Крылатая противокорабельная ракета кс-1 «комета».

      Комментарии к записи Крылатая противокорабельная ракета кс-1 «комета». отключены

Разработчик: ОКБ-155
Страна: СССР
Серийный выпуск: 1952 г.
Принятие на вооружение: 1954 г.

8 сентября 1947 году вышло Распоряжение Совета Министров СССР № 3140-1028 о проведении НИОКР, на протяжении которых предполагалось создать противокорабельные самолёты-боеприпасы с дальностью стрельбы 100 км. В качестве носителя этого оружия предполагалось применять бомбардировщик Ту-4. Специально для работы над управляемыми ракетами было создано Особое бюро № 1 (СБ-1, с 1950 года — КБ-1), директором которого был назначен П.Н.Куксенко, а главным инженером — Серго Берия.

Проектирование планера было поручено ОКБ-155, которым руководил А.И.Микоян. Конкретно проектированием ракеты занимался М.И.Гуревич, за базу была принята Миг и схема-300 (самолёта-9) с двигателями РД-20. Во второй половине 40-ых годов XX века этом КБ была открыта «тематика Б».

С истребителей МиГ-9 снималось оружие, устанавливалась совокупность наведения для КС-1 и вторая аппаратура. Управляемые лётчиками-испытателями, они имитировали полёт ракеты по окончании сброса с самолёта-носителя. Исходя из этого неудивительно, что, в то время, когда 3 ноября 1949 года ОКБ-155 предъявило новый эскизный проект самолёта-боеприпаса, он был весьма похож на уменьшенную копию более совершенного истребителя И-310 (МиГ-15).

Главным отличием самолёта-боеприпаса от истребителя было крыло малой площади с большим для того времени углом стреловидности — 57,5°. По расчету дальность пуска получалась 200 км при массе 2000 кг, но на протяжении предстоящего проектирования летные характеристики боеприпаса ухудшились, а вес возрос. Было нужно поменять компоновку носовой части и применить более замечательный двигатель РД-500.

Носителем был выбран дальний бомбардировщик Ту-4 с РЛС «Комета К-1» (К-1) и двумя держателями БД-КС.

С целью постройки умелой серии самолетов-снарядов и проведения их доводки в ходе опробований в первой половине 50-ых годов XX века при заводе № 1 союзного подчинения в поселке Иваньково Калининской области (сейчас — г. Дубна) был организован филиал № 2 ОКБ-155 (ОКБ2-155). заместителем Главного и Руководителем филиала конструктора ОКБ-155 был назначен Я.И.Березняк. До этого завод № 1 употреблялся как база для КБ по реактивным самолетам германских конструкторов Бааде и Рессинга.

Предприятие имело хорошую производственную базу, но с отъездом германских экспертов испытывало проблемы с кадрами, каковые усугублялись удаленностью от Москвы и отсутствием в поселке бытовых удобств. Помимо этого, на заводе в плачевном состоянии пребывала работа контроля качества, отсутствовала нормативная документация, не было представителей военной приемки.

Все это стало обстоятельством того, что задел агрегатов по первым сериям изделия «КС» был очень некачественным — в некоторых местах отсутствовали предусмотренные чертежом заклепочные швы, наблюдались «хлопуны», а по причине того, что антикоррозионное покрытие на одноразовых самолетах-боеприпасах считалось необязательным многие подробности скоро поржавели. Были кроме того найдены смещения стыковых узлов на 10-20 мм от теоретических осей, что делало сборку изделия из таких агрегатов легко неосуществимой.

Во исправление сложившегося положения начиная с 1952 года управление завода во главе с его директором С.И.Белиловским совершена огромная работа. Она включала как технологические, так и организационные мероприятия. К примеру, выделение участка магниевого литья в отдельное подразделение (до того он входил в участок алюминиевых сплавов) разрешило быстро снизить загрязняемость отливок побочными веществами и обеспечить стабильность их особенностей.

В первой половине 50-ых годов XX века была создана Центральная заводская лаборатория, обеспечившая проведение строжайшего входного контроля материалов.

Для отработки совокупности управления с участием ЛИИ-1 и КБ были созданы летающие лаборатории на базе самолетов Ли-2 и МиГ-9 и четыре самолета-аналога «К» (К-1, К-2, К-3 и К-4). Первый полёт пилотируемого прототипа «К» был выполнен 4 января 1951 года (лётчик-испытатель — Амет-хан Султан). Первый сброс прототипа из-под носителя Ту-4К прошёл в мае 1951 года.

По окончании проведения 150 пилотируемых полётов в мае 1952 года были начаты беспилотные пуски КС-1 с борта Ту-4К. На начальной стадии полёта бортовая совокупность управления ракеты удерживала её в луча станции наведения (с учётом показаний барометрического высотомера). В большинстве случаев высота полёта составляла 400 м над поверхностью воды, а скорость 1060-1200 км/ч.

При подлёте к цели на расстояние 10-20 км бортовой радиолокатор ракеты К-2 захватывал отражённый от цели луч станции наведения К-1, по окончании чего управление «Кометы» переходило в режим самонаведения.

Первый пуск самолета-боеприпаса с наведением был неудачен, но совокупность удалось довести, и в том же году по окончании успешного завершения СГИ начался серийный выпуск нового оружия. За создание совокупности «Комета» коллектив ОКБ-155 был отмечен Сталинской премией. 21 ноября 1952 года был совершён последний испытательный пуск на морском полигоне недалеко от Феодосии.

В качестве мишени был использован крейсер «Красный Кавказ», что по окончании попадания в него «Кометы» переломился пополам и затонул.

Серийный выпуск самолетов-снарядов КС-1 был развернут на заводе № 1 в Иваньково. Второго июня 1953 года завод взял № 256 и был переподчинен МАП, 2 мая 1958 года пос. Иваньково включен в состав Столичной области, а 13 декабря 1960 года объединен с городом Дубна.

Все это повысило привлекательность этого места работы для прибывавших молодых экспертов — выпускников авиационных институтов, и обеспечить кадрами расширяющееся производство.

Серийные изделия КС-1 оснащались двигателями РД-500К. Это были простые «самолетные» ТРД РД-500, прошедшие капитальный ремонт по окончании того, как их назначенный ресурс был израсходован. Но по мере наращивания выпуска на боеприпасы начали ставить новые двигатели РД-500К, отличавшиеся от самолетной модификации применением по возможности более недорогих материалов.

В июне 1953 года в составе ВВС Черноморского Флота в Крыму на аэропорте «Гвардейское» была организована учебная эскадрилья № 27. Первый пуск строевым экипажем был выполнен уже в декабре 1953 года по цели — транспорту «Курск». А в осеннюю пору 1955 года на базе 27-й эскадрильи был создан 124-й ТБАП ДЦ (позднее — МТАП ДД), в составе которого было 12 Ту-4КС, 8 Ту-4 и вторая техника. После этого перевооружился на ракетоносцы 5-й МТАП ЧФ. В сумме в эти части поступило около 30 носителей Ту-4К.

Первоначально два боеприпаса КС-1 подвешивались на балочные держатели БД-КС под крыльями бомбардировщика Ту-4К, оснащённого бортовой РЛС К-1М «Кобальт-M». РЛС носителя обнаруживала цель и переходила в режим автосопровождения. При подлёте к цели на удалении до 90 километров и скорости не более 360 км/ч производился пуск ракеты. Ракета просаживалась вниз, в один момент разгоняясь и уходя вперёд, попадая в радиолуч наведения на цель.

Сам самолёт-носитель уменьшал собственную скорость до 320 км/ч и вёл подсветку цели до её поражения. ГСН ракеты захватывала сигнал на расстоянии 20-30 км от цели, и ракета переводилась на самонаведение.

В первой половине 50-ых годов XX века совокупность ракетного оружия «Комета-М» была принята на вооружение Авиации ВМФ СССР. 124-й ТБАП стал учебным, в нем же велись войсковые опробования совокупности и создавались тактические приемы. В этом ходе принимали участие самолеты-аналоги «К». Часть из них была доработана в первой половине 50-ых годов XX века в вариант КСК (колесное шасси заменили лыжей с древесным покрытием), а с двух демонтировали кабины и применяли для обучения предпусковым операциям.

Помимо этого, поступили самолеты-дублеры «Кометы» МиГ-17 (СДК), на которых отрабатывалось наведение.

С августа 1954 года проводились опробования ракеты в комплексе с Ту-16КС в качестве носителя. В 1955 году данный комплекс был принят на вооружение.

ТТХ:

Протяженность, мм: 8290
Размах крыла, мм: 4722
Высота, мм: 2400
Диаметр корпуса, мм: 1400
Стреловидность крыла по передней кромке — 57,5°
Масса, кг: 2735
Масса БЧ, кг: 1015
Масса горючего, кг: 264
Скорость, км/ч: 1050-1100
Скорость посадочная (пилотируемый прототип), км/ч: 420
Дальность действия, км:
— 70-90 (при пуске с высоты 4000 м)
— 140-160 (модернизированный вариант)
Высота пуска, м:
— до 5000 (КС-1)
— до 10000 (модернизированный вариант)
Пробег (пилотируемый прототип), м: 4000
Масса боевой части, кг: до 600
Тип БЧ: простая фугасная, взрывчатое вещество — тротил.
Двигатель: 1 х ТРД РД-500К
Горючее: керосин ТС, Т-1
Самолет-носитель: Ту-4К, Ту-16КС.

Крылатая противокорабельная ракета кс-1 «комета».

Схема наведения ракеты КС-1 «Комета» на цель.

Ракета КС-1 перед установкой под Ту-16КС.

Ракета КС-1 перед установкой под Ту-16КС.

Ракета КС-1 «Комета» под крылом Ту-16КС.

КС-1 под крылом Ту-16КС. Музей ВВС Индонезии.

РЛС совокупности наведения ракеты КС-1.

Летающая лаборатория МиГ-9Л.

Пилотируемый прототип ракеты КС-1 — «К» под крылом Ту-4К.

Пилотируемый прототип КС-1.

«Комета». Аванпроекты 1948 г. Схема.

КС-1 «Комета». Компоновочная схема.

Проекции прототипа «К» и крылатой ракеты КС-1.

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
С.Холод, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
Крылья Отчизны. №№ 6; 7; 8 за 1991 г. В.Казьмин. «Комета» практически не видна.
Крылья Отчизны. № 10 за 1995 г. Н.Якубович. А «Комета» взошла в зенит.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «КС-1 КОМЕТА».

"Циркон" — гиперзвуковая крылатая ракета 3м22. Характеристики.

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Истребитель миг-13 (и-250).

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1945 г. Фактически со времен изобретения аэроплана между авиаконструкторами развернулась…

  • Тяжелый истребитель пе-2и.

    Разработчик: ОКБ Петлякова Страна: СССР Первый полет: 1941 г. В последних числах Августа 1941 года столичный завод № 22 по собственной инициативе…

  • Бесхвостая «комета»: взгляд победителей

    Ме-163 стал одним из самых необыкновенных самолётов не только во Второй мировой войны, но и в истории авиации по большому счету. На середину 40-х годов…

  • Первый блин — комета

    Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Точно на реактивных…

  • Spike s-512. технические характеристики. фото.

    Spike S-512 – сверхзвуковой самолёт разрабатываемый для потребностей бизнес авиации американской авиастроительной корпорацией Aerion Corporation. Фото…

  • Jodel d18. технические характеристики. фото.

    Jodel D18 – ультралёгкий самолёт французского производства производимый авиастроительной компанией «Jodel» в 1974 года. Фото Jodel D18 Разработка…