Z-10 — «китаец» с русскими корнями

      Комментарии к записи Z-10 — «китаец» с русскими корнями отключены

На сайте уже был материал о китайской ударном вертолете Z-10. Эта статья дополняет представленную ранее данные.

Китайский боевой вертолет Z-10 возможно хорошей иллюстрацией того что является современная китайская авиационная индустрия, часть разработок которой создана самостоятельно, часть — легко приобретена за границей, а часть — по большому счету взята не совсем законным методом.

Тяжело сообщить, в то время, когда управление Народно-освободительной армии Китая (НОАК) решило поставить перед индустрией задачу спроектировать боевой вертолет. Главным событием может принимать во внимание создание военном авиации в составе сухопутных сил НОАК в 1986 г. До того момента все вертолеты (кроме того те, каковые действовали в интересах армии) относились к ВВС. Помимо этого, начался процесс замены главного винтокрылого летательного аппарата КНР — Z-5 (лицензионной копии советского Ми-4).

Слово «лицензионной» тут направляться уточнить, потому как формально лицензионные соглашения завершили воздействие еще в середине 1960-х гг., но для Пекина чужие права на интеллектуальную собственность скоро становятся собственными.

В начале 1980-х гг. Китай закупил во Франции маленькое количество легких вертолетов SA 341 Gazelle, вооруженных ракетами класа Земля-Земля НОТ. Это, помимо этого, первенствовал опыт знакомства китайских армейских с современным специальным противотанковым вертолетом.

В случае если кто забыл, 1980-е гг. открыли Пекину двери на Запад. КНР публично разглядывал СССР как собственного неприятеля, что срочно отыскало отклик в сердцах европейских и американских борцов с «красной опасностью». Первыми в открытую дверь в Поднебесную ринулись французы, благо исторических противоречий между Парижем и Пекином было мало. Китайцы тут же закупили лицензии на AS 365N Dauphin (Z-9) и SA 321 Super Frelon (Z-8). К китайцам потянулись и соперники французов — США и Италия.

В конце 1980-х гг. без шуток обсуждались возможности закупки итальянских вертолетов Agusta А129 Mangusta и американских Bell AH-1W Super Cobra.

Любовь между Дальним Востоком и Западом закончилась в июне 1989 г., в то время, когда подразделения НОАК достаточно жестко поставили точку на «демократическом перемещении», разогнав манифестацию на площади Тяньаньмэнь. США и Европа, с восхищением замечавшие за расцветом нового и перестройки мышления, уже не нуждались в союзнике против умиравшего СССР и сразу же заявили эмбарго на поставки в Китае двойных технологий и военных.

Сперва БЫЛ КАМОВ

В то время, когда появляется в жизни неприятель, в большинстве случаев находят и приятеля. Так и Китай, быстро поссорившийся с Западом, обратил внимание на Север, в том направлении, где в распадавшемся Советском Альянсе еще теплилась жизнь в КБ и на фабриках огромной авиапромышленности.

С этого момента и на много лет КНР стал главным экспортным клиентом русском военной индустрии. Это, кстати, дало немыслимый импульс формированию компании «Сухой», которая спустя два десятилетия превратилась практически в монополиста на рынке истребительной авиации на территории бывшего СССР.

Одно время Пекин внимательно интересовался новейшим боевым вертолетом КБ имени Миля. По некоторым сведениям, обращение шла кроме того о покупке КНР лицензии на производство Ми-28. Тогда на китайских военных произвела важное чувство «Буря в пустыне», на протяжении которой, в соответствии с американским данным, специальный противотанковый вертолет АН-64А Apache действенно уничтожал иракские танки.

Но сделка по Ми-28 не состоялась. Взгляды китайских товарищей обратились к компании «Камов».

Многие до сих пор не забывают экономическую обстановку, сложившуюся в стране по окончании начала гайдаровской шоковой терапии. Особенно болезненно реформа ударила по оборонному комплексу. Бюджетные поступления фактически закончились. флот и Армия прекратили заказывать авиационную технику. Сейчас, во время радикального повышения затрат на восстановление оборонно-промышленного комплекса, сложно представить, каких упрочнений стоило Главному конструктору С.В.

Михееву, тогда в один момент бывшему и председателем совета директоров компании, обнаружить источники финансирования для сохранения и КБ, и умелого завода и, основное, коллектива.

Сейчас и появился китайский заказ. К 1994 г. мысль достаточно скоро преобрела настоящие очертания. Китайцы подошли к делу весьма ответственно.

Процесс переговоров продолжался недолго и завершился подписанием соглашения о исполнении компанией «Камов» аванпроекта по техническому заданию, которое предоставит Китайский вертолетный НИИ (CHRDI), как обозначалось в документе это подразделение AVIC.

Данные для исполнения работ были взяты камовцами 12 июня 1995 г. Это был достаточно увесистый том, выполненный на русском, с чертежами, таблицами и рисунками. Китайцы хотели взять ударный вертолет с тандемной компоновкой кабины, выполненный по схеме с рулевым винтом. В качестве силовой установки задавался некоторый газотурбинный двигатель, о котором была известна лишь мощность, расход горючего, габаритный чертёж и масса.

В качестве главного оружия предполагалась 23-мм пушка АМ-23, ПТУР типа «90-1», подвесные гондолы с 12,7-мм пулеметами и блоки НАР. Требования были достаточно подробные. В частности, определялись углы оператора и обзора пилота, наличие противооблединительной совокупности, конструктивной защиты экипажа, комплекса бортовой обороны, прицела с индикацией на лобовом стекле. Состав оборудования занимал пара страниц. Для части блоков давались веса и габариты.

БРЭО следовало выполнить по открытой архитектуре в соответствии со стандартом MIL STD 1553В. Все эти пожелания, включая, к примеру, стойкость бронекресла к 23-мм бронебойному боеприпасу, выпущенному с расстояния 100 м и попавшему под углом 12 град, к нормали, требовалось выполнить.

Главный организовал коллектив из самые опытных сотрудников, талантливых в маленькое время, не переставая работ по военным машинам для русских Армии и вторым серьёзным национальным темам, как следует выполнить аван-проект. Руководство группой С.В. Михеев возложил на B. Дорина, тогда возглавлявшего ОТП (отдел технического проектирования, практически главное подразделение КБ).

В число разработчиков автомобили, взявшей шифр «Проект 941», вошли Э. Петросян, ведущий аэродинамик компании, В. Квоков, конкретно рассчитывавший аэродинамику, А. Пирогов, начальник весовой бригады и отвечавший потому за центровки и веса, начотдела силовых установок В. Демьянов, делавший работы по силовой установке, В. Колмаков, занимавшийся трансмиссией. Увязку бортового комплекса оборудования проводила А. Макагон.

Дизайн в собственности C. Носову, а техническое оформление осуществляла Л. Васильева. По мере необходимости к работе привлекались и другие ведущие эксперты. Этим маленьким коллективом был выполнен большой объем работы.

Неприятность пребывала в том, что проект был разбит на пара этапов, любой из которых нужно было выполнить и обезопасисть перед клиентами, для получения соответствующей доли от общего объема финансирования.

Наконец, 11 января 1996 г. Главный поставил последний автограф на чертеже неспециализированного вида проекта 941. Материалы (а также, к примеру, результаты и компоновка продувки модели в аэродинамической трубе ЦАГИ) были сброшюрованы и переданы через отечественных спецэкспортеров клиенту Защита финальной части аванпроекта состоялась в Китае. Работу приехал принимать лично председатель совета директоров CHDRI У Фа Лин, что, согласно точки зрения камовцев, был скорее авиационным генералом, чем экспертом.

На слушании иногда появлялись и забавные моменты. К примеру, Сергея Носова и Александра Пирогова переводчик довел практически до инфаркта, настойчиво растолковывая, что китайские эксперты требуют продемонстрировать, где «кепочка на пушке». Неимоверными упрочнениями удалось узнать, что обращение шла о пламегасителе.

Z-10 - «китаец» с русскими корнями

Позже была поездка на Юг КНР, в район Фунь Чень, где и планировалось создавать вертолеты. Были беседы с местными экспертами и с главным конструктором CHDRI, которому предстояло из аванпроекта сделать конструкторскую и технологическую документацию. Каждому важному работнику AVIC вручили по модели «Проекта 941».

И все осталось у камовцев сзади.

Как заявил С.В. Михеев в интервью зарубежным журналистам в марте 2013 г., предстоящие работы CHDRI вел самостоятельно, без участия компании «Камов». Но влияние аванпроекта, выполненного камовца-ми, выяснилось легко огромно.

Похоже, начальники AVIC последовали примеру И.В. Сталина, сообщившего А.Н. Туполеву по поводу вероятных «улучшений» при копировании В-29:

«Лучше не нужно. Сделайте такой же в точности».

По крайней мере, с позиций внешнего вида китайцы ни на ход не отошли от дизайна С. Носова, одобренного Главным.

ДЫМОВАЯ ЗАВЕСА

Итак, к 1995 г. Китай взял готовый аванпроект. Но дабы создать летательный аппарат, кроме того имея в базе важные материалы, требовалось выполнить большую работу. С позиций вертолетостроителей при создании новой автомобили нужно решить три главные неприятности — спроектировать и выпустить редуктор (основной редуктор, валы и промежуточный редуктор), несущий и рулевой двигатели и винты. Все три неприятности китайцы должны были решать с зарубежной помощью.

Для этого была инициирована программа СМН (Chinese Medium Helicopter), формально подразумевающая создание гражданской автомобили, но с той же массой, диапазоном скоростей, дальностью полета и пр. Это было сделано для преодоления наложенного европейцами и США эмбарго на поставки вооружения. Но, дизайн это «гражданского» вертолета был сохранен таким, каким его заметили на «Камове».

Первым в качестве партнеров удалось привлечь «Еврокоптер», с которым уже в мае 1997 г был подписан договор общей стоимостью 70 млн. долл. За эти деньги китайцы взяли проект несущего винта и разработку производства композитных лопастей. Через два года, в марте 1999 г., КНР подписал соглашение с «Агустой» на сумму 30 млн. долл. Задача итальянцев включала проектирование трансмиссии и оценку вибрации.

По некоторым данным, «Агуста» не только создала нужные агрегаты, но и реализовала пара опытных образцов. Европейские компании с уверенностью делали вид, что участвуют в программе создания некоего 6-тонного гражданского вертолета, не смотря на то, что и догадывались, что такая машина ни при каких обстоятельствах не покажется.

Еще занимательнее протекало сотрудничество с PrattWhitney. Для минимизации неприятностей с законодательством китайцы обратились к канадскому отделению концерна. И в случае если европейцы хотя бы официально

«не догадывались о коварных планах партнера»,

то канадцы сначала совершенно верно знали цели программы. В начале 2001 г. Китай выбрал PWC в качестве поставщика десяти газотурбинных двигателей РТ6С PWC-76C мощностью 1250 кВт любой. Компания должна была кроме этого предоставлять ПО для управления двигателями, потому, что они имели всецело электронное управление FADEC (независимая цифровая совокупность управления двигателем).

На ранней стадии в PWC появились кое-какие колебания. Но Пекин сделал предложение, от которого нереально отказаться — давал слово по окончании начала серийного производства рынок количеством 2 млрд. долл. Вдохновленные такими масштабами, менеджеры PWC покинули собственные сомнения. В 2002-2004 гг. в Китае были поставлены первые десять двигателей. Компания кроме того отправила инженеров в Китай, дабы оказать помощь в установке двигателей на борт.

Тогда канадцы в первый раз заметили готовый Z-10. Сейчас глава делегации должен был задать вопрос:

«Где 10 мест, каковые должен иметь вертолет?»

На это партнеры лишь улыбнулись.

Китайцам были необходимы дополнительные двигатели, но по окончании официального предъявления Z-10, PWC попало в непростую обстановку. Денег хотелось, но неприятностей с Вашингтоном не хотелось еще больше. В 2006 г. договор был порван. Но, канадцам это не очень сильно помогло. В июне 2012 г. Pratt Whitney Canada признала, что «случайно» передала КНР разработки двойного назначения, и была оштрафована американским руководством на 75 млн. долл.

Но миллионы в 2012 г. были уже совсем не те…

Опробования

Считается, что сборка первых двух опытных образцов началась в 2002 г. Сейчас были совершены опробования трансмиссии, несущей совокупности, двигателей на стенде. Первый прототип взлетел 29 апреля 2003 г. с заводского аэропорта Чжин-джен. Количество выпущенных умелых автомобилей, взявших наименование Z-10 (Zhishengji-10), до сих пор неизвестно.

Но исходя из сведений что разработчик располагал лишь десятью двигателями РТ6С-76С, возможно высказать предположение, что прототипов было выстроено четыре.

Начальные летные опробования завершились в декабре 2005 г., а после этого начались войсковые опробования. Уже в начале 2004 г. показались первые фотографии, так что проект прекратил быть тайной. Но качественные фотографии оставались недоступными до 2007 г., что порождало сомнения в успешности реализации проекта.

ОТРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ и НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Отказ PWC от участия в проекте в 2006 г. стал причиной весьма значительной проблеме — вертолет остался без двигателя. В то время китайская индустрия уже освоила лицензионные копии французских ГТД WZ-6 (Turbomeca Turmo) и WZ-8 (Turbomeca Arriel). Но по различным обстоятельствам ни тот, ни второй не доходили для Z-10.

Машине потребовалась новая силовая установка, которая взяла наименование WZ-9. Об этом ГТД до сих пор известно мало. Кое-какие специалисты считают, что значительную помощь Пекину оказала Украина, правильнее, запорожские моторостроители.

По крайней мере, WZ-9 развивает большую мощность лишь 1000 кВт, что на 20% меньше, чем РТ6С-76С, что был первоначально установлен на Z-10. Так в 2008-2009 гг. потребовалось проведение целой программы по понижению веса вертолета с целью достижения установленных ТТЗ по окончании установки менее замечательных двигателей. Как минимум, была сокращена бронезащита и снизилась масса боевой нагрузки. Но, китайцам удалось сократить вес БРЭО, и некоторых агрегатов и узлов.

Модернизированный вертолет взял наименование Z-10A и поступил параллельно с Z-10 на войсковые опробования.

Тем временем, в октябре 2010 г., Z-10 взял сертификат летной годности. Ранее началось серийное производство, а к Январю китайской военном авиации армии передали первые четыре автомобили.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Z-10 спроектирован по так называемой «хорошей схеме», наряду с этим рулевой винт выполнен Х-образным. Шасси трехопорное, с хвостовым управляемым колесом. Оружие размещается под крыльями неспециализированным размахом около 4,3 м.

Экипаж размещен в кабине по схеме «тандем». Оператор размещается в передней кабине, пилот — в задней, выполненной с превышением для обеспечения требуемой обзорности. Имеющиеся фотографии кабины вертолета говорят о том, что в распоряжении каждого члена экипажа имеется по крайней мере два больших многофункциональных цветных дисплея и дублирующие аналоговые устройства.

Считается, что на вертолете установлено двойное управление, что разрешает в критической обстановке оператору взять на себя пилотирование автомобили.

Разумеется, чтобоковое остекление не бронировано, и защитой экипажа помогают лишь лобовые бронестекла. Вызывающе большие сомнения, что сама кабина может выдерживать попадание 12,6 мм пуль, но, рекламные эти обещают как раз такую пулестой-кость. Если судить по распространенным фотографиям, Z-10 оснащен датчиками предупреждения об облучении в радиодиапазоне, видимом, ИК и УФ-спектре, как и принято на современной технике.

Визуально возможно опознать по крайней мере две установки по отстрелу тепловых ловушек. Но какие-либо точные информацию о бортовом комплексе самообороны отсутствуют, посему степень автоматизации защиты вертолета от ПЗРК остается неясной. Разумеется, что конструкторы приняли меры по понижению инфракрасной сигнатуры, установив совокупность охлаждения выхлопных газов.

Прицельно-поисковая совокупность выполнена с оглядкой на концепцию АН-64, подразумевающую использование комплекса типа TADS/PNVS. В носовой части Z-10 вправду установлены две гиростабилизи-рованные платформы. На большей размещены обзорно-средства целеуказания и прицельные камеры оператора, включая лазерный даль-номер-подсветчик, ТВ-тепловизор и камеру.

Вторая, меньшая по размеру совокупность, размещена чуть выше и функционирует независимо и предназначена для пилотирования вертолета в ночных условиях. Если судить по фотографиям, существуют как минимум два разных варианта выполнения обзорно-прицельной аппаратуры. Сейчас показались и фотографии, показывающие, что оператор, якобы, имеет нашлемную совокупность целеуказания со встроенными очками ночного видения проекционного типа.

Такое ответ подразумевает установку двух модулей с электронно-оптическими преобразователями конкретно на шлеме и оптический перенос изображения на полупрозрачные экраны перед глазами наблюдателя. Подобное решение принято при создании ОНВ для вертолета «Тигр» концерна Eurocopter. По уверениям рекламы, управление оружием достигается методом поворота головы оператора в сторону цели.

Авионика вертолета выполнена по открытой архитектуре на базе местного стандарта GJV289A, всецело аналогичного MILSTD 1553В.

Встроенное оружие ограничено 23-мм пушкой Тип 23-2 (копия советской пушки АМ-23), установленной на вращающейся турели. Остальные авиационные средства поражения размещаются под крыльями, каковые имеют в общем итоге четыре точки подвески. Главным оружием являются ПТУР KD-10 (HJ-10) с полуактивной лазерной головкой самонаведения. Ракета создана на базе американской AGM-114 Hellfire, невесть каким методом попавшей в Поднебесную.

Скорость полета ПТУР сверхзвуковая, большая дальность полета — от 7 до десяти километров, стартовая масса — около 45 кг. Предполагается, что существуют модификации с разными боевыми частями — осколочно-фугасными, кумулятивными и другими. Но, эти сведения черпаются только из рекламных брошюр. Кумулятивная БЧ, согласно заявлениям китайцев, способна пробивать до 1400 мм гомогенной стали.

На каждой точке подвески под крылом возможно разместить четыре такие ракеты.

По последней моде Z-10 может нести ракеты класса «воздух-воздух», в роли которых выступают легкие PL-90, оснащенный массой и инфракрасной головкой самонаведения всего 20 кг. Под каждой точкой подвески возможно установлена пусковая на четыре такие УР.

К настоящему времени под крыльями Z-10 был увиден лишь один тип блоков НАР для 90-мм неуправляемых ракет китайского производства. Помимо этого, потому, что на некоторых фотографиях машина несет подвесные топливные баки возможно высказать предположение, что по крайней мере две внутренние точки крыла вертолета — «мокрого» типа.

НА ВООРУЖЕНИИ

Утверждается, что первая серия Z-10 была передана на вооружение военном авиации НОАК к концу 2010 г. Сейчас китайская военный авиация имеет в собственном составе уже десять полков, один из которых учебный. Остальные полки введены в состав военных корпусов, которых в составе сухопутных сил НОАК насчитывается 18.

Любой полк складывается из 3-5 эскадрилий, образующих смешанный состав части: часть эскадрилий вооружена транспортными вертолетами (Ми-17, Z-8, Z-9), другие — боевыми (Z-9W, Z-10). Сейчас показались сведения, что кое-какие полки доразвернуты до 6 эскадрилий. Быть может, что эти части приобретут статус бригад военном авиации

Считается, что любая бригада военном авиации возьмёт как минимум по одной эскадрилье Z-10. По состоянию на начало 2013 г. эта машина была распознана наблюдателями не меньше чем в 5 полках/бригадах. Так, сейчас выпущено порядка 50 вертолетов этого типа.

Китайская военный авиация находится в стадии роста, ее место в сухопутных силах НОАК всегда растёт. Это конечно для страны с разнообразным рельефом, включающим джунгли, пустыни, горы и бессчётные поселения. На этом фоне, само собой разумеется, принятие на вооружение Z-10 есть явным показателем растущей мощи Китая.

Вертолет демонстрирует технологический скачок если сравнивать с Z-9, что был единственным боевым вертолетом военном авиацией уже давно. По некоторым версиям, Z-10 возьмет на себя роль ветхого штурмовика Q-5 (глубокой модификации J-6/MiG-19) в операциях по яркой помощи сухопутных армий. Вероятнее, машина будет принята и в состав авиации флота для оружия десантных судов проекта 071.

В этом случае «оморяченный» Z-10 будет аналогом советского Ка-29 либо корабельных модификаций американской «Кобры».

Одновременно с этим новой машине нужен второй двигатель. На протяжении авиасалона в Чжухае в 2012 г., в то время, когда Z-10 был продемонстрирован широкой публике в первоначальный раз, на протяжении демонстрационных полетов специалисты убедились, что не обращая внимания на хороший пилотаж, вертолету очевидно не достаточно мощности, не обращая внимания на то, что полеты осуществлялись без оружия.

на данный момент китайцы разрабатывают новую силовую установку, обозначенную как WZ-16. Ее мощность обязана достигнуть 1500 кВт. Двигатель создается совместно с французской компанией Turbomeca для вертолета нового 7-тонного класса Eurocopter ЕС 175 (по-китайски обозначением Z-15).

Формально это ограничивает его применение в военных целях. Но, как продемонстрировано выше, настоящим препятствием для Пекина какие-либо договорные обязательства не являются.

источник: Красимир Грозев, Александр Младенов (Болгария) редакция и Перевод Михаила Лаврова «Z-10 — «КИТАЕЦ» С РУССКИМИ КОРНЯМИ» Космонавтика и Авиация 09-2013

10 РУССКИХ актёров АМЕРИКАНСКОГО Голливуда!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: