Загадка южных морей. аргентинские крейсера «альмиранте браун» и «вентенсинко де майо»

      Комментарии к записи Загадка южных морей. аргентинские крейсера «альмиранте браун» и «вентенсинко де майо» отключены

Два крейсера, созданные по заказу ВМС Аргентины (Armada Republica Argentina – ARA), – возможно, наименее узнаваемые из всех больших кораблей ВМФ итальянской постройки. Не обращая внимания на то, что они проходили службу в составе ARA В первую очередь 1930-х до второй половины 1950-х годов, сведения, публикуемые о них в справочниках, а также в журналах и книгах военно-морской тематики, очень скудны, и до сих пор остаются противоречивыми по некоторым вопросам.

Кроме того итальянские историки отмечают, что со временем делается все тяжелее обнаружить уникальные документы, касающиеся строительства и в особенности работы этих судов. Приходится с сожалением признать, что многие документы уже безвозвратно утеряны, ушли из этого мира и люди, причастные к начальному периоду и строительству работы этих судов. Однако, сейчас, в большой степени благодаря возможности и развитию Интернета своевременного обмена информацией кроме того с этими отдаленными уголками планеты, как Южная Америка, произошло создание более-менее полной картины их устройства, строительства и карьеры.
Политическая ситуация

Аргентина находится на другой стороне земного шара и, не обращая внимания на все современные информационные разработки, кроме того на данный момент остается для нас неизвестной. Ввиду этого нужно сделать маленький экскурс в историю и сообщить пара слов о самой Аргентине, её военно-морских силах, и о том историческом периоде, на что пришлась работа храбрецов отечественного повествования.

Территории, на которых появилось государство Аргентина, изначально входили в состав испанского вице-королевства Ла-Плата. Но к началу XIX века власть метрополии на южноамериканских почвах стала чисто номинальной, что подстегнуло борьбу колоний за независимость. 25 мая 1810 г. в Буэнос-Айресе была основана Аргентинская конфедерация, которая отвергла подчинение Мадриду, а через шесть лет, 9 июля 1816 г., в Тукумане было заявлено о полной независимости страны.

Практически сначала собственного существования новая страна владело флотом, отцом-основателем которого считается ирландец Уильям Браун. Как и все появившиеся благодаря распада испанской колониальной империи страны, Аргентина принимала участие в локальных конфликтах с соседями.

В особенности довольно часто появлялись спорные моменты (заставляющие, кроме всего другого, думать об усилении флота) в отношениях с Чили из-за спорных территорий в Патагонии, пограничных территорий в Пуна-де-Атакама и на острове Огненная Почва. Кроме этого временами появлялись важные трения с Парагваем и Бразилией, иногда переходившие в армейские столкновения.

Все это заставляло уделять внимание флоту, как одному из главных элементов обороны страны и инструменту дипломатического и политического давления. Не имея собственной развитой судостроительной индустрии, Аргентина вынуждена была размещать заказы на постройку всех более либо менее больших боевых единиц в государствах с развитым судостроением. Такое положение вещей в последующем выяснило и тот факт, что большая часть аргентинских судов не являли собой что-то уникальное, а были повторением либо развитием конструкций, уже опробованных на европейских либо американских верфях.

В конце XIX в. все большие единицы ARA были выстроены в основном в Англии, но уже тогда произошло первое знакомство аргентинских моряков с продукцией итальянского судостроения. В 1896–1898 гг. в этом государстве для ВМС Аргентины были выстроены 4 крейсера типа «Гарибальди». К счастью, конфликтная обстановка с Чили, для ответа которой предназначалась продукция итальянских верфей, разрешилась миром [1]; участия в начавшейся спустя полтора десятилетия всемирный бойне Аргентина кроме этого счастливо избежала.

Усилив собственный флот двумя выстроенными в Соединенных Штатах линейными кораблями («Морено» и «Ривадавия»), Аргентина долгое время оставалась без современных крейсеров, поскольку выстроенные в конце прошедшего века суда морально устарели уже к началу Первой Мировой. Однако «старички» типа «Гарибальди» представляли крейсерские силы ARA в течении чуть ли не трех десятилетий.

Сперва интернациональная ситуация, а позже внутреннее экономическое положение не разрешали уделять должное внимание обновлению ВМС. Лишь в середине 1920-х годов удобная внутренняя экономическая обстановка (в межвоенный период Аргентина была самый богатым и развитым в экономическом отношении страной Латинской Америки, а по количествам валового национального продукта входила в десятку ведущих государств) разрешила принять новую программу строительства флота, включавшую постройку трех крейсеров «вашингтонского» типа, шести эсминцев и шести подводных лодок.

постройка и Заказ судов пришлись на правление президента Иполито Иригойена, избранного на собственный пост в 1928 г. Нужно подметить, что Иригойен уже занимал президентский пост в 1916–1922 гг.; в заслугу ему возможно поставить то, что он сумел отстоять нейтралитет Аргентины на протяжении Первой мировой, но во время разразившегося мирового финансового кризиса он был не на высоком уровне, что послужило предлогом для вооруженного мятежа. В сентябре 1930-го президент был свергнут упрочнениями высших гражданских лидеров и офицеров Консервативной партии.

Правительство возглавил генерал Хосе Урибуру, предпринявший попытку установить власть по примеру фашистской Италии, но бесполезно. В 1931 г. соперники Урибуру из армейских заставили генерала назначить выборы. В 1932 г. победу одержал радикал – генерал Агустин Хусто.

На протяжении его правления, в 1934 г., была принята особая программа по усилению флота. Обстоятельствами тому было усиление чилийского флота, и только частичное исполнение программы 1926 года. В Англии был заказан крейсер и 7 эсминцев, в самой Аргентине выстроены 9 тральщиков и заложены 4 минзага.

Эти меры разрешили Аргентине к 1939 г. иметь восьмой по численности флот в мире.

По окончании срока президентства Хусто на должность президента был выдвинут Роберто Ортис, а на должность вице-президента – Рамон Кастильо. В 1938 г. было заявлено об их победе на выборах. Ортис постарался исправить нарушения законности, допущенные предшественниками, и это снискало ему помощь населения.

Но по окончании двух лет нахождения на своем посту Ортис был должен отойти от президентской деятельности по состоянию организма и практически передать аккуратную власть вице-президенту Кастильо. Последний официально вступил в должность президента в 1942 г., по окончании смерти Ортиса.

С началом Второй мировой многие аргентинские офицеры не скрывали собственных симпатий к государствам «Оси» и приветствовали их победы. Сам президент Кастильо не смотря на то, что и придерживался политики нейтралитета, честно восхищался Франко и Муссолини. Только в конце 1943 – начале 1944 гг. высшие армейские чины Аргентины пришли к пониманию того, что Германии не удастся победить войну.

В то время, когда на следующих выборах Национально-демократическая партия, участником которой являлся Кастильо, решила выдвинуть в качестве его преемника Робустиано Костаса, Кастильо не стал возражать. Казалось, что при помощи действующего президента Костасу обеспечена победа. Но 4 июня 1943 г. случился армейский переворот, свергнувший Кастильо.

От переворота 1930 года данный отличался тем, что гражданские в нем практически не принимали участие. Армейские всецело забрали власть в собственные руки. Во премьер-министру поднялся генерал Педро Пабло Рамирес.

Национальный конгресс был распущен, в стране введена цензура, многие политические деятели арестованы, публичные организации, в особенности связанные с рабочим движением, поставлены под контроль.

Всего за несколько месяцев творимый новым режимом произвол привёл к среди населения. Тогда несколько офицеров во главе с полковником Хуаном Доминго Пероном (бывшим тогда главой министерства труда и секретарем военного министра) решила добиться помощи народа. Совершив переговоры с начальниками рабочего движения, они с ноября 1943 г. развернули широкую программу социальных преобразований.

Перон поощрял рост профсоюзного перемещения, чем добился помощи рабочих. Растущую популярность он решил применять для упрочнения собственного политического положения. В январе 1944 г., воспользовавшись тем, что президент Рамирес порвал отношения с государствами «Оси», перонисты заставили его уйти с собственного поста, заменив генералом Эдельмиро Фаррелем.

В течение последующих полутора лет Перон стал практически премьер-министром. Сейчас все политические партии были запрещены и узаконены ограничения свободы печати. 27 марта 1945 г. Аргентина объявила войну японии и Германии, а 9 октября несколько антипе-ронистски настроенных офицеров арестовала Перона. Но пока путчисты пробовали договориться, приверженцы Перона из рабочих практически захватили Буэнос-Айрес и уже 17-го числа Перон возвратился к власти.

В следующие четыре месяца была организована кампания по выборам президента, и Перон взял верх, взяв 54% голосов. 4 июня 1946 г. он официально вступил в должность президента.

Экономическая политика Перона была направлена на развитие индустрии. Все годы существования режима цены на сельхозпродукцию держались на весьма низком уровне. Приобретаемая прибыль направлялась на субсидии, разрешающие опустить цены на продовольствие, на развитие индустрии, на совершенствование и укрепление армии.

Перон национализировал кое-какие предприятия, принадлежавшие чужестранцам, применял часть валютных запасов на приобретение железных дорог – собственности британских и французских компаний, выкупил в Соединенных Штатах телефонную сеть и экспроприировал без выплаты компенсаций кое-какие предприятия, пребывавшие в американской собственности. В 1949 г. Перон ввел в стране новую конституцию, в соответствии с которой права президента существенно расширились, а федеративная совокупность была упразднена. Не считая всего другого, он сочувствовал фашистам, и по окончании войны в Аргентине различными дорогами выяснилось большое количество бывших деятелей Фашисткой германии.

С именем Перона связывают и начавшийся в 1948 г. двадцатилетний период, что военно-морские исторические корреспонденты именуют чуть ли не «эрой восстановления». Его деятельность в военно-морской сфере началась с приобретения В США громадного количества выведенных в резерв судов и кораблей, доставшихся Аргентине по низким стоимостям. В начале 1951 г. крейсерские силы ARA были усилены двумя судами типа «Бруклин», каковые заменили выведенные из боевого состава линейные корабли.

Побудительным моментом для для того чтобы обновления флота стали возобновившиеся споры за территорию с Чили.

За время существования режима Перона много раз предпринимались попытки его свержения. К самые серьёзным относятся восстание, случившееся незадолго до переизбрания Перона в сентябре 1951 г., беспорядки на флоте в июне 1955 г. и перемещение, закончившееся смещением Перона в июне 1955 г. Это перемещение возглавили офицеры ВМФ и кое-какие представители ВВС, после этого к нему присоединились кое-какие армейские подразделения из внутренних частей страны.

В то время, когда флот начал угрожать обстрелом Буэнос-Айреса, Перон покинул страну и перебрался в Испанию, к собственному кумиру – генералу Франко. Но в целом внутриполитическая обстановка в стране лишь ухудшилась, поскольку за свержением Перона последовала целая череда армейских переворотов. Преемником Перона на должности президента стал генерал Эдуардо Лонарди. Но уже в ноябре 1955 г. случился переворот, из-за которого во главе страны был генерал Педро Эухенио Арамбуру.

Правительство Арамбуру оставалось у власти до 1 мая 1958 г., после этого президентом стал Артуро Фрондиси, прилагавший громадные упрочнения по налаживанию экономики страны, но и он в марте 1962 г. был низложен армейскими.

На фоне всех этих событий и прошла жизнь храбрецов отечественного повествования…

Постройка

Принятая в 1926 г. кораблестроительная программа была запланирована на 10 лет и предусматривала затраты в размере 75 миллионов песо. Главным пунктом программы стало ответ о постройке трех современных крейсеров «вашингтонского» типа для совместных действий с линейными кораблями, прошедшими в 1924-1926 гг. ремонт и модернизацию.

Тендер на постройку трех крейсеров и трех подводных лодок к неспециализированному удивлению победили итальянские компании, отодвинувшие соперников из Англии и Соединенных Штатов – государств, считавшихся классическими поставщиками больших кораблей ВМФ для ВМС Аргентины. Действительно, экономические обстоятельства вынудили отказаться от строительства третьего крейсера [2], и привели к частичному исключению из программы ранее намеченных к постройке запасных единиц.

В конечном счете Аргентина заключила сделку на постройку двух крейсеров. Контракт был подписан в Лондоне 5 мая 1927 г. адмиралом Исмаэлем Галиндасом с аргентинской стороны и президентом группы «Орландо» Луиджи Орландо с итальянской. Оба корабля должны были строиться под неспециализированным управлением Л. Орландо на верфях в Сестри-Поненте (пригород Генуи) и Ливорно.

Тут направляться заявить, что незадолго до этого случилось слияние верфей «Одеро» в Сестри-Поненте и Муджано, механических фабрик «Виккерс-Терни» в Специи и Генуе, сталелитейных фабрик «Терни» и верфей «Орландо» в Ливорно в группу фирм «Одеро-Терни-Орландо» (О.Т.О.).

Ответ о постройке судов было узаконено президентским декретом 0.0.150/927 от 31 августа 1927 г.; тогда же им были присвоены наименования «Вентисинко де Майо» («25 мая») и «Альмиранте Браун». Приказом главнокомандующего ВМС от 7 марта 1931 г. оба корабля были классифицированы как крейсера.

Проект аргентинских судов был создан на базе итальянских крейсеров типа «Тренто», но отличался сниженными размерами, калибром артиллерии, легко ослабленным составом и бронированием силовой установки. Концепция проекта отвечала итальянским правилам – быстроходный корабль со не сильный защитой, развитыми средствами и мощным вооружением ПВО.

«Вентисинко де Майо» был заложен 29 ноября 1927 г. (по другим сведеньям – 14 ноября) на судостроительной верфи «Орландо» в Легорне (пригород Ливорно) и построен 11 августа 1929 г. Крестной матерью корабля стала супруга адмирала Исмаила Галиндеса, донья Амелия Поллинини де Галиндес. Весьма интересно подчернуть, что 30 сентября 1930 г., на протяжении визита завода «Орландо» на борт крейсера поднимались советские эксперты.

