о начала ВОВ в своевременном подчинении начальнику Кронштадтской крепости пребывала 58-я отдельная авиационная эскадрилья, вооружённая летающими лодками МБР-2 и базирующаяся в Пейпии на озере Копанском1.
По окончании оставления и начала войны Балтийским флотом СССР пунктов базирования в Прибалтике, значение Кронштадта для обороны Ленинграда неизмеримо возросло. С 23 апреля 1942 г., для координации действий всех сил, располагающихся на о. Котлин и близлежащих фортах Кронштадтской крепости, была организована Кронштадтская военно-морская база.
12 декабря 1942 г., на основании приказа НК ВМФ, Кронштадтская ВМБ была преобразована в Кронштадтский морской оборонительный район. В его состав, кроме Кронштадтской и Островной ВМБ, соединений и корабельных частей, частей БОБРа, были включены кроме этого связи и подразделения наблюдения, дивизия ПВО и часть сил ВВС БФ, дислоцирующаяся на аэр. Бычье Поле. Так, уже с сентября 1941 г. на данном аэропорте размещались эскадрильи самолётов И-16, И-15 и И-153 из состава 13-го и 71-го ИАП.
Эти силы сразу же включились в боевую работу. Им было нужно отражать массированные налёты германской авиации на суда БФ и крепость. Особенно сильные налёты на Кронштадт соперник совершил 21 и 23 сентября. В следствии этих налётов, было потоплено и повреждено много боевых и запасных судов БФ, а также, линейный корабль «Марат».
Результаты вылетов балтийских лётчиков на отражение воздушного соперника были более чем скромными. Не обращая внимания на заявленные десятки стёртых с лица земли и повреждённых германских бомбардировщиков, настоящие их утраты исчислялись единицами.
В будущем группировка авиации Кронштадтского МОРа практически не претерпела трансформации. Лишь в 1943 г. на смену устаревшим истребителям на о. Котлин начали поступать более современные Ла-5 и Як-7. Наименования полков также стали вторыми — 4-й гв. ИАП и 10-й гв.
ИАП соответственно.
В 1942-1944 гг. главными задачами авиации Кронштадтского МОРа были: ПВО базы на о. Лавенсаари, борьба с самолётами-миноносцами на подходах и фарватерах к базам, прикрытие минно-тральных сил флота на коммуникациях в Финском заливе, и обеспечение развёртывания подводных лодок БФ в западную часть Финского залива.
В октябре 1943 г. в состав Авиации Кронштадтского МОРа вошла 6-я ОСАЭ на самолётах Ил-2, которая дислоцировалась на о-вах Лавенсаари и Сескар. В соответствии с приказу НК ВМФ №0800 от 22.10.1943 г., эта эскадрилья подлежала расформированию, но, практически, ещё к январю 1944 г. она оставалась в боевом составе ВВС БФ и имела 9/8 Ил-2.
Одвременно с этим в составе Кронштадтского МОРа числилась 13-я ОАРТАЭ ВВС БФ, на вооружении которой состояли самолёты Ил-2кор, Як-7 и Пе-2.
В середине 1944 г. к этим задачам добавилась ещё одна — прикрытие сил флота в Лужском заливе, где сейчас формировалась новая ВМБ. С развитием советского наступления в Прибалтике в 1944-1945 гг., значение Кронштадтского МОРа начало снижаться. Он превратился в тыловой район; соответственно, и круг задач авиационной группировки, и интенсивность вылетов уменьшились.
К 1948 г. Кронштадтский морской оборонительный район был переформирован в Кронштадтскую военно-морскую базу. Входившие в его состав авиационные подразделения возвратились в яркое подчинение командующему ВВС 8-го ВМФ.
Авиация Кронштадтской ВМБ в послевоенное время была представлена 481-м и 483-м отдельными буксировочными авиационными отрядами2, базирующимися на о. Котлин. Эти отряды пребывали в боевом составе Балтфлота в 1952-1955 гг. и предназначались для обучения стрельбе по воздушным целям расчётов зенитной артиллерии базы.
Предположительно, в 1960 г. эти отряды были расформированы, как и многие другие небольшие части и подразделения послевоенных ВВС БФ.
По данным: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация ВМФ России (1910-2010). Справочник. — СПб., Особый выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
Примечания:
- В разных документах того периода и современной литературе эта эскадрилья именуется кроме этого 58-й ОАЭ волнового управления и 58-й ОМРАЭ, но более верно именовать её легко 58-й отдельной авиационной эскадрильей. [?]
- Нельзя исключать, что в Кронштадте имелся лишь один буксировочный спецавиаотряд, что поменял номер с 481-го ОБУКАО на 483-й ОБУКАО. [?]
Великая отечественная война часть 13. Война на море
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Авиа смотреть онлайн. фильмы об авиации
Авиация ещё на большом растоянии до собственного зарождения постоянно привлекала людей, причём это относится, как и тех, кто систематично имеет с ней…
-
Авиационная отрасль есть стратегически серьёзной в экономике. Из года в год она начинается, и создаются новые замыслы по ее совершенствованию. Если вы…
-
Преимущества современной деловой авиации
Современная деловая авиация в далеком прошлом прекратила быть легко перевозчиком, единственной услугой которого являлась стремительная доставка клиента в…
-
Альтернативные истребители-бомбардировщики nanchang q-6/a-6. кнр
Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за помощь в редактировании данной статьи. Программа создания…
-
Истребитель, fighter, jagdflugzeug, chasseur, cacchia — все эти слова на различных языках приводят к ассоциации со стремительными и грозными самолетами,…
-
Эльбрус. технические характеристики. фото.
Эльбрус – лёгкий многоцелевой самолёт русского производства, производимый с 2007 года ООО «Самолётостроительная компания «Чайка»». Эльбрус фото Самолёт…