Ввс красной армии в зимней войне 1939-1940 с финляндией

      Комментарии к записи Ввс красной армии в зимней войне 1939-1940 с финляндией отключены

Ввс красной армии в зимней войне 1939-1940 с финляндией

В сентябре — октябре 1939 семь дней. были заключены соглашения о обоюдной помощи СССР с республиками Прибалтики, в соответствии с которыми на территории Латвии, Эстонии и Литвы размещались ограниченные контингенты Красной армии и ВМФ. Летом 1940 г. они были существенно усилены. Для прикрытия отечественных армий авиационные части из состава ВВС Ленинградского военного округа были приданы советским армейским гарнизонам, дислоцированным в Прибалтике.

В августе того же года Латвия, Эстония и Литва вошли в СССР на правах союзных республик.

Советские тяжелые бомбардировщики ТераБайт-3 на аэропорте

Второй проблемой, потребовавшей скорейшего разрешения, являлась близость советско-финляндской границы к стратегически ответственному промышленному и политическому центру северо-западного региона страны — г. Ленинград. Советская сторона выступила с предложением о переносе границы на Карельском перешейке от ряда и Ленинграда участков Кировской железной дороги западнее от существовавшей в то время границы.

Помимо этого, СССР собирался забрать в аренду последовательность островов в Финском заливе и полуостров Ханко. Вместо этого Финляндии предлагались большие территории в советской Карелии (Ребольская и Поросозёрская волости)1.

Но финская сторона категорически отказалась от этих предложений. Учитывая позицию невмешательства в советско-финляндские отношения, занятую нацистской Германией, военно-политическое управление СССР решило на проведение операции по принуждению северо-западного соседа к разрешению территориального вопроса.

В соответствии с докладом командующего армиями Ленинградского военного округа, Наркому обороны СССР по замыслу разгрома сухопутных и морских сил Финляндии (от 29 октября 1939 г. № 4587) от ВВС КА предлагалось задействовать 1581 самолет.

С началом войны первоначально развернутая воздушная группировка была существенно увеличена. Не считая ВВС ЛВО и КБФ, в военных действиях кроме этого участвовали части 1-й армии особенного назначения (АОН) и другие авиационные подразделения.

Советские истребители И-16 в полёте

В составе авиации громаднейшим был удельный вес истребителей. К примеру, к началу войны в ВВС 7-й армии, сосредоточенных вблизи Карельского перешейка, они составляли 40%, средние бомбардировщики -33%, тяжелые — 9% и самолеты безнадежно устаревших конструкций — 18%. Общее число истребителей было в 6 раза больше, чем у не сильный и пассивного воздушного соперника.

И таковой состав группировки не соответствовал поставленным целям. Исходя из этого было нужно завлекать авиационные части из вторых военных округов. Перегруппировка заняла непозволительно продолжительное время с наличием небоевых утрат.

При исполнении перелетов случилось 9 катастроф и 5 аварий.

Часть ИА была задействована в интересах ПВО Ленинграда. В ее состав входили: 54-я иабр (19-й, 26-й и 44-й ап) — 168 самолетов (к 25 ноября 1939 г.), подчиненных главе ПВО Ленинградского военного округа.2

30 ноября 1939 г. к началу боевых действий против Финляндии все имевшиеся в округе средства ПВО были приведены в боевую готовность. Под защиту 2-го корпуса ПВО, кроме г. Ленинград, были забраны города Пушкин, Сестрорецк, Урицк (Лигово), Петергоф, Колпино3.

Кроме этого была усилена ПВО больших центров северо-западного региона страны: Пскова, Петрозаводска, Мурманска, Новгорода и Архангельска. Прикрытие от угрозы с воздуха наиболее значимых объектов — Волховстроя, Свирьстроя, ст. Дно и Беломорканала — обеспечивалось по линии армий НКВД СССР4.

В составе ПВО армий, действовавших на Карельском перешейке, насчитывалось 33 дивизиона, 23 роты, 19 батарей зенитной артиллерии и 1 зенитно-пулеметный эскадрон; 4 роты прожекторная рота 1 и ВНОС. Лишь в 7-й армии на 29 ноября 1939 г. в наличии имелось 112 зенитных орудий. Противовоздушными средствами кроме этого обеспечивались стрелковые и танковые соединения и части.

Бомбардировка Финляндии на протяжении Зимней войны

В каждой стрелкой дивизии имелось 32 четырехствольных зенитных пулемета, сведенных в зенитный дивизион (финская пехотная дивизия такими средствами не обладала). Часть танков Т-26 была снабжена зенитным пулеметом ДТ на крыше башни.

По окончании создания Северо-Западного фронта (СЗФ, с 7 января 1940 г.) авиационная группировка на Карельском перешейке включала в себя ВВС фронта (командующий — комкор Е.С. Птухин), 7-й армии (командующий — комкор С.П. Денисов) и 13-й армии (командующий — комбриг Ф.П.

Полынин). Авиация была разделена на фронтовую и военного. В состав последней входило более 56% всех самолетов фронта.

Подготовка советских бомбардировщиков к вылету

В войне с Финляндией советская авиация решала следующие задачи:

  • помощь сухопутных армий;
  • борьба за господство в воздухе;
  • действия по резервам и коммуникациям соперника;
  • ведение воздушной разведки;
  • снабжение армий по воздуху;
  • бомбардировка военно-промышленных и административно-политических центров.

По словам генерала Е.С. Птухина, до 71% всех действий авиации СЗФ были направлены на разрушение и уничтожение укрепрайонов («Карельского перешейка») и линии с применением авиабомб громадной мощности (250-500 кг).

В целом на поддержку сухопутных армий было совершено 40% от общего числа самолетовылетов всей авиации на театре боевых действий. Наряду с этим бомбардировщики израсходовали 54% собственного ресурса, истребители — около 25%. Для наступавшей пехоты были особенно ответственны действия авиации по оборонительным сооружениям на Карельском перешейке. Но эффективность авиационных ударов была низкой. Одна из обстоятельств — нехорошая погода.

Так, летных дней с несложными метеоусловиями в декабре 1939 г. выпало всего 4, в январе 1940 г. — 2, в феврале – 13. К примеру, из 436 самолетовылетов 85-го бомбардировочного полка за все время участия в битвах 208 произведено днем в сложных метеоусловиях, 204 -ночью и лишь 24 — днем в ясную погоду. И тут не нужно забывать, что прицельно-навигационное оборудование состоявших на вооружении самолетов не разрешало делать прицельное бомбометание и точное самолётовождение вне визуальной видимости почвы.

Специально для нарушения коммуникаций, в соответствии с директивой НКО СССР № 0473 от 15 декабря 1939 г., была создана Особенная авиационная бригада ВВС СЗФ (с февраля 1940 г. — Особенная авиагруппа (ОАГр), комбриг — два раза Герой Советского Союза Г.П. Кравченко). За период войны, действуя по перегонам и железнодорожным узлам в районах Тампере, Лахти, Хапамяки, Турку, летчики ОАГр совершили 1864 самолето-вылета и скинули 1129,3 тонны бомб.

Еще 2969 тысячь киллограм (12,5% неспециализированного тоннажа используемых авиабомб) скинули на ЖД объекты бомбардировщики Северо-Западного фронта. К действиям по ЖД эшелонам привлекались истребители ОАГр, армейской и фронтовой авиации, имевшие на вооружении пушки.

Для разрушения очень прочных сооружений использовались фугасные авиационные бомбы (ФАБ) большого калибра. Но малые размеры целей, высокая степень их замаскированности и отсутствие целеуказания с почвы значительно сказывались на итогах ударов. Так, авиация 7-й и 13-й армий скинула на такие объекты 873 ФАБ-500 и 6627 ФАБ-250.

Однако, по окончании овладения «линией Маннергейма» (Карельский перешеек) и осмотра ее сооружений на участках наступления этих армий было найдено всего пара прямых попаданий бомб.

Авиация ВМФ действовала в основном в морском секторе. Вместе с судами она блокировала соперника с моря, уничтожая его транспорты на коммуникациях и в портах, осуществляя минные постановки на фарватерах. По окончании прорыва основной полосы обороны с 18 февраля 1940 г. авиация Краснознаменного Балтфлота была оперативно подчинена командующему ВВС Северо-Западного фронта.

С этого момента морская авиация действовала в сухопутном секторе, вела борьбу с ЖД и автомобильными перевозками. Так, при исполнении данной задачи в войне с Финляндией был приобретён опыт совместных действий фронтовой и морской авиации.

За все время войны для атак вражеских судов в море морская авиация произвела 264 вылета и скинула 96 тысячь киллограм бомб. По отчетным данным ВВС КБФ, удалось потопить 14 транспортов (по другим сведеньям — лишь 2) и повредить еще более 205. С целью бомбардировки финских портов было совершено 638 вылетов и скинуто на их объекты 368 тысячь киллограм бомб6.

Для воздушных налетов по объектам глубокого тыла Финляндии была задействована 1-я армия особенного назначения (АОН) — 155 ДБ-3 и 43 ТераБайт-3.

Командующий ВВС Северо-Западного Фронта генерал Е.С. Птухин Командующий особенной авиагруппой СЗФ полковник Г.П. Кравченко Помощник командующего ВВС 13-й Армии полковник В.И. Клевцов

На протяжении войны советская авиация эпизодически совершала налеты на военно-промышленные и административно-политические центры Финляндии. Так, к примеру, 12 и 14 января 1940 г. бомбардировщики ДБ-3 Особенной авиационной группы ударили по порту и городу Ваоза, где пребывало финское правительство. За эти два дня было выполнено 22 самолето-вылета.

А части ВВС Северо-Западного фронта, действуя по военно-промышленным объектам, произвели 1346 самолето-вылетов, на протяжении которых скинули на 9 военных крупных склада 4 и заводов 1335,6 тонны бомб. Согласно данным финских ПВО, на 23 города на территории Финляндии советская авиация во время с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. совершила более чем 550 налетов, скинув более 22,3 тонны бомб7.

Ожидая возможность ответных ударов со стороны соперника, принимали меры по защите больших прифронтовых центров, первым делом, Ленинграда. Организация совокупности ПВО города «была выстроена пара в иных правилах, чем это предусматривалось при обороне пунктов в тылу страны»8.

В радиусе 20-25 километров от центра Ленинграда была организована территория зенитной артиллерии, всецело обеспеченная световым полем прожекторных частей. По границе города проходили территории аэростатов заграждения (тандем), поднимавшихся в одну линию около всего города на высоту до 5000 метров.

Помимо этого, для борьбы с низколетящими самолетами соперника отдельные объекты (ЖД мосты, транспортные узлы, ответственные фирмы) прикрывались зенитными пулеметными частями.

Для ИА ПВО было выделено 4 территории боевого патрулирования, 3 территории сбора частей в воздухе (недалеко от аэроузлов) и развернута сеть постов наведения.

Управление подразделениями в воздухе осуществлялось через посты наведения при помощи несложных сигналов, выкладываемых стрелами, а по получении радиоустановок — и при помощи радио.

Генерал авиации И.И. Душкин Начальник эскадрильи 50-го сбап капитан М.М. Воронков Начальник 59-й истребительной авиабригады 7-й армии СЗФ полковник Е.Е. Ерлыкин

Для исключения внезапности налета финских самолетов на Ленинград в конце 1939 г. посредством первых отечественных радиолокаторов РУС-1 («радиоулавливателей самолетов»)9 была создана полоса обнаружения по линии Нарва, Красная Горка, через Финский залив на Сестрорецк, Коркин маяк, через Ладожское озеро на Новую Ладогу. Боевая работа радиолокаторов была организована военинженером Д.С. Стоговым.

Донесения об найденных целях передавались через ротные посты ВНОС на основной пост ВНОС ПВО Ленинграда.

По окончании выдвижения армий фронта на предел Выборг — Кексгольм (Приозерск) в марте 1940 г. на Карельском перешейке была развернута вторая полоса обнаружения из РЛС РУС-1 на удалении 20 километров от первой, что снабжало возможность определять направления полетов неприятельских самолетов.

Сотрудничество истребительной авиации с зенитной артиллерией было выстроено по 5 вариантам борьбы с воздушными силами соперника и должно было осуществляться согласно решению главы ПВО Ленинграда (при начала налета финской авиации на город).

За целый период войны на воздушное патрулирование недалеко от Ленинграда ИА ПВО было произведено 8584 самолетовылета с налетом 8987 часов10.

В 8-й, 9-й, 14-й и 15-й армиях истребительная авиация привлекалась к обороне малых пунктов ПВО. Для защиты серьёзной коммуникации Карелии — Кировской железной дороги выделялось от 2 звеньев до эскадрильи ИА.

На последовательность истребительных частей возлагалась защита военных штабов (7-я, 8-я, 9-я и 14-я армии), станций снабжения Перкярви, Мустомяки и пункта Терийоки.

Во всех советских армиях на ТВД защита аэропортов бомбардировочной авиации осуществлялась в основном совместным размещением с нею истребителей (выделением эскадрилий) в данном районе либо конкретно на аэропорте.

Летчик-истребитель лейтенант В.Ф. Вильчик Армейский комиссар 50-го сбап А.Н. Костылев Два раза Герой Советского Союза командир дивизии С.П. Денисов

Главным способом прикрытия являлось назначение днем дежурных звеньев (звена) и ночью — отдельных экипажей, причем, как это имело место в 9-й армии, близкое размещение аэропортов к границе (Реболы) при проведении операции по деблокированию 54-й стрелковой дивизии во многих случаях приводило к необходимости патрулирования в воздухе звеньев. То же самое имело место и в 8-й армии.

Пара по-иному организовывалось прикрытие аэропортов бомбардировщиков в ОАГр. На любой аэропорт бомбардировочного авиаполка выделялось по одной эскадрилье истребителей. Дабы избежать неожиданных налетов соперника при посадке и вылете бомбардировщиков, эскадрильи ИА поднимались в атмосферу (кроме дежурных звеньев), осуществляя патрулирование до момента ухода бомбардировщиков либо окончания их посадки.

Это стало причиной тому, что 30,6% вылетов всей ИА авиагруппы (788 самолетовылетов) было израсходовано на данный вид прикрытия11.

На Северо-западном фронте ПВО большей части аэропортов, размешавшихся вблизи Ленинграда, осуществлялась силами истребительной авиации и зенитной артиллерии (Горелово, Ропша, Витино, Лева-шево, Токсово, Касимово). Кое-какие аэропорты прикрывались попутно средствами авиазенитной обороны штабов армий (к примеру, Суоярви).

На аэропортах, где бомбардировщики размешались совместно с истребителями, было установлено круглосуточное дежурство истребителей. Все аэропорты имели сообщение с сетью внешних постов ВНОС. На аэропортах устанавливались собственные посты воздушного наблюдения с сигналами тревоги.

Летчики-истребители участники советско-финской войны

На некоторых аэропортах 8-й армии выставлялись посты наведения, снабженные полотнищами и стрелами целеуказания.

К сожалению, большая часть аэропортов в Карелии в отношении ПВО были предоставлены сами себе. Зенитная артиллерия для прикрытия аэропортов не придавалась. Штатные средства зенитной обороны авиационных баз складывались из 3

комплексных зенитных установок (вместо положенных 6). Распоряжением штабов армий (9-й, 7-й и 13-й) охрана передовых аэропортов (в т. ч. в вопросах ПВО) усиливалась за счет стрелковых взводов и рот.

Войска СЗФ (район г. Ленинград, территория и Карельский перешеек южнее Ленинграда) располагали как постоянными, так и подвижными постами ВНОС, снабженными приборами и автоматической аппаратурой для фиксации пролетов самолетов. Иное положение было в полосе армий, действовавших в Карелии и на Кольском полуострове. К примеру, севернее Петрозаводска, от линии фронта и в глубину до Мурманской железной дороги совсем не было постов ВНОС (не считая аэродромных).

На данной территории их роль делали посты ВНОС стрелковых погранвойск и частей. К сожалению, такая связи и система наблюдения не снабжала своевременного оповещения собственной истребительной авиации.

Борьба за господство в воздухе не отличалась высокой интенсивностью, не смотря на то, что на ее исполнение пришелся 31% от общего количества самолетовылетов. Авиация соперника особенной активности не проявляла. В воздушный бой финские истребители старались вступать только при собственном численном превосходстве.

Интенсивность действий финской авиации возросла с февраля 1940 г., в то время, когда самолетный парк ВВС Финляндии пополнился 350 новыми аппаратами, в качестве помощи от западных держав.

Главным средством завоевания господства в воздухе являлась истребительная авиация. ВВС РККА затратили на решение данной задачи до 60% всех вылетов самолетов-истребителей. Всего за время войны в воздухе и на земле был стёрт с лица земли 381 самолет соперника, а также 320 истребителей (по другим сведеньям: уничтожено — 76, сдан в ремонт — 51 аппарат)12.

В основном финская авиация уничтожалась при оказании активного сопротивления на протяжении ведения воздушной разведки в ближнем тылу отечественных армий.

лейтенант Ф.И. Шинкаренко из 7-го ИАП около собственного истребителя И-16

Имелся только один случай пролета самолета соперника на большое расстояние от линии фронта с целью бомбардировки объектов Волховской ГЭС, что был вовремя прекращен действиями советских истребителей.

За целый период войны финская авиация не совершила ни одного налета большими соединениями, а действовала как правило отдельными самолетами. Громаднейшей дальностью проникновения авиации соперника являлись границы Кировской железной дороги, на данный момент. Грузино, Белоостров и о. Гогланд13.

Согласно данным постов ВНОС и наблюдательных пунктов зенитной артиллерии СЗФ (на 13 марта 1940 г.) было зафиксировано пролетов 474 финских самолетов, из которых сбито — 8 автомобилей14.

За годы советско-финляндской войны ВВС РККА произвели 84 307 боевых вылетов (а также 52 803 ВВС СЗФ, 10 133 — ИА ПВО Ленинграда, 5259 — ОАГр, остальные — ВВС 8-й, 9-й, 14-й и 15-й армий), еще 16633 совершили летчики КБФ15.

Всего советскими самолетами было скинуто 26 тыс. тысячь киллограм бомб. Неспециализированные утраты ВВС РККА за войну составили 348 боевых автомобилей (небоевые -296 самолетов). Помимо этого, в капитальный ремонт и заводской послано 87 автомобилей16.

***

В целом действия ВВС Красной армии на протяжении советско-финляндской войны были признаны удовлетворительными. За успех, достигнутый на Карельском перешейке 9 авиаполков (10-й 24-й, 44-й, 50-й, 54-й, 58-й скоростные бомбардировочные и 7-й, 19-й и 25-й истребительные) и 2 разведывательные эскадрильи стали «Краснознаменными».

54 человека летного состава (из них 2 — из состава ИА ПВО) удостоены большого звания Героя СССР. А также: комкор Е.С. Птухин (командующий ВВС СЗФ), командир дивизии С.П. Денисов (вторично, командующий ВВС 7-й армии), полковник В.И.

Клевцов (помощник командующего ВВС 13-й армии), полковник В.Н.Пятыхин (начальник 15-й сбабр) и др.

Подбитый финский самолет Бленхайм Bl-105

По количеству летчиков-храбрецов полный рекорд в собственности 50-му сбап — 10 человек, после этого шли 7-й иап (6 награждений), 68-й иап (5), 25-й иап, 31-й и 44-й сбап (по 4 награждения)17.

уроки и Итоги советско-финляндской войны были обобщены и проанализированы на мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1940 г. Не обошли стороной распознанные недочёты в подготовке армий и важные просчеты руководства Красной армии в войне. В следствии были выработаны неотложные меры по мобилизационной готовности и повышению боеспособности армии и флота.

7 апреля того же года глава ВВС РККА командарм 2 ранга Я.В. Смушкевич в собственном приказе № 038 "настойчиво попросил" «для обработки материалов по действиям ВВС в войне с Финляндией и подготовки к печати оперативно-тактического обзора боевого применения авиации на финском фронте (с грифом «секретно») создать рабочую группу» под руководством начальника штаба ВВС РККА командира дивизии Ф.К. Арженухина.

Труд предназначался для старшего и высшего командного и начальствующего состава ВВС Красной армии от комполка и выше, и для слушателей армейских академий18. Этот труд был подготовлен и выпущен в свет называющиеся «Боевые действия ВВС Красной армии в войне против белофиннов».

Последним же предвоенным конфликтом с участием советских ВВС стал ввод частей Красной армии на территорию Бессарабии летом 1940 г.

Примечания:

  1. ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939-1940 // Спецвыпуск издания «История Авиации». № 2, 2006. С. 5. [?]
  2. РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 240. [?]
  3. В том месте же. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 771. Л. 1. [?]
  4. В том месте же. Л. 2. [?]
  5. ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939-1940 // Спецвыпуск издания «История Авиации». №2, 2006. С. 42. [?]
  6. В том месте же. С. 41. [?]
  7. Геуст К.-Ф. Бомбы на столицу // Отчизна. № 12., 1995. С. 59. [?]
  8. РГВА Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 240. [?]
  9. РУС-1 создана по предложениям и разработкам инженера-конструктора Управления ПВО П.К. Ощепкова, принята на вооружение приказом НКО № 0049 10 сентября 1939 г. Всего до начала ВОВ выпущено 45 наборов РУС-1. [?]
  10. РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 242. [?]
  11. В том месте же. Л. 245. [?]
  12. ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939-1940 // Спецвыпуск издания «История Авиации». № 2, 2006. С. 74. [?]
  13. ГВА Ф. 34980. Оп. 1. Д. 771. Л. 4. [?]
  14. В том месте же. Л.4-5. [?]
  15. ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939-1940 // Спецвыпуск издания «История Авиации». №2, 2006. С. 74. [?]
  16. В том месте же.С.87-101. [?]
  17. ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939-1940 // Спецвыпуск издания «История Авиации». №2, 2006. С. 71. [?]
  18. РГВА Ф. 29. Оп. 34. Д. 542. Л. 33-34. [?]

Зимняя война 1939 года — победа о которой не любят вспоминать.

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: