Операция «пенициллин»

      Комментарии к записи Операция «пенициллин» отключены

Разведчики «Моссада» вычисляют операцию «Пенициллин» одной из самых успешных в истории израильских разведслужб и не меньше значимой, чем, к примеру, освобождение заложников в аэропорту Энтеббе либо похищение нацистского преступника Адольфа Эйхмана. Результатом данной операции стал угон во второй половине 60-ых годов двадцатого века новейшего советского истребителя МиГ-21, состоявшего на вооружении иракских ВВС.

МиГ-21 – гроза западных ВВС

В начале 50-х годов советское ОКБ Гуревича и Микояна создало новый реактивный истребитель – МиГ-21. Стремительный и манёвренный, он имел возможность стать важным соперником боевым самолётам, находившимся на вооружении у потенциальных неприятелей СССР. Эффективность МиГ-21 была убедительно доказана на протяжении войны во Вьетнаме, где он удачно сражался с американскими истребителями F-4 Phantom II.

В первой половине 60-ых годов XX века СССР начал поставлять «миги» арабским государствам, каковые вели подготовку к громадной войне с Израилем. К 1963 году МиГ-21 уже стоял на вооружении ВВС Сирии, Египта и Ирака. В начале 60-х годов израильские армейские эксперты поняли опасность этого истребителя и заключили , что для успеха в будущей войне Израилю нужен угон одного из его экземпляров.

возможности и Конструкцию МиГ-21 израильтяне собирались изучить в лабораториях и на протяжении экспериментальных полётов, что разрешило бы выработать тактику ведения воздушных битв против сирийских, иракских и египетских ВВС. Создатель и командующий ВВС Израиля Дан Толковский сказал: «Фундаментальной принцип ведения войны: дабы победить, необходимо знать оружие, которым вести войну соперник».

Начиная рассказ об угоне МиГ-21, стоит сделать серьёзное замечание – многие эти, касающиеся подготовки к операции и её реализации, разнятся в зависимости от источника. С отличием в один-два дня указаны даты многих событий, по-различному разъясняется мотивация участников операции и описываются трудности, появившиеся на протяжении её проведения.

Это связано с тем, что большинство информации до тех пор пока находится под грифом «секретно», а рассекреченные эти до сих пор не размещены в виде официального релиза. Более того, в публикациях, посвящённых данной операции, приводятся два различных её заглавия. Русскоязычные авторы значительно чаще применяют наименование «Пенициллин», в Израиле же операция взяла имя «Яалом» (ивр. – «алмаз»).

Провальные попытки

Первые попытки угона МиГ-21 были предприняты израильтянами в 1963–1964 годах. Для исполнения данной задачи израильские разведслужбы завербовали капитана египетских ВВС Махмуда Аббаса Хильми. Лётчик пребывал в оппозиции к египетским влияниям по причине того, что получил приказ бомбить мирное население Йемена на протяжении гражданской войны, разгоревшейся в этом государстве по окончании революции 1962 года. За угон истребителя израильтяне внесли предложение Хильми политическое убежище и один миллион долларов.

Но операция закончилась неудачей – по неточности Хильми угнал ветхий учебно-тренировочный истребитель Як-11. Правильных информации о причине этого провала нет, но существует версия, что лётчик угнал самолёт перед тем, как взял полные руководства от израильских разведслужб. В следствии египтянин не взял миллиона американских долларов, но ему было предоставлено убежище и маленькое финансовое пособие.

Операция «пенициллин»
Израильские эксперты осматривают самолёт Як-11, угнанный Махмудом Хильми
Источник: shaon.livejournal.com

Вторая попытка угона МиГ-21 из Египта случилась в начале 1965 года. Информацию о ней кроме этого расходятся. По одной версии, израильтяне нашли лётчика, что дал согласие угнать самолёт, подготовили замысел угона, но в последний момент лётчик по непонятным обстоятельствам отказался от его реализации.

По второй версии, лётчики-оппозиционеры по большому счету не захотели иметь дело с Израилем.

«Моссад» спешит взять МиГ

В апреле 1965 года командующий ВВС Израиля генерал Эзер Вейцман обратился к директору «Моссад» Меиру Амиту с настоятельной просьбой всё-таки заполучить МиГ-21. Война с коалицией арабских государств была прейдет скоро, и израильтянам было жизненно принципиально важно ознакомиться с чертями нового самолёта и отработать тактику боя против него.

Проанализировав опыт прошлых неудач, эксперты «Моссада» заключили , что следует сделать ставку на немусульманина. Одвременно с этим в израильское консульство во Франции обратился иракский иудей Иосиф Максур (по второй версии – Иосиф Шамаш). Он был одним из немногих иудеев, оставшихся в Ираке по окончании создания страны Израиль и массовой эвакуации иудейского населения из арабских государств.

Иосиф трудился слугой в доме христиан-ассирийцев по фамилии Редфа и был очень глубокоуважаемым человеком из-за собственной природной смекалки. в один раз на протяжении бытовой ссоры один из Редфа допустил антисемитское высказывание в адрес собственного иудейского слуги. Иосифу было шестьдесят лет, и он имел весьма смутное представление о том, кто такие иудеи и что такое иудаизм.

Но затем случая он начал больше интересоваться своим происхождением, стал патриотом Израиля, вышел на сообщение с израильскими разведслужбами и внес предложение им собственные услуги. Ветхому слуге было как мы знаем, что один из участников семьи Редфа – Мунир – пилотировал МиГ-21 и желал покинуть Ирак, поскольку в стране начались преследования христиан. Данной информацией Иосиф и поделился с израильскими разведслужбами.

Скоро «Моссад» начал переговоры о том, как будет совершена какие гарантии и операция возьмёт семья Редфа. Обращение шла о переезде в Израиль целого клана и выплате огромной компенсации, поскольку семья имела в Ираке много недвижимости. В итоге стороны сошлись на сумме в 500 тысяч фунтов. Половину данной суммы должен был взять дядя Мунира, выехав на лечение в Швейцарию. Иракское правительство доверяло ему, и отъезд не вызывал бы подозрений.

В переписке «Моссада» и Мунира Редфа самолёт фигурировал под кодовым словом «Пенициллин».

Дабы Редфа не сомневался в намерениях израильской стороны, его на пара дней тайно вывезли на Святую Почву. 24 января 1966 года в сопровождении представителей израильских разведслужб он прибыл на авиабазу «Хацор», где встретился с главой воздушного отдела Генштаба ЦАХАЛ Мордехаем Ходом, и начальником «Моссада» Меиром Амитом.

Пилоту поведали, каким путём направляться лететь из Ирака в Израиль, дабы не быть запеленгованным иракскими и иорданскими радарами, а он, со своей стороны, заверил израильтян в том, что ему удастся добиться перевода на ту военную базу, где стоят самолёты МиГ-21. На следующий сутки Редфа был загримирован и для конспирации переправлен в Европу под чужими документами, а оттуда возвратился в Ирак.

Начало операции

Данные о собственной деятельности Редфа передавал посредством почтовых открыток. 17 февраля 1966 года он сказал израильтянам:

«У нас всё в порядке. Не так долго осталось ждать заберу пенициллин. Привет новым приятелям. До скорой встречи»

Через два месяца от него пришла новая информация:

«Мне удалось перевестись из военного госпиталя, где я нахожусь, во внутреннее отделение. Перевод случится в июне. Тогда же, по всей видимости, перешлю вам пенициллин»

17 июля он отправил последнее сообщение перед угоном:

«Переведён во внутреннее отделение. Прохожу курс терапии пенициллином. Не так долго осталось ждать привезу его вам. В первых числах Августа моя супруга с братом и детьми выезжает за границу»

Клан Редфа частично выехал за границу под разными преданиями, а оставшиеся были эвакуированы израильскими ВВС из гор Курдистана, куда семья ушла под предлогом пикника. Эвакуация состоялась сразу же по окончании того, как израильтянам стало ясно, что самолёт угнан.

Самолёт летит в Израиль

14 (по другим сведеньям – 13) августа 1966 года состоялся тренировочный полёт, на протяжении которого Мунир Редфа должен был угнать самолёт. Но с первой попытки сделать это не удалось. Пилот поднял машину в атмосферу, создавал полёт по заданному курсу и уже планировал быстро поменять направление перемещения, как внезапно началось задымление кабины (загорелась проводка), и Редфа был должен возвратиться на базу.

Следующий полёт состоялся 15 (по другим сведеньям – 16) августа. В этом случае всё прошло удачно. Лётчик поменял заданный курс, отключил радио, из которого раздавались распоряжения возвратиться назад, и направил самолёт в сторону иорданской границы, ведя его зигзагообразным курсом, проложенным «Моссадом».

Приближаясь к границе Израиля и Иордании, Редфа заметил два израильских истребителя, летевших ему навстречу. Самолёты обменялись условными сигналами, и МиГ-21 в сопровождении израильтян направился на армейский аэропорт в пустыне Негев.

Расхождение в датах проведения операции позвано тем, что точно известна только дата появления «мига» в воздушном пространстве Израиля – 16 августа. Говоря же о событиях, каковые предшествовали этому, участники операции применяли размытые формулировки «незадолго до» и «за день до этого», что дало исследователям пара вариантов при определении даты операции.

Израильские пилоты совершили три дня до вылета в состоянии боеготовности, но, кроме того встав в небо, не знали о том, какую задачу им предстоит выполнить. Кроме того ведущий звена полковник Ран Ронен не был извещен о том, какое значение для Израиля имеет его вылет. Через пара секунд по окончании того, как самолёты собрали высоту, диспетчер дал им приказ лечь на курс 90 градусов, что вёл в Иорданию.

Ронен попросил подтверждения, и диспетчер повторил приказ: «Курс 90, предельная скорость. На перехват». Позднее Ран Ронен вспоминал:

«Имеется в иврите такое слово лемивгаш. Свидетельствует «на перехват». Это указывает, что имеется какая-то цель, которую вам поручено перехватить и стереть с лица земли»

Не зная, что их ожидает в первых рядах, Ронен скомандовал ведомому: «Включай!», имея в виду, что направляться привести в ракеты готовность и боевую пушку. После этого в наушниках раздался голос, что пилоты никак не ожидали услышать. К Ронену обратился сам командующий ВВС генерал Мордехай Движение: «Ран, через пара мин. ты заметишь кое-что, что сбивать запрещено. Смотри за направлением на 11 часов»

Ран Ронен вспоминал:

«Я сообщил генералу: «Вас осознал!» И через некое время заметил на горизонте тёмную точку. Эта тёмная точка начала уходить влево, пока не была от меня на 90 градусов. Я заметил силуэт самолёта. Это было поразительно! Это было что-то неосуществимое!

Это была легко мечта! Это было что-то невообразимое!»

К восхищению Ронена, ставшего первым израильтянином, что заметил суперсовременный МиГ-21, примешивался ужас перед непредсказуемым поведением пилота, пребывавшего за его штурвалом:

«Я сообщил ведомому, дабы он шёл за ним на расстоянии 150 метров, держал его в прицеле, и дабы всё оружие было готово. Я поразмыслил, что пилот МиГа возможно камикадзе, и всё это умная ловушка. Я не производил рычаг управления и ручку управления двигателем из рук на случай, если он постарается оторваться, в случае если что-то предпримет. Я летел мало выше, весьма близко… метров десять… меньше… И тогда он меня увидел. Я кивнул ему головой – он ответил.

Тогда я поднял левую руку – он ответил и на данный жест. Тогда я продемонстрировал ему символами, дабы он следовал за мной. Он кивнул в знак согласия, и я его повёл»

Самолёт Ронена шёл рядом с «мигом», а его ведомый держал угнанную машину в прицеле , пока самолёты не совершили посадку в Израиле.

Самолёт, угнанный Муниром Редфа, в музее ВВС Израиля
Источник: wikipedia.org

В Израиле Мунира Редфа встретили как храбреца. Его семья взяла убежище, солидную сумму денег, а он сам, согласно данным, приведённым в статье «The Jewel in the Crown», получил работу лётчиком в одну из нефтедобывающих компаний на Синае. Через некое время клан Редфа уехал в Западную Европу, поскольку не смог прижиться в иудейском стране.

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века Мунир Редфа погиб от сердечного приступа.

Слева – Мунир Редфа в 60-е годы. Справа – он же перед смертью
Источник: 4law.co.il
ЦАХАЛ изучает самолёт соперника

Израильские ВВС сумели полностью воспользоваться угоном новейшего самолёта. Благодаря нескольким полётам на угнанном «миге» лётчики ЦАХАЛ имели возможность прогнозировать поведение соперника в воздухе. Данни Шапира, ведущий израильский лётчик-испытатель тех лет, приводит таковой эпизод:

«Один лётчик мне заявил, что час назад в Негеве сел МиГ-21, и высказал предположение, что я не так долго осталось ждать сяду за штурвал этого самолёта. Я поразмыслил, что это шутка и сообщил: «Хватит трещать!» Но на следующее утро меня позвал Мордехай Движение. Он посмотрел на меня, улыбнулся и сообщил: «Слушай, Данни, ты будешь первым в мире западным пилотом, что полетит на МиГе-21. Я ответил: «Что ж, здорово!»

Шапира осмотрел самолёт и взял инструктаж от Мунира Редфа. Затем все арабские надписи на приборной доске были переведены на иврит и английский язык , а уже через пара дней лётчик поднял МиГ-21 в небо над Средиземным морем. Позднее Шапира вспоминал: «Ничего не было сложного. Скороподъёмность хорошая.

Данный самолёт был минимум на 900 либо кроме того 1000 килограммов легче, чем «Мираж».

Данни Шапира с угнанным «мигом»
Источник: shaon.livejournal.com

Ознакомившись с новинкой, Шапира начал принимать участие в учебных битвах против лучших израильских пилотов:

«У нас была программа: потренировать пилотов, взглянуть, как маневрирует МиГ-21, и осознать, что обязан делать «Мираж», дабы оставаться на хвосте у МиГа и сбить его»

Прекрасно отзываются о специалисты-21 и Миг по истории ВВС. В частности, историк и писатель Лон Нордин даёт ему следующую оценку:

«Нужно заявить, что русские обучились делать весьма экономичные самолёты – они кроме того не применяли клепку впотай. Другими словами, поверхности не были идеально ровными, а кое-какие швы были совсем неотёсанными. Но какая отличие, в случае если самолёт может выдать двойную скорость звука?

Данный МиГ был действен, стремителен, владел хорошей манёвренностью. А если он в сражении живёт не больше двух дней – пускай будет дешевле!»

Кроме преимуществ нового «мига», израильтяне определили и о том, что на малой высоте и больших скоростях его управляющие поверхности действуют медлительно и неэффективно. Главным же недочётом самолёта являлся весьма нехороший обзор задней полусферы. «В случае если зайдёте позади, мало ниже (в ста пятидесяти метрах под МиГом), то он вас не увидит, – резюмировал Данни Шапира по окончании учебных полётов, – В случае если подмечаете, что МиГ начинает делать маленькие повороты то влево, то вправо, это значит, что он вас высматривает, он вас не видит, но пробует заметить. Когда он начинает поворачивать – подлетайте и стреляйте в него».

В первый раз услугой Мунира Редфа и трудами Данни Шапира израильтяне воспользовались 7 апреля 1967 года. По окончании того как сирийская армия обстреляла иудейские поселения, в атмосферу были подняты две эскадрильи истребителей Dassault Mirage III, каковые вступили в бой с сирийскими «мигами» и сбили шесть из них, не понеся наряду с этим утрат. Ошеломлённые сирийские лётчики докладывали, что израильтяне действовали так, словно бы знали обо всех тактико-технических чертях этих самолётов.

Но главным результатом угона иракского «мига» стали успешные действия ВВС Израиля на протяжении Шестидневной войны, в то время, когда израильские пилоты сбили шестьдесят самолётов соперника, утратив только двенадцать собственных. Так, полковник Гиора Эвен-Эпштейн одержал семнадцать воздушных побед и стал одним из самые результативных асов в истории реактивной авиации.

Перечень источников:

  1. Ian Black, Benny Morris. «Israel’s Secret Wars: A History of Israel’s Intelligence Services»
  2. Yael ЖД, Lior не сильный, Nikolai Avrutov. «The Jewel in the Crown» (iaf.org.il)
  3. Константин Капитонов, «Как угнали МиГ-21» (vestnik.com)
  4. Вячеслав Федоров, «Операция «Пенициллин» (Угон МиГ-21)» (airwar.ru)
  5. «Born to Fly – The story of Test pilot Danny Shapira» (документальный фильм)

Операция «Пенициллин»

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • 10 Фактов об операции «приливная волна»

    Во время второй мировой ответственным причиной, повлиявшим на окончание войны в Европе, стали регулярные бомбардировки громадными силами стратегически…

  • Мифы мидуэя: отвлекающая «операция al»

    Занимательная статья из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. С Алеутской операцией, одним из следствий которой стал тот захваченный «Зеро»,…

  • Испанская грусть

    Обращение отправится о лётчиках-испанцах, на протяжении ВОВ сражавшихся в истребительных авиачастях советских ВВС и ПВО территории страны. Правильнее – о…

  • Пятеро смелых

    Среди представительниц совсем не женской профессии отечественные героини занимают хорошее место. Итак, пять самых известных разведчиц СССР. Будущее…

  • Цвета военного неба: прибалтийское наследство

    Страны Прибалтики получили собственную государственность в следствии Октябрьской революции и поражения России в Первой мировой. На протяжении Гражданской…

  • Цвета военного неба: «мессершмитты» против «мессершмиттов»

    В апреле 1941 года в небе над Белградом сошлись в сражении «мессершмитты» двух армий, отличавшиеся только опознавательными знаками и окраской. В чём…