Под ленинградом и новгородом

      Комментарии к записи Под ленинградом и новгородом отключены

Смелая борьба за Ленинград, длившаяся в течение двух с половиной лет, является неразрывную составную часть неспециализированной борьбы советского народа и его армии против фашистских захватчиков.

Славной борьбой защитников Ленинграда всегда руководили ЦК Компартии и Советское правительство. Разгром фашистских армий под Ленинградом был совершён по неспециализированному стратегическому замыслу Советского Главнокомандования.

Полагая Ленинград одним из наиболее значимых стратегических пунктов, гитлеровцы в течение долгого времени предпринимали яростные попытки захватить данный большой политический, промышленный и культурный центр нашей страны.

1944 год — год великих побед Советской Армии — начался разгромом фашистских армий под Новгородом и Ленинградом.

В итоге данной победы была решена задача огромной исторической важности: город Ленина был полностью высвобожден от вражеской блокады. Фашистские армии были изгнаны из Ленинградской области и отброшены в Прибалтику.

Операция по разгрому гитлеровцев под Ленинградом проводилась силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии 2-го Прибалтийского фронта и при активном участии партизанских отрядов и Балтийского флота, боровшихся в тылу неприятеля.

Громадную роль в борьбе за Ленинград на всех ее этапах сыграла отечественная советская авиация.

Воспитанные в духе преданности и безграничной любви Коммунистической партии и социалистической Родине, советские летчики в битвах за Ленинград проявляли храбрость, героизм, презрение к смертной казни. В небе Ленинграда в первый раз в дни ВОВ был применен воздушный таран. 28 июня 1941 г. юный летчик Петр Харитонов стёр с лица земли фашистский бомбардировщик, отрубив лопастями винта собственного самолета высоты и рули направления вражеской автомобили.

Примеру П. Харитонова последовали советские летчики, защищавшие Ленинград, С. Здоровцев, С. Титовка, В. Воронцов, Г. Лобов, А. Севастьянов и многие другие. Окончательно вошли в историю бессмертные подвиги летчиков И. Тёмных, С. Косинова, Н. Губина, совершивших подобно капитану Н. Ф. Гастелло огненный таран, давших собственные жизни для победы над ненавистным неприятелем. Напряженные воздушные битвы, полеты в очень непростых метеорологических условиях, снабжение авиачастей в весьма тяжёлых условиях блокады всем нужным для боя — таковы будни авиаторов под Ленинградом.

Серьёзные задачи делала отечественная авиация во время блокады. Истребители закрывали войска и Ленинград от налетов авиации соперника, бомбардировщики и штурмовики, тесно взаимодействуя с наземными армиями, помогали им в отражении бессчётных и яростных атак соперника, поддерживали отечественные войска в битвах за улучшение собственных позиций.

Громадная ответственность была возложена на летчиков по прикрытию с воздуха ледовой автострады — единственной коммуникации на Ладоге. Нацисты стянули к озеру и нацелили на срыв перевозок громадные силы бомбардировщиков и истребителей. Отечественные летчики-истребители четко воображали себе, что означает для осажденного Ленинграда дорога через Ладожское озеро, и мужественно защищали ее.

не меньше важную задачу делали истребители, сопровождая транспортные самолеты, доставлявшие жизненно нужные грузы для населения города и увозившие обратным рейсом детей, дам, стариков и не легко раненых солдат Советской Армии.

Еще в начале 1943 г., в то время, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов начали наступать, авиация, не обращая внимания на непростые метеорологические условия, оказала им значительную помощь.

Прорвав долгосрочную укрепленную полосу соперника, войска этих фронтов, преодолевая сопротивление гитлеровцев, продвигались вперед и 18 января встретились в глубине обороны соперника на застывшем болоте между Невой и Синявиным. Петля блокады, 16 месяцев душившая Ленинград, была разрублена. В узкой полосе прорыва в короткие сроки была проложена железная дорога.

Ленинград взял электричество, в городе начали работату предприятия, улучшилось населения и снабжение войск.

Победы Советской Армий на всех фронтах в 1943 г. создали благоприятные условия для перехода в решительное наступление Ленинградского и Волховского фронтов с целью полного освобождения Ленинграда от изгнания и вражеской блокады фашистских захватчиков из Ленинградской области.

В середине января 1944 г. по приказу Главнокомандования войска Ленинградского фронта при содействии моряков Балтфлота перешли в решительное наступление. Оно началось с двух направлений: из района Ораниенбаума и с Пулковских высот. За маленькое время войска прорвали очень сильно укрепленную долгосрочную оборону соперника, окружили и разгромили петергофско-стрельнинскую группировку, вышли в тыл мгинской группировки и начали развивать наступление на Нарву и Лугу.

Войска Волховского фронта, начавшие наступление кроме этого 14 января, разгромили новгородскую группировку соперника, высвободили Новгород и стали наступать в сторону Луги, на пути отхода ленинградской группировки соперника.

Темпы наступательной операции усиливались замечательными ударами отечественной авиации.

Задача авиации заключалась в первую очередь в том, дабы оказать помощь наземным армиям в прорыве обороны соперника. Оборонительная полоса гитлеровцев под Ленинградом складывалась из эшелонированной в глубину сети бессчётных дотов, дзотов, узлов сопротивления, созданных в населенных пунктах, и дальнобойных орудий, обстреливавших Ленинград.

От авиации требовалось только правильное поражение объектов неприятеля, четкая организация сотрудничества по времени и месту удара с пехотой, танками и артиллерией. Летчики заблаговременно подготовились к грядущим решительным битвам.

Авиационные разведчики сфотографировали всю фашистскую оборону — площадь в пара тысяч квадратных километров, вскрыли десятки подлинных и фальшивых упрочнений неприятеля, распознали главные дороги, по которым велась подброска его армий.

Авиационные штабы вместе с общевойсковыми штабами, в интересах которых предстояло функционировать бомбардировщикам и штурмовикам, всесторонне разрабатывали вопросы сотрудничества.

Были созданы таблицы сотрудничества, установлены нужные радиосигналы, методы целеуказания стрельбой из танков, условные символы для связи самолетов с танками.

Начальники упорно учили летный состав, получали детального изучения цели по дешифрированным снимкам каждым летчиком, навигатором, воздушным стрелком.

Долговременный прогноз был отрицательным для авиации, исходя из этого начальники готовили экипажи к полетам в непростых метеорологических условиях. В тренировочных полетах активно использовались средства радионавигации.

Первый же сутки военных действий продемонстрировал, что авиационные начальники не зря так шепетильно подготавливались сами и готовили собственных летчиков к грядущим битвам.

Погода очевидно не помогала действиям авиации. Но, не обращая внимания на это, авиация непрерывно поддерживала наземные армии.

Над полем боя все время пребывали бомбардировщиков и группы штурмовиков, каковые правильными ударами уничтожали артиллерийские и минометные позиции, штурмовали вражеские армии в траншеях.

Летчики-штурмовики, не обращая внимания на низкую облачность и сильный зенитный пламя соперника, делали по пять-шесть заходов на цель. Экипажи бомбардировщиков, лишенные возможности наносить удары с пикирования, бомбили живую силу и технику неприятеля с высоты 300, а время от времени и 100 — 150 метров.

Так, к примеру, в первоначальный сутки наступления несколько бомбардировщиков под руководством офицера Кузьменко нанесла удар по опорному пункту гитлеровцев, очень сильно прикрытому зенитной артиллерией. Налет бомбардировщиков на таковой объект в условиях низкой облачности был весьма тяжёлым делом. Кузьменко совместно со штурманами и своими лётчиками шепетильно подготовился к полету. Был выбран наиболее заход и выгодный маршрут полёта на цель, продуман противозенитный маневр, отход от цели и т. д.

При подходе к цели, в то время, когда самолеты вышли из туч, гитлеровцы открыли сильный зенитный пламя. Дабы спутать расчеты вражеских зенитчиков, Кузьменко, передавая по радио команды своим ведомым, искусно маневрировал по направлению и высоте в один момент. Бомбы были скинуты с высоты 300 метров совершенно верно по цели и позвали на опорном пункте неприятеля пожары и взрывы.

В то время, когда в прорыв были введены танки, летчики-штурмовики сопровождали их, уничтожая и подавляя танки противника и противотанковую артиллерию.

Громадную роль наряду с этим сыграли авианаводчики, каковые, имея при себе радиостанцию, помогали отыскивать цели. При подлете самолетов к полю боя они по радио показывали штурмовикам цели, каковые нужно стереть с лица земли прежде всего, и помогали отыскивать их.

Под ленинградом и новгородомНесколько штурмовиков под руководством офицера А. Еремина сопровождала танки, непрерывно поддерживая сообщение с авианаводчиком. Авианаводчик по радио сказал Еремину, где находится соперник. Танкисты нацеливали летчиков трассами и ракетами выстрелов.

Еремин, разобравшись в наземной обстановке, осознал, что залегший в лощине вражеский батальон пехоты изготовился к атаке при помощи танков и артиллерии и что удар штурмовиков нужно нанести как раз по этим армиям. Он принял верное ответ: снизившись до 100 метров, с первого захода атаковал танки.

Один танк загорелся, два были подбиты. После этого, перестроив собственную группу в круг, Еремин начал делать один заход за вторым, уничтожая пехоту и артиллерию. За четыре захода летчики подавили пламя одной противотанковой и одной минометной батарей и стёрли с лица земли до взвода пехоты, всецело рассеяв фашистский батальон.

Подготовившаяся соперником атака была сорванной благодаря своевременным и тактически грамотным действиям штурмовиков.

Авиация умело взаимодействовала с армиями, штурмовавшими Красное Село. Долгосрочные упрочнения нацистов, преграждавшие путь к центру города, разрушались отечественными штурмовиками. Группы штурмовиков под командой Г. Мыльникова, П. Голодняка, А. Кизима, Г. Паршина и др. поддерживали войска, штурмовавшие город, совершенно верно делая их заявки, передаваемые по радио.

Особенно прекрасно штурмовики взаимодействовали с танками и артиллерией.

героизм и Высокое мастерство показали отечественные летчики в борьбе за Гатчину, перевоплощённую немцами в крепость с развитой совокупностью долгосрочных оборонительных сооружений.

Погода была очевидно нелетная, но авиация одиночными самолётами и мелкими группами непрерывно поддерживала войска в течение всего штурма, подавляя огневые точки соперника.

В ночь на 26 янтаря Гатчина была полностью очищена от гитлеровцев. Неприятель начал откатываться в западном направлении на Кингисепп, в южном — на Лугу. В итоге двенадцатидневных напряженных боев отечественные армии прорвали и преодолели на всем фронте очень сильно укрепленную, глубоко эшелонированную оборону неприятеля.

Соперник был отброшен на 65 — 100 километров, а блокада всецело снята и Ленинград избавлен от безжалостных артиллерийских обстрелов.

Началось преследование соперника. Перед авиацией поднялась задача — уничтожать отходящие армии соперника, не допускать подхода его резервов, помогать отечественным подвижным группам в развитии успеха на направлении главного удара. Заметно улучшившаяся погода разрешила применять авиацию большими группами. Авиационные начальники срочно организовали преследование отступающего соперника.

Под ударами советской авиации гитлеровцы побросали большое количество орудий, автомашин с военными и вооружением материалами.

В один момент советские летчики громили доходившие резервы неприятеля, стремившегося остановить отечественное наступление.

6 февраля разведчик рассказал о перемещении громадной колонны вражеских танков, автомашин и подвод по дороге от Струги Красные на Ляды. Сразу же для нанесения ударов по колонне вылетели две группы отечественных бомбардировщиков под командой офицеров Моисеенко и Кузьменко. Авиационные начальники умело организовали действия собственных групп. Советские летчики при первом же вылете остановили колонну, а в последующих вылетах всецело разгромили ее.

в течении нескольких километров дорога была завалена разбитыми автомобилями, обгоревшими танками, подводами, трупами лошадей и солдат.

Разгромленная авиацией колонна армий предназначалась гитлеровским руководством для нанесения удара во фланг одной из группировок отечественных армий.

Истребительная авиация на этом этапе боев не разрешала бомбардировщикам неприятеля наносить удары по отечественным наступающим армиям. Летчики-истребители самоотверженно сражались с неприятелем, снабжая успех действий собственных наземных армий. Три летчика-истребителяпод руководством офицером В. Серовым, вступили в бой с 38 истребителями и бомбардировщиками неприятеля. Только слаженные действия летчиков обеспечили успех.

Действуя неожиданно и решительно, Серов захватил инициативу боя в собственные руки. Он совместно со собственными ведомыми расстроил боевые порядки вражеских самолетов, сорвав их удар по отечественным армиям. В этом бою с особенной силой проявились превосходные качества советских летчиков, самоотверженно защищавших жизнь начальника в сражении.

Осколком боеприпаса перебило руку летчику Шутову — ведомому Серова, но мужественный летчик не покинул собственного начальника: пилотируя самолет одной рукой, он закрывал ведущего до конца боя.

С 9 по 12 февраля авиация удачно поддерживала отечественные войска, штурмовавшие упрочнения соперника на реке Луга. Удары штурмовиков и бомбардировщиков прекрасно дополняли разрушительный артиллерийский огонь. Особенно правильные удары наносили группы штурмовиков под руководством Макарова и Корчагина.

Расчеты гитлеровцев остановить стремительное наступление отечественных армий на рубеже реки Луга кроме этого провалились.

В первых числах Марта, применяя своевременную паузу, создавшуюся на фронте, гитлеровцы предприняли последовательность яростных атак при помощи громадных сил авиации. В воздухе завязались бои не на жизнь а насмерть. В них снова проявились красивые организаторские свойства советских начальников, героизм и высокое мастерство отечественных летчиков, хорошие качества новых советских боевых автомобилей.

5 марта на перехват бомбардировщиков соперника вылетели сначала четыре отечественных истребителя. Встретив фашистских бомбардировщиков на дальних подступах к переднему краю, советские истребители врезались в середину их строя, расчленили его и открыли дружный пламя по неприятелю. Сейчас в бой вступила еще четверка советских истребителей.

В первой же атаке летчики сбили пять вражеских самолетов. После этого, отсекая пути отхода бомбардировщикам, не давая им возможности перестроиться и замкнуть свои ряды, отечественные истребители расстреливали остальные самолеты. В последующих атаках они сбили еще пять бомбардировщиков.

Так, в следствии храбрых, решительных атак отечественных истребителей из 20 вражеских бомбардировщиков 10 были стёрты с лица земли.

В борьбе с вражеской авиацией принимали участие кроме этого бомбардировщики и штурмовики.

Как действенными были налеты отечественной авиации на аэропорты соперника, возможно делать выводы по следующему примеру.

Разведкой было обнаружено, что на одном из вражеских аэропортов находится около 50 самолетов. Отечественные бомбардировщики под руководством офицеров Клочко, Анискина, Кузьменко и штурмовики под руководством офицера Макерова организовали комбинированный налет, из-за которого они стёрли с лица земли 17 самолетов на земле и 5 в воздухе.

Одновременно с этим группы гвардейцев бомбардировщиков, ведомые Столбняковым и Тузовым, произвели налет на другой аэропорт. Погода была только сложной. Пробиваясь через облака, бомбардировщики с уверенностью шли к цели.

Экипажи совершенно верно вышли на цель. Бомбы были скинуты на стоянки самолетов. Гвардейцы сфотографировали аэропорт по окончании удара, и снимок наглядно продемонстрировал итог их боевого мастерства: 22 германских самолета превратились в обгоревшие обломки.

Все отечественные самолеты благополучно возвратились на собственный аэропорт.

Успешные боевые действия советской авиации под Ленинградом были следствием тщательной подготовки каждого летчика, навигатора, стрелка-радиста к грядущей операции. Авиационные начальники сами показали самоотверженность и героизм и умело организовали действия собственных подчиненных. Громадное значение имело то, что авиационные начальники умело согласовали действия разных родов авиации при совместных налетах.

Успех военных действий советской авиации в битвах за Ленинград был обеспечен целеустремленной работой начальников, политорганов, комсомольских организаций и партийных авиачастей.

Партийные организации помогали начальникам воспитывать у советских авиаторов стойкость, храбрость, героизм. Они воспитывали летчиков, навигаторов, стрелков-радистов, техников, мотористов в духе неприязни к фашистским захватчикам, в преданности и духе любви Отчизне, (Компартии и Советскому правительству.

Партийные организации мобилизовали комсомольцев и коммунистов на хорошее исполнение боевых распоряжений начальников. комсомольцы и Коммунисты всегда были примером для всех солдат в борьбе с неприятелем.

Партийные собрания, совещания партийных рабочих групп по приему в партию довольно часто проходили на аэропортах под плоскостями самолетов, и часто только что принятый в партию летчик по тревоге поднимался в атмосферу и боевым делом отвечал на высокое доверие партии.

Политработники, комсомольские организации и партийные проводили громадную работу во время наступательных боев. Они организовывали заседания партактива, на которых ставили вопрос об авангардной роли коммунистов в сражении, проводили комсомольские собрания и партийные, беседы, доклады со всем личным составом о боевых традициях части, на которых бывалые летчики делились своим опытом с молодыми.

Политработниками была совершена огромная работа по популяризации опыта лучших летчиков, навигаторов, стрелков-радистов, техников. Подвиги храбрецов воодушевляли всех летчиков.

Коммунисты Ленинграда оказывали повседневную помощь авиации и вдохновляли летчиков на боевые подвиги.

Источник: Полковник Н. КАЗАРИН. Под Новгородом и Ленинградом — «Вестник воздушного флота» № 3, 1952 г.

Победа под Ленинградом и Новгородом

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Над берлином

    в течении всей ВОВ советская авиация вместе с сухопутными армиями и ВМФ наносила сокрушительные удары по неприятелю. Советская авиация завоевала…

  • В боях за правобережную украину

    В то время, в то время, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов заканчивали разгром гитлеровцев под Ленинградом, войска Украинских фронтов в…

  • Советские лётчики в боях за днепр

    Разгромив фашистские армии в битве под Курском в июне 1943 г., Советская Армия развернула замечательное летнее наступление на огромном фронте от…

  • Подвиги советских лётчиков в боях за москву

    В декабре 1941 г. отечественные войска в тяжелых битвах разгромили фашистских захватчиков на подступах к столице нашей страны Москве. Это был период, в…

  • За господство в воздухе

    Не обращая внимания на то, что вместо стратегической наступательной операции всех трех европейских фронтов России (Северного, Западного и Юго-Западного)…

  • Григорий кравченко. от китая, халхин-гола до синявинских высот

    Григорий Кравченко появился 12.10.1912 года в селе Голубовка Новомосковского района Днепропетровской области, в многодетной крестьянской семье. Украинец….