Злой рок лилиенталя

      Комментарии к записи Злой рок лилиенталя отключены

10 августа — 120 лет со дня смерти пионера германского воздухоплавания Отто Лилиенталя. Его семью всегда преследовали удары судьбы.

Он появился в городе Анклам (Anklam) в Померании в семье торговца Густава Лилиенталя. Семью преследовал не добрый рок: сперва друг за другом погибли пять детей, после этого дела отца пошли хуже, и родители по примеру собственных земляков уже подготавливались всей семьей отправиться в отыскивании лучшей доли за океан. Но неожиданно заболел скоротечной чахоткой и через пара недель скончался папа.

Мать осталась с тремя детьми, старшему, Отто, было 12 лет. Потом кое-какие историки техники так прокомментируют несостоявшуюся эмиграцию семьи Лилиенталь: Германия чуть было не лишилась одного из собственных великих людей, а США не достался еще один очень способный немец-авиатор (первый – Вернер фон Браун).

От Schlafbursche до фабриканта

Неимоверными упрочнениями матери удалось дать сыновьям-погодкам Отто и Густаву хорошее образование – оба они окончили гимназию. Сейчас братья следят за чайками и аистами на окрестных полях, мастерят примитивные древесные крылья и бесполезно пробуют взлететь, приводя к обитателей округи.

С 1884 года Отто получает образование производственной школе Потсдама и проходит практику на механическом заводе «Шварцкопф». Два года он живет в Берлине в качестве Schlafbursche – так именовали парней, вдвоем либо втроем снявших в аренду у обладателей жилья не помещение, а койку: один в праве занимать ее лишь ночью, второй – первую половину, а третий – вторую половину дня. Отто дробил койку в очередь с двумя кучерами, один из которых трудился лишь по ночам.

Во второй половине 60-ых годов XIX века Лилиенталя принимают в Промышленную академию Берлина и дают стипендию, что заметно усиливает его материальное положение. После этого он трудится инженером-конструктором и изучает полеты птиц. В первой половине 80-ых годов XIX века Отто на базе собственных патентов организует завод и фирму по выпуску паровых мини-котлов со змеевиками и компактных паровых автомобилей. В паре они воображают маленькой и недорогой мотор, мечту многих ремесленников.

Дело процветает, на заводе трудятся 60 человек. С 1890 года рабочие фабриканта Лилиенталя приобретают 25% прибыли предприятия – для того времени это была настоящая социальная революция!

Первый серийный планер

Кроме паровых машин и котлов завод изготавливает планеры с каркасом из ивовых прутьев с натянутой на них вощеной хлопчатобумажной тканью. Они весьма похожи на огромных летучих мышей. Таковы первые серийные летательные аппараты в истории !

Отто Лилиенталь дает им наименование Normalsegelapparate («простые парусные аппараты»).

В газеты рассылаются объявления о продаже:

«Планеры для освоения мастерства полета – за 500 марок».

К ним прилагается краткая инструкция по эксплуатации, всего одно предложение:

«Будьте внимательны и осмотрительны: сломать шею возможно лишь один раз в жизни!»

Но, серийными планеры возможно назвать только с некоей натяжкой: было произведено не меньше 21 летательного аппарата.

Злой рок лилиенталя

Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века Лилиенталь издает книгу «Полет птиц как база мастерства полетов», которая считается самой большой теоретической работой XIX века в области аэродинамики.

В первый раз вводится понятие Auftrieb – подъемная сила, и разъясняется ее зависимость от формы несущего крыла. Созданы все предпосылки для полетов, и Отто приступает к делу.

Небо требует жертв

Все свободное время он занимается полетами с различных холмов и горок. По его заказу в пригороде Берлина Лихтерфельд строят Fliegerberg – насыпной бугор высотой 15 метров, что сохранился до отечественных времен.

Подсчитано, что всего им совершено более 2000 полетов, самый долгий из которых достиг 250 метров. Любой полет детально анализируется, а планер всегда совершенствуется. Только два полета были неудачными, последний из них закончился падением Лилиенталя с 15-метровой высоты, смертью и переломом позвоночника известного воздухоплавателя.

Над могилой Лилиенталя в Берлине установлен камень с надписью, увековечившей его предсмертные слова, каковые звучат предупреждением, для будущих поколений: Opfer mussen g-bracht werden («Небо требует жертв»). Применение на практике летательных средств и их роль в публичной судьбе страстному воздухоплавателю Лилиенталю представлялись достаточно смутно. Он был уверен, что

«неподалеку то время, в то время, когда самолеты окажут помощь установить согласие всех народов и вечный мир на планете».

Через 18 лет по окончании его смерти начнется Первая мировая, и самолеты с бомбами внесут собственный посильный вклад во «согласие» противоборствующих сторон.

Планер в Москве

Известие о смерти пионера воздухоплавания потрясло «отца русском авиации» Николая Жуковского, что незадолго до этого побывал в гостях у Лилиенталя и следил за полетами.

Жуковский весьма высоко оценил его успехи:

«Самое серьёзное изобретение последних лет в области воздухоплавания – это летательный аппарат германского инженера Отто Лилиенталя».

Он назвал первопроходца

«летающим человеком, сраженным обрушившимся на него вихрем и павшим как солдат на поле чести».

Пройдет первое тяжелое чувство, писал Жуковский, и у людей останется в памяти «летающий человек» Лилиенталь, и жажда победы над природой опять проснется в людях.

На протяжении собственной поездки в Германию Жуковский купил у Лилиенталя один из его планеров для МГУ. Приобретение доставили по назначению за чемь дней до ужасной смерти воздухоплавателя. Необыкновенна будущее планера. Он 13 лет пролежал в университетской кладовой, а после этого был передан в Аэродинамическую лабораторию Столичного технического училища (в будущем известного Высшего технического училища им. Баумана).

Студенты пробовали летать на планере с заснеженного склона, сломали крыло, кое-как починили и отнесли летательный аппарат в подвал.

По окончании Второй мировой на протяжении «борьбы с космополитизмом» планер по указанию более чем выкинули во двор, где он пролежал под снегом пара месяцев, а после этого в весьма нехорошем состоянии был передан в только что организованный музей Н.Е. Жуковского. Спас его один из ближайших учеников Жуковского, очень способный авиаконструктор Андрей Туполев. Он приказал срочно произвести тщательную реставрацию реликвии. Работы проводились во второй половине 50-ых годов двадцатого века в Умелом конструкторском бюро Туполева.

В наши дни данный один из немногих сохранившихся планеров Отто Лилиенталя экспонируется в Научно-мемориальном музее Н.Е. Жуковского в Москве.

Немец из Симферополя

Напомним, что в Российской Федерации неприятности планерного парящего полета первым изучил немец, симферопольский доктор Николай Арендт. Он проводил испытания с препарированными птицами, запуская их с воздушным змеем. Арендт именовал их летательным боеприпасом, корпус и крылья которого должны составлять единое целое и быть неподвижными, как у парящих птиц.

«В случае если человек не имеет возможности летать при помощи крыльев за неимением достаточной силы, то из-за чего бы ему не подражать орлу, могущему летать без затрат собственной силы!»

– писал врач Арендт. Его статья о парящем полете была опубликована за год до выхода книги Отто Лилиенталя.

«Леди Агнес» и ее покоритель

Кстати, труд Лилиенталя привёл к заметному резонансу в публичной судьбе ГДР. Дело в том, что земляки воздухоплавателя из общины Gollenberg-Stolln в Бранденбурге решили достаточно уникально отметить столетний юбилей книги в первой половине 80-ых годов XX века.

По их просьбе компания ГДР Interflug подарила общине отлетавший собственный и списанный самолет Ил-62. Его надлежало установить на лугу у подножия горы Gollenberg, где в 1893-96 годах их великий земляк совершил много полетов. Тут Лилиенталь поднимался в атмосферу по нескольку десятков ежедневно. Но как же переправить самолет из Берлина в эту деревушку? Самый несложный путь – воздушный.

Но он казался нереальным, поскольку протяженность травяной посадочной полосы в Gollenberg-Stolln составляла всего 860 метров. Минимальная же расчетная протяженность пробежки самолета Ил-62 по окончании приземления равнялась 2500 метрам. И все же перелет состоялся. 23 октября 1989 года его совершил шеф-пилот компании, капитан Хайнц-Дитер Каллах (Heinz-Dieter Kallach).

Он сел за штурвал, не обращая внимания на рекомендации не браться за реализацию «безумном идеи», каковые раздавались со всех сторон.

Виртуозная посадка Каллаха произвела фурор, вошла в историю авиации и была занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Дабы вписаться в «прокрустово ложе» полосы, капитану было нужно снизить посадочную скорость до 260 км/ч (вместо, минимально допустимой 340 км/ч) и приземляться в особенном режиме. К счастью, посадка прошла благополучно.

Самолет переоборудовали в музей и назвали именем жены Лилиенталя «Леди Агнес». Более близкое к действительности наименование «Фрау Агнес» показалось создателям музея через чур несложным и будничным. В газетах показались статьи под хлесткими заголовками наподобие «Укрощение леди Агнес».

В салоне Ил-62 разместили разные музейные экспонаты, а в хвостовой части устроили филиал местного загса (Standesamt). Первым клиентом музейного загса стал второй пилот этого Ил-62. В чреве «Леди Агнес» он зарегистрировал собственный первый брак.

Напомним, что заслуженная «Леди Агнес» за собственную продолжительную летную судьбу побывала в 49 странах мира.

источник: Евгений Байзер «Не добрый рок Лилиенталя» // «КОНТАКТ-ШАНС» 32/2016

Пусть говорят — Злой рок. Выпуск от 29.06.2017

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: