Вспомогательный самолет farman f.iv.

      Комментарии к записи Вспомогательный самолет farman f.iv. отключены

Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1909 г.Вспомогательный самолет farman f.iv.

Одним из самых массовых самолетов довоенного периода был самолет Анри Фармана — «Farman F.IV». Благодаря несложной конструкции и хорошим по тем временам летным данным, данный самолет стал эталоном для множества конструкторов. Его производили по лицензии, копировали, делали по его «подобию и образу».

Само его наименование стало нарицательным — фраза «самолет типа Фарман» обозначала любой ферменный биплан с толкающим дополнительным рулём и винтом высоты на балках перед крылом.

Машина имела предельно несложную конструкцию. Древесная ферма с растяжками из рояльной проволоки, крыло с постоянной хордой, обшитое полотном лишь снизу (позднее стали обшивать и сверху, что существенно улучшило летные качества). Бипланный стабилизатор, по конструкции подобный крылу. Киль отсутствовал, рули поворота навешивались на задние стойки ферм. Шасси — полозья, на каковые через резиновый амортизатор устанавливались две маленькие оси с парой колес любая.

Пилот сидел на передней кромке крыла, за ним — топливный бак, верхом на котором имел возможность сидеть пассажир, на задней кромке — двигатель. Имели возможность устанавливаться двигатели разных различной мощности и типов. Поперечное управление осуществлялось элеронами, подвешенными к задней кромке крыльев.

На стоянке элероны вольно свисали, и лишь набегающий поток воздуха поднимал их в «рабочее» положение.

Органы управления самолетом напоминали современные: Справа от пилота была ручка управления, соединенная проволокой с рулями и элеронами высоты (передним и задним). Слева — рукоятки управления двигателем. Ноги пилота находились на древесной качалке, управляющей рулями поворота.

От прошлой конструкции — «Farman.III» — самолет отличался маленькими полозами шасси, наличием заднего руля высоты, количеством и меньшей длиной стоек фермы «фюзеляжа». Но эти новшества вводились неспешно, на различных экземплярах, исходя из этого четкой границы между этими моделями нет. Да и сами «Farman F.IV» имели возможность очень сильно различаться друг от друга, в зависимости от прихоти изготовителя.

Имели возможность устанавливаться крылья разного размаха, двигатели могли быть как ротативными, так и стационарными, время от времени устанавливали гондолу для экипажа.

В начале собственной карьеры «Farman F.IV» неоднократно побеждали разные призы, деятельно принимали участие в бессчётных соревнованиях. Вот кое-какие из них:

В апреле 1910 году французский пилот Louis Paulhan победил приз 10000 фунтов за перелет из Лондона в Манчестер, в упорной борьбе с британцем Claude Grahame-White (что так и не смог добраться до Манчестера). Оба пилота были на «Farman F.IV».

В мае 1910 года Cheuret установил рекорд дальности полета без посадки вне аэропорта с пассажиром — 44 километра из Mourmelon до Chalons и обратно за 34 60 секунд со скоростью 75 км/ч.

В сентябре 1910 года всего пара километров не долетел из-за нехорошей погоды Weymann, летевший с пассажиром из Парижа в Clermont-Ferrand (около 430 км). В условия получения приза в 4000 фунтов входило ограничение по времени — 6 часов, но не запрещалось любое количество промежуточных посадок.

Из-за несоблюдения всех нужных формальностей так и не смог взять приз в таком же размере Wynmalen, пролетев в октябре 1910 года из Парижа в Брюссель и обратно с пассажиром за 28 часов. Расстояние между двумя столицами образовывает около 300 километров.

Приз в 1000 фунтов взял лейтенант Cammerman в декабре 1910 года полет из Bouy до Montigny-sur-Aube и обратно (232 км за 4 часа). По условиям приза пилотировать самолет должен был французский офицер в мундире, помимо этого, в самолете должен был пребывать один пассажир.

Женский приз за самый дальний беспосадочный перелет в 1910 году взяла Mdlle. Dutrieu за полет протяженностью в 167 км за 2 ч. 35 мин.

Армия кроме этого была заинтересована в этом самолете. В сентябре 1910 года «Farman F.IV» (10 самолетов) вместе с двухместными и одноместными «Bleriot.XI» (20 самолетов) принимали участие в маневрах французской армии. Летая с трех организованных «аэронавтических станций», самолеты вели разведку и осуществляли стремительную доставку донесений.

С возникновением более новых типов самолетов «Farman.IV» все больше использовались для обучения. Благодаря простоте пилотирования, они были весьма подходящими для данной роли. Большая часть армейских летчиков Первой Мировой обучались летать именно на автомобилях этого типа.

В 1911 году на этом самолете обучалась первая дама в Великобитании, взявшая пилотскую лицензию (какое количество Hewlett).

Данный самолет выпущен в тысячах экземпляров во многих государствах.

В 1910-1916 годах самолеты типа “Farman F.IV” строились в России во многих вариантах, с разными двигателями, различных размеров и со большими отклонениями от начальной схемы. Во Франции было куплено только пара экземпляров, а выстроено было на русских фабриках, в летных школах, в мастерских авиаторов большое количество сотен. Число выстроенных экземпляров с метаморфозами не поддается учету, исходя из этого дать единое описание самолета нереально.

По большей части берется за базу описание, сделанное доктором наук Н.А.Рыниным.

Краткое техническое описание.

Самолет «Farman F.IV» выпускался в 1910-1916 годах во многих вариантах, незначительно отличавшихся друг от друга. Профиль крыла узкий, вогнутый. Он был задан лонжероном, являвшимся одновременна и передней кромкой, и узкими нервюрами.

Обшивка крыльев односторонняя, снизу.

Вертикальное оперение не имело неподвижного киля, его заменяли рули поворота. Руль высоты выносился вперед. Каркас рулей — древесный.

Ферма фюзеляжа — из сосновых брусков и планок, соединенных стыковыми стаканчиками. Расчалки и проводка управления — из проволоки, причем к элеронам проводка делалась лишь снизу.

Управление элеронами и рулём высоты осуществлялось ручкой, либо, как ее тогда именовали, «гошем», а рулем поворота — педалями.

Двигатель — ротативный, семицилиндровый, звездообразный, типа «Gnome», мощностью 50 л.с., виделись экземпляры с двигателями водяного охлаждения «Argus» (60 л.с.) и «Renault» (55 л.с.). Воздушный винт — «Интеграл» Шовьера диаметром 2,5 м и шагом 1,15 м. Бак устанавливался позади летчика над двигателем, горючее подавалось самотеком.

Кабины данный двухместный самолет не имел. Экипаж размещался на древесных сиденьях перед коробкой крыльев. Устройств на самолете не было совсем.

Крыло и рули обтягивались полотном светло-кремового цвета, получавшим по окончании пропитки аэролаком желтоватый оттенок. Железные подробности не окрашивались, древесные покрывались лаком.

ЛТХ:

Модификация: Farman F.IV
Размах крыла, м: 10,50
Протяженность, м: 12,30
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 41,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 400
-большая взлетная: 580
Тип двигателя: 1 х ПД «Gnome»
-мощность, л.с.: 1 х 50
Большая скорость, км/ч: 65
Крейсерская скорость, км/ч: 55
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2.

Вспомогательный самолет Farman F.IV.

Вспомогательный самолет Farman F.IV.

Старт самолета Farman F.IV на Коломяжском ипподроме. Петербург, 1910 г.

Farman F.IV на показательных полетах. Петербург, 1910 г.

Farman F.IV в полете.

Винтомоторная несколько Farman F.IV.

Farman F.IV. Реплика инженера-энтузиаста Георгия Галли. В 2012 г. был на выставке в Музее войск и артиллерии связи в Петербурге.

Реплика Farman F.IV. 2010 г. Петербург. 

Реплика Farman F.IV. 2010 г. Петербург.

Реплика Farman F.IV. 2010 г. Петербург.

Реплика самолета Farman F.IV у авиалайнера А-380.

Проекции Farman F.IV. Рисунок.

Farman F.IV. Чертеж.

Farman F.IV. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Сергей Острожинский. Доисторическая Авиация. Farman.IV.
Арон Шепс. Самолеты Первой Мировой: Страны Антанты.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Farman.IV».

Аэроплан Farman-IV Летающая коллекции Андрея Чижика. Первый отрыв от земли 25.08.2013

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: