Цвета военного неба: «лапоть с оглоблями»

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «лапоть с оглоблями» отключены

«Густав» из известного семейства «Штук» был достаточно необыкновенным аппаратом, задуманным чтобы расстреливать танки из зенитных орудий. Потеряв свойство пикировать, он сделался самым известным среди всех «Юнкерсов» Ju 87 благодаря «танковым асам», каковые на нём летали. Как показались на свет эти самолёты и как они смотрелись?

Стремительное совершенствование военной техники в годы Второй мировой войны стало причиной резкому повышению численности танков с противоснарядным бронированием и сделало использование простых бомб против них малоэффективным. Ответом данной неприятности имело возможность бы стать большое повышение костюма сил в противотанковых вылетах, но это означало сокращение ударов по вторым целям. Оставалась лишь разработка новых типов авиационного оружия, оптимизированных для противодействия танкам : ракет, небольших кумулятивных бомб либо авиационных пушек повышенной мощности.

Время импровизаций

Упреждая вероятные запросы со стороны армейских, компания «Юнкерс» в январе 1942 года внесла предложение германскому министерству авиации оснастить собственный известный пикировщик парой крупнокалиберных пушек, чтобы получить «летающий истребитель танков» для восточного фронта. Сначала мысль понимания не отыскала, но уже в осеннюю пору того же года с приходом нового инспектора штурмовой и тяжёлой истребительной авиации известного лётчика-штурмовика оберст-лейтенанта Отто Вайса (Otto Wei?) дело сдвинулось с мёртвой точки.

В ноябре была заказана постройка первого прототипа противотанковой «Штуки». Первоначально её собирались вооружить 30-мм пушками MK 108, но после этого их заменили на BK 3,7 — летный вариант 37-мм зенитки Flak 38.

Цвета военного неба: «лапоть с оглоблями»
Отстрел пушек у раннего Ju 87G-1

Прототип будущего «Густава» был создан путём переделки серийного пикировщика модификации Ju 87D-1, с которого демонтировали всё бомбардировочное оборудование и подвесили под плоскостями две пушечные гондолы. Каждое орудие с боекомплектом и лафетом весило более 400 кг, и самолёт летал как с постоянной бомбовой нагрузкой. Это не имело возможности не сказаться на лётных чертях: большая скорость самолёта упала, посадочная, напротив, возросла, манёвренность заметно ухудшилась.

Пилотирование стало более сложным, а пикирование — по большому счету страшным. Но полигонные опробования, совершённые в январе — феврале 1943 года, продемонстрировали, что прекрасно подготовленный лётчик способен не просто попадать по танку, но и поражать его в определённые точки. Стало известно, что при атаке с планирования под углом 10–12° на высоте 50–100 метров бронебойные 37-мм боеприпасы пробивают верхнюю и кормовую броню любых советских танков, включая Т-34 и КВ.

В один момент началось переоборудование первых 34 серийных пикировщиков Ju 87D-3 в противотанковые Ju 87G-1. С самолётов снимали курсовые пулемёты, подфюзеляжную трапецию, тормозные щитки и крыльевые бомбодержатели, но оставляли их крепления и кронштейны, сохраняя возможность при необходимости вернуть всё в исходный вид. Пушечные контейнеры были такими же, как на прототипе, лишь совсем маленький боекомплект в шесть снарядов на ствол удвоили.

«Рабочий инструмент» Ju 87G-1–37-мм пушки BK 3,7

Прошедшие конверсию автомобили направлялись в новую авиационная часть, взявшую имя «Экспериментальная команда по борьбе с танками» (Versuchskommando fur Panzerbekampfung). Практически это была штурмовая несколько трёхэскадрильного состава, формальным начальником которой был оберст-лейтенант Вайс, но на деле всем распоряжался его помощник — умелый пилот-пикировщик гауптман Ханс-Карл Штепп (Hans-Karl Stepp).

В том же направлении поступили самолёты соперничающих проектов: Hs 129B-2/R3 и Bf 110G-2/R1, вооружённые одной BK 3,7 в подфюзеляжной гондоле, и Ju 88P-1 с 75-мм противотанковой пушкой. Последний был, непременно, самым разрушительным из штурмовиков, но по совокупности параметров лидировала однако «Вещь», исходя из этого неудивительно, что именно Ju 87 скоро стал преобладающим типом в «Коммандо Вайс».

В первых числах Марта 1943 года начались фронтовые опробования. 8 марта подразделение выполнило первый боевой вылет, а уже 18 марта был потерян первый «Густав», подбитый огнём с почвы и совершивший аварийную посадку за линией фронта. Советские авиационные эксперты осмотрели сбитый самолёт и опознали в нём новую модификацию, но так и не смогли его эвакуировать, ограничившись подробным допросом и снятием пушек военнопленного лётчика.

Днём позднее ещё один самолёт был сбит в воздушном бою, но в целом, с германской точки зрения, использование самолётов было очень успешным: за 30 дней на фронте под Брянском экипажам «Экспериментальной команды» засчитали уничтожение 116 советских танков.

Ju 87G-1 из состава Versuchskommando fur Panzerbekampfung, Брянск, апрель 1943 года

В последних числах Апреля подразделение команды (возможно, 2-я эскадрилья) было переброшено на Керченский полуостров, где противотанковые Ju 87G были использованы для охоты за бессчётными рыбачьими лодками и другими небольшими плавсредствами, доставлявшими на плацдармы пополнения через лиманы и плавни дельты Кубани. Для этого в боекомплекте штурмовиков бронебойные боеприпасы заменили осколочно-фугасными. Всего с 1 мая по 3 июля экипажам «Густавов» засчитали уничтожение свыше сотни различных посудин.

Повышение популяции

Тем временем период войсковых опробований удачно завершился, Экспериментальную команду расформировали, а её эскадрильи распределили по строевым эскадрам. 1-я и 2-я эскадрильи, летавшие на Ju 87G, были включены в состав StG 1 и StG 2 под официальными заглавиями Panzerjagerstaffel/StG 1 и Panzerjagerstaffel/StG 2, и неофициальными номерами 10./StG 1 и 10./StG 2. 3-я эскадрилья на Bf 110 была передана в ZG 1, но через два месяца её расформировали, а самолёты передали в ПВО рейха. Для сравнения, в 1942–1943 годах было организовано пять противотанковых эскадрилий на Hs 129B, но не той субмодификации, которую испытывала команда Вайса.

Ju 87G-1 в зимней окраске, несущий элементы и заводский коды стремительного опознавания Восточного фронта

«Густавы» из StG 1 базировались под Оршей и действовали на Смоленском направлении, а самолёты StG 2 были переброшены с Украины в Орёл и с самого начала принимали участие в Курской битве. В этих битвах была совсем отработана тактика действий смешанных групп пикировщиков, подавлявших зенитные средства (если они были), и штурмовиков, заходивших в наступление на танки из глубины неприятельской территории, дабы при поражения зенитками у подбитых автомобилей было больше шансов дотянуть до линии фронта.

Чтобы не было встречи с истребителями практиковался полёт к цели на малой высоте и действия в момент смены советских патрульных групп. Эти меры были действенными, и до весны 1944 года боевые утраты Ju 87G были единичными — сколь-нибудь большими они стали лишь летом-осенью того года. В августе — сентябре 1943-го обе эскадрильи сражались под Смоленском, а после этого штурмовики StG 2 возвратились на Украину.

В осеннюю пору 1943 года руководство вермахта потребовало удвоить число противотанковых «Штук» на фронте. Для формирования новых и восполнения потерь эскадрилий в производство была запущена серия в 209 экземпляров Ju 87G-2. Эта модификация была сделана на базе Ju 87D-5, уже не предназначавшегося для бомбометания с пикирования, и проходила переоборудование конкретно на заводском конвейере.

На части автомобилей сохранялись и штатные для Ju 87D-5 крыльевые пушки MG 151/20, каковые предполагалось применять как пристрелочные, но в большинстве случаев их однако снимали. Самые поздние экземпляры комплектовались пламегасителями от модификации Ju 87D-8 и имели возможность употребляться как ночные штурмовики.

Ju 87G-1 из состава Panzerjagerstaffel/StG 1, всё ещё несущий заводской код

Благодаря увеличенной площади крыла Ju 87G-2 стал чуть менее сложным в управлении, но кардинально обстановка не изменилась, и удачно использовать «Густав» имели возможность лишь самые опытные пилоты.

В октябре 1943 года прошла реструкуризация ударной авиации, на протяжении которой противотанковые эскадрильи StG 1 и StG 2 были переименованы в 10.(Pz)/SG 77 и 10.(Pz)/SG 2 соответственно.

10.(Pz)/SG 2 сражалась на Украине, вместе с фронтом откатившись в Молдавию и после этого в Румынию. С апреля по июнь 1944 года эскадрилья прошла перевооружение с G-1 на G-2, в августе некое время вести войну в Восточной Пруссии и Польше, а в осеннюю пору снова возвратилась на юг. Зимний период 1944–1945 годов подразделение действовало в восточной Германии, позже Чехословакии, а закончило войну в Австрии.

Ju 87G-1 из эскадрильи 10.(Pz)/SG 77, Орша, начало зимы 1943–44 гг. По окончании передачи эскадрильи из 1-й пикировочной эскадры в 77-ю штурмовую её самолёты сохранили прошлые бортовые коды, включая букву «C», штатно принадлежавшую штабному звену 2-й группы

10.(Pz)/SG 77 до конца войны вести войну на северном участке фронта в Белоруссии, Польше, Восточной Германии и Прибалтике, с февраля по июль 1944 года пройдя перевооружение с G-1 на G-2 и два раза поменяв наименование. Сперва в последних числах Января 1944 года эскадрилью передали в состав SG 1 с сохранением 10-го номера, а в первых числах Января следующего года она была переименована в 2.(Pz)/SG 9. Последнее было связано с формированием группы I.(Pz)/SG 9 из двух эскадрилий на Ju 87G и одной — на противотанковых Fw 190F.

Базой для создания двух новых противотанковых эскадрилий стали отведённые в конце 1943 года с фронта в Германию подразделения II./StG 2.

В феврале 1944 года была организована эскадрилья 10.(Pz)/SG 3, сходу взявшая на вооружение Ju 87G-2. Первоначально она действовала в Прибалтике, позже, с последних чисел марта, — в южной части Польши, в Румынии и Молдавии, Крыму и опять в Румынии. В июле эскадрилья возвратилась на север и вести войну в Белоруссии, Восточной Германии и Прибалтике.

В январе 1945 года она также была включёна в состав I.(Pz)/SG 9 как третья эскадрилья данной группы.

Жёлтая буква V на левом крыле снизу, «перегибающаяся» через переднюю кромку, была новым элементом стремительного опознавания, введённым в осеннюю пору 1944 года, по окончании перехода Румынии на сторону СССР — Цвета армейского неба: «Лапоть с оглоблями» | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-lapot-s-ogloblyami-7.jpg">
Ju 87G-2 (W.Nr 494193) — персональный самолёт начальника эскадры SG 2 оберст-лейтенанта (позднее оберста) Ханса-Ульриха Руделя (Hans-Ulrich Rudel), Фюрстенвальде (Восточная Германия), зима 1944–1945 гг. Для Ju 87 шевроны истребительной авиации были совсем нехарактерны, но Рудель, став гешвадер-коммодором, выбрал как раз их для обозначения собственного статуса. Жёлтая буква V на левом крыле снизу, «перегибающаяся» через переднюю кромку, была новым элементом стремительного опознавания, введённым в осеннюю пору 1944 года, по окончании перехода Румынии на сторону СССР

последняя эскадрилья и Четвёртая, новая 10.(Pz)/SG 77, была организована в первых числах Марта 1944 года в Германии, но самолёты взяла лишь в апреле, уже по окончании прибытия на Западную Украину. Начав сражаться в том месте, она отошла после этого в Польшу, позже в Восточную Германию и закончила войну в Чехословакии.

Число Ju 87G в составе каждой из эскадрилий в большинстве случаев было меньше 10, и они помогали совместно с штурмовиками и пикировщиками модификаций Ju 87D-1, Ju 87D-3 и Ju 87D-5. По состоянию на 1 января 1945 года в четырёх штурмовых эскадрильях числилось 40 «Дор» и 20 «Густавов».

Ju 87G-2 (W.Nr 494221) из 10.(Pz)/SG 2, Вельс (Австрия), весна 1945 года. Самолёт всецело лишён каких-либо элементов стремительного опознавания, что в самом финише войны было простым делом

отступление и Неприятельский огонь следующих четырёх месяцев стали причиной тому, что по окончании прекращения военных действий на австрийских и чешских аэропортах союзникам досталось совсем маленькое число противотанковых «Штук» различной степени сохранности. Пара из них были после этого изучены, но особенного интереса не позвали, поскольку очевидно устарели.

Всё кончено

В конце 1944 года ещё одним «пользователем» Ju 87G-2 нежданно стала буксировочная несколько Schleppgruppe 1, взявшая 26 самолётов вкупе с приказом оснастить их приспособлениями для буксирования планеров DFS 230. Пушечные гондолы, очевидно, демонтировались за ненадобностью. Переоборудованные буксировщики помогали, "Наверное," в составе 2-й эскадрильи вместе с попавшими в том направлении ранее «Дорами». В сводке на 25 апреля 1945 года в группе всё ещё числилось три Ju 87 без указания модификации.

Нецелевое применение для того чтобы редкого самолёта было вызвано двумя обстоятельствами: неспециализированным переходом штурмовой авиации на Fw 190F, в том числе и в противотанковой модификации с ракетным оружием, и утратой либо переводом на те же «Фокке-Вульфы» большинства высококлассных пилотов, каковые имели возможность бы удачно использовать сложный в управлении «Густав».

Ju 87G-2, найденный союзниками в Австрии по окончании окончания войны. Самолёт оснащён пламегасителями для ночных полётов и несёт последний вариант элементов стремительного опознавания восточного фронта, введённый весной 1945 года

Напоследок — об окраске Ju 87G. Все они несли обычный камуфляж примера 1938 года, на бомбардировщиках сохранившийся до 1945 года: верхние и боковые поверхности имели «ломаную» схему из двух зелёных цветов: RLM 70 Schwarzgrun и RLM 71 Dunkelgrun, а нижние были выкрашены в светло синий RLM 65 Hellblau. Зимой поверх зелёной краски наносили смываемую белую.

Тактические обозначения на самолётах употреблялись стандартные бомбардировочные с двухсимвольным кодом эскадры по одну сторону креста и личной и «эскадрильной» буквами по другую. Со времён «Экспериментальной команды» эмблемой противотанковых «Штук» было изображение танка Т-34 перед кабиной, но под конец войны его наносить прекратили.

Картинки Михаила Быкова.

Анка пулеметчица анекдот

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: