Цвета военного неба: противники «ночных ведьм»

      Комментарии к записи Цвета военного неба: противники «ночных ведьм» отключены

Главной ареной ночных воздушных битв Второй мировой была, непременно, Западная Европа, где германским истребителям приходилось противостоять практически ордам английских «Ланкастеров» и «Стирлингов». Однако на советско-германском фронте у немцев также были ночные истребители, каковые с 1943 года действовали очень деятельно. Кто противостоял мелким бипланам По-2 ночных бомбардировочных полков на линии фронта, и пробовал ловить советские Ил-4 и B-25 в германском тылу?

Если не считать учебных и учебно-боевых подразделений, то к началу операции «Барбаросса» вся германская ночная истребительная авиация складывалась из пяти авиагрупп, сосредоточенных на западном фронте. На Средиземноморье люфтваффе послало одну эскадрилью, а восточный фронт не удостоился кроме того таковой малости. Защита от советских ночных бомбардировщиков всецело возлагалась на части зенитной артиллерии, благо какое количество-нибудь важных воздушных нападений не предполагалось.

В отношении ПВО востока Германии и оккупированных территорий таковой подход был оправданным из-за малой численности задействованных в дальних рейдах бомбардировщиков, но в прифронтовой территории советская авиация действовала существенно активнее.

Цвета военного неба: противники «ночных ведьм»
В начале истории — фото из её финиша. Ночной истребитель Bf 110G-4 из эскадрильи 7./NJG 6, эвакуированный в Баварию в феврале 1945 года и сфотографированный уже по окончании занятия аэропорта союзниками

Первые ночные перехваты стали результатом личной инициативы отдельных командиров и лётчиков на местах, и счёт побед ночных истребителей восточного фронта был открыт уже на исходе пятой семь дней кампании: в ночь на 26 июля обер-ефрейтор Йозеф Коциок (Josef Kociok) из эскадрильи 4./SKG 210 на Bf 110 перехватил и сбил двухмоторный самолёт, идентифицированный им как бомбардировщик СБ. Однако на следующие пара месяцев данный успех остался единственным.

Первые «опытные» ночные истребители показались на востоке в феврале 1942 года, в то время, когда в Смоленск были переброшены Bf 110 эскадрильи 2./NJG 3 во главе с обер-лейтенантом Герхардом Бёмелем (Gerhard Bohmel). За пара совершённых в Российской Федерации недель его лётчики не добились никаких удач, и уже в марте эскадрилью вернули обратно на запад.

На восточных подступах к Рейху

В августе 1942 года в Лабиау для прикрытия прибрежных городов Восточной Пруссии была переброшена Kommando Lechner — сводное подразделение эскадры NJG 2 из семи Ju 88C во главе с лётчиком эскадрильи 9./NJG 2 обер-лейтенантом Алоисом Лехнером (Alois Lechner). Действия команды снабжала особая мобильная радиолокационная станция, смонтированная в ЖД вагоне. В соседних вагонах того же состава пребывали штабные помещения и электрогенератор.

К середине года число мобильных радарных установок увеличили до девяти, и они стали важным подспорьем в борьбе с советскими ночными бомбардировщиками. Первым и, быть может, последним успехом сводного подразделения стали две победы над ДБ-3, одержанные его начальником в ночь на 19 августа.

Отметки побед нанесены на обе стороны киля. Принц Виттгенштайн начал войну навигатором, позднее был лётчиком бомбардировочной авиации и по окончании перевода на ночные истребители летал только на «Юнкерсах», став самый результативным асом на этом типе самолёта: 83 подтверждённые победы (из них 33 — на восточном фронте).

В ночь на 21 января 1944 года он был сбит британским ночным истребителем и погиб при попытке покинуть самолёт — Цвета армейского неба: соперники «ночных колдуний» | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-protivniki-nochnih-vedm-2.jpg">
Ju 88C-6 — персональный самолёт начальника группы IV./NJG 5 гауптмана Генриха цу Зайн-Виттгенштайна (Heinrich zu Sayn-Wittgenstein), Восточная Пруссия, май 1943 года.

Машина несёт нестандартный вариант ночного камуфляжа: небольшие пятна тёмно-серого с зеленоватым отливом RLM 74 Dunkelgrau поверх базисного более яркого серого с фиолетовым RLM 75 Mittelgrau на верхних и боковых поверхностях при тёмных (RLM 22 Schwarz) нижних. Бортовые коды простого для ночных истребителей светло-серого RLM 77 Hellgrau. Отметки побед нанесены на обе стороны киля.

Принц Виттгенштайн начал войну навигатором, позднее был лётчиком бомбардировочной авиации и по окончании перевода на ночные истребители летал только на «Юнкерсах», став самый результативным асом на этом типе самолёта: 83 подтверждённые победы (из них 33 — на восточном фронте). В ночь на 21 января 1944 года он был сбит британским ночным истребителем и погиб при попытке покинуть самолёт

Команда без особенных потрясений действовала до октября, передав после этого самолёты в другие части, а её персонал потом влился в состав организованной в декабре под началом гауптмана Генриха цу Зайн-Виттгенштайна группы IV./NJG 5 (Лехнер стал начальником эскадрильи 10./NJG 5). В январе 1943 года новая часть приступила к боевому дежурству в ПВО Восточной Пруссии, имея в наличии смесь из Bf 110, Do 217 и Ju 88C (последний тип был главным).

В полной мере возможно, что имеющаяся информация о деятельности группы неполна, но имеется эти лишь о пяти подтверждённых воздушных победах, каковые в апреле — начале мая одержал Виттгенштайн, ставший первым асом ночной истребительной авиации восточного фронта.

В августе 1943 года группу IV./NJG 5 в Инстербурге заменила только что организованная V./NJG 5, взявшая на вооружение Bf 110 различных модификаций. В её территорию ответственности входила не только Восточная Пруссия, но и район Берлина, и все узнаваемые победы лётчиков группы относятся как раз к действиям против британских бомбардировщиков.

Ju 88G-6 начальника авиагруппы II./NJG 5 майора Ханса-Роберта Лайкхардта (Hans-Robert Leickhardt), финиш 1944 года

В мае 1944 года V./NJG 5 была отозвана на запад, и Восточная Пруссия на пара месяцев осталась без ночных истребителей. В августе в том направлении прибыли группы I./NJG 5 и IV./NJG 5, а в октябре II./NJG 5 обосновалась в польской Силезии.

Первая несколько прибыла на Bf 110G-4, но скоро поменяла их на Ju 88G, а две другие были вооружены в основном «Мессершмиттами» с добавлением маленького количества «Юнкерсов». Лётчикам всех трёх групп было нужно сражаться как с советскими, так и с британскими бомбардировщиками впредь до января 1945 года, в то время, когда все подразделения NJG 5 отошли на запад от приближающихся войск СССР. оптимальнее в этих битвах показал себя начальник эскадрильи 3./NJG 5 гауптман Вальтер Энгель (Walter Engel), одержавший девять либо десять побед, из которых самолёты советской дальней авиации составили не меньше восьми.

Дневные истребители, которым не спалось

Всё вышеизложенное относится к ПВО Германии, а конкретно над линией фронта и в ближнем тылу «ночников» у немцев продолжительное время не было по большому счету, не смотря на то, что экипажи дневных истребителей а также бомбардировщиков по собственной инициативе время от времени поднимались на перехват. Иногда им сопутствовал успех, но практически во всех случаях вылеты заканчивались напрасно.

Из неспециализированной картины выбивалась лишь настоящая охота, которую в июне 1942 года развернули недалеко от Волхова лётчики группы III./JG 54. Главными целями данной охоты стали Ли-2 (ПС-84), По-2 и почтово-пассажирские предположения Р-5, делавшие транспортные рейсы в блокадный Ленинград.

Майор Райнхард Зайлер в кабине собственного Bf 109F, 1942 год

Открыл счёт побед обер-лейтенант Гюнтер Финк (Gunther Fink) из эскадрильи 8./JG 54, в ночь на 8 июня меньше чем за час патрулирования одержавший четыре победы над бипланами, идентифицированными как Р-5. Двое дней спустя он одержал собственную пятую победу, став ночным асом, а за следующие 14 дней добавил на собственный ночной счёт ещё шесть сбитых Р-5, По-2 и ПС-84.

Родных результатов достигли ещё трое лётчиков, из них самым результативным стал начальник группы майор Райнхард Зайлер (Reinhard Seiler), а ещё один лётчик 8./JG 54 лейтенант Эрвин Лейкауф (Erwin Leykauf) поставил рекорд в шесть побед за одну ночь.

В июле и начале августа 1942 года под Новгородом собственную охоту устроили лётчики II./JG 54. В случае если делать выводы по известному перечню побед, главным и инициатором действующим лицом стал штаффель-капитан эскадрильи 5./JG 54 гауптман Йоахим Вандель (Joachim Wandel), одержавший 12 из 14 ночных побед группы. Но, таковой всплеск результативности был связан, первым делом, с благоприятными условиями белых ночей и в второе время года либо на вторых участках фронта был неосуществим.

Кочующие звенья

В августе 1942 года на восточный фронт с инспекционной поездкой прибыл начальник эскадры NJG 1 майор Вольфганг Фальк (Wolfgang Falck). Полагая неосуществимой переброску частей из ПВО рейха, он в итоговом рапорте советовал организовать «местные» ночные истребительные части, собрав в них лётчиков из эскадр двухмоторных «разрушителей», и имеющих опыт ночных битв пилотов разведывательной и бомбардировочной авиации. Самолёты возможно было бы забрать из тех же частей и по окончании малого переоборудования и (при бомбардировщиков) довооружения перевоплотить в ночные истребители.

Замысел был принят к выполнению. В октябре сводная несколько лётчиков отправилась на переучивание в Вену, а в ноябре началось формирование нескольких звеньев ближних ночных истребителей (Nahnachtjagdschwarm, либо сокращённо NNJSchw), на вооружение которых поступали Bf 110, Ju 88, Do 17Z а также тяжёлые неуклюжие He 111.

Всего с конца 1942 по май 1943 года организовали пять таких звеньев: по одному на любой воздушный флот и приравненные к ним авиационные объединения (I, IV и VI командования и воздушные флоты «Ост» и «Дон»). Помимо этого, в ночные истребители переквалифицировали две пребывавших на восточном фронте эскадрильи авиагруппы IV./ZG 1: 10./ZG 1 и 12./ZG 1.

Ju 88G-6 из эскадрильи 5./NJG 100, осень 1944 года

Первые звенья достигли боевой готовности именно к началу наступления советских войск под Сталинградом и вместо штатных задач привлекались к нанесению штурмовых ударов, а к ночным патрулированиям приступили лишь с началом весны 1943 года. На протяжении подготовки операции «Цитадель» стало известно, что звенья IV и VI воздушных флотов не справляются со собственными обязанностями, и в последних числах Июня на помощь им в Брянск и Орёл перебросили эскадрильи 10./NJG 5 и 12./NJG 5, оставив в Пруссии лишь 11./NJG 5.

Главными действующими лицами «курской ночной охоты», непременно, были умелые лётчики NJG 5, одержавшие 70 побед, 29 из которых записал на собственный счёт Виттгенштайн, ставший тогда лучшим ночным асом восточного фронта.

На юге, над Керченским полуостровом, весной — летом 1943 года деятельно действовала эскадрилья 10./ZG 1, лётчики которой ночью и в вечерних сумерках сделали более 70 заявок, не меньше 15 из которых пришлись на долю обер-фельдфебеля Йозефа Коциока, некогда открывшего счёт ночным победам на востоке.

По подобию и образцу западного фронта

Тем временем в июле 1943 года структуру ночной истребительной авиации восточного фронта решили привести к единому стандарту. 1 августа на базе 12./NJG 5, IV./ZG 1 и всех ночных истребительных звеньев была организована I несколько ночной истребительной эскадры NJG 100, руководить которой поставили Виттгенштайна, и пять отдельных эскадрилий эскадры NJG 200.

Эти восемь (с декабря 1943 года — семь) эскадрилий были распределены по всему фронту и до конца войны снабжали его ночную ПВО. В июне 1944 года подразделения NJG 200 вошли в состав NJG 100 на правах её II группы, и в будущем организация уже не изменялась.

Bf 110G-2 из эскадрильи 5./NJG 200, южная Украина, осень 1943 года. Самолёт несёт обычный для дневных истребителей камуфляж примера 1941 года из тёмно-серого с зеленоватым отливом RLM 74 Graugrun, более яркого серого с фиолетовым RLM 75 Grauviolett и светло-серого RLM 76 Lichtblau. Тактические обозначения кроме этого соответствуют стандартам дневной авиации

В середине августа 1943 года Виттгенштайна перевели на западный фронт, а в ночь на 27 сентября, столкнувшись со сбитым им бомбардировщиком, погиб Коциок. На ведущие роли вышли другие лётчики: новый начальник I./NJG 100 гауптман Рудольф Шёнерт (Rudolf Schoenert), что до возвращения на запад в декабре 1943 года одержал 35 ночных побед на востоке, и поменявший его на этом посту уже упоминавшийся выше Алоис Лехнер, к моменту смерти в феврале 1944 года доведший счёт собственных ночных удач на восточном фронте до 36. Позднее пальма первенства перешла к лейтенанту Густаву-Эдуарду Франчи (Gustav-Eduard Francsi), одержавшему 56 побед.

На вооружении обеих ночных истребительных эскадр восточного фронта состоял «обычный набор» из Bf 110, Ju 88 и Do 217, но виделись и более экзотические типы наподобие оснащённых радиолокатором Fw 189A, в маленьком количестве имевшихся в составе I./NJG 100. Специализацией «Рам» была охота на лёгкие ночные бомбардировщики-бипланы По-2 и Р-5, каковые, как выяснилось, было достаточно сложно сбить из-за их малой скорости. Экипажам «полноценных» ночных истребителей для этого приходилось сбрасывать газ, производить посадочные щитки, в противном случае и шасси, и пробовать маневрировать практически в режиме сваливания.

Fw 189A-2 из штабного звена эскадры NJG 100, Польша, вторая добрая половина 1944 года. Самолёт несёт обычный «разведывательно-бомбардировочный» камуфляж из двух зелёных красок RLM 70 Schwarzgrun и RLM 71 Dunkelgrun на верхних и боковых поверхностях при голубых (RLM 65 Hellblau) нижних, дополненный «ночными» пятнами RLM 76

Летом 1944 года с продвижением войск СССР на запад восточный фронт начал смыкаться с «южным», и дислоцированные в Венгрии части ПВО также вступили в бой с самолётами советской АДД, не смотря на то, что главным их соперником оставались бомбардировщики союзников.

В Венгрии тогда базировались сводная Einsatzkommando II./NJG 101 и несколько III./NJG 6, вооружённые Bf 110G и Ju 88G. Первая возвратилась в Германию в начале Ноября 1944 года, а вторая действовала на юго-востоке до следующего февраля.

Из-за применения различными ВВС однообразных типов самолётов не всегда возможно выяснить национальную принадлежность атакованной машины, но на советские ВВС приходится не меньше трёх десятков побед лётчиков NJG 6 и NJG 101. Самыми результативными из них стали обер-лейтенант Карл Дёршельн (Karl Dorscheln) и обер-лейтенант (позднее гауптман) Ханс Краузе (Hans Krause), проходившие службу в 6./NJG 101 и одержавшие по пять побед над советскими самолётами.

Жёлтая буква V на левом крыле снизу, верхняя часть которой «перегибалась» через переднюю кромку и на 60 см длилась на верхней поверхности, была элементом стремительного опознавания IV воздушного флота, введённым в сентябре 1944 года для отличия от самолётов румынских ВВС, перешедших в разряд соперников. Отметки побед были нанесены лишь на левую шайбу киля. К сожалению, не получается выяснить, кто имел возможность летать на этом истребителе.

Раздельно продемонстрирован кок правого винта, что по окраске отличался от левого — Цвета армейского неба: соперники «ночных колдуний» | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-protivniki-nochnih-vedm-8.jpg">
Bf 110G-4, принадлежавший эскадрилье 6./NJG 101, в сентябре — октябре 1944 года действовавший в Венгрии в составе Einsatzkommando II./NJG 101. Заводская окраска этого самолёта (RLM 75 на верхних поверхностях и RLM 76 на боковых и нижних) была затемнена сеткой из узких волнистых линий тёмно-зелёного RLM 83 Dunkelgrun.

Жёлтая буква V на левом крыле снизу, верхняя часть которой «перегибалась» через переднюю кромку и на 60 см длилась на верхней поверхности, была элементом стремительного опознавания IV воздушного флота, введённым в сентябре 1944 года для отличия от самолётов румынских ВВС, перешедших в разряд соперников. Отметки побед были нанесены лишь на левую шайбу киля. К сожалению, не получается выяснить, кто имел возможность летать на этом истребителе. Раздельно продемонстрирован кок правого винта, что по окраске отличался от левого

В отношении результативности военных действий германских ночных истребителей на восточном фронте в сравнении с другими ТВД известна следующая статистика побед:

1940–1941 гг. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г.
Восток 38 425 545 33
Запад 463 687 1816 2235 529
Средиземноморье 5 51 45 2

самые результативные ночные асы восточного фронта (от 20 побед):

Ночные победы на востоке Итоговый счет лётчика
Gustav-Eduard Francsi 56 56
Alois Lechner 36 45
Gunther Bertram 35 35
Rudolf Schoenert 35 64
Heinrich zu Sayn-Wittgenstein 33 83
Hans Maisch 28 (26?) 28 (26?)
Josef Putzkuhl 26 26
Hans Gref 25 (20?) 25 (20?)
Helmut Dahms 24 24
Klaus Scheer 24 24
Karl Strohecker 24 24
Josef Kociok 21 33

В небе ночные ведьмы

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: