Центральная школа летчиков-планеристов (начальное наименование ВЛПШ) была организована планерным сектором ЦС ОСОАВИАХИМа в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Школа размещалась на горе Узун-Сырт, близь города Феодосии в месте проведения Всесоюзных планерных состязаний. Главной задачей школы была подготовка инструкторов-планеристов для местных планерных школ.
Первым главой школы был назначен А.А.Сеньков, не считая него большое количество сил положил в создание школы С.В.Ильюшин.
А.А.Сеньков и С.В.Ильюшин на постройке Высшей летно-планерной школы.
На горе были выстроены четыре громадных барака, где были размещены учебные помещения, общежитие инструкторов и курсантов, клуб-читальня, пекарня и столовая. Позднее были выстроены каменные ангары и хозяйственные постройки, сначала небольшой, а после этого большой. По окончании 1935 года были выстроены два прекрасных двухэтажных корпуса с ротондами для проживания и администрации инструкторского состава.
Структура ВЛПШ складывалась из технической, летной, учебной, административно-хозяйственной частей и строевой. Техническую часть возглавлял О.К.Антонов, летную часть — В.С.Васянин. Первыми инструкторами были Ж.И.Журавлев, М.Ф.Романов, Г.Михайлов, Е.А.Грунауэр, В.Г.Бородин, З.В.Дакиневич.
Школа была обеспечена планерами учебного типа «Стандарт» — 15 шт. и тренировочными парителями Г-2бис — 10 шт. Потом столичной группой было доставлено еще пять планеров «Стандарт» и по одному ИТ-4 и Г-2.
В первом комплекте планировалось выпустить 50 инструкторов, для этого из местных организаций и из Москвы в школу было направлено 97 курсантов. По замыслу занятий с первым выпуском расчитывали совершить 62 летных дня, но по погодным условиям было нужно сократить данный замысел практически в два раза, до 38 летных дней. Всего было совершено 5142 полета, из них 91% учебные.
Налет по планерам распределился следующим образом: «Стандарт» — 4396 полетов, Г-2бис — 710 полетов, «Стандарт-2» — 14 полетов, другие — 22. Было выпущено 70 инструкторов-планеристов, 19 из них была присвоена квалификация планериста-парителя.
Технической частью ВЛПШ была проделана громадная работа по совершенствованию планера «Стандарт», что изначально был мало пригоден для начального обучения. Модификацией этого планера стал планер «Стандарт-2», что был испытан инструкторами ВЛПШ и по неспециализированным отзывам владел хорошей приспособленностью к учебным полетам. Также технической частью были испытаны два новых планера: «Ударник» А.А.Сенькова и Ш-3 Б.Н.Шереметева.
Не считая опробований техническая часть занималась ремонтом аварийных планеров, а перед закрытием школы на зимний период проводила профилактический ремонт планеров.
В первой половине 30-ых годов двадцатого века в ВЛПШ прошли обучение 176 учлетов. Из их числа 96 взяли звание инструктора-парителя, 41 — инструктора-планериста. В среднем налет учлета составил 1 ч. 27 мин. при 40-60 полетах.
В первой половине 30-ых годов XX века планерный парк школы составлял 44 аппарата и включал в себя первые серийно выпущенные пилотажные планеры Г-9. Кое-какие планеры были намерено выстроены для применения в ВЛПШ. К примеру в первой половине 30-ых годов двадцатого века на Планерном заводе для школы был создан планер «Беспризорник», а в первой половине 30-ых годов XX века в самой школе был выстроен гибридный планер «ВЛПШ».
Кроме этого часть рекордных и тренировочных планеров действовала в школу по окончании проведения Всесоюзных планерных состязаний в 1932-1935 годах.
В первой половине 30-ых годов двадцатого века из выпускников, показавших свойства, в ВЛПШ показались юные инструкторы: С.Н.Анохин, Н.Я.Симонов, В.М.Ильченко, Л.Ф.Шмелев, С.Ф.Гавриш, С.М.Каплун, Н.И.Макаров, В.Л.Расторгуев, В.Ф.Хапов, И.И.Шелест и другие.
С 1933 году в программу обучения будущих инструкторов было включено освоение фигур высшего пилотажа на планере. Для данной цели употреблялись пилотажный планер Г-9 и двухместный пилотажный планер Ш-5.
В первой половине 30-ых годов XX века в типографии г. Феодосии был издан «Курс учебно-летной подготовки ВЛПШ», в котором его авторы С.Н.Анохин и Н.Я.Симонов обобщили и подвели результат громадной предварительной учебной работе в школе.
Команда планеристов ВЛПШ систематично принимала участие во Всесоюзных Планерных Состязаниях, пока они проводились в Крыму, и много раз занимала призовые места. До тех пор пока ВПС проходили в Коктебеле, ВЛПШ являлась базой для их проведения.
Благодаря прогрессивным спортивным достижениям и методам обучения ВЛПШ купила и интернациональное признание. Школу много раз посещали делегации зарубежных лётчиков и спортсменов. президент Турции Ататюрк направил в ВЛПШ группу турецких планеристов, среди которых пребывала его приемная дочь Сабиха Гетчен. В 1935 году она освоила парение на планере, прыжки с парашютом и стала единственной военной летчицей в Турции.
В последствии Ататюрк обратился прося к советскому правительству направить в Турцию, для помощи в организации общества «Турецкая птица» и обучению планеризму, группу инструкторов-планеристов ВЛПШ.
Строение ВЛПШ в наши дни.
.
.
Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Планерная школа в Роситтене 1938 год.
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Разработчик: А.С.Яковлев Страна: СССР Первый полет: 1925 г. К третьим планерным соревнованиям Яковлев спроектировал усовершенствованный тренировочный…
-
Iv всесоюзные планерные состязания 1927 года.
По окончании годичного перерыва Осоавиахимом были организованы IV Всесоюзные планерные состязания, проходившие на горе Узун-Сырт (Клементьева) в районе…
-
Разработчик: А.С.Яковлев Страна: СССР Первый полет: 1924 г. В первой половине 20-ых годов двадцатого века 15-летний школьник Александр Яковлев прочел…
-
Мечта многих обитателей планеты содержится в том, дабы обучиться летать на самолёте (вертолёте). Для одних такие грезы заключаются в достижении…
-
Московская школа бортпроводников
НОУ «Школа бортпроводников» создана указом отдела воздушного транспорта от 17 февраля 1995 ДВ-13 с целью качественной увеличения безопасности и…
-
Разработчик: Березняк, Исаев Страна: СССР Первый полет: 1942 г. Весной 1940 года в произошло заседание, на котором главные конструкторы самолетов знали о…