Xi всесоюзные планерные состязания 1935 года.

      Комментарии к записи Xi всесоюзные планерные состязания 1935 года. отключены

Xi всесоюзные планерные состязания 1935 года.

XI Всесоюзные планерные состязания проходили на горе Клементьева с 6 сентября по 6 октября 1935 года. В этом случае Верховная летно-планерная школа встретила участников классического слета ослепительно белыми стенками отремонтированных ангаров и зданий, образцовой значительным числом и чистотой транспортных единиц, талантливых поднять на колеса целый состав слета. Трудились почта, телеграф, душевые и парикмахерская.

В эти дни на горе Клементьева возможно было видеть представителей трех государств: турецких планеристов, делегацию планеристов Чехословакии и помошника военного атташе Франции.

Главой состязаний был Л.Г.Минов. На слете громадную работу совершил технический комитет под управлением Д.А.Ромейко-Гурко. Были собраны статистические материалы по 27 планерам, 11 планеров просчитаны на прочность, 4 планера испытаны в полете, совершены в полете измерения поляры для 7 планеров и сняты балансировочные кривые для 2. В экспериментальной группе деятельно трудились летчик А.Н.Скородумов, мастер советского планеризма Н.С.Юдин, инженеры А.А.Борин и А.Ф.Турчков.

Всего на XI ВПС вместе с серийными было доставлено 70 планеров, из которых 27 — новых конструкций.

Не считая планеров Г № 2, Г № 5, Г-13, «Крымосоавиахим», КИМ-1, БС-3 и ДК-2, известных по прошлым слетам и не потребовавшим проверки их расчетов прочности, имелся множество планеров, прошедших летные опробования на месте постройки. В эту группу в первую очередь входили аппараты постройки Планерного завода: КИМ-2, РФ-5, Г № 6, Ш-8, СК-9, БС-4, БА-1, РЭ-4, Г-19, ПИ-6, ДК-3 и планер «АвиаВНИТО ЦАГИ ВИ-1», выстроенный при ЦАГИ.

Из планеров не столичного происхождения к участию в слете были допущены: «С.Орджоникидзе» Б.В.Белянина из Новочеркасска, «М.Водопьянов» С.Г.Исаева и В.И.Хейфеца из Краснодара, КАИ-1 и КАИ-2 Г.Н.Воробьева из Казани.
Конструкторы В.Н.Верзилов и П.А.Еремеев прадставили на слете три планера: «Сталинец- 2бис», «Сталинец-3» и «Сталинец-4», принимавшие участие в слете планеристов РККА и расчеты которых у техкома слета не вызывали сомнений в их пригодности к полетам.
Ленинград выставил на слет новый планер «Чайка» конструкции Б.В.Раушенбаха, вопрос о перелете которого на слет решался планерным отделом ЦС Осоавиахима и техкомом Ленинградского областного Осоавиахима.

Пара не сильный с контролем за конструированием расчетами планеров обстояло дело в Украинской организации Осоавиахима. Заключение на планеры ОНК-2 и ОНК-3 О.Н.Кабанова из Харькова и планер ЦК ЛКСМУ жителей Киева И.Перлова, Я.Рудницкого и М.Барановского, и планер «Киров» В.М.Заярного техком слета выдал лишь по окончании проверочного расчета.
Планеры «Маинефть», «Спартак и» Запорожский «аэроклуб» были забракованы по конструктивным недостаткам и к полетам не допускались.

Без оглядки на принятые техкомом меры на слете случилась тяжелая авария. Планер ЭФ-1 («Эксплуатационный факультет-1») слушателей Военно-воздушной академии П.А.Горячева и С.Беляева разрушился в воздухе. Причем планер имел прекрасную отделку, в Москве были совершены его летные опробования и он совершил перелет в Коктебель на буксире за самолетом П-5.

Разрушение случилось так неожиданно и в стольких местах конструкции, что не представлялось вероятным установить с какого именно узла началось разрушение. Спасшийся на парашюте пилот Н.А.Крехов не имел возможности дать отчета в порядке поломок, перевоплотивших планер еще в воздухе в груду непоследовательно падающих частей. Согласно точки зрения начальника техкома Д.А.Ромейко-Гурко, авария случилась из-за разрушения главного шпангоута фюзеляжа, об усилении которого авторам планера ранее уже была дана совет.

Но в целом картина, которую воображал собой планерный парк XI слета, была очень отрадной. Последовательность высококлассных, замечательно отделаных рекордных планеров свидетельствовал не только о высокой культуре конструкторов, но и о росте культуры производства.

Неспециализированный налет на XI ВПС составил 866 ч. 17 мин. Центральным событием слета стало установления рекорда длительности полета для одноместных и двухместных планеров.
2 октября в 8 ч. 20 мин. утра И.М.Сухомлин вылетел на одноместном планере «Сталинец-4», а В.В.Лисицин с пассажиром Часть на двухместном планере «Сталинец-2бис». В течении 48 часов внимание было приковано к этому выдающемуся полету. С пилотами была установлена связь, с двухместного планера Ш-5 производилась передача питания и воды. Поздно вечером 3 октября южный ветер начал стихать и планеристы пошли на посадку.

Сухомлин приземлился на месте старта на горе Климентьева в 22 ч. 30 мин., а Лисицин направил собственный планер в равнину, за счет чего смог продержаться в воздухе еще полчаса. Продержавшись в воздухе 38 ч. 10 мин. И.М.Сухомлин установил рекорд длительности полета на одноместном планере.

В.В.Лисицин установил рекорд для двухместных планеров — 38 ч. 40 мин. Эти результаты превышали интернациональные рекорды для одноместных и двухместных планеров.

На XI ВПС был установлен еще последовательность рекордных достижений, а в сутки закрытия слета пилот-паритель В.М.Ильченко (ВЛПШ) с пассажиром Мягковым пролетел 160 км на двухместном планере КИМ-2. Применяя кучевые тучи, Ильченко пересек практически целый Крымский полуостров и приземлился в районе Евпатории у деревни Апань. Этим полетом В.М.Ильченко перекрыл всемирный рекорд дальности полета на двухместном планере с пассажиром.

На XI ВПС были продемонстрированы громадные успехи в буксировочном полете. 90% планеров прибыло на слет в составе 32 аэропоездов.
Выдающийся беспосадочный перелет был выполнен 17 сентября 1935 г. аэропоездом завода им. «Авиахима». На самолете П-5 летчик И.С.Баранов, сцепщик М.Е.командир и Захаров аэропоезда инженер М.Кокошко прилетели из Москвы в Коктебель, приведя на буксире планер-цистерну ЦЛ-2А, созданную на базе планера Г-14. В течении полета самолет подпитывался горючим через шланг от планера, что пилотировал мастер советского планеризма К.М.Венслав.

Аэропоезд покрыл без посадки расстояние 1524 км за 10 ч. 30 мин. пройдя по маршруту Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Анапа — Коктебель.
Еще один выдающийся перелет из Ленинграда в Коктебель совершил аэропоезд Ленинградского аэроклуба с женским экипажен на трех планерах Г-9. Самолет П-5 пилотировала начальник аэропоезда Вероника Стручко, сцепщиком летела Александра Журавлева, а три планера Г-9 вели пилоты-планеристы Людмила Чистякова, Елена Коротеева и Ольга какое количество. Маршрут Ленинград — Москва — Орел — Полтава — Коктебель расстоянием 1950 км был пройден за 13 ч. 10 мин.

На протяжении XI ВПС в первый раз были совершены пилотов инструкторов-парителей и соревнования-планеристов класса «Б». Инструкторы сдавали зачет по теории планеризма и делали полет с разворотами на 90° и 180° и посадкой на точность приземления. Первое место занял инструктор планерной станции Дзержинского районного совета Осоавиахима Москвы Н.Галахов.
Пилоты-парители класса «Б» кроме этого сдавали зачеты по теории планеризма. После этого любой участник совершил один тренировочный и один зачетный буксировочный полет на планере Г-9 с исполнением комплекса фигур сложного пилотажа и посадкой на точность приземления. Из соревнующихся (21 пилот) на первое место вышел пилот-паритель Столичной областной планерной школы П.В.Родионов.

Жюри XI ВПС под руководством С.И.Стоклицкого подведя итоги слета и суммируя очки по снова введенной совокупности, присудило первое командное место сборной команде планеристов РККА, второе — команде Столичного облсовета Осоавиахима и третье — команде ВЛПШ.
За конструкцию планеров призовые места распределились следующим образом:
1.По рекордным планерам: «Авиа-ВНИТО ЦАГИ» ВИ-1, РФ-6, Г№6.
2.По двухместным планерам: КИМ-2, «Киров».
3.По учебным планерам: БС-4, «Сталинец-4».
4.По экспериментальным планерам: «Тандем» БА-1.
5.За лучшую отделку: ДК-3.

Так закончились XI Всесоюзные планерные состязания — последние состязания, совершённые в Крыму, в Коктебеле, на горе Клементьева. На этом закончился период динамического парения в советском планеризме. Закончилась фиксация рекордов длительности парения. Начинался период равнинного планеризма, где на первый замысел выходили полеты на дальность. Планеризм уходил из Крыма.

Но эти одиннадцать слетов, совершённых в Крыму, разрешили подготовить плеяду классных планеристов-парителей, каковые в первые же годы равнинного планеризма сумели достигнуть выдающихся удач.

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.

Монета СССР 10 копеек 1935 года, цена монеты и разновидности.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: