За господство в воздухе

      Комментарии к записи За господство в воздухе отключены

Не обращая внимания на то, что вместо стратегической наступательной операции всех трех европейских фронтов России (Северного, Западного и Юго-Западного) в кампании 1916 г. решительные действия предпринял только Юго-Западный фронт (два вторых фронта совершили наступления с ограниченными целями), результаты наступления впечатляли.

Защита соперника на 480-км фронте была взломана, и войска России продвинулись от 80 (8-я армия) до 150 км (9-я армия). Для противодействия и локализации прорыва последующим операциям русской армии соперник перебросил с вторых участков иных театров и Русского фронта боевых действий 45 пехотных дивизий германской, австро-венгерской и турецкой армий. Все это стало причиной ослаблению атак германцев под Верденом, помогло союзникам России организовать наступление на Сомме.

На протяжении наступления Юго-Западного фронта соперник утратил убитыми, ранеными, военнопленными и пропавшими без вести до миллиона человек. Лишь военнопленными – более чем 400 тыс. человек (практически 9 тыс. офицеров и 408 тыс. нижних чинов), 581 орудие, 1795 пулеметов, 448 миномётов и бомбомётов. Операция ознаменовала окончательный переход стратегической инициативы к государствам Антанты, на стороне блока выступила Румыния.

Австрийцы были вынуждены свернуть собственный атаку против итальянцев в Трентино – началась переброска их армий на Русский фронт.

Важное влияние на ход и исход операции имел факт господства авиации одной из противоборствующих сторон в небе над наступающими русскими армиями. Как раз на протяжении кампании 1916 г. на Русском фронте в первый раз за годы Первой Мировой развернулась борьба за господство в воздухе.

Уже В первую очередь кампании русские армейские истребительные авиационные отряды снабжали деятельность корректировщиков и разведчиков и удачно вели борьбу с германскими и бомбардировщиками и австрийскими истребителями. Так, на фронте русской 4-й армии 15 мая над ст. Замирье группа из 5 германских самолетов была атакована отечественными истребителями.

В этом бою русский ас штабс-капитан Е. Н. Крутень сбил самолет «Альбатрос», что спланировал у станции. Пребывавшая поблизости русская пехота помешала германским летчикам сжечь самолет, что по окончании ремонта был передан на вооружение 4-го военного авиаотряда.

В то время, когда 19 мая над ст. Столбцы показались 3 германских самолета-разведчика, они были атакованы русскими истребителями и вынуждены ретироваться. Причем 1 самолет был подбит и сел в размещении русских армий. Победы русских пилотов продолжились. Так, 21 мая Е. Н. Крутень над гор.

Несвиж сбил еще один самолет соперника, а 23 мая над Столовичами германский истребитель, пробовавший нападать с тыла русского разведчика, был сбит дежурным истребителем 4-й армии.
Инициатива в воздухе перешла в руки русских летчиков-истребителей. Они закрывали разведывательные самолеты, осуществляли перехват неприятельских автомобилей.

Показались новые тактические приемы. Так, 27 мая начальник 9-го авиадивизиона применил метод управления воздушным боем с почвы. По договоренности с летчиками посредством полотнища он показывал им направление, откуда оказался самолет соперника.

Успех был поразительный: русские тихоходные самолеты неожиданно атаковали самолеты соперника и в течение одного дня сбили 2 самолета, не понеся утрат. Германцы продолжительно не решались оказаться над данным районом и стали уклоняться от боя с русскими истребителями.

Успешное наступление Юго-западного фронта вынудило германское руководство безотлагательно перебросить на восток большие силы авиации. Соперник постарался захватить господство в воздухе: оно ему было очень нужно в свете тяжелых поражений от русских армий летом 1916 г. Из-под Вердена в район Ковеля были переброшены лучшие истребительные подразделения – воздушная ситуация для русской авиации существенно осложнилась. Подавляющее численное превосходство на стороне авиации соперника на юго-западном стратегическом направлении разрешило ему обеспечить свободу действий собственной разведывательной и корректировочной авиации и полностью парализовать упрочнения русской авиации.

В создавшейся обстановке русское руководство принимало нужные организационные и тактические меры. В июле – августе 1916 г. начали деятельно функционировать 12 истребительных авиационных отрядов. Так, во время наступления Юго-Западного фронта на фронте 9-й армии русскими истребителями были сбиты 3 самолета соперника и, по донесениям летчиков, еще 2 самолета были подбиты и упали на территории австро-германских армий.

Истребительная авиация 9-й армии утратила всего 1 самолет.
Помимо этого, была создана особая авиационная несколько Юго-Западного фронта для завоевания господства в воздухе – 1-я Боевая Истребительная Авиагруппа (1-я БАГ) в составе трех авиационных отрядов (2-го, 4-го и 19-го корпусных авиационных отрядов). В состав группы вошли наиболее асы русской и опытные пилоты истребительной авиации.

Группе была поставлена задача – завоевать господство в воздухе недалеко от Луцка. В августе летчики 1-й БАГ совершили 14 воздушных боев, на протяжении которых сбили один и повредили пара самолетов соперника. Утрат несколько не имела. В сентябре 1-я БАГ совершила более 40 воздушных боев. Были сбиты 3 и повреждены еще пара самолетов соперника. Утраты группы составили 1 самолет.

Несколько удачно справилась со своей задачей. Инспектор авиации Юго-Западного фронта информировал: «Лихие действия славной авиагруппы вынудили соперника забыть Луцк».

Для развития отечественной истребительной авиации кампания 1916 г. имеет особенное значение. На протяжении нее для обеспечения господства в воздухе на наиболее значимых операционных направлениях истребительные авиаотряды, приданные армиям Юго-Западного фронта, были объединены в единое руководство. И в первый раз в собственной истории методом массированного применения истребителей на самые важных участках фронта русской авиацией было завоевано господство в воздухе.

За господство в воздухе
Австрийский истребитель «Авиатик», сбитый 1 августа 1916 г. экипажем
в составе командующего 11-м авиадивизионом есаула В. М. лётчика и Ткачева И. Д. Хризоскалео.
Фото из: Ткачев В. М. Крылья России. Спб., 2007.

Битва за небо.СССР против Америки.Документальный фильм.

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Над берлином

    в течении всей ВОВ советская авиация вместе с сухопутными армиями и ВМФ наносила сокрушительные удары по неприятелю. Советская авиация завоевала…

  • В боях за правобережную украину

    В то время, в то время, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов заканчивали разгром гитлеровцев под Ленинградом, войска Украинских фронтов в…

  • «Ничья» в последний день лета

    Летом 1940 года истребители ВВС Германии на протяжении усиливавшегося воздушного наступления на Англию делали, по существу, лишь один вид боевых задач,…

  • «В тот день мы встретили достойного противника…»

    3 июня 1942 года летчик 487-го истребительного авиаполка ПВО лейтенант Михаил Алексеевич Проскурин, пилотируя МиГ-3, недалеко от Липецка таранным ударом…

  • Григорий кравченко. от китая, халхин-гола до синявинских высот

    Григорий Кравченко появился 12.10.1912 года в селе Голубовка Новомосковского района Днепропетровской области, в многодетной крестьянской семье. Украинец….

  • История авиации-3

    Сначала Первой Мировой главная нагрузка по материально-техническому обеспечению Военно-воздушного флота Империи легла на шесть авиационных рот,…