Воздушный таран в небе карелии

      Комментарии к записи Воздушный таран в небе карелии отключены

Советско-финская война 1939-1940 гг. была, пожалуй, первым конфликтом в истории СССР, в котором использование авиации было крупномасштабным и велось на огромной территории от Балтийского до Баренцева моря. Всего с 30.11.1939 по 13.03.1940 советские ВВС совершили 84307 боевых вылета, 92 авиатора взяли звание Героя СССР, а также комбриг С.П. Денисов стал два раза Храбрецом.

К сожалению, в когорту Храбрецов СССР не вошел пилот 49-го ИАП лейтенант Яков Филиппович Михин, что, без сомнений, был хорош этого большого звания – 13 февраля 1940 года он таранил финский самолет, причем таран подтверждается финскими источниками.

В советском издании «Смена» за февраль 1941 года была опубликована статья о воздушном бое, что совершили 13 февраля 1940 года пилоты так называемой группы А.Г. Ткаченко (5-я эскадрилья 49-го ИАП и 2-я эскадрилья 72-го САП). Эта заметка была в первый раз напечатана 15 февраля 1940 года в красноармейской газете «Ленинский путь», так сообщить, по горячим следам. В статье было обрисовано, как в схватке лейтенант Михин столкнулся с финским самолетом, причем данный эпизод автор статьи обрисовывает как раз как воздушный таран, приводя неопровержимые эти:

Воздушный таран в небе карелии
Страница издания "Смена" за февраль 1941 г. со статьей про подвиг летчика Михина
Увеличенное фото лейтенанта Михина на фоне хвостового оперения его И-16. Подпись гласит: "Летчик Михин возвратился по окончании воздушного боя на полевой аэропорт".

Создатель фото — фронтовой обозреватель Л. Коробов

«День назад в отечественной газете сообщалось о воздушном бое, случившемся между советскими и белофинскими истребителями, на протяжении которого было сбито четыре белофинских самолета. Подробности боя на одном из участков, где было сбито два самолета, таковы. Отечественным истребителям была поставлена задача – разведать и бомбить серьёзный армейский объект белофиннов.

Группу истребителей вел летчик-орденоносец Кочмала.

На подходе к цели отечественные самолеты были встречены несколькими истребителями типа «Фоккер Д-21», каковые пробовали помешать исполнению боевой задачи. Тогда летчик лётчик и Федотов Михин атаковали белофиннов, остальные, ведомые Кочмалой, упорно шли к собственной цели. Летчик Михин произвел пара стремительных атак и ударом крыла отсек у финского истребителя хвостовое оперение. «Фоккер» перешел в штопор и врезался в почву. От мощного удара самолет Михина содрогнулся, часть крыла деформировалась, но, не обращая внимания на это, храбрый летчик благополучно посадил самолет на собственный аэропорт.»

Подпись к снимку гласит: "Летчик Михин у собственного моноплана по окончании посадки на полевом
аэропорте. Тут собрались инженеры и авиатехники, изумленные необычайной поломкой крыла"

Летчик Федотов собственными атаками помешал белофинским истребителям нарушить полет отечественных самолетов, что разрешило им дойти до цели, разведать ее и скинуть бомбы.

На помощь белофиннам встало еще пара самолетов, и не так долго осталось ждать в воздухе выяснилось одиннадцать белофинских истребителей против восьми отечественных. По сигналу Кочмалы отечественные самолеты вступили в воздушный бой. Летчики Мурзин, Заниздра, Согин смело нападали на белофинских стервятников.

Не так долго осталось ждать еще один самолет типа «Глостер-Гладиатор» был сбит, и, объятый пламенем, врезался в почву. Остальные белофинские самолеты разбежались по принципу «спасайся кто может».

Реконструкция внешнего вида И-16 тип 5 лейтенанта Я.Ф. Михина. Живописец Александр Казаков

Из-за чего в статье пишут, что участниками боя с советской группой были «Фоккеры Д-21», да и Михину по результатам боя также засчитали победу над «Фоккер Д-21», неизвестно, – вероятнее, из-за очевидного отсутствия информации о типах и наименованиях самолетов соперника. Достаточно необычно то, что Федотов не заявил победу в этом бою. Быть может, это случилось по причине того, что атака была выполнена в пикировании на высокой скорости, и будущий ас не верил в итогах стрельбы.

Однако, в историческом формуляре 49-го ИАП данный эпизод трактуют достаточно бесстрастно и как раз как столкновение: «В воздушном бою с самолетом соперника взял повреждение самолета от удара плоскостью. Произвел посадку на своем аэропорте благополучно».

"Наверное," сам создатель тарана не счел нужным излишне раздувать собственный смелый поступок, помимо этого, по всей видимости, сыграло роль отдельное от штаба 49-го ИАП базирование группы Ткаченко, в следствии чего нужного фона событию не имел возможности обеспечить и политсостав полка. Отсутствие полноценного штаба группы Ткаченко послужило обстоятельством того, что в русских архивах осталось предельное число документов о деятельности группы, в следствии чего события 13 февраля освещены очень скудно, но из-за наличия статьи в издании «Смена», и отрывочных воспоминаний и финских отчётов хронику событий в целом возможно попытаться вернуть.

В тот сутки шестерка бипланов И-15бис группы Ткаченко, ведущий старший политрук М.А. Кочмала (зам. начальника 5-й эскадрильи 49-го ИАП), взяла задание атаковать наземные цели в районе Вяртсиля, быть может, среди них и аэропорт финской эскадрильи 2./LLv 26. Прикрытие ударной группы осуществляла пара И-16 49-го ИАП (лейтенанты Я.Ф. Михин и А.А.

Федотов).

Глостер "Гладиатор" Mk.II (GL-256) из состава 2./LLv 26, на котором 13.02.1940 летал Илмари Йонсуу
(K. Keskinen, K. Stenman. «Suomen Ilmavoimat» II, 1941)

Вышеупомянутая 2./LLv 26 в составе 9 истребителей Глостер «Гладиатор» (летчики Ойва Туоминен, Лаури Лаутамяки, Илмари Йонсуу, Пентти Тевя, Ниило Артола, и датские добровольцы Карл-Кнут Калмберг и Йорн Ульрих) во главе с лейтенантом Эйно Кивиненом, практически за пять дней до этого, 9 февраля, поменяла в Вяртсиля истребители «Фоккер» D.XXI из состава LLv 24. В составе группы были обстрелянные пилоты, имевшие на своем счету победы над советскими самолетами, а также один из лучших асов финских ВВС Ойва Туоминен. Истребители Глостер «Гладиатор» кроме этого ни в чем не уступали советским И-15бис и И-16 тип 5, помимо этого, все британские самолеты были оснащены радио, что, без сомнений, давало определенное преимуществом финским пилотам в воздушном бою.

Днем ранее, 12 февраля, пилоты 2./ LLv 26 отражали атаки советских бомбардировщиков, каковые действовали по финским коммуникациям в районе северо-восточнее Сортовалы. 13 февраля финны ожидали продолжение налетов и держали самолеты в готовности к немедленному вылету, но время шло, а сведений об обнаружении советских самолетов не было.

В 15:00 по Москве (финское время – 14:00) на взлет отправилась пара «Гладиаторов», пилоты Туоминен и Лаутамяки были направлены для патрулирования в район ж/д станции Янисъярви. Потом, в 15:15 взлетел Йорн Ульрих. Напарник датчанина, к сожалению, не известен (быть может, он летел один), нет данных и о районе патрулирования.

Глостер "Гладиатор" Mk.II (GL-255) из состава 2./LLv 26, на котором 13.02.1940 летал Ойва Туоминен
(K. Keskinen, K. Stenman. «Suomen Ilmavoimat» II, 1941)

Туоминен и Лаутамяки пребывали в воздухе около 30 мин., в то время, когда их терпение было вознаграждено – приблизительно в 10 км восточнее Янисъярви над озером Суйстамо они увидели группу советских бомбардировщиков и сразу же направились в сторону соперника, предварительно сказав об этом по радио на аэропорт. Взяв доклад, около 15:30 им на помощь начали взлетать дежурившие в самолетах с прогретыми двигателями Калмберг и Кивинен, а за ними стали запускать моторы остальные пилоты эскадрильи.

Но заняться бомбардировщиками им не было нужно, поскольку фактически сразу после взлета финны заметили доходившую с севера многочисленную группу советских истребителей. По докладу финских пилотов их соперниками стали 9 И-15, по другим сведеньям они насчитали кроме того 30 советских бипланов! Времени на исследование ситуации и принятие решения у финских пилотов, по всей видимости, просто не было, поскольку советские самолеты заходили в наступление на их аэропорт, исходя из этого Кивинен и Калмберг сразу же атаковали группу «бисов».

Это было роковое ответ, поскольку пребывавшие в группе прикрытия Михин и Федотов тут же быстро атаковали финскую пару.

Реконструкция внешнего вида "Гладиатора" Ойвы Туоминена с прошлого снимка. Живописец Александр Казаков

Удар «ишачков» был полностью неожиданным – финские пилоты так и не осознали, кто их нападал, и сочли, что в составе советской группы были только И-15. В итоге подбитый Федотовым Кивинен еле смог спланировать на собственный аэропорт и посадил поврежденный «Гладиатор» (бортовой GL-263), в котором позднее насчитали 15 пробоин, а вот Калмбергу повезло значительно меньше – его самолет был сбит, а сам датский доброволец погиб. Если судить по описаниям, Михину сходу сбить соперника не удалось.

Финский пилот постарался схитрить и ввел собственный самолет в пикирование, из которого вышел над самой почвой, но Михин также был «стреляным воробьем», и уловка Калмберга не сработала. В то время, когда он постарался собрать высоту, коммунистический истребитель догнал его и ударил крылом. «Гладиатор» (бортовой GL-260), сорвался в штопор и упал в районе Хавуваары, в чем финские и советские описания совпадают.

Лейтенант Яков Филиппович Михин
Лейтенант Карл-Кнут Калмберг (Carl Knut Kalmberg)

К сожалению, предстоящие события вернуть в хронологическом порядке достаточно сложно. Финские источники не упоминают об атаке советскими истребителями собственного аэропорта, а вот из описания советских действий направляться, что самолеты ударной группы таки смогли «дойти до цели, разведать ее и скинуть бомбы». По окончании чего их якобы нападали вставшие с аэропорта финские истребители:

«На помощь белофиннам встало еще пара самолетов, и не так долго осталось ждать в воздухе выяснилось одиннадцать белофинских истребителей против восьми отечественных. По сигналу Кочмалы, отечественные самолеты вступили в воздушный бой. Летчики Мурзин, Заниздра, Согин смело нападали на белофинских стервятников.

Не так долго осталось ждать еще один Гладиатор и «самолёт-типа», был сбит в, объятый пламенем, врезался в почву. Остальные белофинские самолеты разбежались по принципу «спасайся кто может».

А вот как смотрелся данный эпизод по воспоминаниям финнов (из статьи А. Андреева «Ойва Туоминен», издание «История Авиации» № 5/2000:

«Шесть советских истребителей поднялись в «испанский круг», приняв оборонительную тактику, тогда как одно звено отошло мало в сторону и начало набирать высоту. Именно это звено напало на несколько Кивинен – Калмберг, в то время, когда те атаковали шестерку И-15бис. «Гладиатор» Калмберга взял пара попаданий, и его пилот постараться уйти пикированием, но это не удалось – в какой-то момент Калмберг постарался выйти из пике, быстро переведя истребитель в кабрирование, но советские летчики сработали четко – в то время, когда самолет «завис», то приобрел новую порцию пуль.

По всей видимости в этом случае был поврежден двигатель либо убит пилот, поскольку «Гладиатор» скоро вошел в неуправляемый штопор и упал. Самолет начальника финского отряда также взял повреждения двигателя, но Кивинен, введя собственный биплан в пологое пикирование, сумел оторваться от преследователей и благополучно совершить посадку в Вяртсиля. К тому времени бой практически потерял всякую управляемость и превратился в настоящую свалку, где любой был сам за себя…»

В связи с таким описаниями тяжело представить, что советские истребители сходу поднялись в круг, скорее соответствует действительности версия советской стороны, о том, что ударная несколько, удачно прикрытая парой Михин – Федотов, дошла до собственной цели и атаковала финский аэродром. Однако выполнили это советские пилоты не совсем удачно, что разрешило финским пилотам поднять в атмосферу оставшиеся самолеты и нападать И-15бис. Лишь затем, в полной мере возможно, советские пилоты поднялись в оборонительный круг.

Глостер "Гладиатор" Mk.II (GL-257) из состава 2./LLv 26, на котором 13.02.1940 был подбит в воздушном бою
датский доброволец Йорн Ульрих (K. Keskinen, K. Stenman. «Suomen Ilmavoimat» II, 1941)

Нужно дать должное финским пилотам – они продемонстрировали себя очень хорошими соперниками. Уступая советской группе в численности как минимум вдвое, финны, однако, смогли разбить оборонительные построения и сбить самолет ведущего ст. политрука М.А. Кочмалы (для умелого советского летчика это был уже 93-й по счету боевой вылет).

По финским данным, победу заявил Илмари Йонсуу (бортовой GL-256). Неспециализированная длительность боя, а вернее, нескольких штурмовки и боев, "Наверное," составляла около 30 мин. и все события происходили в треугольнике Хавуваара – Вяртсиля – Кухиласваара. За это время на помощь своим сослуживцам успел возвратиться вылетевший ранее на патрулирование Йорн Ульрих (один либо в паре), но оказать влияние на финал боя датчанин не смог, сам попав под удар.

Как направляться из статьи: «Летчики Мурзин, Заниздра, Согин смело нападали на белофинских стервятников. Не так долго осталось ждать еще один самолет типа «Глостер-Гладиатор», был сбит в, объятый пламенем, врезался в почву». В действительности его самолет (бортовой GL-257) был лишь подбит, а сам Ульрих ранен. При попытке вынужденной посадки на лес в районе Кухиласваара около 16:15 «Гладиатор» был разбит окончательно и потом не восстанавливался.

Летчик оставался в финском госпитале до окончания войны, возвратившись в Данию, к тому моменту оккупированную немцами, летом 1940 года. По отчету 49-го ИАП, по итогам боя 13 февраля всем совтским летчикам засчитали групповую победу над «Гладиатором», включая погибшего Кочмалу, но, возможно, это сделали для придания ужасной обстановке большего героизма, поскольку самолет Ульриха, "Наверное," сбили позднее смерти советского ведущего.

Реконструкция внешнего вида "Гладиатора" Йорна Ульриха с прошлого снимка. Живописец Александр Казаков

Тем временем пара Туоминен – Лаутамяки делала поставленную задачу. Около 15:45-15:50 они атаковали девятку СБ, бомбившую станцию Суйстамо. Вот как говорит про это сам Туоминен:

«Пребывав со старшиной Лаутамяки на патрулировании рядом от станции Янисъярви, увидел девять СБ, подходящих к восточной части Соанлахти в западном направлении, предотвратил старшину Лаутамяки и отправился навстречу вражеским самолётам. Формирование соперника сделало поворот на восток, и восточнее Соанйоки мне удалось вступить в контакт и обстрелять левого ведомого, что спикировал в лес, равно как и следующий приблизительно минутой позднее. Третий обстрелянный спикировал в этом случае в маленькое лесное озеро».

В следствии боя финны объявили, что сбили от реки Соанлахти до Лоймолы три СБ, из них две победы пошли на персональный счет Туоминена, а третий самолет был записан летчикам как победа в паре. Если судить по советским документам, заявка Туоминена и Лаутамяки владеет стопроцентной достоверностью. Из оперативной сводки штаба ВВС 8-й Армии:

«5-я АЭ 9 СБ 15:37 Н=1100 бомбила разгружавшийся ж/д эшелон на ст. Суйстамо и скопление армий на вост. окраине Суйстамо. Скинуто 42 ФАБ-50, 240 АО-8.

В районе Лаймола эскадрилья атакована звеном истребителей. 2 СБ сбито огнем соперника, 1 СБ сгорел. 1 СБ провалился сквозь землю, предположительно, сбит огнем соперника. Огнем стрелков-радистов сбит 1 истребитель соперника. Утраты: всего не возвратилось 3 СБ и ранен в ногу стрелок-радист ефрейтор Холкин.

1 СБ имеет 12 пробоин и выведен из строя 1 мотор».

Федотов Андрей Андреевич, лейтенант, младший летчик 49-го ИАП, 1914 г.р. За советско-финскую войну награжден орденом Красного Знамени.

Кочмала Михаил Афанасьевич, ст. политрук, замкомандира эскадрильи 49-го ИАП по политчасти, 1908 г.р. Посмертно награжден орденом Красного Знамени.

Не совсем понятным остается участие в этом бою датского добровольца Ульриха, что заявил что сбил два СБ приблизительно одвременно с этим. В собственном изучении финские историки К. Кескинен и К. Стенман показывают, что победы Ульрих одержал в р-не Хавуваара, но это легко нереально, поскольку никаких СБ в том месте по большому счету не было, да да и то, что Ульрих вылетел «по следам» Туоминена и Лаутамяки, говорит скорее за версию об его участии в атаке на 5-ю АЭ 39-го СБАП. Возможно, не напрасно экипажи советских бомбардировщиков в собственном докладе упомянули атаку как раз звена истребителей!

Согин Федор Николаевич, начальник звена 49-го ИАП, лейтенант, 1915 г.р. За советско-финскую войну награжден орденом Красного Знамени.

Мурзин Сергей Анатольевич, младший летчик 49-го ИАП, мл. лейтенант, 1918 г.р. За советско-финскую войну выполнил 97 боевых вылетов с налетом 100 часов. Награжден медалью «За Отвагу».

Потом в районе Лаймолы 5-я эскадрилья 39-го СБАП соединилась в одну группу с 1-й эскадрильей того же полка, которая трудилась по соседней с Суйстамо станции Леппясюрья, по окончании чего все последующие атаки финских истребителей были отражены без утрат. Из оперативной сводки штаба ВВС 8-й Армии:

«1-я АЭ 9 СБ 16:00 Н=1500 бомбили ж/д эшелон на полустанке Леппясюрья и 2 ж/д эшелона в 4 км западнее. Скинуто 53 ФАБ-100, замечали сильный взрыв в лесу сев.-вост. Леппясюрья.

Эскадрилья в районе Лаймола была атакована звеном истребителей соперника. Атака отбита, один истребитель сбит, загорелся, летчик выпрыгнул с парашютом».

Туоминен и Лаутамяки вправду преследовали группу советских самолетов, и по итогам погони Туоминену засчитали еще две победы в р-не Кивиярви, СБ и И-15. Из воспоминаний Туоминена:

«Со стороны Лоймолы подошли ещё девять СБ, каковые присоединились к этому формированию. Я принял их сперва за истребители, и отстал мало, но сумел их догнать поблизости от Кивиярви и обстрелял правого ведомого, что по окончании отстал. Обстрелянный второй очередью, он, загоревшись, упал на лёд у северного берега Кивиярви. Одновременно с этим со льда взлетел И-15, что я обстрелял прямо у кромки леса, в который он, загоревшись, упал.

С почвы обстреляли мой самолёт, в крыле две дырки. Мой самолёт GL-255».

Обе победы не подтверждаются советскими документами. Быть может, историю про бой с И-15бис Туоминен с Лаутамяки для того, что бы оправдать собственный отсутствие в сражении над аэропортом Вяртсиля. Примечательно, что пилоты СБ 1-й и 5-й АЭ 39-го СБАП отметили сбитый финский истребитель – вероятно это именно был самолет Ульриха, что развернулся и ушел в сторону Вяртсиля, на защиту собственного аэропорта, а его выход из боя советские экипажи приняли за утрату.

Схема боя в р-не Вяртсиля и преследования Туоминеном группы СБ

Расшифровка легенды схемы боя, вышеприведенной: красная стрела – маршрут группы Кочмалы; светло синий стрела – маршрут пары Туоминен — Лаутамяки; красный круг – район воздушного боя; красная бомба – атака аэропорта Вяртсиля; светло синий Х-I – место смерти Калмберга; светло синий Х-II – место вынужденной посадки Ульриха; красный Х-I – место смерти Кочмалы; красные стрелки с цифрами 5 и 1 — места бомбардировок 5-й и 1-й АЭ 39-го СБАП.

По результатам боя напомним, что ударная несколько советских самолетов выполнила задание. К сожалению, ничего не известно об уроне, нанесенном финским наземным целям, и был ли он по большому счету. Пилоты 2./LLv 26 не смогли помешать налету, и в этом несомненная заслуга в собственности паре прикрытия И-16 Михин – Федотов, которая действенно выполнила собственную задачу.

Вышедшая в наступление на ударную группу пара «Гладиаторов» Кивинен – Калмберг была нейтрализована, один самолет сбит, а второй совершил вынужденную посадку из-за боевых повреждений. Не совсем ясно, принимала участие ли Федотов и – пара в воздушном бою над аэропортом. В случае если делать выводы по статье, то получается, что Михин ушел на собственный аэропорт, а Федотов продолжил бой в составе неспециализированной группы, но в полной мере быть может, что в последующем воздушном бою пилоты И-16 по большому счету не принимали участия.

Однако, дело было сделано, численное превосходство сейчас было у советской группы, и оставшиеся у финнов 2-3 истребителя не могли помешать их атаке. Единственное что им удалось – это сбить один из И-15бис. Причем, в полной мере возможно, что это стало вероятно лишь по окончании прибытия к месту боя Ульриха, что имел возможность, был несколько, а в паре с тем же Йонсуу.

Лишь в следствии атаки данной свежей пары погиб Кочмала, однако, преломить движение боя финнам не удалось, и сбитый «Гладиатор» Ульриха лучшее этому подтверждение. Само собой разумеется, вряд ли финны «разбежались по принципу «спасайся кто может», но и советским истребителям очевидно никто не мешал нормально возвратиться на собственный аэропорт.

Точно, итог боя был бы вторым, возвратись своевременно к Вяртсиля пара Туоминен – Лаутамяки, но они предпочли продолжить нападать беспомощные СБ, в чем, фактически, изрядно преуспели.

Что касается конкретно тарана Михина – разумеется, что он вцепился в Калмберга мертвой хваткой и очевидно не планировал выпускать. По окончании первой атаки коммунистический пилот следовал за «сбитым» «Гладиатором», и при попытке датского добровольца выйти из пике снова нападал его и вогнал в почву. Сообщить со стопроцентной уверенностью, что Яков Филиппович Михин совершил преднамеренный таран, возможно, не верно, но по факту оказался как раз таран, причем результативный.

По всей видимости, в силу собственной скромности Михин не «трубил о смелом таране», а управление авиагруппы не оценило его поступок по невыясненым обстоятельствам. В итоге к званию Храбреца СССР Михин кроме того не представлялся, не смотря на то, что не секрет, что обычно это звание в тот период приобретали за значительно менее значимые подвиги.

В будущем фортуна в полной мере благоволила Якову Филипповичу Михину. Он принимал участие в ВОВ с 22 июня 1941 г. по 15 июля 1942 г., сперва в должности замкомандира эскадрильи «родного» 49-го ИАП, после этого руководил эскадрильей 293-го ИАП. Совершил 110 боевых вылетов, совершил 25 воздушных боев, лично сбил 4 самолета, был награжден Красной Красного Звезды и орденом Знамени.

Что примечательно, 29 июня 1941 г. Михин снова совершил воздушный таран – в этом случае он сбил недалеко от станции Идрица Псковской области германский бомбардировщик Ю-88. С июля 1942 года и до конца войны капитан Михин руководил эскадрильей 5-го перегоночного авиаполка, осуществлявшего поставки импортной авиатехники по Красноярской воздушной автостраде в рамках ленд-лиза. По окончании войны Яков Михин дослужился до должности комполка и звания полковника.

Погиб во второй половине 50-ых годов двадцатого века.

Будущее вторых советских летчиков, участвовавших в сражении, была менее завидной — в первых рядах была кровавая и изнурительная Великая Отечественная.

Андрей Федотов с весны 1941-го был назначен адъютантом 2-й эскадрильи полка, потом начальником эскадрильи, инспектором по технике пилотирования. Последняя должность — начальник 63-го Гв.ИАП. Совершил за время ВОВ более 200 боевых вылетов, сбил лично 18 и в группе один самолет соперника, Герой Советского Союза.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной Войны I степени, Красной Звезды. Погиб в воздушном бою 15 декабря 1943 года.

Федор Согин также отправился на пошвышение перед Великой Отечественной, и стал замкомандиром эскадрильи. Не возвратился из боевого вылета 18 августа 1941 г. Судьба Сергея Мурзина по документам не прослеживается.

Источники:

  1. РГВА, фонд 34912, опись 3, дело 382. Исторический формуляр 49-го ИАП.
  2. K. Keskinen, K. Stenman. «Suomen Ilmavoimat» II, 1941.
  3. А. Андреев «Ойва Туоминен», издание «История Авиации», № 5/2000.

Отдельную признательность создатель высказывает Олегу Киселеву за предоставленные сведения из своевременных сводок ВВС 8-й журнала и Армии военных действий Lentorykmentti 2, и живописцу Александру Казакову за реконструкцию внешнего вида самолетов – участников боя 13.02.1940.

Сверхточный воздушный таран — War Thunder [СБ]

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Цвета военного неба: крылья безногого аса

    Со времён зарождения авиации стало ясно, что для некоторых людей полёты сродни наркотику, от которого нереально отказаться. На протяжении военных…

  • Ложка меда в бочке дегтя

    Действия советской истребительной авиации 22 июня 1941 года нельзя назвать успешными. Скованные сперва запретами атаковать противника, а после этого…

  • Цвета военного неба: «пенсионеры» над филиппинами

    К началу войны на Тихом океане американские истребительные эскадрильи первой линии, как и части японской авиации, уже прошли перевооружение на самолёты…

  • В небе испании

    Отечественная несколько лётчиков во главе с Иваном Георгиевичем Девотченко была направлена под Валенсию в штаб республиканских ВВС. …Жарко. Через…

  • Ночной таран виктора талалихина

    Виктор Талалихин появился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. отец и Мать будущего храбреца были крестьянами. Виктор закончил 7…

  • Цвета военного неба: звезда и смерть хельмута вика

    Настоящий культ асов, процветавший в Германии в годы обеих мировых войн, не считая очевидной агитационной пользы, имел и большой недочёт. Смерть…