Wunderwaffe для панцерваффе часть 3

      Комментарии к записи Wunderwaffe для панцерваффе часть 3 отключены

Не обращая внимания на много созданных в Германии проектов сверхтяжелых танков (таких как Е-100, К 7001 (К), «Мышь» и «Медведь»), лишь «Мышь» был полностью воплощен в металле и прошел опробования. Изготовление сверхтяжелого танка Е-100 было остановлено в конце 1944 г. на этапе сборки шасси. Работы по VK.

7001 (К) и «Медведь» по большому счету не вышли из стадии эскизного проектирования.

Так, «Мышь» есть на сегодня единственным сверхтяжелым танком, доведенным до стадии опытного образца.

В декабре 1942 г. Ф. Порше в собственном докладе А. Гитлеру сказал о завершении всех подготовительных этапов организации производства сверхтяжелого танка Тур 205 на компании «Крупп» с ежемесячным выпуском до пяти автомобилей в месяц и о готовности представить первый опытный образец к лету 1943 г.

Полноразмерный древесный макет танка «Мышонок»[1] показали Гитлеру 4 января 1943 г. Данный показ послужил предлогом для созыва 21 января заседания в Берлине, где обстоятельно обсуждались проекты сверхтяжелых танков компаний «Порше» и «Крупп». В итоге последовало ответ — завершить к концу 1943 г. сборку двух опытных образцов танка компании «Порше» и, при успешных опробований, приступить к его серийному производству с темпом выпуска десять автомобилей в месяц.

Wunderwaffe для панцерваффе часть 3

2 февраля 1943 г., в то время, когда работы по «Мышонку» были в самом разгаре, ОКН внесло в проект значительные трансформации. В качестве дополнительного оружия предлагалось применять в танке огнеметную установку, что стало причиной резкий протест конструкторов, поскольку влекло за собой увеличение сроков изготовления автомобилей. Но ОКН не только настояло на исполнении этого пункта, но и спустя три дня потребовало установить на танк в качестве зенитного оружия 20-мм автоматическую пушку MG151/20.

Однако, в середине февраля 1943 г., еще до завершения проектных работ по танку, было издано постановление о начале его серийного производства. Компания «Крупп» взяла заказ на изготовление 120 башен и корпусов для танка «Мышонок». По план -графику предполагался следующий ежемесячный выпуск: ноябрь 1943 г. — два корпуса, декабрь 1943 г. — четыре, январь 1944 г. — шесть, февраль 1944 г. — восемь и потом по десять корпусов в месяц.

Производство башен должно было осуществляться по подобной схеме, но со сдвигом на один месяц позднее.

Из нескольких вариантов выбрали схему кормового размещения двух огнеметов по левому и правому бортам корпуса. Огнеметная установка снабжала огнеметание на дальность до 60 м. Огнесмесь выбрасывалась центробежным насосом, приводившимся в воздействие от независимого двухтактного двигателя мощностью 30 л.с. (22 кВт) с рабочим количеством 1100 см³. Управление огнеметами осуществлялось с места радиста.

Неспециализированная масса установки, складывавшейся из бака для огнесмеси емкостью 1000 л, насоса с двигателем, совокупности управления, трубопроводов и двух бронированных брандспойтов, составляла 4900 кг.

Сперва в совокупности подрессоривания танка массой 179 т предполагалось применять испытанную ранее подвеску умелого VK.4501 (Р), но по окончании установки огнемета неспециализированная боевая масса танка увеличилась на 5,5%. Это потребовало ввести два дополнительных узла подвески и, следовательно, стало причиной повышению длины корпуса автомобили. Исходя из этого совместно с компанией «Шкода» (Skoda) было решено установить пружинно-спиральную подвеску. Помимо этого, размещение огнеметного оборудования повлекло доработку кормовой части броневого корпуса танка, а появившиеся неприятности при трансформации компоновки настойчиво попросили понижения неспециализированной массы огнеметной совокупности до 2 т.

В первых числах Марта 1943 г. компания «Крупп» выполнила эскизный проект установки 20-мм зенитной автоматической пушки в башне танка. Она размещалась в передней части башни слева от 128-мм пушки и была жестко соединена с артиллерийской совокупностью. Так, углы наведения зенитной установки по вертикали соответствовали углам наведения главного оружия, а в горизонтальной плоскости наведение обеспечивалось поворотом башни.

Боекомплект зенитной установки первоначально составлял 250 выстрелов, но позднее был уменьшен до 80 выстрелов. Для прицельной стрельбы предполагалось применять перископ командира экипажа, для чего требовалось расширить его поле зрения с 10° до 30°.

6 апреля 1943 г. с инспекционным визитом в Штутгарт (Stuttgart) прибыл министр оружия А. Шпеер, что осмотрел древесный макет танка с внесенными трансформациями. 10 апреля последовало распоряжение послать его в Брехтесгаден (Berchtesgaden). Макет разобрали и подготовили для отправки, но 16 апреля поступил новый приказ о сборке макета.

В первых числах Мая 1943 г. на основной штаб-квартире в Растенбурге древесный макет танка с огнеметной установкой осмотрел Гитлер. От установки огнеметов и 20-мм зенитной установки было решено отказаться. Последовавшее требование о необходимости размещения на танке независимой башенки кругового вращения с 37-мм зенитной установкой кроме этого отклонили из-за нехватки места.

Общее число танков для серийного производства увеличили со 120 до 135 единиц. С этого момента «Мышонок» превратился во взрослую мышь — его наименование сократилось до «Мышь» (Mans).
К июлю 1943 г. завершились умело-конструкторские работы по проекту танка Тур 205 («Мышь»), на протяжении которых были рассмотрены разные варианты оружия со спаренными установками:

  • 105-мм зенитной и 75-мм танковой пушек;
  • 127-мм морской и 75-мм танковой пушек;
  • 128-мм и 75-мм танковых пушек;
  • 150-мм особой танковой (либо морской) и 75-мм танковой пушек.

Предпочтение отдали спаренной артиллерийской совокупности, складывавшейся из 128-мм пушки KwK 44 L/55 и 75-мм пушки KwK 40 L/36,6. В будущем планировалось перейти на совокупность, включавшую 150-мм и 75-мм пушки. В один момент завершилось изготовление электромеханической трансмиссии.

Не считая спорных требований в части запасного оружия, проектные работы по танку «Мышь» осложнялись последствиями бомбовых ударов англо-американской авиации. В первых числах Марта 1943 г. в следствии бомбардировки г. Эссен был нанесен серьезный ущерб конструкторскому отделу компании «Крупп». При пожаре пострадала конструкторская документация.

Спустя месяц в следствии нового налета сгорел полноразмерный древесный макет танка. Эти события переместили на месяц начало башен броневых и производства корпусов.

С 1 августа по 23 декабря 1943 г. на заводе компании «Алкетт» (Alkett) в Берлине, располагавшем нужным сборочным и подъемно-транспортным оборудованием, была осуществлена сборка первого опытного образца танка «Мышь» Тур 205/1 без установки башни с оружием. По окончании завершения заводских опробований танк на намерено спроектированной платформе грузоподъемностью 180 т послали для отладки и доводочных работ на компанию «Порше». Из-за чрезмерных габаритов танка сама транспортировка воображала очень рискованный опыт, но прошла в полной мере удачно.

В изготовлении танка Тур 205 учавствовали следующие компании:

  • «Крупп» (Friedrich Krupp AG, Essen) — башня и корпус с оружием;
  • «Шкода» (Skoda, Plzen) — ходовая часть (опорные катки, подвеска, гусеницы) и механическая часть трансмиссии (гитары и бортовые редукторы);
  • «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz AG, Stuttgart) — силовая установка;
  • «Сименс-Шукерт» (Siemens-Schuckert, Berlin) — электрогенераторный блок, тяговые электромоторы и электрокоммутационная аппаратура для управления электромеханической трансмиссией;
  • Фридрихсгафенский завод шестеренок (Zahnradfabrik Friedrichshafen, Friedrichshafen) — промежуточный редуктор с приводами для вентиляторов совокупности охлаждения;
  • «Бэр» (Ber, Stuttdart) — водяные и масляные радиаторы совокупности охлаждения двигателя и водяные радиаторы совокупности охлаждения выхлопных коллекторов;
  • «Манн и Хуммель» (Mann und Hummel, Ludwigsburd) — воздухоочистители.

Но главная тяжесть работ по танку легла на плечи конструкторов компании «Порше». Непростой задачей являлась разработка особого танкового дизельного двигателя воздушного охлаждения мощностью 1800л.с. (1324 кВт). В целях экономии времени в качестве силовой установки первого примера танка применяли летный карбюраторный двигатель DB-603A2 с ярким впрыском горючего, предназначавшийся для истребителя «Фокке-Вульф» Та-152С и намерено доработанный компанией «Даймлер-Бенц».

Особенное внимание при изготовлении танка уделялось обеспечению безотказности работы его механизмов и узлов. Все агрегаты подвергались многократным опробованиям еще до установки в танк. Так, электрогенераторный блок по окончании заводских опробований перевезли в Штуттгарт на завод компании «Даймлер-Бенц», в лабораторию доктора наук Камма, где совершили его дополнительные стендовые опробования совместно с карбюраторным двигателем.

Не обращая внимания на то, что официальный заказ предписывал организацию серийного производства, в управлении танковой рабочей группе имелось жёсткое вывод — ограничиться на начальной стадии изготовлением пяти образцов с целью проведения испытаний и оценки конструкции. В июле 1943 г. программу производства сократили до пяти автомобилей в месяц. Сложившаяся к концу лета 1943 г. обстановка на советско-германском фронте настойчиво попросила концентрации всех ресурсов и сил Германии для восстановления понесенных утрат.

В октябре 1943 г. компания «Крупп» была информирована о необходимости закончить работы, которые связаны с изготовлением танка «Мышь», к ноябрю 1943 г. и направить высвободившиеся возможности на исполнение вторых производственных программ. Выданный ранее заказ сократили до двух корпусов и одной башни.

Всего на заводе компании «Алькетт» в Берлине изготовили и послали в Штуттгарт два умелых примера танка «Мышь». Один из них, Тур 205/1, имел намерено отлитую нагрузочную башню, а Тур 205/2 был без башни. Штатную башню с оружием доставили в Штуттгарт и установили на вторую машину позднее.

На заводском полигоне компании «Порше», на территории танковой школы в Беблингене недалеко от Штуттгарта, под управлением главного конструктора доктора наук Ф. Порше прошли последние заводские опробования опытных образцов.

С целью проведения всесторонних опробований танка оба умелых примера перевезли на умело-исследовательский танковый полигон армейского ведомства в Куммерсдорфе (Kummersdorf), расположенный в окрестностях города Цоссен (Zossen).

С июня 1944 г. начались ходовые опробования первого примера танка «Мышь» с нагрузочной башней. В сентябре того же года с целью проведения ходовых и артиллерийских опробований на полигон доставили и второй пример с установленным оружием.

Куммерсдорфский испытательный полигон

О Куммерсдорфском испытательном полигоне направляться поведать очень. Он размешался в 50 км к югу от Берлина и воображал собой часть целого комплекса, созданного для опробований разной бронетехники: артиллерийского, танкового, инженерного, химического и других видов оружий. Полигон имел два филиала: в Тюрингии (опробования автомобилей в горных условиях) и в Тирольских Альпах (опробования в условиях глубокого снежного покрова).

Главная деятельность полигона ориентировалась на проведение полномасштабных ходовых опробований автомобили в целом. Лабораторные опробования агрегатов и узлов проводились в существенно меньшем количестве.

Имелась возможность проводить опробования по определению характеристик любых типов танков. Наличие 100-т крана и 100-т весов яркого взвешивания разрешало определять расположение центра и массу танка тяжести. Для определения глубины преодолеваемого брода употреблялся бассейн с регулируемым уровнем воды. Опробования по определению величины преодолеваемой вертикальной стены производились на особых цементных эскарпах.

Конструкция рва была универсальной и разрешала осуществлять опробования как тяжелых, так и легких танков. По желанию возможно было поменять ширину рва укладкой дополнительных брусьев.

Изучения ходовой части танка при перемещении с креном проводились на намерено подготовленной грунтовой ухабистой дороге. Боковой крен танка при перемещении по ней достигал 15°. Для опробования по максимальной скорости и определению приёмистости танка имелась особая цементная дорога длиной 300 м. В тех случаях, в то время, когда протяженность дороги появилась недостаточной для определения большой скорости, опробования проходили на цементном 3-км прямолинейном и горизонтальном участке национальной дороги, идущей к полигону.

Цементная дорога употреблялась кроме этого для опробований подвески танка. Наряду с этим предусматривалась укладка особого настила из досок. На одном из участков дороги доски выкладывались так, для получения профиля поверхности в виде синусоиды.

Чтобы не было сдвига настила все доски скреплялись между собой.

Опробования по определению преодолеваемого подъема на разных передачах и тяговой чёрта танка проводились на подъемах 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 55 и 65%. Верхнее покрытие этих подъемов содействовало надлежащему сцеплению гусениц танка. Подъемы в 45, 55 и 65% имели клинкерное покрытие, причем клинкер был намерено вытесан для улучшения сцепления. Участок полигона, отведенный для определения средней скорости перемещения, легкости управления по грунтовой дороге и по быстро пересеченной местности, воображал собой последовательность гребней высотой 15—20 м.

10-км дорога была проложена поперек этих гребней, имела спуски и подъёмы до 25% и много поворотов. Причем спуски и подъёмы чередовались через каждые 80—150 м, создавая для испытываемых автомобилей очень тяжелые условия.

Для изучений работы воздухоочистителей на полигоне служила пылевая камера, которая представляла собой удлиненное строение с насыпанным на пол громадным слоем сухой пыли. На протяжении опробований танк входил с одного финиша строения, проходил через пылевую камеру и выходил во двор, продолжая кольцевой путь. Наличие таковой камеры разрешало проводить опробования в любое время года в условиях, соответствующих перемещению танка в колонне по пыльной дороге.

Опробования на износ, требующие громадного пробега, осуществлялись не только по грунтовой дороге полигона, но и по прилегающим национальным дорогам (размещение полигона в относительно пустынном районе давало такую возможность). Отдельные автострады достигали протяженности 445 км и включали разные типы дорог (грунтовые и цементные автострады).

В конце 1942 г. на полигоне в Куммерсдорфе началось строительство отдельного корпуса для тяжелых танков.

Так, Куммерсдорфский полигон по собственному оснащению особыми дорожными сооружениями являлся одним из лучших и разрешал проводить всесторонние опробования бронетанковой техники. Наличие материалов по опробованиям громадного количества танков разных конструкций(среди них и противостоящих Германии государств) давало возможность делать в полной мере обоснованную сравнительную оценку того либо иного танка.

Результаты ходовых опробований танка «Мышь» продемонстрировали, что сомнения в его способности преодолевать разные препятствия были необоснованными. По свидетельству сотрудника компании «Алкет» ведущего инженера Лаубе, несущего ответственность за монтаж танка, опробования продемонстрировали прекрасные результаты по проходимости, управляемости и манёвренности.

Финал

При приближении войск СССР из-за неосуществимости эвакуировать танки немцы предприняли попытку их стереть с лица земли. По окончании капитуляции Германии подразделения Красной Армии нашли на территории Куммерсдорфского полигона обе автомобили. Тур 205/1 с нагрузочной башней пребывал в районе западных батарей Куммерсдорфского артиллерийского полигона, а Тур 205/2 — на площадке Штаммлагеря вблизи Цоссена, в 14 км от Куммерсдорфа.

Оба танка были выведены из строя, причем у танка, пребывавшего в Штаммлагере, взрывом был частично уничтожен корпус. изучение и Предварительный осмотр найденных автомобилей на месте, выполненные отделом А.П. Покровского[2], распознали наличие конструктивных изюминок — использование электротрансмиссии и спаренной установки пушек: большого калибра (128 мм) и калибра 76 мм.

По указанию командующего БТ и MB ВС из двух уничтоженных танков на месте собрали один, что послали в СССР для анализа и подробного изучения конструкции[3]. 4 мая 1946 г. танк прибыл на НИИБТ полигон ГБТУ КА (п. Кубинка).

на данный момент он находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового оружия и техники.

Что касается судьбы сверхтяжелого танка Е-100, то по окончании капитуляции часть территории Германии отошла под контроль англо-американской администрации. В данной территории на заводе компании «Хеншель» союзники и нашли недостроенный опытный образец данной автомобили. Потом Е-100 вывезли для исследования и детального изучения в Англию.

1) Дословный перевод «Mauschen» — «Мышка» (в уменьшительно ласкательном значении этого слова), что характеризует изрядное чувство юмора германских экспертов. Тут и потом по тексту сохранено классическое с 1945 г. для отечественной особой техлитературы наименование танка.

2) Андрей Павлович Покровский (19 ноября 1902 г. — 3 октября 1976 г.), окончил Киевский машиностроительный университет в 1929 г. За период работы в Украинском научно-исследовательском авиадизельном университете (УНИАДИ, г. Харьков, 1931-1939 тт.) прошел путь от инженера-конструктора до помощника главы испытательной станции. Принимал яркое участие в разработке, опробованиях, постановке и доводке на серийное производство дизельного двигателя В-2. В 1939г. был направлен на Ленинградский Кировский завод для помощи по внедрению указанного двигателя на тяжелом танке КВ.

С 1941 г.- помощник главного конструктора по моторостроению Челябинского Кировского завода. В 1942 г. откомандирован в Сталинград, а после этого на 1-й Украинский фронт для организации ремонта двигателей и танков конкретно в воинских частях и обучения личного состава.

Во время 1945-1948 гг. в звании инженера-полковника назначен главой технического отдела при Управлении науки и техники советской администрации в Германии. Собранные и обобщенные под его управлением материалы содействовали формированию научных изучений в области бронетанковой техники в СССР.

По окончании окончания работы в Гдрмании в качестве главы моторного отдела ВНИИ-100 (ВНИИТрансМаш) внес солидной вклад в совершенствование узлов моторных установок. За заслуги в развитии и создании двигателей боевых бронированных автомобилей награжден орденами Красной Звезды (1942 г.), Трудового Красного Знамени (1945 г.). удостоен звания лауреата Сталинской премии СССР III степени (1951 г).

3) 24июля 1945г. по приказу министра танковой индустрии СССР (НКТП СССР) и командующего БТ и MB КА была организована объединенная рабочая группа НКТП и ГБТУ для анализа и систематизации материалов, взятых экспертами НКТП и ГБТУ при изучении положения танковой индустрии по окончании капитуляции Германии. Работу рабочей группы возглавил глава ТУ ГБТУ КА инженер-полковник А. И. Благонравов. По итогам работы рабочей группы был составлен подробный отчет об имевшихся производственных мощностях Германии, использовавшихся разработках, проводившихся научно-исследовательских работах, конструктивных изюминках танков и танкового оружия.

Источник: И. В. Павлов, М.В. Павлов «WUNDERWAFFE ДЛЯ ПАНЦЕРВАФФЕ» Техника и Оружие 10/2012

Прохождение игры Frozen Front Wunderwaffe (1/3)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: