опробования Николая: обидные унизительные объяснения, проверки, перепроверки, дознания особенными органами. Но что это означало если сравнивать с Бухенвальдом?

Все осталось сзади. Хоть и с опозданием, но вручили Николаю в Кремле орден Ленина, Золотую Звезду Храбреца СССР.

Еще много лет он летал, передавая богатый летный и жизненный опыт молодым, а рядом с ним по судьбе шла его будущее — Тамара.

Я весьма обожаю эту крылатую семью, довольно часто вспоминаю собственную первую встречу с ними.

В первой половине 60-ых годов XX века при полетах по маршруту нас прижал к почва весенний циклон. Москва закрылась, отечественный Ан-12 посадили в Ростове-на-Дону, что кроме этого закрылся сразу после отечественного приземления. По четким командам, каковые выдавал начальник полетов при заходе на посадку, я осознала — это бывалый пилот.

Отечественный самолет завели на стоянку, летчиков пригласили в диспетчерскую. Вот тут я и познакомилась с Тамарой Памятных и Николаем Часныком, о которых была большое количество наслышана от Ольги Николаевны Ямщиковой и Вали Неминущей.

Целых два дня был закрыт из-за непогоды ростовский аэропорт. За это время я побывала в семье Николая Леонтьевича и Тамары Устиновны, познакомилась с их детьми — двумя девочкой и мальчиками.

Мы много говорили, разглядывали пожелтевшие фотокарточки, вырезки из газет, армейские документы 20-летней давности. Я слушала рассказы хозяев, и чувство гордости за отечественный народ поднималось во мне. Вот они, те люди, каковые ценой собственной судьбы отстояли таким, как я, право на крылья.

Прошли годы с первой отечественной встречи. Тамара Николай и Устиновна Леонтьевич в далеком прошлом не летают, но связаны с небом: он начальник полетов, она диспетчер в аэропорту.

Любой раз, в то время, когда я пролетала над Ростовом, я ощущала почерк Николая Леонтьевича, слышала его голос.

Он в обязательном порядке совершит самолет по всей Ростовской территории, а при выходе из нее сообщит:

— Передайте поклон Москве!

Дети их выросли, определились. Старший сын отправился по стопам своих родителей, летает. Ему сейчас уже больше лет, чем было отцу в годы войны. Обучается Александр Николаевич в военно-воздушной академии.

Отличник, ворошиловский стипендиат. Умный гениальный начальник эскадрильи современных сверхзвуковых истребителей, Александр высоко несет крылатую эстафету собственных своих родителей. Вот что о нем писала «Красная Звезда» 10 января 1985 года.

«Летчика видно по посадке. Эту известную поговорку часто вспоминаешь, в то время, когда на аэропорт приземляет крылатую машину начальник хорошей авиационной эскадрильи гвардии майор Александр Часнык. В каждом полете офицер действует четко, умело, грамотно. Все элементы от взлета и до посадки делает безукоризненно. И думается, что ему дается все легко, но за данной кажущейся легкостью — громадной труд, старание, упорство.

Успех в воздухе куется на земле. Александр Часнык применяет накопленный опыт авиаторов-фронтовиков».

Собственными знаниями авиаторы-фронтовики — Тамара Устиновна Памятных и Николай Леонтьевич Часнык — с удовольствием делятся с сыном.

Средний сын Николая и Тамары — артиллерист, дочь Елена — доктор.

Сама Тамара довольно часто приезжает в Москву, не пропускает ни одной встречи со собственными подругами-однополчанками. Они вспоминают о воздушных битвах, сбитых вражеских самолетах (у Тамары их четыре), о боевых вылетах в бушующее небо войны, которых Памятных совершила 200. Говорят о собственных детях. Тамара показывает фотокарточку сына-летчика.

И глядя в его прекрасное, мужественное, полное силы лицо, летчицы верят, что юный беркут с берегов Дона высоко понесет славу крылатой семействе.

Источник: Попович М. Сестры Икара. — М.: Ритм, 1995. — 384 с.:ил.

Примечания:

  1. Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 -1945 голов: Краткая хроника. — М. Воениздат, 1981. [?]

Касторное центр

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: