Короткая война капитана карманова

      Комментарии к записи Короткая война капитана карманова отключены

Действия советских лётчиков в воздушных битвах над Молдавией 22 июня 1941 года неоднократно рассматривались в изучениях Михаила Тимина, размещённых на отечественном сайте. Настоящее избиение, учинённое 67-м истребительным авиаполком румынской авиации, успешные действия морских лётчиков 96-й истребительной эскадрильи над Измаилом, хороший отпор налётам люфтваффе на Бельцы, организованный 55-м истребительным авиаполком, смогут создать чувство, что действия ВВС Красной Армии в небе над Молдавией в первоначальный сутки войны были в целом успешными. Так ли это в действительности?

В собственной фундаментальной работе «штаб и Командование ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», заметившей свет во второй половине 70-ых годов XX века, бывший помощник главы оперативного отдела штаба ВВС КА М.Н. Кожевников так обрисовывал действия ВВС 9-й Армии ОдВО 22 июня 1941 года:

«На южном участке фронта за пара дней до войны руководство Одесского военного округа контролировало боевую готовность собственных авиации и войск. Авиационные части были перебазированы на полевые аэропорты, на которых самолеты были рассредоточены и замаскированы. Летный состав пребывал в повышенной боеготовности. Штаб ВВС армейского округа (начальник штаба генерал А.З.

Устинов) был переведён из Одессы в Тирасполь. Эти мероприятия разрешили удачно отразить воздушное наступление. Соперник вывел из строя шесть отечественных самолетов, а сам утратил 30…»

Подобные утверждения красной нитью прошли через большая часть отечественных публикаций, посвящённых началу войны. Наровне с рассказами про приведенные в боевую готовность ПВО и ВВС советского ВМФ, кроме этого якобы легко отразившие первый удар соперника, они со временем стали хрестоматийными. Но с той поры минуло четыре десятка лет, и сейчас исследователям стали дешёвы как фонды армейских архивов СССР, Румынии и Германии, так и публикации зарубежных авторов.

Применяя документы, попытаемся на новом уровне разобраться в событиях первого дня войны над северной Буковиной и Бессарабией, а конкретнее – над столицей советской Молдавии Кишинёвом.

Силы сторон

Соперник для действий на южном участке театра боевых действий сосредоточил большую авиационную группировку, представленную как частями люфтваффе, так и ВВС Румынии. Основную ударную силу составили соединения IV авиакорпуса 4-го Воздушного флота люфтваффе, в частности истребительная эскадра JG 77 (116 Bf 109E и Bf 109F) и бомбардировочная эскадра KG 27 (87 He 111P и He 111H). Помимо этого, для действий над морем в состав корпуса была включена бомбардировочная несколько II./KG 4 в составе 24 He 111P и He 111H, экипажи которой были подготовлены для постановки морских мин.

Короткая война капитана карманова
Истребитель Bf 109Е из эскадрильи 6./JG 77, лето 1941 года (рисунок Игоря Злобина).

Румынские королевские ВВС были представлены так называемым «Боевым авиационным соединением» (Gruparea Aeriana de Lupta – GAL) с весьма пёстрым составом. В его состав входили 1-я истребительная флотилия (36 Bf 109E, 27 He 112B и 31 IAR 80), и 1-я и 2-я бомбардировочные флотилии (27 He 111H, 22 S.79B, 15 PZL.37B, 18 P.63B, восемь MB.210 и девять IAR 37).

Пара забегая вперёд, напомним, что 22 июня 1941 года большая часть вылетов самолеты GAL выполнили для атак аэропорта 67-го ИАП в Болгарийке, а IV авиакорпус люфтваффе атаковал советские аэродромы в районе Черновцов и Бельцев. Для действий по аэропортам в районе Тирасполь – Кишинёв, где, как в полной мере совершенно верно полагала румынская разведка, были сосредоточены силы, эквивалентные истребительной авиадивизии, были выделены лучшие силы – 5-я бомбардировочная несколько на He 111H и 7-я истребительная несколько на Bf 109E.

На этом направлении главным соперником румын и немцев были 4-й и 55-й истребительные полки 20-й смешанной авиадивизии. 4-й ИАП был кадровой частью, организованной в апреле 1938 года в Белоруссии. За два месяца участия полка в советско-финской войне его лётчики выполнили 2590 боевых вылетов, по большей части на штурмовку наземных целей, утраты составили пять самолётов и одного лётчика.

После этого 4-й ИАП для принятие участия в «освободительном походе» в Бессарабию и Буковину перебазировался в ОдВО и обосновался на аэропорте Кишинёв.

В полете звено румынских «Хейнкелей» He 111, лето 1941 года.

Нередкая смена аэропортов не лучшим образом оказывала влияние на учебно-боевую подготовку, но потренироваться в стрельбе по воздушным мишеням лётчикам полка помогали их румынские «сотрудники». На протяжении вылетов 25–26 августа 1940 года на перехват румынских самолётов, нарушавших границу, лётчики 4-го вести войну заявили об уничтожении трёх из них.

Румынские источники подтверждают важные повреждения разведчика IAR 37, в котором насчитали 70 пробоин, и сбитый истребитель P.11A, пилот которого адъютант-стажёр Кароль Херка (Adj.Stg.av. Carol Herca) погиб. По советским данным, румынский истребитель был сбит звеном, которое вёл лейтенант В.Д.

Шум.

В начале 1941 года из полка убыло много умелых лётчиков и командиров, среди них и прошлый комполка майор Н.Ф. Демидов – его место занял бывший замкомандира 55-го ИАП майор В.Н. Орлов.

В апреле-мае 1941 года, взяв с завода 60 МиГ-3, персональный состав начал переучиваться на новейший истребитель. Процесс переучивания должен был завершиться к 20 июля, исходя из этого к первому дню войны на «МиГе» имели возможность летать не более 20 летчиков полка, наряду с этим они не выполнили ни одной воздушной стрельбы. Обстановку усугубляло то, что два десятка ветхих И-153 уже передали в 232-й ШАП, и если бы не оставшиеся 30 «Чаек» и восемь И-16, вступить в бой с агрессором имели возможность не более 15–20 человек.

Румынский бомбардировщик «Хейнкель» He 11 с бортовым №5 (рисунок Игоря Злобина).

Утром первого дня войны управление, 1-я, 3-я и 4-я эскадрильи пребывали за Днестром, на аэропорте Григориополь, где проходили летние лагерные сборы и производилось переучивание на МиГ-3, а в Кишиневе на главном аэропорте Ревака несла дежурство 2-я эскадрилья капитана А.Г. Карманова, большинство лётчиков которой уже вылетела на новейших самолётах. Умелый лётчик, ветеран советско-финской войны, капитан Афанасий Георгиевич Карманов руководил своим подразделением с 1938 года.

На протяжении войны с финнами он выполнил около 50 боевых вылетов, на протяжении одного из которых вывез с вражеской территории сбитого лейтенанта А.А. Морозова.

Немцы, которым было некогда, и румыны, которым было лень

Германские и румынские самолеты показались над советскими аэропортами в Молдавии в начале утра, приблизительно в 04:30–05:10 (тут и потом время столичное). Не обращая внимания на то, что части ВВС ОдВО подняли по тревоге около 03:00 и заблаговременно привели в боевую готовность, избежать утрат не удалось.

Пожалуй, самый заметный для руководства 9-й Армии налет совершили как раз румынские экипажи. Около 05:00 18 бомбардировщиков He 111 из 5-й бомбардировочной группы под прикрытием восьмёрки Bf 109E 57-й истребительной эскадрильи показались в небе над аэропортом Тирасполь. Самолёты базировавшегося тут 45-го СБАП ещё в мае перелетели на полевой аэропорт в Гросулово, исходя из этого от скинутых бомб в первую очередь пострадала инфраструктура. Начальник штаба 9-й Армии генерал М.В.

Захаров в мемуарах вспоминал, что взрывной волной от взлетевшего на воздушное пространство склада снарядов были выбиты стекла в строении, в котором размещался штаб армии.

Летчики 4 ИАП: комполка майор (на фото капитан) Владимир Николаевич Орлов, лейтенанты Виктор Владимир и Иванович Украинцев Иванович Захаров (на фото младший лейтенант).

Не обращая внимания на послевоенные представления о «самом боеготовом округе», румынские самолёты свободно преодолели более 100 километров от границы до Тирасполя и атаковали аэродром, рядом с которым был штаб армии, и лишь отсутствие в том месте самолетов разрешило избежать утрат. Не обращая внимания на такую наглую атаку, советские истребители в атмосферу не поднимались, и румынская несколько продолжила функционировать в максимально комфортных условиях, а истребители прикрытия попутно ещё и результативно проштурмовали аэропорт Бендеры. В соответствии с оперсводке штаба 9-й Армии, аэропорт подвергся атаке пары Bf 109, каковые сожгли один и повредили второй СБ 102-й корректировочной авиаэскадрильи.

Приблизительно одновременно с этим недалеко от Тирасполя показались германские самолёты. Экипажи трёх He 111 из II./KG 27, кроме этого пролетев над советской территорией 150 километров и найдя аэропорт Гросулово, высыпали 96 осколочных бомб SD-50 на стоящие на лётном поле СБ и Пе-2 45-го СБАП. В следствии было стёрто с лица земли два Пе-2, шесть СБ и два учебных УСБ, ещё два Пе-2 и два СБ взяли повреждения.

MиГ-3, захваченный румынской армией летом 1941 года.

К сожалению, полковая принадлежность самолета пока не выяснена.

Сделав задачу, немцы легли на обратный курс, а их румынские сотрудники продолжили делать вторую часть замысла. Преодолев ещё 60 километров, румынские «Хейнкели» отбомбились по ЖД станции в Кишинёве и аэропорту Яловены. Страно, но и над Кишиневом румынские самолеты не встретили никакого сопротивления – пламя вела только зенитная артиллерия.

В отсутствие воздушного соперника румынские истребители занялись наземными целями и объявили, что стёрли с лица земли на земле три советских самолёта и ещё столько же повредили. Из докладов начальника 57-й эскадрильи капитана Александру Манолиу (Cpt.av. Alexandru Manoliu) и лейтенанта Дана Скурту (Lt.av. Dan Scurtu) как мы знаем, что двухмоторные и трёхмоторные самолёты в светло-серой окраске были выстроены на аэропорте в одну линию.

Румынские заявки подтверждаются боевым донесения начальника базировавшейся в Яловенах 35-й КАЭ, которое показывает, что в 05:30 в следствии удара авиации соперника сгорел один У-2, а ещё пять СБ и два У-2 взяли повреждения и вышли из строя.

Лишь затем с расположенного в 10 км восточнее аэропорта Ревака запоздало встало дежурное звено 2-й эскадрильи 4-го ИАП. Уже на взлёте «МиГов» стало два – собственный самолёт разбил лейтенант В.И. Захаров, не смотря на то, что сам и не пострадал.

По всей видимости, это происшествие задержало взлёт двух вторых истребителей, и, в то время, когда в 05:40 над Яловенами показался МиГ-3 лейтенанта В.И. Украинцева, главная несколько румынских самолетов уже отбомбилась и ушла в сторону границы.

Румынские летчики из экипажа «Хейнкеля»-111, сумевшего утром 22 июня отбиться от советских истребителей.

Слева летчик лейтенант Георге Строич, справа навигатор младший лейтенант Георге Джеорджеску.

Но советскому пилоту повезло: он встретил одиночный «Хейнкель». Экипаж пилота лейтенанта Георге Строича (Lt.av. Gheorghe Stroici) и навигатора младшего лейтенанта Георге Джеорджеску (Slt.obs. Gheorghe Georgescu) из-за технических неприятностей вылетел значительно позднее главной группы.

Только в 05:35 бомбардировщик с бортовым №25 доковылял до Кишинёва и скинул бомбы на Яловены, по окончании чего его атаковал Украинцев. Но румыны не планировали сдаваться: «Хейнкель», не обращая внимания на шесть пуль, пробивших бензобак, благополучно ушёл, а отправившийся в повторную атаку «МиГ» сбили радист Георге Букур (Serg.rtg. Gheorghe Bucur) и стрелок Йоан Чуметти (Serg.mitr.

Ioan Ciumetti). Лейтенанту Украинцеву удалось спастись на парашюте. Совсем сломал первый боевой вылет полка лейтенант Савченко, поломавший МиГ-3 на посадке.

В следствии первых ударов вражеской авиации на кишиневско-тираспольском направлении ВВС 9-й Армии понесли ощутимый урон, утратив на земле и в воздухе 15 самолётов, ещё 12 автомобилей были повреждены. Советская сторона в лице начальников Кишиневского бригадного района ПВО полковника С.П. Аввакумова, 20-й САД генерала А.С. Осипенко, 4-го ИАП майора В.Н.

Орлова и 2-й эскадрильи того же полка капитана А.Г. Карманова показала себя далеко не лучшим образом. лётчики и Советские зенитчики не смогли обезопасисть Тирасполь, Бендеры, Гросулово и Яловены, причём, удар румын по целям в Тирасполе имел возможность по большому счету обезглавить штаб 9-й Армии в первые же 60 секунд войны.

Поквитаться с румынами удалось лишь один раз, в то время, когда в 07:15 начальник 4-го ИАП майор Орлов лично перехватил и сбил над Кишинёвом разведчик «Бленхейм» с бортовым №38 из 3-й разведывательно-бомбардировочной эскадрильи, целый экипаж которого погиб.

«Мессершмитт» Bf 109F-4 начальника эскадрильи 9./JG 77 обер-лейтенанта Курта Лассе.

Оценивая результаты действий румынских летчиков на Кишиневском направлении, направляться подчернуть, что разгромить советскую истребительную дивизию, не обращая внимания на очевидные удачи, им не удалось. Главные аэропорт базирования советских истребителей 55-го и 4-го ИАП Маяки и Григориополь атакам не подвергались, об их существовании румынская разведка, возможно, кроме того не подозревала.

Аэропорт Ревака румыны пропустили, поскольку, по всей видимости, отвлеклись на стоящие в линию на соседнем аэропорте Яловены прекрасно заметные издали серебристые СБ 35-й КАЭ. Самое необычное, что, не обращая внимания на очевидно отсутствие потерь и невыполненное задание, румынские ударные самолёты над районом Кишинёв – Тирасполь больше в первоначальный сутки войны так и не появились, и это, без сомнений, неотёсанный просчёт румынского руководства.

Однако, эффект от этих ударов был, и прежде всего это скованная большая часть группировки советских истребителей, которую руководство вынуждено было держать для прикрытия аэропортов от повторных ударов. Лётчики 4-го ИАП 22 июня выполнили 88 боевых вылетов, наряду с этим 70 из них – на прикрытие аэропортов базирования Гросулово и Ревака, и Кишинёва и Тирасполя. Практически, 4-й ИАП был исключён из борьбы за господство в воздухе и утюжил воздушное пространство около атакованных в начале утра целей.

О переменчивости армейского счастья

Утром второго дня войны немцы решили увеличить территорию собственных действий и оказать помощь румынским сотрудникам в подавлении советской истребительной авиации. Опасаясь важного противодействия, как и незадолго до, они действовали многочисленными группами истребителей – так, на атаку аэропортов в районе Кишинёва были отряжены 20 Bf 109E из II./JG 77.

В это утро самолеты 2-й эскадрильи 4-го ИАП систематично охраняли над городом: в 07:20 вылетали три МиГ-3, в 09:16 – семь МиГ-3, но в момент появления соперника советских истребителей в небе не было. В 11:05 к Кишинёву подошла первая несколько «Мессершмиттов», часть которых несла осколочные бомбы-мины SD-2.

Драматичные кадры воздушного боя: в нижней части снимка уходит по окончании успешной атаки «Мессершмитт», вверху с переворота в последнее пике уходит горящий И-153 либо И-15бис.

Германским лётчикам никто не мешал разбомбить 4-й ИАП, но, как и румыны, они стремительнее нашли аэропорт Яловены. Находившиеся на нем СБ 35-й КАЭ снова стали объектом яростных атак: по докладу начальника эскадрильи, в следствии 17-минутной штурмовки восьмёркой Ме-109 пулеметно-самолётными гранатами и «пушечным огнём» SD-2 были выведены из строя все сохранившиеся незадолго до СБ и У-2. Немцы достаточно объективно оценили собственные удачи в девять стёртых с лица земли самолётов.

Приблизительно в 11:30, в то время, когда немцы уже уходили, над Яловенами показалось запоздалое прикрытие в виде пяти МиГ-3, которых вёл капитан Карманов. Именно сейчас ко мне подошла германская «несколько добивания», "Наверное," выделенная для хорошего повторного удара, но сейчас вместо легкой победы немцев ожидал тяжелый бой с сильным соперником. Имея приблизительно равную с соперником численность, советские лётчики смогли завладеть инициативой и в маневренном воздушном бою обратили пилотов люфтваффе в бегство. Вот как данный бой обрисован в истории 4-го ИАП:

«Целый шум моторов смешался с треском пулемётных очередей. Всё перемешалось. Одна атака сменяется второй.

Особенно с уверенностью и бесстрашно нападал на неприятеля Карманов. Он, как метеор, кидался то в одну, то в другую сторону, умело сочетая неожиданный для неприятеля манёвр с огнём…»

В соответствии с оперативной сводке штаба 20-й САД от 22:00 23 июня, капитану Карманову в этом бою удалось сбить два Ме-109, каковые упали в районе Генешты, в 15 км юго-западнее города Яловены. В истории полка количество сбитых «Мессершмиттов» выросло до трёх, эта же информация показалась и в представлении капитана Карманова к званию Храбреца СССР. В соответствии с германским данным, в воздушном бою был сбит Bf 109E-7 W.Nr.4134 «Жёлтая 9» из эскадрильи 6./JG 77, пилот которого фельдфебель Ганс Илльнер (Fw.

Hans Illner) был ранен и попал в плен.

Разгадка несоответствия советских и германских документов кроется в вечерней разведсводке штаба 20 САД от 22:00 23 июня. В ней указано, что в 11:30 в воздушном бою сбит Ме-109, раненый пилот госпитализирован в Генешты. Потом приведено донесение поста ВНОС, в соответствии с которому в 1–2 км юго-западнее села Генешты найден сбитый Ме-109, пилот которого пленен и послан в Кишинев.

"Наверное," обращение оба раза идёт о «Мессершмитте» Ганса Илльнера, но в штабе 20-й САД донесения просуммировали и в оперсводку записали два лично сбитых Кармановым Ме-109.

Летчики-истребители 4-го ИАП, участники боев 23 июня 1941 года: капитан Афанасий Георгиевич Карманов, младший лейтенант Михаил Терентьевич Никитюк (на фото курсант), лейтенант Даниил Григорьевич Гераськин.

Но соперник не планировал уступать, и через пара часов в направлении Кишинева стартовали 16 новейших Bf 109F-4 из группы III./JG 77, "Наверное," имевшие задачей расчистку воздуха.

В 16:30 с аэропорта Ревака на перехват четвёрки Bf 109, которая, по данным постов ВНОС, показалась над Кишинёвом, были подняты четыре МиГ-3, а ещё девять И-153 были позваны с аэропорта Григориополь. Советские лётчики не подозревали о численном превосходстве неприятеля – по всей видимости, по данной причине, советская несколько распалась, и пилоты «Чаек» и «МиГов» не смогли прикрыть друг друга. Позднее это отметил в собственном разборе боевой работы частей начальник 20-й САД генерал Осипенко:

«Ведению боя лётный состав начальниками полков не научен и не проинструктирован, в следствии чего в сражении мы не добились обоюдной выручки, хитрости, использования и обмана противника в маскировке облаков и солнца для неожиданных атак, благодаря чему битвы ведутся с тяжелыми потерями для нас. Как пример – смерть капитана Карманова, что героически дрался и погиб лишь благодаря отсутствию помощи в сражении друг друга…»

Своевременная сводка весьма скупо обрисовывают данный бой. Известно только, что были сбиты один МиГ-3 и один И-153, погибли капитан А.Г. Карманов и младший лейтенант М.Т. Никитюк.

Еще один И-153 был не легко поврежден, а его пилот лейтенант Д.Г. Гераськин ранен в голову. Лётчику удалось выполнить вынужденную посадку недалеко от аэродрома Ревака, но наряду с этим он сломал ногу.

В какой момент был сбит и погиб капитан Карманов – к сожалению, не ясно.

Все три победы, в соответствии с изданию военных действий эскадры JG 77, в этом бою заявил начальник эскадрильи 9./JG 77 обер-лейтенант Курт Лассе (Oblt. Kurt Lasse). Германская несколько утрат не понесла, и бой советскими истребителями был конкретно проигран. Они действовали разрозненно, не сумели навязать сопернику собственную тактику и понесли большие потери.

В защиту лётчиков 4-го ИАП возможно заявить, что действенно противостоять численно превосходящим «Мессершмиттам» на И-153 было фактически нереально, и при аккуратном ведении истребителями люфтваффе боя тяжелые потери советской стороны были предопределены. Единичные случаи, в то время, когда советским истребителям получалось переломить финал боя в собственную пользу, были очень редкими.

Обер-лейтенант Курт Лассе в кабине собственного «Мессершмитта», лето 1941 года.

Подводя итоги, хочется подчернуть, что настоящие события не соответствовали оптимистичным отчётам 4-го ИАП об действенных действиях полка по прикрытию своих аэродромов и Кишинева. Да, фактически аэропорты базирования 4-го ИАП не пострадали, но 22–23 июня немцы и румыны бомбили и штурмовали аэропорты Тирасполь, Бендеры, Гросулово, Яловены фактически без противодействия с советской стороны. В следствии были стёрты с лица земли и повреждены около 30 советских самолетов, в воздухе были сбиты четыре истребителя полка, погибли два летчика, а утраты соперника составили два самолёта – разведчик «Бленхейм» и истребитель Bf 109E.

Утраты на земле у 4-го ИАП отсутствовали только вследствие того что аэропорты полка не были атакованы соперником. Чем это было обусловлено, – нехорошей разведкой, либо своевременными мерами, предпринятыми для маскировки аэропортов, – неизвестно; быть может, сыграли роль оба фактора. В первую очередь, возможно, стоит сказать об отсутствии настойчивости в достижении задач у руководства румынских ВВС.

Будь на месте пассивных румын части люфтваффе, всё имело возможность сложиться по-иному, и битвы 23 июня этому наглядное подтверждение.

Дело в том, что главной задачей IV авиакорпуса была помощь соседнего V авиакорпуса, что сражался с бессчётными ВВС Юго-Западного фронта, исходя из этого солидную часть вылетов 22 июня экипажи IV авиакорпуса наносили по советским аэропортам в районе Черновцов (вспомогательный удары на Бельцы. Тут уже в первые сутки войны им удалось с минимальными утратами разгромить советскую истребительную авиацию и заставить советские части эвакуироваться с этих авиабаз.

Черновицкое и могилёв-подольское направление оставалось главной территорией военных действий IV авиакорпуса корпуса и в будущем, исходя из этого главными соперниками ВВС 9-й Армии ещё продолжительное время оставались значительно менее страшные румыны. Из-за очень неудачных действий последних в районе Болгарийки советские части понесли маленькие утраты, и к вечеру второго дня войны командующий ВВС 9-й армии генерал Ф.Г.

Мичугин располагал достаточными силами как на аэропортах за Днестром, так и недалеко от Одессы. Фактически, главная масса ВВС 9-й Армии еще кроме того не вступила в бой, а большая часть советских летчиков не видели в воздухе ни одного самолёта соперника.

«Мессершмитт» Bf 109F-4 начальника эскадрильи 9./JG 77 обер-лейтенанта Курта Лассе (рисунок Владимира Камского).

Руководство ВВС 9-й Армии в целом адекватно реагировало на действия соперника и осознавало, что жизненно нужно вести борьбу за господство в воздухе. Уже 23 июня соединения и части взяли активные задачи, среди них и на действия по аэропортам за Днестром и Прутом. Но нанести значимый урон румынским и германским частям советские экипажи не смогли – прекрасно, что и утраты в этих вылетах были минимальными.

А руководство германского IV авиакорпуса, продолжая по мере сил поддерживать румынские ВВС, уже вечером 23 июня и утром 24 июня маленькими группами 3–5 He 111 из I./KG 27 атаковало аэродромы 21-й САД недалеко от Одессы, где немцам на аэропортах Кулевча и Спартаковка удалось стереть с лица земли и повредить 11 Пе-2, три СБ и пять И-153.

Так, второй сутки войны ознаменовался военными действиями на встречных направлениях. Обе стороны атаковали аэродромы, переправы, порты, ЖД станции, скопления армий. В большинстве случаев, частям IV авиакорпуса люфтваффе, владевшим важным боевым опытом, имевшим красивую летно-тактическую подготовку и технику, в каждом отдельном эпизоде получалось наносить советской стороне значительно более большие потери.

ВВС 9-й Армии несказанно повезло, что лавина атак IV авиакорпуса пронеслась фактически мимо, что потом и разрешило историкам и советским военачальникам заявить о высокой степени готовности и действенном отражении первых ударов. Весьма жаль, что наряду с этим героизм лётчиков отдельных подразделений и частей, оказавших агрессору хорошее сопротивление, не был по преимуществу оценён. На этом фоне отрадно, что, хотя бы героизм и мужество капитана Афанасия Карманова были отмечены званием Храбреца СССР, которое было присвоено лётчику посмертно 27 апреля 1942 года.

Курт Лассе ненадолго пережил собственного соперника. Считается, что 8 октября 1941 года на протяжении воздушного боя в Крыму его Bf 109F-4 столкнулся с самолётом ведомого, фельдфебеля Роберта Хельмера (Fw. Robert Helmer). Последний смог дотянуть до собственного аэропорта, а Лассе погиб.

Сейчас на счету аса было 39 побед в воздушных битвах, и 3 мая 1942 года он был посмертно награждён Рыцарским крестом.

Англо-Занзибарская война. Каждая Минута. (1896)

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Ложка меда в бочке дегтя

    Действия советской истребительной авиации 22 июня 1941 года нельзя назвать успешными. Скованные сперва запретами атаковать противника, а после этого…

  • Два «мига» — две судьбы

    Мысль данной статьи появилась случайно — в следствии изучения фотографий двух советских истребителей выяснения-3 и Миг судьбы их пилотов. Снимки первого…

  • Два капитана, или жаркое лето в холодном краю

    Два лётчика-аса, – коммунистический и немецкий, – летом 1941 года два раза сталкивались в воздушных битвах в небе Заполярья. Оба были хороши победы, но…

  • Ввс красной армии в зимней войне 1939-1940 с финляндией

    В сентябре — октябре 1939 семь дней. были заключены соглашения о обоюдной помощи СССР с республиками Прибалтики, в соответствии с которыми на территории…

  • Воздушный таран в небе карелии

    Советско-финская война 1939-1940 гг. была, пожалуй, первым конфликтом в истории СССР, в котором использование авиации было крупномасштабным и велось на…

  • Генералы, графы и капитан камозин

    Из советских лётчиков-истребителей, принявших участие в битвах за Керченский полуостров с осени 1943 по весну 1944 года, самый известен начальник…