Цвета военного неба: низвергнутый «бог войны»

      Комментарии к записи Цвета военного неба: низвергнутый «бог войны» отключены

Мало кого из лётчиков обеих мировых войн соперник знал по имени. Ещё меньше было тех, чья смерть в сражении была обстоятельством награждения для победителя. Одной из таких «суперзвёзд» был прославившийся ещё во второй половине 30-ых годов XX века в Китае ас японской военном авиации Татео Като, погибший в Бирме в середине 1942 года.

Татео Като (Tateo Kato) появился 28 сентября 1903 года на Хоккайдо в семье отставного унтер-офицера императорской армии. С началом русско-японской войны его папа был опять призван на погиб и службу под Мукденом. Сыновьям воинов, погибших при выполнении, надеялись льготы при поступлении в офицерское училище, и юный Татео в отыскивании лучшей доли решил воспользоваться шансом и сделать военную карьеру.

Отучившись в средних классах школы, он в сентябре 1918 года поступил в Сендайское кадетское училище – одну из подготовительных военных школ с трёхлетним обучением. По окончании успешного окончания этого учебного заведения его включили в очередной курсантский комплект академии императорской армии в Токио.

Цвета военного неба: низвергнутый «бог войны»
Генерал Татео Като, 28 сентября 1903 – 22 мая 1942 гг.

Потом были двухлетний курс отвлечённого обучения, восемь месяцев строевой работы в нижних чинах, год с маленьким завершающего этапа обучения и, наконец, праздничный выпуск в июле 1925 года. Первым строевым назначением кандидата в офицеры Като стал 25-й пехотный полк, в составе которого он в октябре был произведён в чин «сёи» (лейтенант). Но Като хотелось чего-то большего, и таким «громадным», с его точки зрения, стала авиация.

Руководство удовлетворило рапорт молодого офицера, и в июне 1926 года он стал курсантом военном лётной школы в Токородзаве. Сначала он продемонстрировал себя лучшим во всём курсе: первый был допущен до независимого пилотирования, стал лучшим по результатам обучения, взяв за это особую приз от руководства, а в качестве дополнительного поощрения ему доверили демонстрацию воздушной акробатики на церемонии выпуска в мае 1927 года.

Nakajima Ko 4 (лицензионный французский Nieuport NiD.29). На самолётах этого типа Татео Като начал собственную карьеру в истребительной авиации

Новоиспечённый мастер высшего пилотажа был направлен для службы в Корею в состав 6-го хико рентая (авиационного полка), летавшего на истребителях «Накадзима» Ko-4 (лицензионная копия французского «Ньюпора»-29 примера 1918 года). Но, на заморских территориях Като продолжительно помогать не было нужно, и во второй половине 20-ых годов двадцатого века он возвратился в Токородзаву на пост инструктора.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века Татео Като стал учителем в академии ВВС и старшим инструктором в истребительной авиационной школе Акено. В феврале 1936 года он был назначен начальником одного из чутаев (эскадрилий) 5-го хико рентая, базировавшегося в Татикаве под Токио и летавшего на новых истребителях Ki-10, и скоро был произведён в чин «тайи» (капитан).

7 июля 1937 года случился инцидент на мосту Марко Поло, ставший отправной точкой Второй японо-китайской войны, и 15 числа началась мобилизация японской армии, среди них и авиации. Оба истребительных чутая 5-го рентая были выделены из состава части, и из них организовали 2-й хико дайтай (летный батальон).

Капитан Като на фоне одного из истребителей собственного чутая

Только что организованный дайтай срочно был послан на северокитайский фронт: 24 июля он прибыл в Манчжурию, а четыре дня спустя был переведён на юг, ближе к линии соприкосновения сторон. С августа чутаи действовали независимо друг от друга, но в январе следующего года их снова собрали в одном месте. Не обращая внимания на активное применение авиации, встречи с неприятельскими самолётами были не нередкими, но иногда проходили большие воздушные битвы.

самые яркими эпизодами в истории 2-го дайтая стали пять больших воздушных сражений в январе-мае 1938 года, в четырёх из которых учавствовал и герой рассказа.

30 января восьмёрка истребителей 1-го чутая эскортировала тяжёлые бомбардировщики на протяжении налёта на Лоян (Luoyang) и в тяжёлом бою с перехватчиками И-15бис одержала 13 воздушных побед при утрата одного собственного лётчика. Като одержал собственные первые две победы.

Любой самолёт части нёс знак катаканы (японская слоговая азбука) в качестве личного обозначения, в этом случае – «Ка», первый слог в фамилии лётчика. Автомобили ведущих от начальника звена и выше маркировались полосами на фюзеляже, и одна вертикальная обозначала самолёт начальника чутая.

К сожалению, фотографии этого истребителя не имеют датировки, исходя из этого вариант окраски возможно соотнести с достаточно широким временным промежутком: от финиша июля 1937 до начала марта 1938 гг. — Цвета армейского неба: низвергнутый «всевышний войны» | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-nizvergnutij-bog-vojni-4.jpg">
Ki-10-II, первый из двух известных персональных истребителей начальника 1-го чутая 2-го дайтая капитана Татео Като времён начального периода войны в Китае.

Самолёт несёт стандартную для японской авиации 30-х годов светло-серую с маленьким зелёным отливом окраску на всех поверхностях. Жёлтые элементы окраски говорят о принадлежности автомобили к 1-му чутаю (во 2-м чутае маркировка была светло синий). Любой самолёт части нёс знак катаканы (японская слоговая азбука) в качестве личного обозначения, в этом случае – «Ка», первый слог в фамилии лётчика.

Автомобили ведущих от начальника звена и выше маркировались полосами на фюзеляже, и одна вертикальная обозначала самолёт начальника чутая. К сожалению, фотографии этого истребителя не имеют датировки, исходя из этого вариант окраски возможно соотнести с достаточно широким временным промежутком: от финиша июля 1937 до начала марта 1938 гг.

8 марта 1938 года эскортировать бомбардировщики к Сианю (Xian) вылетели семёрка 1-го и восьмёрка 2-го чутаев, следовавших отдельными группами. Над целью воздушный бой совершили пилоты 2-го чутая, одержавшие пять побед, а на обратном пути было нужно пострелять и подчинённым Като, каковые, по японским данным, сбили все четыре встретившиеся им И-15бис. Один из «бисов» записали на счёт начальника чутая.

25 марта в районе Гуйдэ (Guide) пять истребителей во главе с Като вступили в бой с 18 бипланами Поликарпова. Позднее обе стороны взяли подкрепления (11 самолётов 2-го чутая и малоизвестное количество китайских самолётов). Итогом боя стали 10 побед 1-го чутая (а также четыре у его начальника) и девять побед 2-го.

В этом бою погиб приятель и бывший ведомый Като лейтенант Косуке Кавахара (Kosuke Kawahara) – лучший в то время ас кампании, первым из японских военных лётчиков перешагнувший предел в 5 побед.

Знаком пилота-победителя (а потом и неофициальной эмблемой части) стал красный стилизованный орёл, под которым каждую победу обозначали птичьим крылом жёлтого цвета — Цвета армейского неба: низвергнутый «всевышний войны» | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-nizvergnutij-bog-vojni-5.jpg">
Ki-10-II, второй персональный истребитель Като, внешний вид которого продемонстрирован по состоянию на конец марта – начало апреля 1938 года.

Самолёт окрашен практически аналогично предшественнику, с малыми трансформациями: мало иными очертаниями каны на хвосте и более узкой вертикальной командирской полосой на фюзеляже. Главным отличием стало появление в марте отметок побед на фюзеляже. Знаком пилота-победителя (а потом и неофициальной эмблемой части) стал красный стилизованный орёл, под которым каждую победу обозначали птичьим крылом жёлтого цвета

3 апреля 2-й дайтай взял пара первых истребителей-монопланов Ki-27-Ko, и семь дней спустя состоялся их боевой дебют. В тот сутки в воздушном бою над Гуйдэ с японской стороны принимали участие тройка истребителей Ki-27 1-го чутая во главе с Като, четыре биплана Ki-10 штабного звена и восемь таких же истребителей 2-го чутая. С китайской стороны сражались возвращавшиеся по окончании успешной штурмовки три группы истребителей 3-й и 4-й истребительных групп неспециализированной численностью в 18 И-15бис.

Нельзя исключать, что китайцев было больше, т.к. японцы насчитали 30 самолётов соперника, а также «Гладиаторов».

Японские лётчики в этом случае заявили 24 воздушные победы, что превышает известное число точно участвовавших в сражении самолётов соперника. Утраты составили одного пилота погибшим (один из ведомых Като на уже подбитом самолёте врезался в истребитель соперника) и одного смертельно раненым. Самому Като засчитали две победы, с учётом которых он поделил с Косуке Кавахарой первую строке перечня асов.

Капитан Като готовится к вылету, финиш марта – начало апреля 1938 года

В мае 1938 года капитана Като отозвали в Японию и послали в академию проходить годичный «командирский» курс, нужный для предстоящей карьеры в старших офицерских чинах. В мае следующего года он закончил обучение и взял звание «сёса» (майор) и должность в штабе ВВС, а в июле в составе группы армейских наблюдателей убыл в «мировое турне» с посещением США, Германии, ряда и Италии других государств.

В апреле 1941 года, по окончании трёхлетнего перерыва, Татео Като взял первую строевую должность, став начальником 64-го сентая (авиагруппы). Это событие возможно с полным правом назвать его возвращением в родные пенаты: ещё в августе 1938 года японская военный авиация прошла реструкуризацию, перейдя от батальонно-полковой организации к новым административно-тактическим единицам, по размерам занимающим промежуточное положение между прошлыми дайтаями и рентаями.

2-й дайтай тогда объединили с 9-м отдельным чутаем, организовав 64-й сентай. Новая часть продолжила вести войну в Китае, после этого принимала участие в войне на Халхин-Голе. По окончании окончания конфликта 64-й сентай некое время базировался в Манчжурии, а позже был переведён в Южный Китай для прикрытия Кантона (Гуандуна).

За 14 месяцев полётов в этом районе лётчики части ни разу не виделись с самолётами соперника, но новый начальник в мае 1941 года не только умудрился однако отыскать один, но и отчитался об его уничтожении, одержав собственную десятую воздушную победу. Сейчас он без всяких оговорок вышел на первое место в перечне «китайских» асов. Но, данный успех так и остался единичным эпизодом, и сентай кроме того не числился участвующим в военных действиях.

Вертикальная полоса в центре фюзеляжа и наклонные полосы на плоскостях крыла были обозначениями самолёта начальника части, а узкая белая полоса перед оперением – так называемая «боевая полоса», ставшая стандартом для фронтовых частей ещё во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Громадная стрела на вертикальном оперении – новая эмблема части, введённая в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Её, как и командирские полосы, надеялось красить в цвет подразделения (для штаба – в кобальтово-светло синий), но Като по ветхой памяти применял жёлтый. На фюзеляже обозначения побед в «китайском» стиле, наряду с этим отмечены лишь удачи на самолётах данного типа — Цвета армейского неба: низвергнутый «всевышний войны» | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-nizvergnutij-bog-vojni-7.jpg">

Ki-27-Ko, персональный истребитель начальника 64-го сентая майора Татео Като, на котором тот летал в Кантоне в мае 1941 года. Самолёт несёт стандартную однотонную окраску в нейтральный светло-серый цвет, которому лаковое покрытие придавало характерный для продукции «Накадзимы» золотистый оттенок.

Вертикальная полоса в центре фюзеляжа и наклонные полосы на плоскостях крыла были обозначениями самолёта начальника части, а узкая белая полоса перед оперением – так называемая «боевая полоса», ставшая стандартом для фронтовых частей ещё во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Громадная стрела на вертикальном оперении – новая эмблема части, введённая в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Её, как и командирские полосы, надеялось красить в цвет подразделения (для штаба – в кобальтово-светло синий), но Като по ветхой памяти применял жёлтый. На фюзеляже обозначения побед в «китайском» стиле, наряду с этим отмечены лишь удачи на самолётах данного типа

В сентябре 1941 года 64-й сентай начал приобретать новые истребители Ki-43 «Хаябуса» (яп. «сокол»), и в ноябре перевооружение части было закончено. С поступлением новой матчасти Като сделал упор в тренировках собственных пилотов на аэронавигацию в полётах над морем, и на сверхдальных перелётах. Совсем не так долго осталось ждать это понадобилось на практике.

3 декабря, в канун начала вторжения в азиатские владения Англии, 35 самолётов 64-го сентая перебрались на остров Фукуок в Сиамском заливе (современный Вьетнам). 7 декабря «Хаябусы» впредь до темноты держали «зонтик» над десантными транспортами, идущими через Южно-Китайское море к берегам Малайи и Таиланда.

9 декабря лётчики перелетели на одну из площадок в Малайе, и в битвах против британской авиации на этом фронте Като одержал собственную первую победу во Второй мировой, либо одиннадцатую, считая вместе с Китаем – для японских лётчиков было не принято разделять победы в различных войнах. 22 декабря ему засчитали сбитый «Буффало» из 453-й эскадрильи австралийских ВВС.

После этого 64-й сентай краткосрочно перебросили в Бангкок для принятие участия в эскортировании бомбардировщиков большого «рождественского налёта» на Рангун. В отражении этого налёта участвовали P-40 американской добровольческой группы и «Буффало» 67-й эскадрильи RAF. По результатам боя Като засчитали двух сбитых «летающих тигров», не смотря на то, что на 36 японских заявок было нужно лишь шесть утрат у американцев и англичан.

Союзники были пара скромнее – на 28 их заявок было нужно девять утрат у японцев.

Отметки о победах отсутствовали – требуя от своих лётчиков коллективных действий, Като сам ввёл на них запрет в конце 1941 года. Все другие обозначения были заимствованы с более раннего Ki-27, включая отсутствие опознавательного символа на фюзеляже. Эмблема сентая и командирские полосы вместо жёлтых стали белыми с синей окантовкой — Цвета армейского неба: низвергнутый «всевышний войны» | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-nizvergnutij-bog-vojni-8.jpg">

Ki-43-I-Hei, персональный истребитель полковника Татео Като. Бирманский фронт, весна 1942 года. Верхние и боковые поверхности самолёта окрашены в тёмно-зелёный цвет, нижние покинуты неокрашенными.

Отметки о победах отсутствовали – требуя от своих лётчиков коллективных действий, Като сам ввёл на них запрет в конце 1941 года. Все другие обозначения были заимствованы с более раннего Ki-27, включая отсутствие опознавательного символа на фюзеляже. Эмблема сентая и командирские полосы вместо жёлтых стали белыми с синей окантовкой

По возвращении на малайский фронт Като одержал ещё одну воздушную победу в январе 1942 года в сражении с «Харрикейнами» 232-й эскадрильи RAF и две в феврале в битвах над явой и Суматрой (английский «Харрикейн» и голландский «Буффало»).

В марте Татео Като присвоили звание «тюса» (полковник). По окончании завершения кампании в Ост-Индии его часть уже на постоянной базе была переброшена на бирманский фронт. В апреле на счёт аса была записана ещё одна победа над американским P-40, семнадцатая по счёту.

21 мая Като во главе семёрки истребителей перелетел на передовой аэропорт Акьяб (Ситуэ). Целью было нанесение удара по одному из аэропортов союзников, но самолётов соперника в том месте не выяснилось. В довершение проблем, на одном из «Хаябус» отказал двигатель, и лётчик был должен воспользоваться парашютом.

По замыслу нужно было срочно возвращаться на главную базу сентая, но начальник решил мало подождать – внезапно потерянный лётчик однако даст о себе знать?

На следующий сутки, 22 мая, над аэропортом Акьяб на маленькой высоте прошёл одиночный «Бленхейм» Mk.IV из 60-й эскадрильи RAF, за штурвалом которого сидел уоррент-офицер Мартин Хаггард (Martin Huggard). Он скинул бомбы на лётное поле и срочно устремился на бреющем полёте в сторону Бенгальского залива, уходя над водой дальше на северо-запад. Ещё при развороте над целью экипаж бомбардировщика увидел взлетающие по тревоге истребители, исходя из этого пилот дал двигателям полный газ и попытался прижаться к самым волнам, дабы исключить атаки с нижней полусферы.

Ki-43-I из состава 2-го чутая 64-го сентая, март 1942 года. Данный самолёт несёт зелёно-коричневый камуфляж, обширно распространённый на «Хаябусах» раннего выпуска, и равно как и командирская машина, на которой погиб Като, лишён фюзеляжного опознавательного символа

Первые взлетевшие перехватчики не стали дожидаться остальных, а срочно устремились в погоню, разойдясь в стороны, дабы стремительнее найти удирающий бомбардировщик. Исходя из этого сперва англичане выдержали две атаки одиночных истребителей, каковые с блеском отразил воздушный стрелок флайт-сержант Джок МакЛаки (Jock McLuckie).

Не обращая внимания на то что ему в первый раз было необходимо вести пламя в боевых условиях, первый Ki-43 он сумел поразить маленькой очередью на первом заходе в наступление, и тот был должен тащить в сторону берега. Второй нападающий кроме этого был встречен меткими очередями и вышел из боя на повреждённом самолёте.

Скоро показалась тройка, которую вёл Като. Начальник первым устремился в наступление, спикировав на цель. Напрасно отстрелявшись, он потянул ручку управления на себя, в этот самый момент МакЛаки не потерял собственного шанса, пропоров долгой очередью открывшийся «пузо» истребителя.

Ki-43 задымился, перевернулся через крыло и в отвесном пикировании врезался в море. Ведомые, не вступая в бой, возвратились на базу, дабы поведать о судьбе собственного начальника.

По неспециализированному точке зрения лётчиков сентая, к которому присоединилось и руководство, Татео Като намеренно направил собственный самолёт в самоубийственное пике, в то время, когда осознал, что до берега ему в любом случае не дотянуть. То ли из-за некоей невнятности рапортов ведомых, то ли дабы было не так жалко за разгромный результат боя, но в итоге «Бленхейм», возвратившийся в Индию фактически без повреждений, был официально заявлен сбитым и засчитан на счёт Татео Като как 18-я победа.

Погибший храбрец был удостоен упоминания в приказе: «В базе его выдающихся заслуг лежали хороший темперамент, лидерские свойства и прекрасная техника пилотирования. Он был сокровищем для частей японской армии».

Такое «посмертное цитирование», по действовавшим в Японии правилам, давало ещё одну ступень к классическому посмертному присвоению следующего звания для погибших при выполнении офицеров и солдат, исходя из этого ас сразу после смерти из полковников превратился в генерал-майоры. В японских традициях было кроме этого почитание погибших храбрецов войны как «гансинов» – всевышних войны в синтоизме. Като был удостоен таковой чести в октябре 1942 года.

обстоятельства и Дата смерти авиационного командира и знаменитого аса Японии скоро дошли и до разведки союзников. 2 августа 1942 года все три участника отличившегося экипажа «Бленхейма» взяли персональную признательность командующего авиацией в Бирме за успешный бой с группой вражеских истребителей, в котором был сбит «фаворит японской истребительной авиации полковник Т. А. Кео Като».

Картинки Михаила Быкова. Проекции самолётов приведены в едином масштабе

Фильм "Бог Войны"

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: