«Воздушный контроль» в йемене

      Комментарии к записи «Воздушный контроль» в йемене отключены

Теория «имперского воздушного контроля» появилась на протяжении операций против исламистских повстанцев на севере современного Сомали в первой половине 20-ых годов XX века. А самый длительно и последовательно она использовалась английскими колонизаторами в Южной Аравии. Тут в середине XX века при помощи маленькой группировки ВВС в течении трёх десятилетий британцы держали в узде непокорные племена Йемена.

Теория экономных империалистов

«Во-первых, все мы — империалисты и желаем видеть отечественную империю, по возможности, самый надёжно защищённой. Во-вторых, мы все — плательщики налогов, так что мы желаем, дабы защита была по возможности экономной».

Такими словами начал винг-коммандер К. Эдмондс собственную лекцию в Королевском Объединённом университете оборонных изучений 12 декабря 1923 года. В данной лекции в первый раз были изложены главные положения теории, взявшей официальной наименование «имперский воздушный контроль».

В будущем положения теории были развиты в Уставе ВВС 1928 года и меморандумах штаба ВВС 1930 и 1933 годов. Её ведущими теоретиками стали проходившие службу в Ираке эйр-коммодор Эдгар Людлоу-Хьюитт и винг-коммандер Роберт Саундби, и проходивший службу в Адене групп-капитан Чарльз Портал (все — будущие маршалы авиации во время второй мировой).

В популярной литературе «воздушный контроль» довольно часто путают с «проскрипционными бомбардировками». Такое наименование газетчики дали тому, что в официальных документах ВВС именовалось «инвертированной блокадой». На самом же деле «проскрипционные бомбардировки» представляли собой только один из элементов «воздушного контроля».

В соответствии с Уставу 1928 года так назывались независимые действия ВВС против мятежных племён, целью которых было «прерывание обычной судьбе людей, делающее для них неосуществимым ведение боевых действий».

При неосуществимости урегулирования конфликтной обстановке политическим путём партизаны приобретали ясный ультиматум с указанием эвакуировать детей и женщин в надёжное место. После этого в заявленное время начиналась операция, длившаяся до полного исполнения заявленных в ультиматуме условий.

«Воздушный контроль» в йемене
Маршал авиации Чарльз Портал, начальник штаба Королевских ВВС Англии во время второй мировой

Сам же «воздушный контроль» — значительно более широкое понятие. Установление контроля над племенной территорией с неразвитой инфраструктурой в рамках данной теории достигалось в основном при помощи ВВС при второстепенной роли наземных сил. Наряду с этим, как прямо говорилось в Уставе английских ВВС 1928 года, «методы операции и характер действий смогут изменяться существенно, в зависимости от объекта операции, социального и военного устройства соперника».

Целью теории «воздушного контроля» определялось достижение политического ответа при минимальном (как это представлялось вероятным в конкретной обстановке) применении силы.

Из цели вытекали правила. Для успешного претворения положений теории в судьбу нужно было прекрасно знать традиции и обычаи «полуцивилизованного неприятеля», его образ судьбы. И уже посредством данной информации следовало определять главные точки, по которым наносился удар. Учитывая то, что промедление принималось за слабость, в конфликт предполагалось вступать на максимально ранних стадиях.

Серьёзными составляющими действенного «воздушного контроля» были кроме этого хорошая разведка, действенная сообщение, контакт с гражданскими государственный служащими.

Требования, предъявляемые к сопернику, должны были быть чётко и ясно сформулированы. Для их доведения употреблялись листовки и авиационные громкоговорители. Эта пропаганда подчёркивала мирные намерения англичан и демонстрировала бесполезность сопротивления неперсонифицированным, неуязвимым и вездесущим ВВС.

Основная задача операций «воздушного контроля» заключалась в нанесении удара по психике мятежников. Следовало продемонстрировать им бесперспективность вооружённого сопротивления, сломить их волю. Наряду с этим рекомендовалось стремиться к минимизации утрат с обеих сторон.

Причём касалось это не только утрат физических, но и морального духа проигравших: принципиально важно было разрешить им «сохранить лицо».

Арабам, с позиций английских востоковедов той поры, было легче согласиться с поражением от «безличностных» ВВС, чем от конкретного «наземного» соперника.

Чарльз Портал писал:

«Будет величайшей неточностью вычислять, что победа, которая сохраняет судьбе и преимущество проигравших, менее нужна и почётна, чем та, что ведет к массе жертв и заканчивается миром, продиктованным на залитом кровью поле боя».

На юге Аравии неспокойно

Во второй половине 30-ых годов девятнадцатого века английская Ост-Индская компания захватила Аден, дабы применять его в качестве ремонтной базы и угольного порта на пути из Европы в Индию. Около Адена британцы создали санитарный кордон из арабских княжеств-протекторатов. Равно как и в Индии, тут заключались договора с местными князьями, приобретавшими большие субсидии из английской казны.

Порт Адена в 30-е годы

Обстановка в Адене и окружавших его южноаравийских протекторатах ухудшалась в течение всех 20-х годов XX века. В 1919 году северойеменский имам Яхья объявил, что не признаёт англо-османское соглашение о границах 1905 года, и захватил пограничный город Дхалу. В последующие годы имам неуклонно расширял собственное влияние на юг.

К 1927 году его зейдитские отряды действовали уже в 30 милях от Адена, на грани захвата был Лахедж — самый значимый из южноаравийских протекторатов.

Размещённых в колонии сил, складывавшихся из двух батальонов (одного английского и одного индийского) и звена ВВС, не хватало для полномасштабной операции против Яхьи. Требовалась целая дивизия, что обошлось бы казне в сумму от 6 до 10 миллионов фунтов. Альтернативой наземной операции и было применение «воздушного контроля» силами одной эскадрильи ВВС.

Затраты на такую операцию оценивались всего в 100 тысяч фунтов в год.

Политическая карта Южной Аравии в 30-е годы

Ответ о передаче Адена и южноаравийских протекторатов под «воздушный контроль» было принято английским правительством в октябре 1927 года. 8-я эскадрилья Королевских ВВС, оснащённая бипланами «Fairey IIIF», под руководством групп-капитана Уильяма Митчелла была переброшена в Аден из Ирака. В январе 1928 года руководство операциями в Адене официально перешло к Королевским ВВС, и к 1930 году все наземные силы покинули колонию.

«Воздушный контроль» против угрозы с Севера

Очередной кризис не вынудил себя ожидать. В феврале 1928 года начальник зейдитского гарнизона в Катабе захватил двух шейхов из протектората. В марте английские самолёты бомбили пограничные зейдитские гарнизоны, по окончании чего йеменцы отпустили шейхов и дали согласие на переговоры. Они состоялись в Таиззе.

Стороны договорились о перемирии с условием, что йеменцы до 20 июня покинут Дхалу и другие населённые пункты южнее границы 1905 года.

Звено Fairey III над Аденом, 1928 год

Это условие Йемен не выполнил. По окончании того как имам Яхья не отреагировал на формальную ноту с требованием вывода армий из Дхалы, опять за дело взялась авиация. В течение первой семь дней самолёты разбрасывали над главными городами Йемена листовки с предупреждениями о будущих налётах и в один момент бомбили на юге племена, поддерживавшие имама.

Со второй семь дней англичане перешли к налётам на пограничные гарнизоны имама, и главные города южных провинций Йемена: Таизз, Мафали и Катабу. На основную цель, казармы в Таиззе, было скинуто около 6 тысячь киллограм бомб, на казармы в Мафали и Катабе — по 5 тысячь киллограм.

Бомбардировка Дхалы, 1928 год

Наконец, на третьей семь дней авиация перешла к ударам по целям в глубине Йемена, дабы показать имаму уязвимость его положения. Бомбардировкам подверглись дворцы наследного принца и имама, казармы, дома принцев и крупных чиновников. По окончании нескольких суток налётов в Сане, Таиззе, Дхамаре и Иббе воцарилась паника.

Обитатели массово бежали из городов.

В один момент глава разведки Королевских ВВС в протекторатах флай-лейтенант Обри Райкардс установил сообщение с эмиром Дхалы Насром бин-Шейфом, уже 8 лет жившим в изгнании в Лахедже. Эмир собрал племенное ополчение кутейби в пара июля и тысяч 12 человек выступил на север. Его сопровождали Райкардс и радист ВВС Смит, каковые снабжали помощь с воздуха.

Йеменские ополченцы, 50-е годы

14 июля зейдиты были выбиты из Дхалы. В августе подобным образом Райкардс организовал ополчение племён шаиби и яфаи, выбившее при авиационной помощи англичан зейдитский гарнизон из другого серьёзного приграничного города — Авабиля.

К концу августа 1928 года, по окончании провала атак на Дхалу и Авабиль, имам Яхья запретил своим силам пересекать границу. Операция завершилась удачно и обошлась английской казне в 8567 фунтов.

В октябре 1933 года имам предпринял новую попытку вторжения на юг, но по окончании ультиматума с угрозой повторения налётов пятилетней давности без промедлений отправился на переговоры. В первой половине 30-ых годов XX века был подписан англо-йеменский контракт. Кроме признания границы, соглашение содержал и статью о надёжном перемещении йеменских торговцев от границы в Дхале до порта Адена и обратно.

Поддержание правопорядка

Основной караванный путь из Адена на север проходил через Джебель-Радфан — горную страну, населённую агрессивными племенами, испокон столетий получавшими на пропитание сбором дани с караванов. Королевским ВВС было нужно функционировать и тут. Они совершили маленькую операцию против племени бакри в феврале и более долгую — против кутейби в марте-мае 1934 года.

Дорога была открыта, но до конца 30-х годов потребовалось совершить ещё пара операций против племён, грабивших караваны.

Каменные дома в Радфане по окончании удара Королевских ВВС, 50-е годы

Более серьёзной для Королевских ВВС была задача поддержания внутренней безопасности. На работе Аденского порта межплеменные разборки никак не сказывались. Но, с позиций британцев, контракты о протекторате, каковые местные племена подписывали с Англией, обязаны были исполняться неукоснительно.

Невмешательство англичан при их нарушения истолковывалось арабами как слабость и приводило к ещё громадным беспорядкам.

Как раз в племенных протекторатах Адена и проводились хорошие «проскрипционные бомбардировки». Причём обычно эта кара настигала туземные племена за достаточно малозначительные нарушения. Во второй половине 20-ых годов XX века, к примеру, племя субехи более месяца бомбили за кражу и одно убийство двух полицейских верблюдов.

В среднем в 30-е годы минимум раз в год дело доходило до настоящих бомбардировок.

Сценарий таких бомбардировок фактически всегда был однообразен. От проштрафившихся племён потребовали компенсировать ущерб и выдать зачинщиков. По окончании отказа племя приобретало ультиматум: покинуть собственные селения со всем скотом и имуществом и не возвращаться в них, пока власти не разрешат (что происходило, в то время, когда племя подчинится требованиям), а до тех пор их селения будут подвергаться бомбардировкам в ночи и любое время дня.

Удар по форту в Радфане, 50-е годы

С 1935 года, в то время, когда на вооружение 8-й эскадрильи поступили бомбардировщики Vickers Vincent, при нанесении ударов активно использовались 250- и 500-фунтовые бомбы. Они были очевидно избыточны с военной точки зрения, но разрешали получать того самого «психотерапевтического результата», что и был заложен в базу теории «воздушного контроля».

Арабы сперва хвастливо стреляли в атмосферу по самолётам с холмов, окружавших селения (англичане умышленно не реагировали на это). Позже в племени начинались склоки и споры, а в итоге — через несколько дней либо несколько месяцев — всё заканчивалось явкой с повинной к властям.

Vickers Vincent над Аравией, 40-е годы

Количество жертв на земле было ничтожным. Так, двухмесячная операция против кутейби в 1934-м стала причиной смерти 7 человек — да да и то жертвами стали члены племени, каковые постарались дотянуться взрывчатку из неразорвавшейся бомбы.

Кроме основной базы в аденском пригороде Хормаксаре, Королевские ВВС создали на территории южноаравийских протекторатов сеть из 35 взлётно-посадочных полос. Её создателем был известный флай-лейтенант (позднее — винг-коммандер) Обри Райкардс. Он проработал в Адене 5 лет.

Во многих местах страны Райкардс побывал первым из европейцев, составив первые карты внутренних районов Южной Аравии.

Перевёрнутые песчаной бурей Vickers Vincent на авиабазе Хормаксар, финиш 30-х годов

Благодаря хорошей разведке колониальные госслужащие довольно часто имели возможность вмешиваться в племенные междоусобицы и предотвращать столкновения, а следовательно, и последующее неизбежное применение КВВС.

Финиш эры «воздушного контроля»

Новое ухудшение взаимоотношений с Йеменом случилось во второй половине 40-ых годов XX века, в то время, когда новый имам Ахмад обвинил англичан в организации переворота, приведшего к смерти его отца Яхьи. Он объявил, что больше не будет выполнять соглашение 1934 года.

Brigand 8-й эскадрильи Королевских ВВС, 1947 год

К тому времени в Адене размещались 8-я эскадрилья Королевских ВВС, вооружённая лёгкими бомбардировщиками Brigand B1 и 10-й эскадрон Королевских ВВС, вооружённый броневиками «Ferret Mk.2». Им было нужно подавлять мятежи племён, поддерживаемых имамом Ахмадом, в 1949–1950 и 1954–1955 годах.

С середины 50-х годов обстановка на юге Аравии неуклонно ухудшалась. В начале 1959 восстал шейх авлаки Мухаммед аль-Бубакр, по окончании визита в Каир к Насеру загоревшийся «антиимпериалистическим пылом». 8-я и переброшенная ей на помощь 37-я эскадрильи совершили две масштабные операции против авлаки: в августе-октябре 1959-го и феврале-марте 1960 года.

В них употреблялись уже реактивные истребители-бомбардировщики Venom.

Истребители-бомбардировщики Venom 8-й эскадрильи КВВС на авиабазе Хормаксар, 1957 год

Эти бомбардировки не дали никакого ощутимого результата, по окончании чего Бернард Рэйли, политический резидент в западной части Аденского протектората, заявил главному комиссару Кеннеди Треваскису, что в будущем одни только воздушные операции не имеют смысла. Это и стало финишем использования на практике теории «воздушного контроля» в английской колониальной политике.

Литература:

  • Nick van der Bijl. British Military Operations in Aden and Radfan: 100 Years of British Colonial Rule — Pen & Sword Military, 2014.
  • David E. Omissi. Air Power and Colonial Control: The Royal Air Force 1919–1939 — Manchester University Press, 1990.
  • Sebastian Ritchie. The RAF, Small Wars and Insurgencies in the Middle East, 1919–1939 — Centre for Air Power Studies, 2011.
  • Jonathan Walker. Aden Insurgency: The Savage War in South Arabia, 1962–67 — Spellmount, 2005.

Экономическая подоплека войны в Йемене

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Фото дня: всенародная воздушная война

    В то время, когда 2 марта 1965 года американцы и их южновьетнамские союзники начали операцию Rolling Thunder («Раскаты грома»), они сохраняли надежду без…

  • Воздушный таран в небе карелии

    Советско-финская война 1939-1940 гг. была, пожалуй, первым конфликтом в истории СССР, в котором использование авиации было крупномасштабным и велось на…

  • Динозавры неба

    В то время, когда самолёты были ещё хрупкими и очень ненадёжными конструкциями, небесный океан по праву принадлежал дирижаблям. В годы Первой Мировой…

  • «Большой хлопок» барнса уоллеса

    Словосочетание Grand Slam («Громадный шлем») в наши дни известно в первую очередь поклонникам тенниса — так именуется серия из четырёх самых…

  • Итальянский воздушный корпус cai против королевских ввс великобритании

    С вступлением Италии во Вторую мировую войну её промышленные центры и другие стратегические стали потенциальными целями для бомбардировщиков соперника. И…

  • Авиация против исламистов: первый опыт

    С окончанием Первой Мировой над показавшимися в её ходе в Англии Королевскими ВВС (КВВС) всерьёз нависла угроза ликвидации. Начальнику штаба КВВС маршалу…