Вынужденные драться

      Комментарии к записи Вынужденные драться отключены

Сначала ВОВ германские лётчики-истребители были достаточно свободны в выборе тактики собственных действий. Вкупе с превосходством и отличной подготовкой в технике это продолжительное время разрешало им достигать ошеломительных удач при минимальных утратах. В тех же случаях, в то время, когда ситуация вынуждала асов люфтваффе к затяжному бою с сильным соперником, им редко получалось избежать утрат.

Подобный расклад стал привычным к концу 1943 – началу 1944 гг. Характерным примером стали воздушные битвы над восточной частью Крымского полуострова 10–12 января 1944 года.

Германская истребительная авиагруппа II./JG 52 с более чем 3600 одержанными в воздушных битвах победами занимает второе место в люфтваффе, уступая по этому показателю только своим однополчанам по эскадре из III./JG 52. Утраты II группы за войну по всем обстоятельствам составили около 150 погибших и пропавших без вести лётчиков, из них 30 – в битвах с западными союзниками. За исключением нескольких недель и отдельных дней ожесточенных боев на том либо другом участке Восточного фронта, утраты части распределялись более либо менее равномерно в течение всей войны.

Вынужденные драться
Фрагмент фронтовой карты района военных действий с нанесенными территориями патрулирования из планшета яркого участника обрисовываемых событий Ивана Ильича Засыпкина, в то время начальника звена 66-го ИАП 329-й ИАД.

Одним из исключений стал период 10–12 января 1944 года, в то время, когда у мыса Тархан на севере Керченского полуострова был высажен коммунистический десант, и севернее Керчи началось новое наступление армий Отдельной Приморской армии. Несколько II./JG 52 под руководством гауптмана Герхарда Баркхорна (Gerhard Barkhorn) была фактически единственным германским истребительным соединением, действовавшим на этом месте фронта. Эпизодически посильную помощь союзникам оказывали лётчики очень сильно поредевшей хорватской эскадрильи 15./JG 52, но она действовала в основном в северной части Крыма.

Игра не по германским правилам

В эти дни германским лётчикам далеко не всегда удавалось пользоваться собственной любимой тактикой «неожиданно ударил – убежал», несложной и действенной. Пробуя расчищать воздушное пространство и сопровождать собственные бомбардировщики при противодействии численно превосходящей советской авиации, германские истребители были вынуждены вступать в схватки с многочисленными группами советских штурмовиков и истребителей, в которых немногочисленные «ягдфлигеры» понесли чувствительные утраты.

Взлетает «Мессершмитт» начальника группы II./JG 52 гауптмана Герхарда Баркхорна.

Главными соперниками II./JG 52 в то время были части 4-й Воздушной Армии – 214-я и 230-я ШАД, 229-я и 329-я ИАД, и 132-я БАД. Из состава ВВС ЧФ в битвах в эти дни участвовали, в первую очередь, 11-я ШАД и 4-я ШАД.

Первые утраты пришлись на первые дни наступления советских войск, 10 января. Около 10:00 (тут и потом время столичное) лётчики II./JG 52 сошлись в сражении с охраняющими истребителями 57-го Гв.ИАП. В 09:50 шестерка «Аэрокобр» капитана Виктора Савченко вступила в бой с группой бомбардировщиков численностью до 20 Ju 87 под прикрытием восьмерки Bf 109. Замечательное истребительное прикрытие практически не разрешило отечественным пилотам прорваться к бомбардировщикам и связало их боем.

Только ведущий одной из пар лейтенант Сергей Мартынов сумел совершить бесплодную атаку по «Юнкерсам», по окончании чего ринулся на помощь товарищам и, зайдя в хвост одному из «Мессершмиттов», с дистанции 50 метров выпустил правильную очередь. Германский истребитель взорвался в воздухе, а его обломки упали в 3–4 км западнее мыса Тархан. Сбитый Bf 109 стал 10-й личной победой советского аса.

Лётчики 57-го Гвардейского истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии, участники боев над Керченским полуостровом. Слева направо: капитан Виктор Михайлович Савченко (14+8 побед), лейтенант Владимир Владимирович Шикалов (9+6 побед), лейтенант Александр Иванович Серебряков (11+6 побед). Конечный справа капитан Владимир Борисович Проворихин (15+1 победа).

Одвременно с этим в районе села Булганак в лобовой атаке пары «Аэрокобр» и четверки Bf 109 лейтенант Александр Серебряков сбил одного из соперников. Его ведомый младший лейтенант Гребенюк видел хаотичное падение немца, но места падения советские лётчики не замечали. Однако, групповая победа паре Серебряков – Гребенюк была засчитана.

Для Серебрякова она стала десятым успехом в его военной карьере.

По германским данным, был потерян унтер-офицер Хайнц-Хельмут Янссен (Uffz. Heinz-Helmut Janssen) из эскадрильи 4./JG 52. Его Bf 109G-6 (W.Nr.20126) «белая 8» был сбит в километре севернее поселка Катерлез, лётчик погиб.

Вероятнее, его сбил лейтенант Мартынов — его заявка выглядит предпочтительнее.

Следующая утрата ожидала германских истребителей всего через два часа. С большой группой He 111 из I./KG4 и Ju 87 из III./SG 3, и несколькими парами закрывающих их Bf 109 совершили успешные битвы лётчики обеих истребительных дивизий 4-й ВА. Они записали на собственный счет четыре He 111, три Bf 109 и три Ju 87, еще три «Хейнкеля» были подбиты. По германским данным, из боя совместно со своим Bf 109G-6 (W.Nr.20594) «желтая 4» не возвратился один из результативных лётчиков 6./JG 52 фельдфебель Карл-Хайнц Оттен (Fw. Karl-Heinz Otten).

К моменту смерти он имел 9 воздушных побед. Последний раз сослуживцы видели его в сражении с советскими истребителями восточнее мыса Тархан.

Один из германских лётчиков, погибших в январских битвах над Керченским полуостровом, фельдфебель Карл-Хайнц Оттен.

На сбитый «Мессершмитт» претендовал один из лучших лётчиков 42-го Гв.ИАП Герой Советского Союза капитан Иван Горбунов – по окончании его маленькой очереди германский истребитель упал в море севернее мыса Тархан. 20-ю победу аса подтвердили ведомые. В сражении с Bf 109 успех кроме этого опять сопутствовала гвардейцам 57-го Гв.ИАП.

В случае если лейтенант Владимир Шикалов по окончании собственной атаки с дистанции 100–80 метров заметил только загоревшуюся вражескую машину, то по окончании правильных очередей капитана Владимира Проворихина с дистанции 100–50 метров один из «Мессершмиттов» взорвался в воздухе и упал северо-восточнее мыса Мама Русская в Азовское море. Это были 7-я и 8-я победы лётчиков соответственно, и заявка Проворихина выглядит самый предпочтительно.

Следующей жертвой этого дня стал обер-фельдфебель Карл Даннекер (Ofw. Karl Dannecker) из 5./JG 52. По германским данным, лётчик вылетел на задание в 13:35, а уже спустя 15 мин. его Bf 109G-6 (W.Nr.410097) «тёмная 9» пропал без вести по окончании воздушного боя в районе Керчь – Булганак, став, по всей видимости, жертвой лётчиков ВВС ЧФ.

Около 13:35–13:50 шестерка Ил-2 из 47-го ШАП ВВС ЧФ, ведомая капитаном Геннадием Бусыгиным, под прикрытием шестерки Як-9 6-го Гв.ИАП уничтожала живую силу и технику немцев на северной окраине Катерлеза. При отходе от цели несколько подверглась атаке восьмерки Bf 109. Лётчик одного из «Илов» младший лейтенант Владимир его стрелок и Марков сержант Петр Куц сбили одного из нападавших — тот упал в двух километрах западнее Булганака.

Механики подкрашивают истребитель Як-9 начальника 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота полковника Михаила Васильевича Авдеева. Снимок сделан уже по окончании окончания боев над Керчью, весной 1944 года. На хвостовом оперении отметки о победах — итоговый счет лётчика составил 12 личных и шесть групповых.

Шестерка «Яков» полковника Михаила Авдеева была связана боем парой «Мессершмиттов», целью которых, возможно, было оторвать прикрытие от штурмовиков. За это германским лётчикам было нужно заплатить собственную цену – начальнику 6-го Гв.ИАП удалось сбить одного из соперников, что упал в море в двух километрах восточнее мыса Мама Русская. Собственную 12-ю и последнюю в войне личную победу Авдеев обрисовал в собственных мемуарах:

«Мы, истребители, закрывали штурмовку. И все шло помой-му прекрасно, но чуть под крыльями автомобилей проплыло Мама Русская, со стороны моря вынырнула четверка «Мессеров».

Нельзя сказать, дабы облачность – десять баллов – помогала маневру. По крайней мере, она была равным союзником и нам, и сопернику. Предугадать намерения гитлеровцев было нетрудно: они очевидно пробовали отсечь истребителей от штурмовиков. Значит, скоро покажутся новые «Мессеры».

Наверное, они уже на подходе… И сейчас машина была брошена наперерез «Мессеру», возглавившему атаку. Сбить либо вынудить свернуть с курса ведущего – значит, как минимум, расстроить маневр соперника и победить время. А в том месте – посмотрим.

По всей видимости, это и именуется армейским счастьем: «Мессер» нежданно выясняется совершенно верно в прицеле. Бью с дистанции всего каких-нибудь 30 метров. Немец был на вираже, и страно, как мы не столкнулись. В какие-то доли секунды успел подметить, что 2–3 моих боеприпаса разорвались в кабине гитлеровца.

Мой «ястребок» пронесся выше «мессера», чуть не задев его. Гитлеровец отправился быстро вниз. Первая идея: «Обманывает». Уже неоднократно фашистские лётчики в критических обстановках уходили от нас таким маневром, имитируя трагедию. Бросаю и собственный самолёт в пике.

Внизу – море. Вижу: огромный столб воды взлетел в небо: Ме-109 не стало».

В данный же сутки ранение в воздушном бою взял унтер-офицер Одкамп (Uffz. Odkamp) из 5./JG 52. К сожалению, события боя и степень повреждения его автомобили малоизвестны, но с уверенностью возможно заявить, что германский лётчик стал жертвой одного из истребителей 4-й ВА и ВВС ЧФ, каковые в данный сутки в общем итоге заявили 16 Bf 109, а ещё пять подбили.

Германские эти подтверждают тот факт, что в битвах над Керченским полуостровом 10 января 1944 года люфтваффе было тяжело. Донесения германской 17-й Армии пестрили жалобами:

«Отечественные люфтваффе по обстоятельству превосходства вражеских истребителей попали в тяжелое положение…» … «Не обращая внимания на совершаемые с неутомимостью боевые вылеты, отечественным люфтваффе в битвах с численно многократно превосходящим соперником не удалось завоевать превосходство в воздухе».

В случае если следующий сутки, По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем,, прошёл для II./JG 52 без утрат, то 12 января советским лётчикам опять удалось потрепать группу Баркхорна.

Продолжение по окончании передышки

Очередной успешный бой в Керченском небе провели в период 07:55–9:10 гвардейцы 42-го Гв.ИАП. Дюжина Як-1, ведомая капитаном Горбуновым, вылетела на прикрытие собственных армий в район Тархан – Булганак, где их уже поджидали германские истребители. Сперва в районе Тархан четверка Горбунова вступила в бой с парой Bf 109. Атакой сверху сбоку Горбунову удалось подбить один «Мессершмитт», что с снижением и дымом ушел в западном направлении.

Для того чтобы же успеха добился лейтенант Михаил Косса.

Реконструкция внешнего вида истребителя Як-9 начальника 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота полковника Михаила Васильевича Авдеева с прошлого снимка (рисунок Михаила Быкова).

Скоро ведомые капитаном Горбуновым и лейтенантом Калугиным четверки «Яков» недалеко от Керчи перехватили ещё несколько «Мессершмиттов», каковые атаковали шестерку «Бостонов». По окончании правильных очередей Храбреца СССР Фёдора Калугина один из немцев упал в море северо-восточнее мыса Тархан, став 15-й личной победой советского аса. Со своей стороны, Горбунов подбил вторую вражескую машину, которая скрылась в облачности.

Кроме этого лётчики «Яков» видели западнее Катерлеза ещё один Bf 109, сбитый «Аэрокоброй». По всей видимости, гвардейцы стали свидетелями победы Храбреца СССР лейтенанта Павла Камозина из 66-го ИАП, что в составе четверки закрывал собственные войска. В 08:45 лётчики встретили группу пикировщиков Ju 87 и по итогам боя записали на собственный счет два сбитых пикировщика, один из которых был сбит ведущим группы.

Затем Камозин, отбивая атаку пары Bf 109 от группы Ил-2 сбил «Мессершмитт», ставший 27-й личной победой лётчика.

По германским данным, в указанное время в битвах с «Яками» и «Аэрокобрами» несколько II./JG 52 лишилась как минимум двух Bf 109G-6. Около 08:20 недалеко от мыса Тархан был потерян Bf 109G-6 (W.Nr.140191) «желтая 7» из 6./JG 52. Его пилот унтер-офицер Роберт Хан (Uffz. Robert Hahn) был ранен. Спустя полчаса в районе западнее Баксы был подбит Bf 109G-6 (W.Nr.140185) «тёмная 7», его пилот унтер-офицер Людвиг Буххайт (Uffz.

Ludwig Buchheit) из 5./JG 52 кроме этого был ранен. По всей видимости, истребитель Хана стал жертвой лейтенанта Калугина, а «Мессершмитт» Буххайта пришелся на лейтенанта Камозина либо капитана Горбунова. Касательно второй утраты существуют расхождения в германских данных: самолёт с этим номером фигурирует в официальных документах два раза, 12 и 27 января, и ведущие западные историки предполагают, что 12 января машина была только повреждена, а уже 27 января снова подбита либо сбита.

Истребитель Bf 109G-5 малоизвестного летчика из эскадрильи 6./JG 52, зима-весна 1944 года (рисунок Михаила Быкова).

На этом неприятности для II./JG 52 в тот сутки не окончились. Уже спустя три часа в воздушном бою севернее Керчи был сбит Bf 109G-6 (W.Nr.20494) «желтая 8» из эскадрильи 6./JG 52. Его пилот обер-фенрих Хельмут Томас (OFhr. Helmut Thomas), имевший на своем счету, по различным данным, 8 либо 10 побед, погиб.

По всей видимости, урон 6-му штаффелю опять нанесли гвардейцы 42-го Гв.ИАП. Охраняя во время 10:38–11:53 в районе Булганак – Тархан, четверка Як-1 капитана Петра Коновалова встретила и атаковала шестерку пикировщиков Ju 87, шедшую под прикрытием 4–6 Bf 109. Германские истребители выполнили собственную задачу, связав «Яки» боем, но за это им было нужно заплатить.

Атакой сверху позади и сбоку с дистанции 25 метров капитан Коновалов сбил один из «Мессершмиттов», что упал в 2–4 километрах западнее поселка Катерлез. Победа стала восьмым личным успехом лётчика. Ещё один Bf 109 был заявлен Храбрецом СССР лейтенантом Григорием Павловым недалеко от мыса Тархан, но момента падения ни лётчик, ни радиостанция наведения не замечали. Это была 15-я личная победа советского аса.

Возможно, обер-фенрих Томас стал жертвой атаки Коновалова, а не Павлова – Катерлез находится значительно ближе к Керчи, нежели мыс Тархан.

Всего по результатам боев 10–12 января авиагруппа II./JG 52 лишь сбитыми лишилась не меньше 5–6 Bf 109G-6, четверо лётчиков группы погибли либо пропали без вести, ещё трое были ранены. По меркам люфтваффе это был недопустимо большой уровень утрат за столь маленький временной отрезок – аналогичного с II./JG 52 не случалось ни до, ни по окончании.

Это послужило одной из обстоятельств временного перебазирования в район Керчи группы I./JG 52, которая во время нового советского наступления под Керчью 23–28 января должна была усилить изрядно поредевшую за декабрь-январь II группу. Эти дни стали нелегким опробованием не только для германских истребителей. Досталось в эти дни и ударной германской авиации. По далеко не полным данным, как минимум несколько пикировщиков Ju 87D лишилась несколько III./SG 3, был сбит минимум один бомбардировщик He 111 из группы I./KG 4.

Ведущие асы 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии Храбрецы СССР лейтенант Федор Захарович Калугин (17+4 победы) и капитан Иван Михайлович Горбунов (24+1 победа). Фото 1943 года.

Очевидно, битвы этих дней ни за что не были «игрой в одни ворота», и за одержанные победы советским авиаторам было нужно заплатить большую цену. Лишь в воздушных битвах 10–12 января 4-я Воздушная Армия и ВВС ЧФ утратила 7–8 истребителей, четыре штурмовика Ил-2 и два бомбардировщика (Пе-2 и «Бостон»). Погибло 18 участников экипажей, ещё пара человек были ранены.

Битвы 10–12 января 1944 года показали, что советские лётчики накопили большой опыт в борьбе с вражеской авиацией на этом месте фронта – все упомянутые воздушные бойцы относились к настоящей элите ВВС Красной Армии. Благодаря четкому сотрудничеству групп, им удалось показать все собственный мастерство, и воздушные схватки в эти дни «сталинские соколы» имели возможность всецело поставить себе в заслугу.

литература и Источники:

  1. ЦАМО РФ, фонд 214-й ШАД
  2. ЦАМО РФ, фонд 230-й ШАД
  3. ЦАМО РФ, фонд 229-й ИАД
  4. ЦАМО РФ, фонд 329-й ИАД
  5. ЦАМО Российской Федерации, фонд 57-го Гв.ИАП
  6. ЦАМО РФ, фонд 42-го Гв.ИАП
  7. ЦВМА РФ, фонд 11-й ШАД ЧФ
  8. NARA, Донесения германской 17-й Армии
  9. Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Uberlingen
  10. Bernd Barbas: Die Geschichte der III. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Uberlingen
  11. Karl Gundelach. Chronik Kampfgeschwader 4 «General Wever» – Motorbuch Verlag, Stuttgart, 2013
  12. http://www.jg52.net
  13. Авдеев М.В. У самого Чёрного моря. Книга II – М.: Издательство ДОСААФ, 1970
  14. Липферт Х. Ежедневник гауптмана люфтваффе. 52-я истребительная эскадра на Восточном фронте, 1942–1945 – М.: «Центрполиграф», 2008
  15. Воспоминания С.М. Мартынова (рукопись)

Фото из коллекции автора и Бернда Барбаса, и домашних архивов родственников И.И. Засыпкина, В.В. Шикалова и К.А. Легейды

Создатель разыскивает родственников авиаторов 4-й Воздушной Армии и ВВС Черноморского Флота, принимавших участие в битвах за Крым, и будет признателен, в случае если с ним свяжутся по адресу электронной почты ivan_l@ukr.net

Вожатая

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: