Воздушные тараны – мифы и реальность. часть i

      Комментарии к записи Воздушные тараны – мифы и реальность. часть i отключены

12 августа 1941 года в воздушном бою начальник 1-й эскадрильи 65-го ШАП капитан Митрофан Петрович Краснолуцкий таранил финский истребитель, либо столкнулся с ним – это уже кому какая версия нравится.

В то утро несколько советских штурмовиков И-15бис (по различным данным, 5 либо 7 автомобилей), ведомая Краснолуцким, приобретала задачу атаковать финские войска в районе Паннила. Около 9:30–9:45 несколько бипланов взлетела с аэропорта Феньково и, пролетев 100 километров, нашла соперника между озерами Шотозеро и Ведлозеро.

Воздушные тараны – мифы и реальность. часть i
Капитан Митрофан Петрович Краснолуцкий по окончании вылета 12 августа 1941 года около собственного И-15бис. Видна обломленная в следствии тарана законцовка правой нижней плоскости.

Самолет имеет занимательную изюминку – на нем установлен козырек от И-153. М. П. Краснолуцкий закончил войну полковником, в должности замкомандира 260-й САД. В отставку вышел в звании генерала авиации

Советские пилоты начали лично атаковать наземные цели, но сейчас к району штурмовки подошла четверка MS.406C-1 из состава 1/LeLv 28 (советские пилоты доложили, что были перехвачены шестеркой Ме-109). Пилоты «моранов» неожиданно атаковали советские штурмовики, в следствии в первой атаке вянрикки (прапорщик) Аарре Линнамаа (Aarre Linnamaa) удалось сбить И-15бис замкомандира эскадрильи лейтенанта В. П. Горюна. К счастью, советскому пилоту удалось выпрыгнуть из сбитого самолета с парашютом, и через пять дней он возвратился в часть.

Аарре Линнамаа у самолета МS-308. В сражении 12.08.1941 он принимал участие на МS-611

Потом, не обращая внимания на то, что финские пилоты действовали тактически грамотно и вели бой парами, и имели значительно более современные, чем у оппонентов, самолеты с пушечным оружием, им не удалось развить успех. В завязавшемся маневренном бою советские летчики не только смогли собраться в группу, но и организованно и без утрат выйти из боя. Как вспоминал позднее финский летчик вяапели (ефрейтор) Йорма Норола (Jorma Norola), советские летчики действовали весьма враждебно.

Один из И-15бис пара раз пробовал атаковать самолет Норолы, и в итоге финский и коммунистический летчики сошлись в лобовой атаке: «Один русский истребитель пара раз заходил моему «морану» сбоку, а после этого мы сошлись в лоб. Послышался треск, мой самолет взял вмятину на консоли крыла, сбив бипланную стойку И-15, что начал падать и упал в лес».

Йорма Норола у собственного самолета МS-301, с которым столкнулся И-15бис капитана Краснолуцкого

В наградном М. П. Краснолуцкого (в кабине советского самолета, нападавшего «моран» Норолы, был именно он) эпизод обрисован пара в противном случае: «При третьей атаке Ме-109 в лоб майор Краснолуцкий решил таранить лобовым ударом, но стервятник на дистанции 15 метров быстро с боевым разворотом желал уйти, сейчас, т.е., при отвороте, майор Краснолуцкий своим самолетом ударил правой нижней плоскостью по хвостовому оперению, в следствии правая часть оперения была отбита, и самолет упал в лес».

Финские механики рассматривают повреждения крыла "Морана" Йормы Норолы.

Если судить по описанию боя, оба пилота по окончании столкновения утратили друг друга из вида, но наряду с этим и финский, и коммунистический летчики сказали о том, что атакованный вражеский самолет упал в лес. Не обращая внимания на то, что ни коммунистический, ни финский самолеты не были утрачены, обоим участникам столкновения по результатам этого боя засчитали воздушные победы.

Владимир Петрович Горюн (слева, на фото в звании капитана). Замкомандира 17-го Гв.ШАП
В. П. Горюн погиб 6 апреля 1942 года, успев выполнить 132 боевых вылета.
Георгий Арсеньевич Андреев (справа, на фото в звании капитана). В ноябре 1942 года возглавил 17-й Гв.ШАП,
войну закончил полковником, в должности летчика-инспектора штурмовой авиации 9-й ВА.
Всего совершил 51 боевой вылет за время советско-финской войны и 200 вылетов – за время ВОВ

Энергичными действиями умелые пилоты 65-го ШАП (прежде всего, ветераны советско-финской войны комэск капитан Краснолуцкий и замкомандира эскадрильи лейтенант Андреев) смогли переломить движение боя и собрать группу. В наградном странице Краснолуцкого обрисовано, как советские пилоты подстраховывали друг друга в критических обстановках: «При сборе эскадрильи для следования к себе майор Краснолуцкий увидел, как два Ме-109 стали в хвост начальнику звена мл. лейтенанту Королеву. Майор Краснолуцкий геройски с обломанным финишем плоскости обрушился на стервятника и отогнал [его] из-под хвоста. Подоспевший на выручку зам. начальника эскадрильи лейтенант Андреев стали [?] в замкнутый круг…»

И-15бис №110 из состава 65-го ШАП на старте, осень 1941 года

Другое было «делом техники» – пилоты четырех оставшихся «бисов» замкнули оборонительный круг, и, неспешно оттягиваясь на восток, вышли из боя. Всего в этом столкновении советские утраты составили один И-15бис сбитым, причем «финским соколам», не считая двух 100% сбитых бипланов, еще три записали как предположительные победы.

Главная неприятность, которая появляется при рассмотрении эпизодов, каковые возможно трактовать как тараны – это, фактически, вопрос о том, осознанно ли конкретный пилот отправился на таран, либо столкновение было случайным. При лобового тарана данный вопрос еще более актуален, поскольку возможность случайного столкновения значительно выше, чем при атаке в «хвост». Но вышеприведенный эпизод воздушной войны в Карелии возможно с уверенностью отнести к запланированным таранам, даже в том случае, если капитан Краснолуцкий и случайно ударил самолет Норолы.

Летчик 1/LeLv 28 юликерсанти (старший сержант) Антти Тани (Antti Tani) у собственного МS-311,
на данной машине в сражении 12.08.1941 он заявил предположительно сбитый И-15бис. Справа механик самолета

Мотивацию Митрофана Краснолуцкого осознать легко – он был ведущим, и в начале задания допустил важную неточность, разрешив пилотам при отсутствии группы прикрытия вести атаки лично, тем самым подставив собственных летчиков и себя самого под возможность неожиданной атаки соперника, что и случилось. По окончании того как финны сбили самолет Горюна, у Краснолуцкого не осталось выбора, он был обязан либо победить либо умереть, но во что бы то ни начало спасти оставшихся подчиненных. Описания действий Краснолуцкого и в воспоминаниях Норолы, и в советских документах подтверждают эту версию – он практически кидался то на одну финскую несколько, то на другую, и в конечном счете его агрессивность и напор сделали собственный дело, эскадрилья собралась и вышла из боя без утрат.

Рисунок, изображающий таран капитана Краснолуцкого из «Истории 17-го Гвардейского штурмового
авиаполка», хранящейся в фондах ЦАМО. Что характерно, вражеский «Ме-109»,
изображенный полковым живописцем, больше похож на настоящий MS.406, участвовавший в эпизоде.

Фактически, не таран остановил соперника – его кроме того не увидели. Финны очевидно оценили агрессивные действия советского пилота и не решились преследовать отходившие советские самолеты. Сам Краснолуцкий готовься таранить соперника, и столкновение с самолетом Норолы это подтверждает, исходя из этого, привезя явные доказательства тарана на крыле собственного самолета, летчик реабилитировал себя и скоро в полной мере заслуженно был представлен к званию Храбреца СССР.

Цветные профили Александра Казакова

Источники:

1. ЦАМО, фонд 17-го Гв.ШАП.

2. K. Keskinen, K. Stenman. «Suomen Ilmavoimat» III. 1941.

3. Suomen Ilmavoimien Historia 4 Morane-Saulnier M.S.406 Caudron C.714.

4. Эти Алексея Дмитриенка.

Иду на таран

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Воздушный таран в небе карелии

    Советско-финская война 1939-1940 гг. была, пожалуй, первым конфликтом в истории СССР, в котором использование авиации было крупномасштабным и велось на…

  • Ночной таран виктора талалихина

    Виктор Талалихин появился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. отец и Мать будущего храбреца были крестьянами. Виктор закончил 7…

  • Ложка меда в бочке дегтя

    Действия советской истребительной авиации 22 июня 1941 года нельзя назвать успешными. Скованные сперва запретами атаковать противника, а после этого…

  • Штурмовики люфтваффе. мифы и реальность. часть 1

    От редактора: Сравнительно не так давно в книжных магазинах страны показалось очередное переиздание книги Толивера и Констебля об Эрихе Хартманне «352…

  • Два капитана, или жаркое лето в холодном краю

    Два лётчика-аса, – коммунистический и немецкий, – летом 1941 года два раза сталкивались в воздушных битвах в небе Заполярья. Оба были хороши победы, но…

  • Первые стратегические воздушные рейды

    Островное положение Англии всегда было плюсом к защите от внешних вторжений, а сильнейший в мире флот стал надежным поручителем безопасности на многие…