Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы проекта истребителя Ежи Домбровского (Jerzy Dabrowski), поднятой в статье «Умелый истребитель PZL-62. Польша».
Командующий ВВС Польши генерал Людомил Райский делал ставку в оснащении польских ВВС (Lotnictwo Wojskowe) на одномоторные истребители-перехватчики с радиальными двигателями. К концу 1938 года в связи с растущей критикой, осуществлявшейся генералом Райским политики, его соперники начали изучать последовательность двигателей водяного охлаждения компании Hispano-Suiza. Самые новые из этих моторов – двигатели Hispano-Suiza 12Z мощностью 1400-1600 л.с. – были признаны в качестве возможно самой подходящей силовой установки для истребителя.
В марте 1939 года генерал Райский был высвобожден от своих обязанностей самостоятельно, и новый главноком Lotnictwo Wojskowe настойчиво попросил незамедлительной разработки одноместного истребителя, оснащенного мотором компании Hispano-Suiza. Якимюк тогда уже начал переделывать проект собственного P.50 Jastrzab под установку нового двигателя, и для новой автомобили было выделено обозначение P.56 Kania. Со своей стороны авиаконструктор Ежи Домбровкий решил представить собственные предложения, каковые соответствовали требованиям.
Во второй половине 30-ых годов XX века Домбровский задумал двухместный легкий моноплан для личного применения, что он собирался выстроить на личные средства. Самолет разрабатывался около 75-82-сильного шестицилиндрового инвертированного рядного двигателя воздушного охлаждения Train 6D и в значительной мере повторял линии P.Z.L.26, участвовавшего в интернациональных соревнованиях туристических самолетов.
Но новая машина применяла совсем новую смешанную конструкцию, включавшую в свой состав кессонное крыло с передним главным и диагональным запасным задним лонжеронами и древесный полумонококовый фюзеляж. Новый самолет должен был иметь убирающееся шасси.
Опробования масштабной модели, совершённые конструкторами в конце 1938 года за собственные средства в аэродинамической трубе варшавского университета аэродинамики, продемонстрировали весьма обнадеживающие результаты, и к лету 1939 года был закончен технический проект. Красивые линии этого маломестного авиалайнера вдохновили на создание форм нового истребителя.
Принимая модель собственного туристического самолета в качестве базы, Домбровский задумал проект, что кроме повышения линейных размеров на 40% был аэродинамически весьма похож на собственного предшественника с некоторыми уточнениями. В следствии на конкурс была представлена весьма чистая машина с всецело убирающимися хвостовым колесом и основными стойками, обеспечивающая получение большой скорости 660 км/ч.
Руководство польских ВВС предпочло, проект Домбровского проекту P.56 Kania Якимюка и в связи с критическим интернациональным положением настаивало на как возможно скорейшей разработке нового перехватчика Национальным авиационным заводом (Panstwowy Zaklady Lotnicze – PZL). Аэродинамические опробования масштабной модели истребителя были закончены в июне 1939 года.
В последние мирные семь дней был одобрен древесный полномасштабный макет самолета и был подписан договор на два летных прототипа и на планер с целью проведения статических опробований. Работы по подготовке стартовали в августе 1939 года. Существует обстоятельство считать, что истребитель взял обозначение P.62, не смотря на то, что точной информации не достаточно и сам Домбровкий не имеет возможности подтвердить это.
схемы проекта истребителя P.Z.L. P.62
P.62(?) был цельнометаллическим свободнонесущим низкопланом с трудящейся обшивкой, отражавшим достижения в области аэродинамические и способы расчётов на прочность. По собственной концепции данный истребитель не был чем-то сверхвыдающимся, но кое-какие передовые изюминки делали его самым современным польским истребителем тех лет. В проекте употреблялись:
- • крыло с ламинарным профилем, относительная толщина которого составляла 15%;
- • революционные интегральные топливные баки;
- • полуубирающаяся ванна радиатора, включавшая автоматическую совокупность управления с дополнительным ускоряющим ручным управлением;
- • встроенная совокупность повышения тяги;
- • значительная бронезащита пилота;
- • сверхтяжелое оружие, включавшее стрелявшую через втулку винта 20-мм пушку Hispano-Suiza (позднее должна была быть заменена местной 20-мм пушкой) и восемь 7,7-мм пулеметов KM Wz 36.
художественное представление спроектированного Домбровским истребителя. Рисунок основан на эскизах конструктора
Дабы снять все ограничения, которые связаны с применением синхронизаторов Домбровский внес предложение установить все пулеметы в крыле вне территории ометания винта. Но при таком размещении внешние пулеметы с их стандартными размерами не могли быть установлены в крыла. Исходя из этого конструктор внес предложение трансформации в системе и магазинах подачи внешних пулеметов, каковые устранили бы необходимость в создающих сопротивление обтекателях.
Руководство ВВС высказалось против этого решения по обстоятельствам технического обслуживания и работоспособности и указало за установку в каждой консоли крыла по два пулемета. В то время, когда началась война, этот вопрос все еще пребывал в стадии дискуссии.
модель спроектированного Домбровским истребителя P.Z.L. P.62
Одновременно с этим переговоры о покупке лицензии на Hispano-Suiza 12Z достигли определенного прогресса и к концу 1939 года была обещана поставка из Франции пяти ранних моделей двигателей. В соответствии с точными сообщениями, по крайней мере, один из них до 1 сентября был уже в Польше. Два двигателя из данной партии должны были быть установлены на прототипы P.62(?) и ожидалось, что летные опробования будут начаты летом 1940 года.
гипотетический вариант окраски истребителя P.Z.L. P.62
С началом войны работы над P.62(?) были неожиданно прекращены, но легкий туристический самолет, породивший данный истребитель, позднее был возрожден в Англии. В первой половине 40-ых годов XX века Домбровский воссоздал по памяти собственный проект, пересчитав конструкцию под 180-сильный двигатель, и секция НИОКР технического отдела руководства польских ВВС в Англии подготовила рабочий проект данной автомобили.
Одновременно с этим вторая несколько под управлением Тупальского исследовала и разработку туристического самолета под 180-сильный шестицилиндровый рядный инвертированный двигатель воздушного охлаждения. Разрабатываемый самолет должен был иметь размах крыла 8 метров, длину 6,6 метров, высоту 2,45 метра. Предполагаемый вес с полной нагрузкой должен был составлять 1000 кг, а большая скорость 250 км/ч.
Конструкторы сохраняли надежду, что проектные работы будут закончены в Англии, и что по окончании освобождения Польши в ней начнется производство двигателей и самолётов. К сожалению, политические события помешали этому, и большая часть польских авиаконструкторов окончательно остались за границей.
В конце сороковых годов Домбровский, трудясь в то время на Percival Aircraft и участвуя в разработке и проектировании Prince и Provost, еще раз возродил собственный туристический самолет. В то время, когда была выпущена официальная спецификация, потребовавшая для английской армии наблюдения и лёгкий самолёт связи, Домбровский в соответствии с требованиями спецификации поменял собственный проект 1944 года.
Предложенная разработка, названная Gazelle, представляла собой оснащенный 160-сильным двигателем de Havilland Gipsy Major 30 двухместный самолет, кабина которого была покрыта целым прозрачным фонарем, под которым размещались два установленных тандемом сидения. Представленный компанией Percival Aircraft проект Gazelle в течение некоего времени обсуждался должностными лицами, но в итоге госконтракт взял проект компании Auster. Потом Домбровский перешел в компанию Folland, в которой занимался разработкой крыла для сверхзвукового варианта истребителя Gnat, а после этого отправился В США и был приглашен в Cessna, Stanley Aviation Corporation, а после этого с мая 1959 года до самой собственной смерти в сентябре 1967 года трудился в компании Boeing.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ Конструкция
Одноместный истребитель Домбровского был свободнонесущим цельнометалическим низкопланом. Следующие подробности, относящиеся к самолету, были взяты из общения с конструктором.
Крыло
Суживающееся по толщине и ходе ламинарное крыло, профиль которого имел относительную толщину 15%, было двухлонжеронным кессонной конструкции с трудящейся обшивкой из легкого сплава. Крыло было снабжено автоматическими предкрылками Handley Page, расположенными на передней кромке наоборот элеронов. На задней кромке крыла были размещены щелевые и элероны закрылки, каковые продолжались и под фюзеляжем. Предкрылки были снабжены стопорными устройствами.
Площадь крыла с подфюзеляжной частью составляла 19 м?.
Фюзеляж
Фюзеляж самолета имел монококовую конструкцию из легкого сплава; поперечное сечение фюзеляжа было круглым. Фонарь кабины складывался из трех частей с раскрывающейся вверх отделяемой средней частью. Козырек кабины был выполнен из бронированного стекла. Кресло пилота позади было защищено тяжелой бронеплитой, а по бокам легкими бронеплитами.
Кабина была снабжена для исполнения полетов в произвольных погодных условиях и была оснащена совокупностями обогрева и кондиционирования воздуха. Аппаратура включала полный набор кислородного оборудования и приемо-передающую радиостанцию.
Оперение
Оперение имело конструкцию подобную конструкции крыла.
Шасси
Главные стойки имели широкую колею и убирались в направлении от фюзеляжа. Главные стойки были оснащены масляными амортизаторами, колесами низкого давления и пневматическими тормозами. Хвостовое колесо убирающееся.
Силовая установка
Силовая установка складывалась из одного двенадцатицилиндрового редукторного наддувного V-образного двигателя водяного охлаждения Hispano-Suiza 12Z мощностью 1400-1600 л.с.. Несущие топливные баки размещены в крыле.
Оружие
Оружие истребителя складывалось из стреляющей через втулку винта 20-мм пушки, восьми 7,7-мм пулеметов и до 500 кг бомб.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: P.Z.L. P.62(?)
Назначение: истребитель
Экипаж: 1 человек
Размеры (приблизительные эти):
размах крыла 11 м
протяженность 8,5 м
площадь крыла 19 м?
Вес (расчетный):
безлюдного 2000 кг
с большой нагрузкой 3250 кг
Летные характеристики:
гарантированная большая скорость (расчетная) 660 км/ч
источник: JERZY B. CYNK «POLISH AIRCRAFT 1893-1939»
Втулка гребного винта Solas Rubex Hub
Увлекательные записи:
- Дыренков стайл. кому дыр-ку?
- Альтернативные средние танки pzkpfw iv ausf. k (karl). германия
- Ну, очень бюджетный измаил
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
- Проекты британских высотных истребителей-перехватчиков 1953-59 годов. проект истребителя-перехватчика vickers type 559
Примененная на проекте перехватчика Vickers (Supermarine) Type 559 необыкновенная схема «утка» с геометрией крыла, обрисованной как «расщепленная»…
- Проект тяжелого истребителя supermarine type 313. великобритания
В середине 1930-х годов в управлении Королевских ВВС заключили , что чтобы повысить эффективность истребителей последние нуждались в повышении мощности…
- Последний поршневой истребитель эмиля девуатина. проект истребителя hispano-suiza hs-50. испания
Предисловие редакции: В первой половине 40-ых годов двадцатого века в Испании Эмиль Девуатин собирался создать истребитель, что стал бы предстоящим…
- Последний истребитель компании heinkel. проект истребителя-перехватчика heinkel he 031 florett. германия
Статья Вольфганга Мюлбауера (Wolfgang Muhlbauer) « Heinkel He 031 Florett » из издания «FLUGZEUG CLASSIC» 12/2007 была переведена глубокоуважаемым…
- Ночные загадки марселя дассо. часть 6 проект ночного истребителя-перехватчика dassault md 700
В 1950 показалась программа, предполагавшая производство легкого реактивного бомбардировщика. По техническим и бюджетным обстоятельствам проект SO 4000…
- Проект истребителя-бомбардировщика hawker siddeley p.1154. великобритания часть 1
Предисловие редакции сайта harrier.org.uk: эта статья является мало модифицированную версию статьи, в первый раз показавшейся весной 2000 года в издании…