Ас из «пожарной команды крыма»

      Комментарии к записи Ас из «пожарной команды крыма» отключены

При детальном изучении воздушных битв с участием германских асов обычно узнается, что успехи самых именитых из них далеки от действительности, а достаточно скромные по германским меркам «трудяги фронта» показывают себя куда лучше. Одним из таких асов «не из первого десятка» был лётчик истребительной эскадры JG 52 Вальтер Вольфрум, что принадлежал молодому поколению германских «специалистов», вступивших в войну в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Из его 137 официально засчитанных побед не меньше 70 находят точное подтверждение в советских документах о утратах, ещё порядка 20 заявок в полной мере возможны, но пересекаются с другими лётчиками. Непременно, многие его победы подтвердить либо опровергнуть до тех пор пока нереально из-за отсутствия нужных документов, но, в любом случае, процент совсем надуманных побед у Вольфрума очень мелок. Один из самых успешных дней лётчика выпал на битвы за Крымский полуостров в марте 1944 года.

По окончании ликвидации к середине февраля 1944 года продолжительно удерживаемого немцами Никопольского плацдарма на Днепре германская авиация в Крыму начала действовать «в режиме пожарной команды». Отныне для лётчиков люфтваффе на полуострове было три фронта.

На востоке у Керчи наращивала силы на плацдарме Отдельная Приморская армия, на севере Украинского 4-фронта и войска деятельно подготавливались к наступлению через Сиваш, на западе подвергались ударам авиации Черноморского флота порт Ак-конвои и Мечеть, идущие в Крым из Румынии и Одессы, каковые снабжали германские и румынские армии на полуострове всем нужным. Помимо этого, на юго-востоке германские истребители должны были закрывать близлежащие бухты и порт Феодосии, куда довольно часто наведывались советские штурмовики.

Ас из «пожарной команды крыма»
Вальтер Вольфрум (23 мая 1923 – 26 августа 2010)

Тяжелее всего приходилось лётчикам-истребителям авиагруппы II./JG 52, каковые за сутки имели возможность поменять 2–3 аэропорта, потому, что в их одолжениях всегда нуждались на различных участках фронта. Сейчас, не считая главного аэропорта Багерово под Керчью, употреблялись лётные площадки Грамматиково, Каранкут, Кунан и Саки, разбросанные по всему Крыму.

Одним из «пожарных», которым было нужно испытать на себе всю тяжесть боев с лётчиками советских 4-й и 8-й Воздушных Армий и ВВС Черноморского флота, был юный ас лейтенант Вальтер Вольфрум (Ltn. Walter Wolfrum) из эскадрильи 5./JG 52. К середине марта 1944 года на его счёту было уже 38 подтверждённых побед (ещё семь не имели свидетелей и исходя из этого не были засчитаны).

Большей частью его жертв были советские истребители, в битвах с которыми замечательно обладающий «Мессершмиттом» Вольфрум ощущал себя комфортно. О собственной манере ведения боя он вспоминал следующее (тут и потом перевод автора – прим. ред.):

«Я не был искусным стрелком, у которого в крови было бы чувство верного упреждения, и что попадал бы с сложных ракурсов и больших дистанций. Моя сильная сторона заключалась в том, как я летал. Когда я доходил достаточно близко к сопернику, он попадал в непростое положение.

Исходя из этого при любых событиях я искал то, что сейчас именуют «close combat». Маневры, благодаря которым я, в зависимости от исходной обстановки, имел возможность подойти к сопернику так, дабы он заполнил мой прицел, скоро впитались в мои плоть и кровь. Я делал их, не вспоминая.

С дистанции 30–50 метров было нетрудно прицелиться так, дабы очередь поразила двигатель либо основание крыла самолёта».

Прежде лётчику два раза получалось одержать три победы в течение одного дня – 22 октября 1943 года в воздушном бою над Днепром и 14 февраля 1944 года недалеко от Керчи (в заключительном случае Вольфрум заявил пять побед, но две из них не засчитали). Установить новое для себя достижение в Крымском небе юный «специалист» сумел 19 марта 1944 года, в то время, когда в трёх боевых вылетах ему удалось сбить шесть советских самолетов. Попытаемся на основании советских архивных исследований и документов историков осветить события, участником которых стал лейтенант Вольфрум.

В собственной стихии

В данный сутки на земле недалеко от Керчи ситуация была довольно спокойная: активных военных действий, за исключением привычных обоюдных артобстрелов не велось. В утренние часы для нанесения удара по тылам и позициям советского 11-го стрелкового корпуса недалеко от высот 115,5 и 71,3 вылетела смешанная несколько пикировщиков Ju 87 из германской группы III./SG 3 и румынской Grupul 3, насчитывающая до 20 автомобилей.

В 09:15 (тут и потом указано столичное время) по наведению радиолокационной станции РУС-2 на перехват вылетела шестёрка ЛаГГ-3 из 790-го ИАП, ведомая начальником эскадрильи лейтенантом Сергеем Бесединым. Один из лётчиков, младший лейтенант Александр Чумаков, из-за неисправности самолёта сходу возвратился на собственный аэропорт, покинув без пары собственного ведущего лейтенанта Филиппа Морданова. Начав патрулирование над южной частью Керчи и не встретив в том месте бомбардировщики, пятёрка советских истребителей дошла до косы Тузла, где на высоте 4000–4500 метров была со стороны солнца атакована двумя Bf 109.

Лейтенант Вольфрум в кабине собственного «Мессершмитта», финиш марта – начало апреля 1944 года.

Скоро, 15 апреля, данный Bf 109G-6 W.Nr.411777 с надписью «Quex» на фюзеляже будет сбит в сражении с советскими штурмовиками и превратится в обломки, а сам Вольфрум возьмёт ранение. «Квекс» — прозвище невесты Вольфрума.

Отбив наступление лобовой атакой, ведущая пара лейтенанта лейтенанта Алексея и старшего Беседина Григорьева отправилась на помощь Морданову, ведущему бой с другой парой «Мессершмиттов». При комплекте высоты от группы оторвалась пара младшего Николая лейтенанта и лейтенанта Егоровича Владимира Харитонова. Увидев, что Харитонова снизу атакует Bf 109, Беседин поспешил на помощь, но опоздал – ЛаГГ-3 загорелся, а лётчику было нужно выброситься на парашюте.

Это первенствовала в тот сутки победа лейтенанта Вольфрума, вылетевшего в 08:50 на расчистку воздуха в район Керчи с аэропорта Грамматиково у села Ички (сейчас посёлок Коммунистический).

Затем ведущий советской группы допустил неточность – увлекшись наблюдением за горящим «ЛаГГом» и опускающимся на парашюте Харитоновым, Беседин сам сбоку под ракурсом 3/4 со стороны солнца был неожиданно атакован лейтенантом Вольфрумом. Германский ас опять был точен – выпущенной им очередью Беседин был легко ранен и на подбитом истребителе сел на фюзеляж на косе Тузла, разбив «ЛаГГ». Младший лейтенант Харитонов приводнился в Таманском заливе, где был подобран катером.

С лёгким ранением и ожогами лица в ногу лётчик был послан в больницу.

По советским данным, лейтенанту Григорьеву удалось сбить один из «Мессершмиттов», у которого отвалилась плоскость крыла, но сохранившиеся германские документы победу не подтверждают. Успех же Вольфрума в этом вылете заключался не только в одержанных им 39-й и 40-й победах, но и в том, что несколько Беседина была связана боем и не сумела перехватить вражеские бомбардировщики. В итоге около 09:30 «Юнкерсы» только в момент пикирования на цель были недалеко от мыса Тархан встречены четвёркой «Аэрокобр» 66-го ИАП и таким же числом Як-7Б 84-го Гв.ИАП ПВО.

Лётчики 66-го ИАП 329-й ИАД Иван Фёдорович Борченко и Фёдор Семенович Петров.

Фото сделано в 1945 году.

Для лётчиков ПВО бой завершился напрасно, не намного лучше выступили «Аэрокобры»: один сбитый Ju 87 заявил только младший лейтенант Фёдор Петров (германскими данными не подтверждается). Но и германские летчики сумели ответить достойно. В районе Керчи младший лейтенант Иван Борченко был неожиданно атакован «Мессершмиттом» и подбит – у советского истребителя были пробиты блок цилиндров мотора, левая плоскость крыла и руль высоты.

Лётчику было нужно сажать собственный истребитель на фюзеляж в поле, не дотянув практически 1,5 километра до собственного аэропорта – вероятнее, это было результатом атаки обер-лейтенанта Вильгельма Батца (Oblt. Wilhelm Batz), начальника эскадрильи 5./JG 52.

Против морских лётчиков

Спустя два часа по окончании боя с лётчиками 790-го ИАП Вольфрум перелетел с Грамматиково на самый запад Крыма – на аэропорт у села Кунан (сейчас Красносельское) на полуострове Тарханкут. Задачей было прикрытие морского конвоя, идущего из Одессы в порты Крыма. К этому времени ВВС ЧФ уже нанесли по конвою один бесплодный удар, исходя из этого для усиления его прикрытия и были приведены к истребителям II./JG 52.

По фото возможно поразмыслить, что юный летчик дурачится в хорошем размещении духа. Но в собственных мемуарах Вольфрум обрисовывает данный снимок, как сделанный фотокорреспондентом для официальной пропаганды. Настроение же, в предчувствии скорой утраты Крыма и от постоянной усталости, было не самым лучшим.

Для нанесения повторного удара по конвою с советских аэропортов встали шесть Пе-2 40-го БАП, пять «Бостонов» A-20G 36-го МТАП и 12 Ил-2 23-го ШАП ВВС ЧФ. В 12:43 Вольфрум взлетел по тревоге и в составе группы направился в район посёлка Ак-Мечеть (сейчас Черноморское).

Не обращая внимания на замечательное прикрытие ударных автомобилей, составлявшее, по различным источникам, 12 либо кроме того 18 «Аэрокобр» 11-го Гв.ИАП, каковые сбили охранявший над конвоем поплавковый «Арадо» Ar 196, Вольфрум в 12:58 сумел нападать уже повреждённый зенитным огнём и отставший от группы «Бостон», заявив 41-ю по счёту победу. После этого тот же бомбардировщик подвергся атаке румынского IAR-80 из 49-й истребительной эскадрильи, что пилотировал аджутант Михай Михордя (Adj.av. Mihai Mihordea).

Будущий ас с восемью победами, румын заявил два «Бостона» – в 13:05 и 13:08.

Начальник звена 36-го МТАП лейтенант Романцов принимал участие в утреннем налёте на конвой – его «Бостон» был одним из двух возвратившихся бомбардировщиков. Сейчас он сам пробовал дотянуть до Скадовска, но всего в трёх милях от берега, у косы Джарылгач в Каркинитском заливе, советскому лётчику было нужно сажать А-20 на холодную воду. Поиски членов экипажа остались без результата, и сейчас лётчик лейтенант Никифор Павлович Романцов, навигатор лейтенант Алексей Титович Мантров и стрелок-радист сержант Павел Семёнович Семёнов числится пропавшим без вести.

Штурмовик Ил-2, подбитый над Крымом.

При твёрдой посадке на воду у него отломилась хвостовая часть фюзеляжа.

В 16:30 лейтенант Вольфрум снова по тревоге поднялся в воздух, дабы прикрыть тот же конвой, часть которого зашла в порт Ак-Мечети, а остальные суда продолжили путь в Севастополь. На уничтожение судов вылетели шесть Пе-2 40-го БАП и 12 Ил-2 23-го ШАП под неспециализированным прикрытием 14 «Аэрокобр» 11-го Гв.ИАП ЧФ. Для того чтобы эскорта выяснилось мало, потому, что над конвоем, по докладам экипажей, выяснилось до 15 вражеских истребителей.

До тех пор пока другие германские лётчики связали боем «Аэрокобры» сопровождения, Вольфрум нападал одну из шестерок штурмовиков. По поводу способов атаки «цементбомберов» ас потом вспоминал:

«Я с громадным успехом применял два способа, один из которых годом ранее, казалось, по большому счету был мне не по душе, потому, что основывался на стрельбе с упреждением. В это же время, у меня он получался хорошо. Когда-то я увидел, что отечественные снаряды пробивают броню «Ильюшина», в случае если попадают в него сбоку.

Исходя из этого сейчас я приближался к ним на той же высоте примерно под прямым углом, брал упреждение в три длины самолёта и открывал пламя с дистанции приблизительно 80 метров. В случае если я всё делал верно, первое попадание приходилось в двигатель, второе – в кабину, третье – в фюзеляж сзади экипажа. При втором методе атаки для меня кроме этого не игралось громадной роли, как как раз высоко летел Ил-2.

Я приближался к нему позади сверху, быстро на него пикировал и стрелял под углом минимум 45°, пробивая бронированное остекление кабины».

Собственные проверенные способы Вольфрум с успехом применял и в этом бою, в то время, когда в течение девяти мин., с 16:50 до 16:58, ему удалось сбить сходу три штурмовика (42-я, 43-я и 44-я победы). К сожалению, погибли все шесть советских авиаторов:

  • Гагиев Виктор Росеевич, лейтенант, замкомандира эскадрильи;
  • Костенко Иван Никифорович, лейтенант , навигатор эскадрильи;
  • Цеханович Иван Фёдорович, младший лейтенант, начальник звена;
  • Потовица Алексей Павлович, старший краснофлотец, воздушный стрелок-радист;
  • Болматов Николай Федотович, младший лейтенант, лётчик;
  • Колдин Александр Степанович, старший краснофлотец, воздушный стрелок-радист.

Если судить по координатам, указанным Вольфрумом в заявках, сбитые штурмовики упали недалеко от посёлка Тереклы-Конрат (сейчас Молочное) и села Болек-Аджи (сейчас Приветное). Оба поселка находятся, соответственно, западнее и северо-западнее Евпатории. Не обошёлся без утрат для ВВС ЧФ и бой между истребителями: лейтенантом Гансом-Вернером фон Рудлоффом (Ltn.

Hans-Werner von Rudloff) из 4./JG 52 был сбита одна «Аэрокобра», в кабине которой погиб умелый лётчик 11-го Гв.ИАП младший лейтенант Дмитрий Алексеевич Юдин, а ещё один истребитель взял важные повреждения и сел вынужденно вне аэропорта.

Реконструкция внешнего вида «Мессершмитта» Bf 109G-6 летчика эскадрильи 5./JG 52 лейтенанта Вальтера Вольфрума.

Крым, аэропорт Грамматиково, март 1944 года. Живописец Клаэс Сундин (http://www.luftwaffeinprofile.se)

В этом вылете советские лётчики заявили об уничтожении четырёх «Фокке-Вульфов» Fw 190, но сам налёт на конвой был всецело сорванным. Во многом то стало заслугой как раз лейтенанта Вольфрума – видя смерть товарищей и подвергаясь настойчивым атакам «Мессершмиттов», лётчики сохранившихся «Илов» действовали вяло, а по докладу немцев и вовсе не решились ударить конвой .

Спустя 60 с лишним лет память Вольфруму практически не поменяла, и о битвах 19 марта 1944 года с советскими морскими лётчиками он написал следующее:

«Я до сих пор отлично не забываю то утро, – оно было холодным, серым, дождливым и поразительно ветреным, – и мы опоздали на встречу с «Бостонами». В то время, когда мы достигли района цели, они уже скинули собственные бомбы и именно поворачивали назад. Я подкрался к одному из них, зажег его правый двигатель, а он, потянув за собой густой шлейф дыма, постарался уйти на север.

Я погнался за ним, но погода была через чур скверной, дабы преследовать мою жертву до того момента, в то время, когда я её собью. Клочья тумана лишали меня обзора, и в какой-то момент я утратил двухмоторник из виду».

Покинул Вольфрум и кое-какие подробности второго вылета на прикрытие конвоя:

«Чуть я возвратился, как тот мартовский сутки продолжился для меня в том же стремительном темпе, что и начался. Отечественные автомобили были срочно заправлены и пополнены снарядами. Тому же самому соединению судов опять потребовалась отечественная помощь — незадолго до прибытия в порт назначения Евпатория на него снова были наведены бомбардировщики, но сейчас мы показались в необходимое время в нужном месте.

Я увидел шесть Ил-2 с истребителями сопровождения уже на подлёте к конвою, срочно нападал и сбил одного за другим три штурмовика еще перед тем, как они достигли судов. Остальные затем нашли спасение в бегстве».

Как узнается, на склоне лет Вальтер Вольфрум определил и судьбу экипажа атакованного им «Бостона»:

«Это были только два воздушных боя из многих. Большая часть из них я ещё не забываю более либо менее прекрасно, в особенности те, каковые заканчивались победами либо большими потерями, и иногда я вспоминал и о подбитом «Бостоне», не занимаясь, но, без шуток размышлениями о том, что же с ним стало. Но сейчас, спустя более полусотни лет, я из одного письма определил судьбу A-20 и его экипажа.

Они еще постарались, пролетев над западной оконечностью Крыма, достигнуть материка, но их самолёт был через чур очень сильно повреждён и все время терял высоту, так что, в итоге, им оставалась только вынужденная посадка на воду. Четыре человека, пребывавшие на борту, утонули».

Через полчаса по окончании возвращения Вольфрум перелетел на базисный аэропорт Грамматиково, и на этом его рабочий сутки завершился. По результатам трёх боевых вылетов германский ас записал на собственный счёт сходу шесть побед, всецело подтверждённых советскими документами, повторив декабрьский успех собственного начальника гауптмана Герхарда Баркхорна (Hptm. Gerhard Barkhorn).

Наряду с этим пять побед, без сомнений, принадлежат лишь ему, а шестую можно считать групповым успехом германских зенитчиков, Вольфрума и румынского лётчика.

В течение следующих трёх недель Вольфруму удалось ещё неоднократно «попить кровь» советских лётчиков в Крыму. Особенно большие потери понёс известный 3-й ИАК генерала Е.Я. Савицкого, лишившийся от огня Вольфрума в марте-апреле не меньше 13–15 «Яков» с эмблемой в виде птичьего крыла на фюзеляже и нескольких умелых лётчиков.

В их число входил и сбитый 26 марта неожиданной атакой глава воздушно-стрелковой работы 291-го ИАП Герой Советского Союза капитан Александр Филиппович Лавренов, один из лучших асов корпуса с 27 личными и тремя групповыми победами.

Если судить по количеству звездочек на капоте, это как раз истребитель Ивана Фанина. — Ас из «пожарной команды Крыма» | Военный портал Warspot.ru" src="~images\as-iz-pozharnoj-komandi-krima-7.jpg">
Слева самый результативный летчик 9-го ИАП лейтенант Иван Маркович Фанин. К концу войны на его счету было 15 личных побед. Именно он есть самый вероятным претендентом на победу над Вальтером Вольфрумом 16 июля 1944 года. Справа механики 9-го ИАП на занятиях по изучению матчасти у «Аэрокобры».

Если судить по количеству звездочек на капоте, это как раз истребитель Ивана Фанина.

Позднее уже сформировавшегося аса ожидали новые рекорды. В небе над Яссами (Румыния) ему за один сутки 30 мая 1944 года удалось сделать сходу 11 заявок на сбитые истребители с красными звёздами (Як-9, Ла-5 и девять «Аэрокобр»), не меньше 4–5 из которых подтверждаются советскими документами. После этого настал памятный для Вальтера Вольфрума сутки 16 июля 1944 года, в то время, когда в небе над городом Золочев на Львовщине ему удалось стереть с лица земли 10 советских автомобилей, из которых четыре Ла-5 40-го Гв.ИАП на протяжении одного вылета.

Но в итоге сам ас в тот же сутки был подбит в сражении с «Аэрокобрами» 9-го ИАП, получил тяжёлые ранения и чуть остался в живых. Потом эти ранения сыграли ключевую роль в судьбе лётчика, но это уже тема для независимых исследований.

литература и Источники:

  1. ЦАМО РФ, фонд 229-й ИАД
  2. ЦАМО Российской Федерации, фонд 2-й Гв.ИАД ПВО
  3. ЦАМО РФ, фонд 8-й Гв.ИАД
  4. ЦАМО РФ, фонд 66-го ИАП
  5. Walter Wolfrum. Unbekannte Pflicht – Meine Erinnerungen als Jagd- und Kunstflieger 1923–2009 – Hrsg.: Peter Cronauer. NeunundzwanzigSechs, Moosburg, 2009
  6. Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Uberlingen, 2003
  7. Морозов М.Э. Морская торпедоносная авиация. Том II – СПб: «Галея принт», 2007
  8. Летная книжка Вальтера Вольфрума
  9. http://podvignaroda.ru
  10. https://www.obd-memorial.ru
  11. https://pamyat-naroda.ru

Создатель благодарит Матти Салонена, Андрея Кузнецова, Алексея и Никиту Егорова Пекарша за эти, использованные в работе над статьей. Фото из Алексея и коллекции автора Пекарша.

Создатель разыскивает родственников авиаторов 4-й Воздушной Армии и ВВС Черноморского Флота, принимавших участие в битвах за Крым, и будет признателен, в случае если с ним свяжутся по адресу электронной почты ivan_l@ukr.net

Сотрудники пожарной охраны Крыма отмечают профессиональный праздник

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Вынужденные драться

    Сначала ВОВ германские лётчики-истребители были достаточно свободны в выборе тактики собственных действий. Вкупе с превосходством и отличной подготовкой…

  • Два капитана, или жаркое лето в холодном краю

    Два лётчика-аса, – коммунистический и немецкий, – летом 1941 года два раза сталкивались в воздушных битвах в небе Заполярья. Оба были хороши победы, но…

  • 23 Ноября 1916 года: рихтгофен против хокера

    У «Де-Хэвилленда» было преимущество в горизонтальной манёвренности, у «Альбатроса» – в скороподъёмности и скорости, но да и то, и второе нивелировалось…

  • Ложка меда в бочке дегтя

    Действия советской истребительной авиации 22 июня 1941 года нельзя назвать успешными. Скованные сперва запретами атаковать противника, а после этого…

  • Цвета военного неба: боевые «буйволы» ост-индии

    Королевские ВВС Англии в Юго-Восточной Азии, как и ВВС Голландской Ост-Индии, были весьма консервативны в окраске собственных самолётов, которую возможно…

  • Петр кальсин: последний полёт

    «…Внезапно в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях. С маленьким криком он пал на почву и бился грудью в…