Сейчас он был практически готов к передаче клиенту, и участнику отечественной делегации А. И. Бергу показалось весьма заманчивым осмотреть радиооборудование корабля, выполненное по большей части германскими компаниями. Представившись дежурному офицеру германским инженером (фамилия прекрасное знание и Берг немецкого языка, по всей видимости, усыпили бдительность аргентинца), он с сотрудником радиоинститута получил разрешение ознакомиться с его документацией и оборудованием.

«Альмиранте Браун» был заложен 12 октября 1927 г. Он стал последним кораблем, выстроенным на стапеле «Кантие-ре ла Фоче», что по окончании 1931 г. был демонтирован для расширения города. Крейсер сошел на воду 28 сентября 1929 г., крестной матерью на данной церемонии выступила супруга адмирала Хулиана Фаблета, Изабель Ф. де Фаблет.

Загадка южных морей. аргентинские крейсера «альмиранте браун» и «вентенсинко де майо»

«25 де Майо» обошелся аргентинской казне в 1225 тыс. ф. ст., «Альмиранте Браун» – в 1123 тыс. ф.ст..

5 июля 1931 г. оба корабля были приняты аргентинским экипажами и подняли национальные знамёна; 27 июля отправились из Генуи к месту работы. Но из-за неполадок в автомобилях обоих судов плавание было нужно прервать практически сразу после выхода из Италии и подняться на ремонт в Гибралтаре. Однако, 15 сентября новейшие крейсера прибыли в Аргентину.

Описание конструкции надстройки и Корпус

Снаружи аргентинские крейсера представляли собой достаточно «чистую» конструкцию, не перегруженную архитектурными излишествами «и надстройками». Все смотрелось очень кратко и предельно функционально.

В отличие от прототипа, аргентинские крейсера имели корпус полубачного типа и клиперный форштевень с развитым бульбовым образованием. Для улучшения мореходности шпангоуты в носу имели большой развал, а полубак – маленькой подъём к форштевню. Отношение длины к ширине равнялось 9,66.

Палуба полубака (занимавшего около трех четвертей длины корабля) и открытая часть верхней палубы на юте покрывались деревом, что, в неспециализированном-то, не характерно для итальянского судостроения, где древесное покрытие в большинстве случаев имел лишь ют.

Совокупность комплекта – смешанная: продольная в пределах цитадели, поперечная в оконечностях. Шпангоуты были расставлены с постоянной на всей протяженности корпуса шпацией в 90 см, их нумерация, как и на прототипе, шла от мидель-шпангоута в корму (84 шпангоута) и в шнобель (104 шпангоута).

О подробностях внутреннего устройства крейсеров известно достаточно мало [3]. Корпус имел лишь одну целую палубу – верхнюю. Ввиду довольно малый высоты корпуса машины и котлы занимали всё пространство от настила второго дна до верхней палубы.

Батарейная и жилая палубы практически являлись платформами, разрываясь отсеками энергетической установки, простирались от форштевня до переборки котельного отделения (доходившей по высоте до верхней палубы) на 31-м носовом шпангоуте, а в корме начинались от такой же переборки машинного отделения на 36-м кормовом шпангоуте. Батарейная палуба длилась до ахтерштевня, а жилая – до 69-го кормового шпангоута, потом начиналось румпельное отделение.

Двойное дно начиналось от форштевня и доходило до 58-го кормового шпангоута. Высота междудонного пространства составляла в носу около 80 см, а с 66-го носового шпангоута и потом в корму – приблизительно 140 см. Как и на «Тренто», конструкция двойного дна переходила в двойной борт, поднимавшийся в носовых отсеках (до 31-го носового шпангоута) до отметки батарейной палубы, потом в корму (в районе МКУ и кормовых отсеков) двойной борт доходил до верхней палубы.

Поперечные переборки, доходившие до верхней палубы, пребывали на 86-м, 80-м, 52-м, 41-м, 31-м, 21-м, 11-м и 1-м носовых и на 14-м, 21-м, 36-м, 56-м и 79-м кормовых шпангоутах. Для уменьшения бортовой качки были установлены скуловые кили длиной 50,5 м, тянувшиеся от 28-го носового до 29-го кормового шпангоута.

Аргентинские крейсера имели лаконичный силуэт, главными элементами которого были носовая надстройка и массивная дымовая труба.

На протяженном полубаке разместились все надстройки крейсера. Носовая надстройка протянулась от барбета носовой возвышенной башни практически до грот-мачты (до 15-го кормового шпангоута). Большую её часть занимали шахты дымоходов котельных отделений и коробообразные оголовки шахт вентиляции.

В корму за дымоходами в надстройке размешались разные служебные и бытовые помещения – к примеру, прачечная, баня, камбуз. В том месте же размешались шлюпочные ростры.

Размешавшаяся между возвышенной башней и фок-мачтой носовая надстройка была трёхъярусной и включала в себя ходовой мостик, штурманскую и боевую рубки. Боевая рубка пребывала в самой надстройки, и лишь её верхняя часть со смотровыми щелями возвышалась над крышей ходовой рубки на довольно маленькую высоту. На крыше боевой рубки устанавливался бронированный командно-дальномерный пост (КДП).

Ходовой мостик был закрытого типа (чем-то похожий на мостик крейсера «Тренто» в его позднем варианте) с остеклением и покатой крышей в передней части для улучшения обзора из боевой рубки. Для облегчения управления кораблем в непростых условиях и на протяжении швартовки при относительно узкой надстройке имелись крылья мостика, правда не доходившие до бортов. На крыше надстройки, за КДП, пребывала площадка для кольцевой антенны радиопеленгатора.

В кормовой части полубака, за грот-мачтой, размещалась «полутораярусная» кормовая надстройка с резервным постом и кормовым мостиком управления огнём.

Крейсера имели рангоут, подобный своим итальянским прототипам. Сходу за носовой надстройкой стояла низкая треногая фок-мачта, имевшая пара площадок, на которых размешались боевые и сигнальные прожекторы, дальномеры, другое оборудование и навигационные огни. Сверху мачта была увенчана башенкой КДП для того чтобы же типа, как и на боевой рубке.

Грот-мачта кроме этого была треногой, на ней размещались мостик для сигнальщиков и прожекторная площадка с двумя 90-см боевыми прожекторами. Стеньга несла две реи для подъёма и растяжки антенн сигнальных знамён. В том месте же пребывали указатели положения руля, созданые в форме шара и конуса, расположенных по обеим сторонам от стеньги (в отличие от итальянских судов, где употреблялись шара и фигуры ромба, расположенные лишь слева от стеньги).

Поворот руля машинально изменял положение фигур, так что следующий в линии корабль имел возможность приобретать визуальную данные о грядущем маневре. Крепившаяся к грот-мачте грузовая стрела оборудовалась электрической лебедкой.

Суда оснащались тремя становыми якорями Холла, втягивавшимися в полуклюзы. Якоря размещались по так называемой британской схеме: два – по правому борту (один из них был резервным) и один по левому. Еще один якорь, намного меньших размеров, закреплялся у стены носовой надстройки по правому борту.

Четыре якорно-швартовых шпиля (два носовых и два кормовых) приводились в воздействие электромоторами.

Бронирование

Броневая защита аргентинских крейсеров в целом повторяла прототип и включала в себя 70-мм броневой пояс, замыкавшийся 40 – 60-мм траверсами, и закрывавшую его сверху 25-мм броневую палубу.

Броневой пояс имел длину 108,5 м и высоту 2,6 м. Он опирался на 5-й и 6-й бортовые стрингеры и простирался от 65-го носового шпангоута до 56-го кормового. Борт над поясом до верхней палубы (от шп.43 в корме до шп.55 в носу), кроме этого на высоту 2,6 м, защищался 25-мм бронёй. Так, неспециализированная высота забронированного борта составляла 5,2 м. Но углубление нижней кромки пояса было очевидно недостаточным: в обычном водоизмещении ниже КВЛ пребывало 0,6 м брони, в полном грузу – около 1 м.

Башни главного калибра и их барбеты имели круговое бронирование толщиной 50 мм. Боевая рубка и расположенный на ней КДП – 65 мм. Из боевой рубки до броневой палубы проходила коммуникационная труба, стены которой кроме этого имели 65-мм бронирование.

Командно-дальномерный пост на фок-мачте бронирования не имел.

Артиллерия главного калибра

Из-за значительно более скромных, чем у прототипа, размеров аргентинские суда было не реально вооружить достаточным числом 203-мм орудий. Выбор был сделан в пользу не совсем простого калибра 190 мм. Необходимо отметить, что именно благодаря оружию, по чисто формальному показателю, эти суда классифицируются как тяжелые крейсера.

Первоначально на крейсера планировалось установить по 9 орудий в трехорудийных башнях, но достаточно скоро стало известно, что это повлечет за собой важную дополнительную нагрузку на корпусные конструкции (традиционно не сильный в итальянском судостроении) и неспециализированную перегрузку. Исходя из этого, в итоге, решили ограничиться шестью орудиями в спаренных установках.

К сожалению, о самих орудиях известно мало. Как утверждает итальянский историк Маурицио Бреша (издание «Storia Militare», №9-2007), в историческом архиве компании «ОТО-Мелара» не сохранилось никаких документов по ним.

Второй итальянский историк – Акилле Растелли – предполагает, что эти орудия были созданы «Одеро-Терни» для предполагавшихся к постройке практически сразу после окончания Первой Мировой громадных крейсеров, но по окончании Вашингтонской конференции, поднявшей максимально разрешенный калибр артиллерии крейсеров до 203 мм, они были невостребованными. Версию же о том, что на аргентинские суда были установлены 190-мм пушки совокупности «Виккерс-Армстронг» с длиной ствола 45 клб., подобные орудиям итальянских броненосных крейсеров типов «Сан» и «Пиза-Джорджо», выстроенных еще в 1905–1909 гг., нужно считать несостоятельной.

«Альмиранте Браун» и «25 де Майо» взяли по шесть 190-мм орудий «Одеро-Терни» с длиной ствола 52 клб., являвшихся форсированной версией 190-мм/45 орудия Mk.VI компании «Виккерс», находившегося на английских крейсерах типа «Хокинс». Не считая этих двух крейсеров, эта модель не устанавливалась больше ни на одном корабле.

Для орудия имелось два типа снарядов: бронебойный весом 90,9 кг и фугасный весом 90,05 кг. Начальная скорость достигала 959 м/с. С громадной долей возможности возможно заявить, что живучесть стволов этих изрядно форсированных орудий была низкой.

К счастью, им не было необходимо вести пламя по настоящему сопернику.

Башни аргентинских крейсеров проектировались на базе башен «Тренто». Диаметр барбета – 5,4 м. Приводы вращения башен гидравлические, углы горизонтальной наводки составляли по 150 на борт. Орудия в них были установлены в общей люльке, расстояние между осями стволов – всего 81 см. Углы вертикальной наводки составляли от -7 до +45°, заряжание имело возможность производиться в диапазоне углов возвышения 0…12°.

Практическая скорострельность – до 3,2 выстрела в 60 секунд. Большая дальность стрельбы до 27300 м.

Боекомплект складывался из 120 снарядов на ствол. Погреба боезапаса оборудовались совокупностью рефрижерации.

Для управления огнем главного калибра помогали два командно-дальномерных поста с 5-метровыми дальномерами, в целом подобные устанавливавшимся на итальянских тяжелых крейсерах. Резервный пост управления огнем был на кормовой надстройке. Любая башня кроме этого оборудовалась собственным 8-метровым дальномером.

Зенитная артиллерия

Артиллерия среднего калибра на аргентинских судах была представлена шестью спаренными артиллерийскими установками, размещавшимися на протяжении бортов в средней части. В некоторых публикациях говорится, что это были установки совокупности Минизини, каковые устанавливались на всех итальянских крейсерах, но в конечном итоге это были 102-мм/45 орудия «Одеро-Терни» – уникальная разработка, в итальянском флоте не использовавшаяся.

102-мм орудия совокупности «Шнейдер-Армстронг» примера 1918-1919 гг. с длиной ствола 45 калибров производились по лицензии компанией «Ансальдо» и ставились (в спаренных установках) на эсминцы типа «Куртатоне». По всей видимости, качающаяся часть была заимствована у них без важных трансформаций, станок же проектировался заново.

Для придания орудиям угла возвышения до 80°, под станок устанавливались особые барабаны, в следствии чего оси цапф пребывали на высоте более двух метров, исходя из этого для заряжающих было нужно сделать особые площадки. Вес 102-мм боеприпаса составлял 13,74 кг, начальная скорость – 850 м/с, дальность стрельбы – 15000 м, скорострельность – 7 выстр./мин. Установки, находившиеся на миделе, имели возможность наводиться в горизонтальной плоскости на 70° в корму и нос от траверза, а концевые – на 90° от траверса в сторону соответствующей оконечности и на 70° в шнобель либо корму соответственно.

Управление огнем 102-мм орудий обеспечивалось тремя 5-метровыми дальномерами, два из которых устанавливались на верхней площадке фок-мачты, а третий – на кормовой надстройке (последний имел возможность употребляться как резервный для управления огнем главного калибра).

У кормовой надстройки на палубе полубака находились шесть 40-мм/33 автоматов «Виккерс-Терни» примера 1915 г. (лицензионная копия известного английского «пом-пома»).

Торпедное оружие

Два неподвижных бортовых трехтрубных 533-мм торпедных аппарата устанавливались на верхней палубе перпендикулярно диаметральной плоскости со смещением относительно друг друга (аппарат левого борта смещен на 4 шпации в корму), так как при ширине корпуса в 17,7 м и длине самой торпеды в 7,5 м не представлялось вероятным разместить их симметрично. Из-за конструкции аппаратов наведение торпед осуществлялось только установкой гироскопа.

Стрельба велась через порты в борту, для чего аппараты имели возможность выдвигаться из корпуса на особых рельсах. Снаружи порты закрывались круглыми крышками, откидывающимися вверх. Для каждого аппарата имелось по три запасных торпеды, хранившихся в близи от них.

Итальянская 533-мм торпеда SI примера 1925 г. при неспециализированном весе 1781 кг несла 250 кг взрывчатого вещества и имела возможность на скорости 42 уз пройти 4000 м, а на скорости 24 уз – 10000 м.

Авиационное оружие

В соответствии с новейшими веяниями времени аргентинские крейсера еще на стадии проектирования взяли авиационное оружие. Авиация тогда лишь осваивалась на судах, и кораблестроители еще пребывали в поиске самоё приемлемого места для размещения на катапульты и корабль самолётов. Проектировщики схему, принятую для прототипа: пневматическая катапульта совокупности Га-ньётто пребывала на палубе полубака, а ангар – под ним.

Ангар занимал по высоте два межпалубных пространства и вмещал два поплавковых гидросамолета-биплана Воут V-65F «Корсар» [4], каковые хранились в нем со сложенными крыльями. установка и Подъём самолета на стартовую тележку катапульты осуществлялась съемным краном-стрелой, устанавливаемым в особое гнездо на палубе с правого борта рядом со сдвижным люком, отрывавшим доступ в ангар, в походном положении кран хранился по правому борту сложенным на протяжении палубы рядом с люком ангара.

На первый взгляд, данное размещение катапульты (экспериментально опробовано итальянцами на трофейном крейсере «Анкона») казалось удачным: стартующий самолет был открыт набегающему потоку воздуха, при взлете на него не влияли создаваемые надстройками вихревые потоки. Но минусы и плюсы таковой схемы еще не были в достаточной степени проверены эксплуатацией, потому, что «Тренто» и «Триест» еще не вступили в строй.

Практика же продемонстрировала, что подобное размещение нельзя назвать оптимальным ни с эксплуатационной (в свежую погоду пребывающий на катапульте самолет подвергался заливанию), ни с тактической точки зрения (самолет перекрывал сектор стрельбы носовым башням, а при ведении огня на острых курсовых углах мог быть поврежден дульными газами). К тому же, для подъема самолета из установки и ангара его на катапульту носовую башню требовалось развернуть на борт.

Исходя из этого через пара лет, по опыту плаваний судов в неспокойных водах Южной Атлантики, катапульта с полубака была убрана и заменена простой поворотной, размещенной в средней части корабля.

Силовая установка

Энергетическая установка крейсеров размещалась по линейной схеме. Носовая переборка котельных отделений проходила на 31-м носовом шпангоуте, машинное отделение левого борта начиналось практически на миделе (за переборкой на 1-м носовом шпангоуте), машинное отделение правого борта – ближе к корме; их разделял коффердам (между 14-м и 21-м кормовыми шпангоутами), отведенный под цистерны.

Пар для турбин производили шесть водотрубных котлов совокупности Ярроу, размешавшиеся попарно в трех котельных отделениях. Дымоходы всех шести котлов, и запасного котла, размешавшегося на основной палубе между дымоходами 2-го и 3-го котельных отделений, выводились в неспециализированную трубу. С каждой стороны трубы были выведены по три трубки аварийного сброса пара (от каждого котла), окруженные особыми площадками.

Котельная установка обеспечивалась нужным запасным оборудованием – насосами для перекачки горючего, циркуляционными насосами, дистилляторами и нагнетательными вентиляторами для котельной воды.

Два турбозубчатых агрегата совокупности Парсонса развивали суммарную мощность 85000 л.с. при рабочем давлении пара 21 атм. и снабжали 32-узловую скорость полного хода. На опробованиях «25 де Майо» продемонстрировал скорость 32,5 уз, мощность силовой установки наряду с этим краткосрочно достигала 116000 л.с..

Турбины передавали вращение на два трехлопастных винта диаметром 4,06 м. Из-за линейного размещения силовой установки гребные валы имели различную длину и различные углы наклона. Это, со своей стороны, обусловило легко отличавшиеся обводы корпуса недалеко от выхода гребных валов. В отличие от итальянских судов, ограждение винтов отсутствовало.

Запасы жидкого горючего и пресной воды размешались в междудонном пространстве, в отсеках двойного борта, а также в носовых и кормовых цистернах. Носовые размешались между шп. 66 и 86 и по высоте доходили до жилой палубы, кормовые, кроме этого доходившие до жилой палубы, пребывали между шп. 58 и 69.

Большой запас горючего достигал 2300 т, обычный – 1800 т. Дальность плавания на экономической 14-узловой скорости составляла 8030 миль (действительно, в некоторых источниках приводятся цифры 7300 а также 12000 миль для той же скорости).

Экипаж

Экипаж, по начальному штату складывавшийся из 600 матросов и офицеров, потом неизменно возрастал в численности и доходил до 780 человек.

Размещение было классическим: офицеры в каютах в корме, унтер-офицеры кроме этого в каютах, но в носовой части, матросы же для сна применяли гамаки, каковые имели возможность подвешиваться под подволок фактически по всему кораблю. Главная масса размещалась в коридорах на верхней палубе на протяжении обоих бортов, в помещении торпедных аппаратов, под носовой надстройкой, около барбетов башен главного калибра, по бокам от ангара и в первых рядах от него.

На батарейной палубе места для подвески гамаков группировалась по бокам от носовой 190-мм башни, сзади барбета носовой возвышенной башни и около барбета кормовой, а также в маленьком кубрике перед ангаром. Наконец, часть экипажа размешалась на жилой палубе – около барбета носовой возвышенной башни и перед барбетом кормовой, по бокам от рефрижераторного отделения. В этих же помещениях пребывали особые шкафы для коек, куда они убирались на сутки.

По окончании переноса катапульты с полубака на мидель отпала необходимость в ангаре, просторный количество которого применяли для размещения личного состава.

Шлюпки

Корабельные плавсредства, состав которых в ходе работы изменялся, первоначально включали шесть шлюпок. Два 8,5-м 10-весельных катера подвешивались на шлюпбалках в районе дымовой трубы (их спуск на воду обеспечивался лебедкой, расположенной у стены надстройки), а на рострах размещались 12-м 16-весельный гребной катер и три моторных катера – командирский и два разъездных. Их спуск на подъём и воду на борт осуществлялся стрелой грот-мачты.

Первоначально крейсера комплектовались моторными катерами итальянского примера, но по окончании модернизации, если судить по фотографиям, их заменили катера собственного производства.

Спасательные средства дополнялись плотами разных размеров, каковые размещались по бокам носовой надстройки и сзади дымовой трубы с обоих бортов; по окончании модернизации их число существенно увеличилось – на фотографиях возможно видеть плотики, закрепленные на барбетах и боковых стенках орудийных башен.

Мореходные качества

По свидетельству некоторых членов экипажа, в частности – Хорхе Альберто Хенеау, помогавшего с 1946 года на «25 де Майо» в чине инженер-лейтенанта, суда были подвержены сильной бортовой качке, поскольку имели довольно маленькую метацентрическую высоту. Особенно мореходные качества ухудшились по окончании модернизации, добавившей «верхнего» веса.

Имеются сведения о сильной заливаемости судов в свежую погоду, в особенности в носовой части, где постоянной головной болью моряков являлось проникновение воды в помещения под полубаком и в надстройке через двери и люки. Это говорит о том, что итальянские стандарты судостроения, адаптированные для работы в Средиземном море, совсем не удовлетворяли условиям работы в куда более бурных водах Южной Атлантики.

Не содействовала хорошей мореходности и маленькая высота надводного борта в носу – всего 6,5 м, в то время как, к примеру, у итальянских крейсеров типа «Кондотьери» 1-й и 2-й серий, сопоставимых с «Альмиранте Брауном» по размерам, она достигала 8,3 м!

девизы и Названия

«Альмиранте Браун» был назван в честь национального храбреца Аргентины, ирландца по происхождению, Уильяма Брауна (27.6.1777 – 3.3.1857), считающегося отцом-основателем аргентинского флота. Как командующий флотом он учавствовал во всех вооружённых конфликтах и войнах, каковые вела Аргентина в тот период. Крейсер стал третьим кораблем с таким именем.

Девизом корабля было изречение на протяжении битвы при Кильмес «Irse a pique antes que rendir» («Пойти ко дну, но не сдать штандарт»).

«25 де Майо» был назван в честь дня провозглашения независимости Аргентины, являющегося национальным праздником и отмечающегося каждый год как сутки нации. Первым кораблем, носившим это имя, был флагман адмирала Брауна, все последующие суда назывались в память о нем. Выстроенный в Италии крейсер был одиннадцатым по счету, носившим это имя.

Девизом корабля стала фраза «Juremos con Gloria Morir» («Клянемся погибнуть со славой»).

Девизы обоим крейсерам были присвоены декретом №52-380 от 29 ноября 1934 г. На судах девиз наносился медными буквами в передней части командно-дальномерного поста, находившегося на боевой рубке. Эти надписи сохранялись до конца работы. Заглавия крейсеров сперва размешались на ахтерштевне под кормовым украшением, но в последующем были перенесены на борт в кормовой части, приблизительно в район размещения винтов.

Модернизации

Первыми настойчиво попросили замены скоро устаревшие бортовые гидросамолеты. Прогресс а

Столкновение Кланов: Внутри замка Клана

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: