Про индейцев. предисловие

      Комментарии к записи Про индейцев. предисловие отключены

Еще одна занимательная статья из жж коллеги Харитонова.

Какими они были, индейские цивилизации доколумбовой Америки – инки, ацтеки, майя? Если вы зададите данный вопрос своим привычным, многие ответят – "ожесточёнными", имея в виду массовые человеческие жертвоприношения у этих народов. На втором месте точно будут характеристики "древние" и "таинственные" – но с этим позже, а до тех пор пока разберемся с жестокостью.

Про индейцев. предисловие

Вправду, в странах как Южной, так и Центральной Америки до прихода европейцев жертвоприношения были обширно распространенным явлением. Особенно на этом поприще (инки и майя были поскромнее) отличились ацтеки – их хроники обрисовывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84 400 пленников за четыре дня.

Число это вызывает кое-какие сомнения: неясно, как и где городское население в 120 000 человек смогло наловить, разместить и удержать от бунта такое число пленников, а основное, как Ауицотль умудрился, как утверждается, принести их в жертву собственноручно – в случае если кроме того вычислять, что он не прерывался на сон, еду и пописать, то, дабы принести в жертву такое количество народу в течение четырех дней, он должен был убивать по человеку каждые четыре секунды, и не просто так как ножом тыкать, а каждого вскрыть, дотянуться сердце и предложить его Солнцу. Многие историки уверены в том, что настоящее количество жертв на том празднике не имело возможности быть больше трех тысяч, а в хронике количество смертей завышено в агитационных целях.

Возведение главного храма – феноменальное событие, что же касается повседневной судьбе, то миссионеры-францисканцы детально обрисовывали (постфактум, очевидно) жертвоприношения, каковые у ацтеков совершались на восемнадцати религиозных праздниках в течение года. Каждому всевышнему требовался определенный тип жертвы: молодую девушку раз в год убивали для Шилонен, болезненных мальчиков жертвовали Тлалоку, говорящих на науатле пленников – Уицилопочтли, а ацтека-добровольца – Тескатлипоке.

В целом получалось где-то от 300 до 600 жертв в год, но неспециализированного согласия по поводу настоящих цифр нет: Кортес, прибыв в Теночтитлан, запретил языческие обряды, исходя из этого сами испанцы вживую этих жертвоприношений не видели. Сохранились их изображения в настенных росписях и камне и ритуальные предметы, употреблявшиеся в обрядах, и они, как и археологические свидетельства, не подтверждают проведения когда-либо праздничных дней с десятками тысяч жертв.

Для сравнения – в наибольших за всю историю древнеримских гладиаторских битвах, устроенных в 107 году Траяном и длившихся 123 дня, на арене сражалось около 10 000 человек, а за 55 лет до этого в разовой наумахии на Фуцинском озере, по словам Тацита, принимали участие 19 000 гладиаторов.

Наряду с этим направляться учесть, что в случае если для индейцев праздничные дни с жертвоприношениями были прежде всего необходимостью – человеческие душа-сердце и душа-кровь, согласно их точке зрения, были необходимы чтобы мир не упал – то для римлян периода империи бои гладиаторов были, скорее, массовым развлечением; да и раньше, будучи в куда большей степени религиозным действом – также жертвоприношениями! – преследовали более меркантильные цели: не сохранить мир от разрушения, а насытить души предков. Жертвы сами колбасили друг друга.

Но вот так как какая вещь – прародительницу современной Западной цивилизации, Древнеримскую, никто не именует ожесточённой. Римляне "цивилизованные", "просвещенные", "добропорядочные", на худой конец "рабовладельцы" либо – периода упадка – "развращенные роскошью", но не "мрачные" и не "кровавые".

Христианская цивилизация, нужно сообщить, неподалеку ушла: Константин, само собой разумеется, запретил бои гладиаторов, но не столько из человеколюбия, сколько как языческое действо – связь между поминками и ними ни при каких обстоятельствах не забывалась, официально они до конца именовались "mumus" ("обязанность", долг живых по отношению к погибшим). В отношении же, скажем, жестокости казней преступников (и применения их в качестве народного развлечения) ничего не изменилось.

В случае если же говорить о культовых убийствах у христиан, то в Испании лишь при Торквемаде – с 1481 по 1498 год – и лишь инквизицией, другими словами по той же, грубо говоря, причине, что и у ацтеков с римлянами – из религиозных (официально) мыслей – было сожжено на костре около 8800 человек и около 6500 чучел либо портретов тех, кто не был казнен, бежав либо не дожив до конца следствия (сожгли бы и этих, да не срослось). Наряду с этим инквизицию в Кастилии народ обожал, а Торквемада до конца жизни пользовался уважением и всеобщим почётом.

Цифры, само собой разумеется, поскромнее, чем в примерах с Ауицотлем и Траяном (но повнушительнее, чем статистика ацтекских будней), но я тут не планирую составлять топ-30 самых страшных цивилизаций и утверждать, что конкистадоры были бoльшими либо меньшими зверюгами, чем завоеванные ими индейцы. И те, и другие были отнюдь не мармеладными феями, но ж – я к чему это всё – знание об кошмарах испанской инквизиции не отвлекает нас от сюжета, в то время, когда мы в пятый раз наблюдаем "Собаку на сене". А хотя определить о римском достижениях и праве древнеримской архитектуры, мы читаем как раз о римском достижениях и праве оной архитектуры, а не о законах-старой-мрачном-зодчестве и жестокой-империи-отражающем-нравы-любителей-кровавой-потехи.

У нас же обращение отправится об инках

источник: http://haritonoff.livejournal.com/141817.html

Вестерн — Винтовки апачей ⁄ Фильмы про индейцев ⁄

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: