Советская авиация в разгроме империалистической японии

      Комментарии к записи Советская авиация в разгроме империалистической японии отключены

В мае 1945 г. СССР победоносно закончил войну в Европе, принудив фашистскую Германию к полной и безоговорочной капитуляции. Спустя три месяца по окончании разгрома фашистской Германии Советские Вооруженные Силы нанесли сокрушительный удар по армиям империалистической Японии. Менее чем за месяц Советская Армия и ВМФ разгромили японских милитаристов в Маньчжурии, на Курильских островах и Сахалине.

Империалистическая Япония, так же как и фашистская Германия, вынуждена была сдаться.

Японское главное руководство сосредоточило в Маньчжурии и прилегающих к ней районах более чем 1 офицеров и миллиона солдат, входивших в состав Квантунской армии. У советских границ было выстроено 17 укрепленных районов. Вся совокупность обороны была подготовлена с учетом большого применения горно-лесистой местности.

Войска Квантунской армии поддерживались соединениями 2-й и 5-й воздушных армий, в составе которых было более чем 1500 самолетов. На вооружении японской авиации пребывали самолеты И-97, И-00, СВ-97, существенно уступавшие по своим летно-тактическим данным самолетам советских ВВС.

На территории Маньчжурии соперник располагал густой сетью аэропортов, оборудованных взлетно-посадочными полосами.

Советским летчикам, прибывшим на Дальний Восток, было нужно функционировать в пара другой обстановке, чем на Западе.

Громадная протяженность театра боевых действий, разнообразие природных условий, сочетание горно-лесных массивов с широкими пространствами полупустынь и пустынь, и своеобразие задач, поставленных перед авиационными соединениями (действия по укрепленным районам, помощь морских десантов), — все это потребовало тщательной подготовки к военным действиям всего летного и технического состава, тыловых органов и авиационных штабов. Для большого применения авиации на наиболее значимых направлениях авиационные части незадолго перед операцией перебазировались на своевременные аэропорты, пребывавшие вблизи районов предстоявших военных действий основных группировок отечественных армий.

На протяжении подготовки к военным действиям авиационные штабы и лётный состав тренировались в умении функционировать в горно-лесистой местности и над морем. За три месяца, предшествовавших началу боевых действий, лишь в одном авиационном соединении было совершено 27 летно-тактических учений, 240 лекций по оперативно-тактическим вопросам.

На занятиях летный состав изучал такие темы, как «Авиационная подготовка при прорыве укрепленных районов», «Особенности действий авиации в горах» и т. п. С докладами выступали умелые летчики — участники ВОВ — Храбрецы СССР лейтенант Сенько, гвардии майор Никитин, гвардии майор Баклан и другие. Летный состав, прибывший с Запада, шепетильно изучал районы грядущих военных действий, упорно тренировался в полетах в непростых метеорологических условиях. Технический состав снова прибывших авиационных частей знакомился с изюминками эксплуатации матчасти в дальневосточных условиях (особенный температурный режим, пыльные аэропорты и т. п.).

Учитывая особенности района военных действий, авиационные начальники большое количество времени отводили навигационной подготовке летчиков. На местности, бедной ориентирами, ответственное значение получало верное применение радиотехнических средств самолетовождения и использование дымов. В том месте, где естественных ориентиров было мало, силами авиационно-наземных войск и технических частей создавались неестественные ориентиры. На вершинах сопок были выложены прекрасно видимые с воздуха цифры.

Любая из дорог недалеко от полётов отечественных самолетов обозначалась буквами. Такую же совокупность неестественных ориентиров предполагалось создавать и на территории, очищенной от армий соперника.

Большое количество внимания уделялось вопросам сотрудничества авиации с наземными армиями. При организации сотрудничества, в большинстве случаев, осуществлялся принцип централизованного управления действиями авиации. Но во многих случаях приходилось передавать кое-какие авиационные части и соединения в своевременное подчинение общевойсковым соединениям.

Это было обусловлено тем, что в горно-лесистой местности при ограниченном количестве дорог наземные армии действовали по отдельным направлениям, удаленным друг от друга на большие расстояния. Так, тут, на Дальнем Востоке, допускалась пара громадная децентрализация управления авиацией, чем в операциях, проводившихся против фашистской Германии.

Для налаживания тесного сотрудничества с наземными армиями начальники авиационных соединений выезжали на командные пункты начальников общевойсковых соединений, чтобы оттуда при необходимости ставить задачи подразделениям и подчинённым частям и руководить их действиями. Главным средством их управления было радио.

В подвижные армии выделялись самый подготовленные авиационные офицеры, имевшие в собственном распоряжении достаточно замечательные радиостанции для связи с аэропортами базирования при действиях подвижных соединений в своевременной глубине.

Борьбу за господство в воздухе предполагалось вести методом уничтожения самолетов соперника в воздухе и на аэропортах. Потому, что радиус действия радиотехнических средств обнаружения в горной местности уменьшается, предусматривалось широкое использование барражирования истребителей в воздухе.

Громадные задачи поднялись перед тыловыми органами: нужно было строить своевременные аэропорты, подвозить боеприпасы и горючее в условиях слабо развитой дорожной сети и т. п. Дабы уменьшить ответ этих задач, в каждую подвижную танковую группу было выделено по одному инженерному батальону и одному БАО, каковые изыскивали и подготавливали аэропорты. Учитывая непростые условия строительства аэропортов, общевойсковое руководство выделяло в помощь органам авиационного тыла части наземных армий. Для посадочных площадок и изыскания аэродромов на территории Маньчжурии предполагалось с началом военных действий забрасывать в тыл соперника по воздуху маленькие группы.

Руководство, политорганы, партийные и комсомольские , организации вели громадную работу по мобилизации личного состава на хорошее исполнение грядущих боевых задач.

Громадное внимание в агитационно-агитационной работе уделялось воспитанию советских летчиков на славных боевых традициях отечественной авиации. Перед личным составом авиационных частей выступали летчики — участники боев у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Своим боевым опытом делились участники ВОВ.

Перед началом военных действий во всех частях проводились митинги, на которых выступавшие солдаты заверяли руководство, что они с честью выполнят приказ Отчизны.

Воодушевленные честными целями войны, советские солдаты смело шли в бой с ненавистным неприятелем. В эти дни особенно очень сильно чувствовалась их неразрывная сообщение с Коммунистической партией — вдохновителем и организатором всех отечественных побед. Многие летчики, навигаторы, техники в первоначальный же сутки военных действий подали заявления о приеме в ряды Компартии.

9 августа 1945 г. войска и авиация 1-го и 2-го Дальневосточных и Забайкальского фронтов и суда Тихоокеанского флота начали боевые действия против империалистической Японии. Утром бомбардировщики ударили по армейским объектам в больших военно-промышленных центрах Маньчжурии — городах Харбин и Чанчунь и по военно-морским базам на территории Кореи — Юки, Расин, Сейсин.

Подвижные соединения Забайкальского фронта уже в первые сутки, умело обходя укрепленные районы, продвинулись до 140 километров вглубь Маньчжурии.

Войска 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов кроме этого удачно преодолели сопротивление соперника в пограничных укрепленных районах и устремились вперед.

Советская авиация в разгроме империалистической японии

Бомбардировщики Пе-2

Советские летчики деятельно поддерживали наземные армии. Не обращая внимания на негативную погоду, 9 августа было сделано около 2000 самолето-вылетов. Отечественная бомбардировочная авиация наносила замечательные удары по ЖД узлам, аэродромам и портам неприятеля.

Особенно сильным ударам подвергся Хайларский и Хутоуский укрепленные железнодорожные станции и районы Хайлар и Солунь. Бомбардировочная авиация действовала группами по 60 — 80 самолетов, используя фугасные бомбы больших калибров. В следствии ее действий были практически уничтожены оборонительные сооружения в укрепленных районах и выведены из строя главные ЖД станции в северо-западной Маньчжурии.

Авиация 1-го Дальневосточного фронта нанесла сосредоточенный удар по узлам сопротивления соперника в Хутоуском укрепленном районе. Около 80 самолетов Пе-2 с высоты 1000 — 2000 метров 250-килограммовыми бомбами уничтожили главные долгосрочные сооружения укрепленного района. Применяя удар бомбардировщиков, войска СССР атаковали врага и через 2 часа заняли город Хутоу.

Штурмовая авиация небольшими группами наносила удары по скоплениям армий и технике соперника на поле боя, поддерживала боевые действия сухопутных армий по прорыву укрепленных районов. Помимо этого, штурмовики удачно поражали ЖД эшелоны соперника, колонны его армий на марше и плавсредства на реке Сунгари. Так, к примеру, 8 штурмовиков взяли задание потопить суда на реке Сунгари.

Придя к цели на высоте 800 метров, они поднялись в круг и поочередно атаковали вражеские суда. В следствии атаки были потоплены баржа и корабль.

Замечательные неожиданные удары советские летчики наносили по аэропортам соперника, в следствии чего вражеская авиация понесла тяжелые потери, управление ею было дезорганизовано. Японское руководство не смогло разобраться в воздушной обстановке и организовать противодействие отечественной авиации и сухопутным армиям. С первых часов наступления господство в воздухе всецело перешло к советским Военно-воздушным силам.

В первоначальный сутки наступления основную группировку отечественных армий закрывали непрерывно барражирующие истребители. В будущем советские летчики перехватывали и уничтожали самолеты соперника, вылетая по вызову. Истребительная авиация обширно употреблялась для нанесения штурмовых ударов по железнодорожным объектам и вражеским войскам.

В один из дней боев начальник эскадрильи капитан Авдохин с ведомым вылетели на «свободную охоту». Пролетая на протяжении железной дороги, летчики нашли вражеский эшелон. Железная дорога проходила по узкой равнине в горах. Дабы удачно атаковать эшелон соперника, потребовалась высокая техника пилотирования и громадная осмотрительность.

Со второго захода капитан Авдохин меткой очередью вывел из строя паровоз. После этого летчики сделали еще пара заходов, поражая неприятеля огнем. Подобных примеров было большое количество.

Сначала войны на воздушную разведку была возложена важная задача. От воздушной разведки потребовались самые разные информацию о сопернике как для наземного, так и для авиационного руководства. Для ведения разведки привлекалась не только разведывательная, но и другие рода авиации.

До 25 процентов всех самолето-вылетов совершалось на разведку. Наряду с этим в горных районах из-за сложности метеорологических условий кроме того при помощи фотографирования обычно не получалось взять нужных сведений. В данной обстановке летчикам приходилось вести визуальную разведку с целью получения нужных сведений.

Как пример возможно привести полет на разведку гвардии лейтенанта Краснощекова. Не обращая внимания на сплошную облачность и позднее время, которая прикрывала вершины горных хребтов, летчик совершил полет под тучами на протяжении равнин по извилистой кривой и в сумерки вышел в район цели. Фотографировать объект было нельзя.

Исходя из этого летчик шепетильно произвел визуальную разведку, доставив руководству очень полезные сведения.

10 и 11 августа войска Забайкальского фронта, продолжая быстро продвигаться вглубь Маньчжурии, форсировали хребет Громадной Хинган и вышли в район Лубей. На правом крыле фронта советская и монгольская конница удачно продвигалась на Жахэ, Калган через пустынные районы Внутренней Монголии. трудности снабжения и Прошедшие дожди снижали темп наступления армий.

Помимо этого, в степных и полустепных районах продвижение армий задерживалось из-за нехватки воды.

Очень важные задачи по снабжению армий всем нужным в пустынных и полупустынных районах ложились на авиацию.

Советская транспортная авиация бесперебойно снабжала передовые части фронта всем нужным. В условиях бедной ориентирами местности, в непростых метеорологических условиях летчики транспортной авиации совершали по два-три многочасовых рейса в сутки.

офицеры и Солдаты сухопутных армий горячо благодарили летный состав транспортной авиации за стремительную доставку горючего, снарядов и воды. Офицер-танкист Болохов писал: «Благодарим вас, товарищи летчики, за помощь. Вы делаете дело огромной важности, подвозя нам горючее. От этого зависит скорейшее сокрушение армейского сопротивления японских армий.

Мы же ответим на вашу заботу об неспециализированном деле победы славными боевыми делами, выполним боевой приказ по-гвардейски».

В один момент авиация Забайкальского фронта действовала с целью срыва ЖД перевозок соперника. Бомбардировочная авиация днем и ночью наносила удары по ЖД станциям Цицикар, Солунь, Таонань и вторым. Бомбардирование производилось с высот 1000 — 1200 метров.

В следствии этих действий большое количество ЖД станций неприятеля было уничтожено, и перемещение по железным дорогам Западной Маньчжурии практически закончилось.

К 16 августа части Забайкальского фронта вышли в центральные районы Маньчжурии, на подступы к городам Чанчунь и Мукден.

Стремительное советское наступление не дало сопернику возможности уничтожить аэродромную сеть на территории Маньчжурии. На захваченные у соперника аэропорты прибывали работники авиационного тыла, каковые скоро восстанавливали аэродромные сооружения, организовывали обеспечение и посадку полетов отечественных самолетов. Не обращая внимания на это, в некоторых случаях аэропортов не хватало, а строительство новых в горнолесистой местности было затруднено.

Исходя из этого кое-какие отечественные авиационные части вынуждены были базироваться на громадном удалении от наступавших армий. Поэтому летному составу было нужно выполнять полеты на предельный радиус действия. Громадное значение имели наряду с этим верный выбор режима полетов, правильное самолетовождение, грамотная эксплуатация двигателей.

Войска 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов во время с 10 по 16 августа вели напряженные битвы в местности и сложных условиях погоды. Применяя для обороны созданные заблаговременно упрочнения и горные высоты, соперник пробовал задержать продвижение частей Советской Армии.

В полосе 1-го Дальневосточного фронта разгорелись бои не на жизнь а насмерть за большой опорный пункт — город Муданьцзян. Советские летчики оказывали громадную помощь наземным армиям. Не обращая внимания на непростые метеорологические условия, многочисленные группы штурмовиков и бомбардировщиков наносили действенные удары по неприятелю.

11 августа группой самолетов Пе-2 с высоты 2000 метров был нанесен первый бомбардировочный удар по ЖД станции Муданьцзян. На исполнение этого задания вылетели две группы самолетов Пе-2. На маршруте обе группы встретили целую облачность с высотой нижней кромки 100 метров.

Ведущий одной группы не показал достаточной настойчивости в исполнении задания и возвратился на собственный аэропорт. Ведущий второй группы, полковник Плотников, поступил по-второму. Он учел климатические изюминки района военных действий.

Низкая целая облачность на маршруте разъяснялась выносом с моря по равнине реки Суйфун холодных воздушных весов. Дальше на север от моря возможно было ожидать лучших метеорологических условий. Полковник Плотников решил обойти облачность немного севернее и пробиться к цели.

Это ему удалось, и он с группой в 26 самолетов вышел к цели и произвел меткое бомбометание. Настойчивость, хорошее знание и разумная инициатива климатических изюминок района полета разрешили полковнику Плотникову с честью выполнить поставленную задачу.

Не обращая внимания на непростые метеорологические условия, деятельно действовали в районе Муданьцзян и штурмовики. Так, к примеру, для атаки армий соперника в этом районе вылетела группа из 18 самолетов Ил-2, ведомая капитаном Сухановым. По всему маршруту было нужно лететь за тучами.

Не обращая внимания на это, несколько совершенно верно вышла на цель. Пробив облака, штурмовики нанесли меткий удар по неприятелю.

14 августа был забран город Муданьцзян, а 16 августа, отразив атаки японцев в районе Муданьцзян и Нингута, соединения Советской Армии продолжали скоро продвигаться в центр Маньчжурии.

Войска 2-го Дальневосточного фронта встретили сопротивление недалеко от города Фуцзинь. Соперник укрепился в казармах армейского города южнее Фуцзинь, задерживая предстоящее наступление отечественных частей. Летный начальник, пребывавший в армиях, позвал в район цели по радио группу штурмовиков под руководством майора Каденко.

В населенном пункте с однообразными строениями очень тяжело было выяснить местонахождение цели. Ведущий связался с радиостанцией наведения и попросил разрывами артиллерийских снарядов совершенно верно указать цель. По разрывам снарядов и командам офицера наведения штурмовики нашли цель и нанесли меткие удары, подавив опорные пункты неприятеля.

После этого в наступление перешла пехота и скоро очистила армейский город от соперника.

Успешному финалу этого боя во многом помогало четкое и постоянное сотрудничество авиации с наземными армиями.

К 16 августа было сломлено сопротивление неприятеля на всем фронте. Только отдельные разобщенные гарнизоны еще продолжали борьбу. Японское руководство еще с 14 августа начало пытаться вывезти материальные ценности и свои войска из Маньчжурии через порты Кореи.

Но стремительное наступление наземных армий и активные действия отечественной авиации по ЖД коммуникациям Кореи и Маньчжурии, по кораблям и портам в Японском море не дали сопернику осуществить данный план.

Отечественная авиация наносила постоянные удары по военно-морским базам, его кораблям и портам противника в море. Лишь в порту Расин были потоплены эскадренный миноносец, 3 танкерй, 13 транспортеров и практически уничтожены портовые сооружений.

Деятельно действовала и отечественная военно-морская авиация. Небольшими группами (по 2 — 4 самолета) она наносила удары по транспортам и кораблям соперника в море. Пользуясь данными самолетов-разведчиков, непрерывно замечавших за перемещением транспортов и кораблей, торпедоносцы удачно уничтожали вражеские суда.

Тогда как войска СССР вели битвы по разгрому Квантунской армии в Маньчжурии, отечественные моряки совместно с сухопутными армиями и ВВС проводили операции по освобождению Курильских островов и южного Сахалина.

11 августа соединения Советской Армии при помощи авиации перешли в наступление на Сахалине. Бомбардировщики непрерывно наносили удары по опорным пунктам, долгосрочным скоплениям и оборонительным сооружениям вражеских армий. 16 августа был прорван Хараметогский укрепленный район.

В тот же сутки по окончании авиационной подготовки на побережье Южного Сахалина высадился десант морской пехоты. За этим в тылу неприятеля было высажено еще пара десантов. К 28 августа Южный Сахалин был полностью очищен от неприятеля.

На острова Курильского архипелага войска СССР начали высадку 18 августа. Перед началом высадки отечественная авиация бомбардировала огневые точки соперника недалеко от предстоящего десантирования. Поддерживая действия морских десантов, летчики наносили действенные удары по военно-морским базам соперника. 20 августа главные силы японских армий на Курильских островах были вынуждены сдаться.

1 сентября коммунистический красный флаг развевался на всех островах Курильской гряды.

Так, уже к 16 — 18 августа Квантунская армия, включавшая в свой состав лучшие армии, была разгромлена и в будущем не представляла собой организованной военной силы. 17 августа японский император заявил по радио о капитуляции Японии.

Сейчас нужно было как возможно стремительнее разоружить сдавшиеся части, подавить отдельные оставшиеся очаги сопротивления и не разрешить противнику вывезти либо стереть с лица земли материальные сокровища. Исполнение этих задач было возложено на десантные армии.

Десантирование осуществлялось с транспортных самолетов. 18 августа началась высадка воздушных десантов в городе Харбин. 19 — 20 августа советские самолеты приземлялись на аэропортах Гирина, Чанчуня, Мукдена, а после этого и во многих вторых больших городах Северной Кореи и Маньчжурии.

Транспортная авиация в те дни действовала с большим напряжением. Ее экипажам приходилось летать над мало известными районами, днем и ночью, обычно в непростых метеорологических условиях, выполнять посадки на незнакомых аэропортах ограниченных размеров. Советские летчики удачно решили и; эти задачи.

19 августа летчик Четвертаков и навигатор Иванов получили приказ высадить воздушный десант в городе Гирин. По всему маршруту была целая облачность толщиной до 2500 метров. Сначала экипаж вел самолет за тучами, вне видимости почвы. С повышением высоты верхней кромки туч он должен был пробить облачность вниз и лететь под тучами на высоте .100 метров. Навигатор совершенно верно вывел самолет к городу Гирин. Посадочная площадка в Гирине была небольшой — 450 метров в длину и 40 метров в ширину.

Не обращая внимания на это, майор Четвертаков мастерски посадил самолет. Задание было выполнено совершенно верно в указанный срок.

К 23 августа высадка воздушных десантов, разоружение противника и приём капитуляции были по большей части закончены. Отечественные армии разоружили и забрали в плен около 600 тысяч японских солдат и офицеров, на аэропортах было захвачено более чем 600 самолетов.

В честь данной победы 23 августа 1945 г. столица нашей страны Москва салютовала доблестным солдатам-дальневосточникам 24 залпами из 324 орудий. В приказе Главнокому был отмечен последовательность авиационных частей и соединений, отличившихся в битвах.

С разгромом Квантунской армии империалистическая Япония утратила главное ядро собственных сухопутных армий. Она утратила главные военно-промышленные и продуктовые базы — Корею и Маньчжурию, и южный Сахалин и Курильские острова. 2 сентября 1945 г. японское правительство было вынуждено подписать акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Так, сокрушительные удары Советских Армии имели важное значение в деле разгрома империалистической Японии.

Солидный вклад в это дело внесли и советские ВВС. Советская авиация, завоевав господство в воздухе, обеспечила свободу действий отечественным армиям. Ударами по укрепленным резервам и районам соперника, по его ЖД и водным коммуникациям, транспортировкой боеприпасов и горючего она оказала огромную помощь отечественным флоту и сухопутным войскам в стремительнейшем разгроме неприятеля.

В проводимых операциях советская авиация действовала массированно. Тесное сотрудничество авиации с сухопутными армиями и ВМФ явилось одним из ключевых принципов ее боевого применения.

Нужно, но, подчернуть, что в действиях авиации были и кое-какие недочёты. Отдельные офицеры механически переносили опыт войны против фашистской Германии в условиях Дальнего Востока, не всегда полно учитывали изюминке обстановки. Так, к примеру, в отдельных случаях отечественные бомбардировщики не учитывали ограниченность ПВО соперника и наносили удары со средних либо кроме того громадных высот, чем снижали меткость бомбометания.

Штурмовики недалеко от цели время от времени использовали шаблонную тактику: атака с левым разворотом с постоянной для всех случаев высоты. Кое-какие экипажи не были достаточно подготовлены к военным действиям в усложненных условиях. Имелись случаи утраты ориентировки в безориентирной местности.

Не все летчики умели летать в непростых метеорологических условиях и на предельный радиус действия.

Но указанные недочёты нисколько не снижают сокровище опыта, купленного советскими ВВС в битвах против империалистической Японии. Данный опыт не утратил собственного значения и Сейчас.

В послевоенные годы американские фальсификаторы истории пробуют убедить мировое публичное вывод в том, что якобы не Советские Вооруженные Силы, а американские войска и Англии решили финал войны с Японией. Наряду с этим они очень преувеличивают значение сбрасывания американскими ВВС ядерных бомб на города Хиросима и Нагасаки. Но эти города не имели армейских объектов.

Помимо этого, финал войны к тому времени уже был предрешен вступлением в войну СССР, и не было военной целесообразности в применении для того чтобы оружия массового уничтожения, каким есть ядерная бомба.

Неопровержимые факты показывают, что только сокрушающие по собственной силе удары Советской Армии обеспечили победу над империалистической Японией.

В ознаменование одержанной победы Указом Президиума ВС СССР была создана медаль «За победу над Японией». Эта медаль увековечила подвиги советских людей в битвах против японских империалистов.

В следствии данной победы был ликвидирован очаг агрессии на Дальнем Востоке. Победой над империалистической Японией закончилась вторая мировая война.

Источник: Майор В. МЯГКОВ «Советская авиация в разгроме империалистической Японии» — «Вестник воздушного флота» № 6, 1954 г.

Война СССР против Японии 1 серия — Разгром Квантунской армии

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: