Зарождение планеризма в российской империи.

      Комментарии к записи Зарождение планеризма в российской империи. отключены

«В случае если человек не имел возможности до сих пор летать по воздуху при помощи крыльев, за неимением достаточной силы, то из-за чего бы ему не подражать орлу, могущему летать без затраты собственной силы?«

Николай Андреевич Арендт.

.
Первым исследователем неприятностей планерного полета в Российской Федерации был симферопольский доктор Николай Андреевич Арендт (1833-1893 гг.). В статье «К вопросу о воздухоплавании», размещённой в 1874 году в издании «Знание», он писал: «В случае если человек не имел возможности до сих пор летать по воздуху при помощи крыльев за неимением достаточной силы, то отчего же ему не подражать орлу, могущему летать без затраты собственной силы?»
Н.А.Арендт проводил испытания с замороженными птицами с раскрытыми крыльями, запуская их посредством самострела и воздушного змея. Также им проводились испытания с маленькими бумажными моделями — «летучками», по которым он изучал динамику планирующего полета.
Результаты собственных опытов Н.А.Арендт изложил в собственной книге «О воздухоплавании, основанном на правилах парения птиц.», которая была издана во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века в Симферополе за год до выхода книги О.Лилиенталя «Полет птиц, как база мастерства летания.»

Зарождение планеризма в российской империи.

Николай Андреевич Арендт.

Н.А.Арендт так обрисовывал планер, что именовал «летательным боеприпасом»: «корпус и Крылья боеприпаса должны составлять одно целое. Крылья должны быть неподвижными в том смысле, как неподвижны они у парящих птиц. Крылья должны быть сделаны сводом, поверхность — совсем ровная».

Так Николая Андреевича Арендта с полным основанием возможно назвать провозвестником отечественного планеризма.

Известный русский ученый Николай Егорович Жуковский со своей стороны внес собственный выдающийся вклад в теорию планеризма. В первой половине 90-ых годов XIX века он по окончании исследований ввел новый раздел механики — динамика полета, о чем писал в собственной работе «О парении птиц.» По окончании визита в 1895 году Германии, куда Н.Е.Жуковский ездил по приглашению германского инженера Отто Лилиенталя, Жуковским были написаны статьи «Летательный аппарат О.Лилиенталя.», «О смерти Отто Лилиенталя.», в которых он обрисовал созданные Лилиенталем планера, в том чиле и приобретённый им у Лилиенталя планер. Изложил собственные впечатления о замечаемых им полетах О.Лилиенталя в окрестностях Берлина, его смерти по окончании одного из полетов.

Не считая теоретических изучений, Н.Е.Жуковский деятельно пропагандировал развитие летного дела в России, содействовал происхождению студенческих воздухоплавательных кружков, поддерживал энтузиастов-исследователей, принимал меры к организации научно-исследовательских авиационных центров.

Николай Егорович Жуковский.

В Российской Федерации в 90-х годах XIX века изучениями на летающих моделях занимались русские исследователи В.В.Котов и С.С.Неждановский.

Первые сведения о постройке планеров в Российской Федерации относятся к 1904 году. В Киеве предпринимал попытки к постройке планеров обучающийся настоящего училища Георгий Адлер, в Крыму — курсант Морского корпуса Константин Арцеулов, в Тифлисе — гимназист Алексей Шиуков. Но тогда попытки этих энтузиастов не имели успеха.

Лишь в осеннюю пору 1907 года, по окончании нескольких попыток Г.Адлер произвел двадцатисекундный полет на привязном варианте планера.

Армейский летчик Георгий Адлер. Снимок 1915 г.

Попытки К.Арцеулова увенчались успехом лишь в 1908 году на третьем планере А-3. Данный аппарат имел размах крыла — 5 м с площадью несущей поверхности 9 м2. К.Арцеулову удалось выполнить четыре краткосрочных подлета с горы Куш-Кая в окрестности г. Феодосии.

В пятом подлете планер при аварии был уничтожен и не восстанавливался.

Армейский летчик Константин Арцеулов. Снимок 1915 г.

Гимназист Алексей Шиуков добился успеха 5 мая 1908 года, данный полет в первый раз в России был отмечен прессой. Планер Шиукова был балансировочным бипланом с размахом крыла — 6,5 м и площадью несущей поверхности — 18,75 м2. Летал А.Шиуков в Тифлисе на склоне Махатской горы.

Летом 1908 года он совершил 14 полетов на высотах 4-5 метров с дальностью от 30 до 45 метров.

Армейский летчик А.В.Шиуков в годы Первой Мировой.

Полеты Адлера в привязнов варианте в 1907 году, подлеты Арцеулова и свободные планирования Шиукова в 1908 году по сути первенствовали полетами на планерах в Российской Федерации. Они были выполнены за 2-3 года до полета первого русского самолета князя А.С.Кудашева.

В конце 1908-го — начале 1909 года Н.Е.Жуковский, на волне огромного интереса русского общества к вопросам летания, проводил занятия по авиации. По окончании одной из таких лекций, в Москве был создан Воздухоплавательный кружок в Императорском Техническом Училище (ИТУ). Данный кружок сыграл огромную роль в подготовке авиационных кадров в Российской Федерации.

Многие из кружковцев посвятили себя в будущем научной и изобретательской деятельности. Так конструкторская деятельность А.Н.Туполева, по воспоминаниям В.П.Ветчинкина (ученик Н.Е.Жуковского), началась с постройки балансировочного планера в Воздухоплавательном кружке ИТУ и полета на нем.

Полет студента ИТУ А.Н.Туполева на своем первом планере. Зима 1909 г.

Макет балансировочного планера Туполева в музее ВВС Монино.

Макет балансировочного планера Туполева в музее Н.Е.Жуковского.

Макет балансировочного планера Туполева в музее Н.Е.Жуковского.

Члены воздухоплавательного кружка ИТУ. Справа от Жуковского сидят — Россинский Борис Илиодорович (жил в одном переулке с Жуковским), Стечкин Борис Сергеевич (чуть в первых рядах, родственник Жуковского), Туполев Андрей Николаевич, за Жуковским стоит Юрьев Борис Николаевич.

После этого Туполев руководил постройкой аэродинамических труб кружка. «Нужно подчернуть, что постройка планеров в те годы было делом далеко не несложным — всё приходилось делать самим, собственными руками и до всего доходить своим умом. Никаких экспериментальных информации о крыльях в то время не было, не существовало и никаких норм прочности.» (Из воспоминаний Б.Н.Юрьева).

Аэродинамическая лаборатория ИТУ.

Аэродинамическая труба, выстроенная под управлением А.Н.Туполевым в 1910 г.

Аэродинамическая труба, выстроенная под управлением А.Н.Туполевым в 1910 г.

Следующий планер кружковцев ИТУ был выстроен, Б.И.Россинским и его товарищем по ИТУ Ляминым, в 1909 году. По указанию Н.Е.Жуковского данный аппарат строился по типу полубалансирного планера. Вот как обрисовывал эту конструкцию Г.П.Адлер в собственной диссертации «Развитие русских авиационных конструкций до начала Первой Мировой.» : «На этом планере лишь поперечное равновесие поддерживалось перемещением центра тяжести летчика, продольное же равновесие и путевое, управлялось при помощи рычага с маленьким штурвальчиком, руководившим крестообразным хвостовым оперением… Планер был бамбуковый… Соединения в узлах по большей части сделаны по Ферберу, конструктивные узлы которого употреблялись во всех бамбуковых конструкциях того времени».

Россинский Борис Илиодорович.

Планер Россинского и Лямина строился в Тарасовке, в 18 км от Москвы на даче отца Лямина — обладателя столичной мануфактурной компании, которая поставляла полотно для обтяжки планера. Взлет планера был решен уникальным методом — с ледяной горки на санях. Первый взлет был выполнен в рождественские каникулы.

При достижении достаточной скорости планер, под управлением Россинского, отделился от саней и спланировал на протяжении склона. В декабре 1909 года Россинскому удалось перелететь реку Клязьму, поднявшись на высоту 12-15 метров над рекой, он пролетел 40 метров.

Планер «Россинский-Лямин». Зима 1909 г.

Планер «Россинский-Лямин». Зима 1909 г.

Взлет планера «Россинский-Лямин». Рисунок.

Взлет одного из балансировочных планеров Воздухоплавательного кружка ИТУ.

В 1908 году в Петербурге были организованны Воздухоплавательные студенческие кружки:
-28 февраля при Петербургском технологическом университете, под руководством доктора наук П.С.Селезнева;
-9 апреля при Петербургском университете инженеров путей сообщения, один из начальников — инженер Н.А.Рынин;
-в финише 1908 года создан планерный кружок при Санкт-Петербургском университете, организатор — Владимир Валерианович Татаринов.

2 мая 1908 года В.В.Татаринов взял патент на планер-биплан, на котором совершил последовательность успешных полетов на острове Недоедай в Санкт-Петербурге. Им же был сконструирован планер-триплан.
В 1909 году члены университетского кружка начали полеты на планере шанютовского типа, но полеты были прерашены полицией до разрешения мэра. Разрешение было получено только по окончании продолжительных хлопот, но лишь на университетском дворе и «без зрителей».

В 1909 году около Сестрорецка летали на планере на буксире за автомобилем, узнаваемый потом авиаконструктор А.А.Пороховщиков и будующий авиапромышленник, один из первых русских летчиков В.А.Лебедев.

В 1908-1910 годах в городе Гапсале (Эстония), куда съезжались на летние дачи петербуржцы, поднимались на планерах гимназист из Санкт-Петербурга Г.Д.его друзья и Векшин И.Фельдгун и Е.Локтаев. («Вестник воздухоплавания», 1910 г. № 15). Первый планер Векшина имел площадь крыла — 15 м2. Полеты совершались на буксире.

На втором планере Векшина был установлен передний руль высоты. На третьем планере площадь несущей поверхности была доведена до 24 м2,боковые переборки были убраны и введены все органы управления. («Аэро- и автомобильная судьба», 1910 г., № 18, 1911 г., № 17.). Летом 1910 года Векшин продержался в воздухе 4 мин.

36 сек. Он летал на высоте 28-30 м над точкой взлета.

Газетная заметка о полетах Г.А.Векшина.

В 1908 году в Петербурге был открыт Общероссийский аэроклуб. 16 января произошло учредительное собрание аэроклуба, а в декабре 1909 года Императорский Общероссийский аэроклуб (ИВАК) вступил в интернациональную аэронавтическую федерацию (ФАИ) и взял право регистрировать мировые авиационные и воздухоплавательные рекорды идеальные на территории России, и выдавать дипломы пилотам, настоящие во всех государствах. В 1910 году были изданы первые правила для летающих.

Ещё одним центром развития планеризма в Российской Федерации стал Киев. В ноябре 1908 года Воздухоплавательная секция Киевского Политехнического Университета (КПИ) была реорганизованна в Воздухоплавательный кружок под управлением, ученика Н.Е.Жуковского, доктора наук механики Николая Борисовича Делоне (1856-1931 гг.). Зимний период 1909 года кружковцами КПИ были выстроены планера для полетов на буксире.

Балансировочный планер А.А.Серебренникова по схеме Шанюта и планер Г.П.Адлера с рычажным управлением: руль и элероны высоты — ручка, руль направления — педали.

Планер Шанюта.

Планер Шанюта.

Планер Г.П.Адлера с рычажным управлением.

Весной 1909 года Б.Н.Делоне с преподавателями и сыновьями КПИ И.М.Ганицким и Э.К.Гарфом выстроил бамбуковый, балансировочный планер по схеме Шанюта, конструкцию которого Делоне детально обрисовал в брошюре «Устройство недорогого и легкого планера и методы летания на нем.» изданной в Киеве в 1910 году.

Николай Борисович Делоне.

Воздухоплавательный кружок КПИ сыграл большую роль в русском планеростроении. Он дал два типа планеров — Делоне и Адлера, которым в последующем следовали многие русские планеристы во время 1910-1914 годов.

Еще один воздухоплавательный кружок показался в ноябре 1909 года в Харькове. Это был студенческий кружок «Аэросекция» при Харьковском технологическом университете. Его создал доктор наук Г.Ф.Проскура, что организовал авиационную кафедру, а потом руководил Харьковским авиационным университетом — известным ХАИ.

А в это же время, в Тифлисе, А.В.Шиуков весной 1909 года выстроил более идеальный планер биплан. Крылья для устойчивости было V-образной формы с элеронами, хвостовое оперение с рулем высоты и двумя килями. Руля направления не было. Управление элеронами и рулём высоты было завязано на одной ручке управления.

По окончании взлета пилот усаживался на висячее сидение. Полеты на этом планере совершались во время апрель-май 1909 года.
В 1910 году А.В.Шиуков выстроил уникальный планер, моноплан по схеме «утка» — «Канар», с отогнутыми вверх консолями крыла. Планер владел хорошей устойчивостью и Шиуков совершал на нем управляемые полеты. На планере «Канар» Шиуков пролетел с бугра высотой 75 м на расстояние более 200 м. В будущем планер «Канар» был переделан в самолет.

Не считая Шиукова в Закавказье строил собственные планера служащий почтово-телеграфной конторы Тифлиса Тереверко Георгий Семенович. В 1907 году Тереверко приступил к постройке, а в 1908 году закончил собственный первый планер. Это был полубалансирный планер типа биплан с размахом крыла — 6 м и площадью крыла — 19 м2.

Весил планер — 28 кг. По внешнему виду он напоминал планер Шанюта, но отличался наличием рулей. В хвостовой части планер имел горизонтальный стабилизатор с рулем высоты и киль с рулем направления. Рули приводились в воздействие пилотом при помощи одного рычага, расположенного с правой стороны от пилота. Тереверко совершал полеты в местечке Сабуртало, неподалеку от Тифлиса.

На протяжении 30-го полета ему удалось продержаться в воздухе 1 мин. 33 сек. В конце 1908 года газеты писали о полете Тереверко с пассажиром — мальчишкой из Сабуртало.
В 1910 году Г.С.Тереверко пострил самолет, но не имея средств не смог купить для него мотор. Для отработки новой совокупности управления, примененной им на самолете, конструктор выстроил планер, на котором выполнил около 50-ти полетов. Это был планер-биплан с размахом крыльев — 8 м, площадью несущей поверхности — 12 м2 и весом около 65 кг.
19 февраля 1911 года в необычно ветренную погоду у людей из стартовой команды, бежавших с левой стороны, оторвало буксирную веревку, планер очень сильно накренился и упал на склон. На следующий сутки Георгий Семенович Тереверко от взятых травм скончался, став первой жертвой русского планеризма.

Тереверко Георгий Семенович.

Кроме Шиукова и Тереверко на Кавказе строили планеры В.С.Кебурия, В.Н.Клюй, И.Плат, С.Ахметелашвили, Л.Саларидзе, А.Павлов. Благодаря их энтузиазму Тифлис стал одним из центров планеризма дореволюционной России. В декабре 1909 года был создан Кавказский воздухоплавательный кружок.

В 1910 году кроме центров планеризма в Москве, Санкт-Петербурге, Тифлисе и Киеве началось развитие планеризма в других городах: Нижнем Новгороде, Смоленске, Самаре, Тамбове, харькове, Сумах, Иркутске, Томске, Чите. Также строили планера в Вильнюсе — Швилев и Лавров, во Владивостоке — студент Ф.Городецкий, в Верхнеудинске — физик И.Мельников. В Екатеринославле в 1910 году выстроил планер кружок воздухоплавания при Горном училище, на средства доктора наук Н.М.Лентовского.

В Феодосии, по схеме Делоне, выстроил планер и летал на нем учитель математики Феодосийского настоящего училища С.Червинский.

В данный же период планерный спорт начал развиваться в сельской местности. В селе Покровском Екатеринославской губернии студенты Д.Смирнов, Н.Григорович, Д.Хицунов и М.Михальченко летали на балансировочном планере типа Делоне с коробчатым хвостовым стабилизатором. В селе Павловское Нижегородской губернии планеризмом занимался Еремин, а в деревне Балганак близь Керчи — сын сельского преподавателя А.Добров.

Большая часть из выстроенных планеров возможно подразделить на три группы:
-балансировочные планеры типа Делоне;
-полубалансирные планеры типа Россинского-Лямина;
-планеры с управлением по трем осям типа Адлера.

Планеры по схеме Делоне либо с малыми отступлениями от нее, начали строить во многих регионах России. Постройкой занимались студенты Петербургского университета, Г.В.Алехнович в Смоленске, несколько студентов В Чите, обучающиеся средних учебных заведений в Иркутске, ученики настоящего училища Феодосии и многие другие. Самое последнее сообщение о полетах на чисто балансировочном планере схемы Делоне относится с полетам москвича Мейера (издание «К спорту» № 36 за 1912 г.)

Полубалансирные планеры по схеме Россинского-Лямина в 1910 году начали строить во многих местах. Такие планеры строили Тереверко в Тифлисе, Демин в Петербурге, Венцелли в Москве и Фальц-Фейн в Сумах.

Схема буксирного планера, с управлением по трем осям, имела громадной успех среди русских планеристов. Фальц-Фейн в Сумах, начавший с полубалансирного планера, в будущем, взяв чертежи из воздухоплавательного кружка КПИ, строил планеры по схеме Адлера. По данной же схеме строили планеры Касяненко в Черкасах, Новицкий в Дарнице, студент другие студенты и Громадский в Томске («Вестник воздухоплавания.» №№ 5; 9 за 1911 г.).

В планеризме наметилось три направления:
-научно-исследовательское и умело-конструкторское;
-начальной летной подготовки;
-спортивное.

Примером первого направления возможно назвать столичного и киевского центров планеризма возглавляемых в Москве — Н.Е.Жуковским в Киеве — учеником Жуковского Н.Б.Делоне. Под их влиянием и руководством проводились научно-исследовательские работы, совершенствовались аэродинамические формы, совокупности управления и развивались конструкции планеров.

Планеристы второго направления строили планеры и летали на них, но грезили о самолетах. Планеры для обучения были копиями, или малыми модификациями планера схемы Шанюта. Среди представителей этого направления возможно назвать русских летчиков М.Н.Ефимова, Г.В.Алехновича, П.Н.Нестерова, В.А.Лебедева и других.

П.Н.Нестеров рядом со своим планером в Нижнем Новгороде. 1911 год.

Один из взлетов Нестерова на своем планере.

В спортивном планеризме начало проявляться соревновательное начало, рвение продемонстрировать отличных показателей. В мае 1910 года в Тифлисе была попытка совершить соревнования между местными спортсменами: Шиуковым, Тереверко, Бобылевым. Но планеристам не повезло, разыгравшаяся буря повредила два состязания и планёра не состоялись.
Неспешно получали права гражданства в планеризме и рекордные успехи, с течением времени их стали регистрировать. Так, итог Векшина в 1910 году по длительности полета — 4 мин. 36 сек. был отмечен в печати как мировое рекордное достижение (только через год Орвил Райт продемонстрировал итог 9 мин.

45 сек.).

не меньше больших результатов достиг в те годы второй русский планерист С.П.Добровольский. Имея средства и опыт полетов на аэроплане он смог выстроить пара планеров. О самоё удачном его планере Г.П.Адлер писал в собственной диссертации: «В 1911 г. планеры, имеющие все органы управления, начали строиться уже с учетом конструктивной схемы самые популярных аэропланов.

Так в селе Аголмоны Таврической губернии С.П.Добровольский выстроил биплан по схеме в один раз с передним рулем высоты. Перед стабилизатором — вертикальный киль, верхнее крыло больше нижнего. Планер бамбуковый, несущая поверхность — 25 м2, размах — 8 м.» («Аэро- и автомобильная судьба.», № 20 за 1911 г.).

Схема планера С.П.Добровольского.

Участники постройки планера Добровольского.

Добровольский взлетал, буксируемый лошадью (позднее гоночным автомобилем), скоро набирал высоту и переходил на парение. В 1912 году Добровольскому удалось совершить полет длительностью около 5 мин. Это было высшее достижение планеризма в Европе и Российской Империи («Аэро- и автомобильная судьба.» № 2 за 1913 г.).

О популярности планеризма в Российской Федерации свидетельствовал тот факт, что планеры строили на авиазаводах, в Санкт-Петербурге — завод Щетинина, в Москве —«Дукс», в Варшаве — «Аэроофис» и др.

В будущем в связи с ростом самолётостроения и развитием авиации в планеризме наблюдался отток и некоторый спад кадров. С началом Первой Мировой планерное перемещение в России фактически заглохло.

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Б.И.Васнев. 100 лет первому русскому планерному полету.
Издание «Техника-молодёжи» № 06 за 1940 г.

Цифровая история: Федор Севастьянов о спецслужбах Российской империи

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: