Воздушные бои на кубани

      Комментарии к записи Воздушные бои на кубани отключены

Весной 1943 г. на самом южном фланге огромного советско-германского фронта, на Кубани, развернулись ожесточенные воздушные сражения, закончившиеся блестящей победой советских ВВС над отборными эскадрами гитлеровской авиации. Победа советской авиации на Кубани являлась наиболее значимым этапом борьбы за завоевание ею господства в воздухе. В ожесточенных воздушных битвах на Таманском полуострове и в битве на Курской дуге было совсем опрокинуто прежнее вывод о превосходстве германской авиации в воздухе.

Воздушные битвы на Кубани развернулись в то время, в то время, когда гитлеровцы, потерпев поражение под Сталинградом и утратив десятки дивизий и огромное количество боевой техники, откатились на большом растоянии на запад. Удачно наступавшие войска СССР продвинулись и отрезали фашистские армии, пребывавшие на Тамани. Перед данной вражеской группировкой, укрытой за сетью оборонительных сооружений, названных нацистами «светло синий линией», была поставлена задача удержать Таманский полуостров.

Гитлеровское руководство собиралось применять полуостров как плацдарм для развертывания новых операций на Северном Кавказе.

Группировка гитлеровских армий, занявшая оборону на Таманском полуострове, должна была, по планам нацистов, отвлечь на себя многочисленные силы Советской Армии и обеспечить тем самым успешное развертывание наступления собственных армий на вторых участках советско-германского фронта и, например, на орловско-курском и белгородско-курском направлениях.

Благодаря ранней весне аэропорты юга и Крыма Украины скоро подсохли и на них возможно было сосредоточить большие авиационные соединения. Гитлеровцы решили воспользоваться создавшейся обстановкой и перебазировали с центральных участков на юг много самолетов. На аэропортах Крыма, южной Украины и Таманского полуострова были сосредоточены лучшие крупные силы и истребительные эскадры бомбардировочной авиации.

Делая главную ставку в обороне Таманского полуострова на авиацию, гитлеровцы рассчитывали завоевать господство в воздухе.

Намерения немецко-фашистского руководства были вовремя раскрыты.

Так, гитлеровцам не удалось скрытно совершить маневр собственных соединений и авиационных частей и неожиданно ввести их в бой недалеко от Кубани.

Учитывая создавшуюся обстановку, Главнокомандование Советских Армии вовремя перебросило на Кубань истребительную, бомбардировочную и штурмовую авиацию. Отечественные авиационные части были вооружены превосходными самолетами конструкции А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина, В. М. Петлякова, А. Н. Туполева и С. В. Ильюшина, выстроенными смелыми тружениками социалистической индустрии.

К этому времени благодаря самоотверженному труду рабочих, работниц, техников и инженеров авиационной индустрии фронт начал получать самолеты во все возрастающем количестве. Героически защищая отчизну от фашистских захватчиков, советские летчики лишь за три зимних месяца 1942/43 г. стёрли с лица земли 4000 фашистских самолетов. Все это разрешило ликвидировать прежнее количественное превосходство гитлеровской авиации.

Что же касается качества отечественных самолетов, то в этом преимущество было на отечественной стороне с самого начала войны.

K моменту воздушных сражений на Кубани советские ВВС обогатились опытом ведения войны и противопоставили гитлеровцам собственную более идеальную тактику и своевременное мастерство. Передовые советские авиационные начальники к этому времени творчески создали последовательность новых тактических способов борьбы в воздухе и самоё эффективного поражения наземных целей.

Штабы соединений и частей ВВС существенно усовершенствовали совокупность управления ^действиями всех родов авиации как над полем боя, так и в войсковом и своевременном тылу соперника. Эти и многие другие события сыграли громадную роль в достижении советскими летчиками решающих удач в военных действиях на Кубани.

Задолго до начала воздушных сражений отечественная авиация нанесла последовательность замечательных ударов по аэропортам неприятеля. Штурмовики, истребители и бомбардировщики, действуя по аэропортам соперника, нанесли ему тяжелые потери, в следствии чего авиационная группировка неприятеля к началу сражений была существенно ослаблена.

Воздушные сражения на Кубани начались в марте 1943 г. с ожесточенных воздушных схваток отечественных истребителей с большими группами вражеских самолетов, пробовавших подвергнуть массированным ударам районы Краснодара и Ростова. Умело применяя отличные летно-тактические качества собственных самолетов, проявляя высокое мастерство, смелость и отвагу, советские летчики самоотверженно сражались с неприятелем.

Отечественные истребители встречали вражеские самолеты еще на дальних подступах к защищаемым объектам и, вступая в бой, наносили им громадный урон. Под Краснодаром и Ростовом зенитчики и советские истребители стёрли с лица земли много вражеских самолетов.

Но неприятель стягивал в район Таманского полуострова новые авиационные силы. Гитлеровцы рассчитывали вытеснить с поля боя советские истребители и, захватив инициативу, создать благоприятную обстановку для ударов с воздуха по отечественным наземным армиям. Но инициатива как и раньше как на земле, так и в воздухе пребывала в руках войск СССР.

События на фронте развертывались в соответствии с замыслами советского руководства. Отечественные авиация и наземные войска диктовали собственную волю гитлеровцам.

Воздушные бои на кубаниВ апреле 1943 г. развернулись наземные и воздушные битвы недалеко от Новороссийска. Неприятель пробовал победить отечественным армиям и вытеснить их с плацдарма недалеко от мыса Хако. Приблизительно на протяжении семи дней шли очень бои не на жизнь а насмерть на земле и в воздухе.

Для авиационного обеспечения контрудара, к которому готовились три общевойсковых соединения, немецко-фашистское руководство привлекло большие силы авиации. направляться отметить кроме этого, что на этом месте неприятель имел преимущество в базировании авиации, поскольку его передовые аэропорты истребителей были расположены к линии боевого соприкосновения ближе, чем отечественные. Разъясняется это тем, что с отечественной стороны к Новороссийску доходили отроги Главного Кавказского хребта.

Отечественные истребители имели возможность быть над полем боя значительно меньше, чем истребители соперника.

Делая по 1000 и более самолето-вылетов в день, неприятель не только стремился влиять на отечественные позиции на самом плацдарме, но и пробовал вывести из строя отечественную дальнобойную артиллерию, расположенную на втором берегу Цемесской бухты.

Но план неприятеля и в этом случае был сорван. По указанию советского руководства, пристально смотревшего за развертывавшимися на Кубани военными действиями, на этом месте фронта были сконцентрированы много самолетов. Замечательными ударами с воздуха большая группировка неприятеля была обескровлена. В воздушных битвах он снова понес тяжелые потери, и интенсивность полетов его авиации намного снизилась. Так, советская авиация победила воздушное сражение.

Наземные армии в эти дни вели бои не на жизнь а насмерть, отражая от 5 до 13 атак соперника в день. В следствии трехдневных яростных атак гитлеровцы вклинились в отечественную оборону всего на 1 километр. На 20 апреля неприятель, подтянув свежие резервы, наметил решающую атаку.

Но его план был сорван отечественной авиацией: за полчаса до начала наступления гитлеровцев советские бомбардировщики под прикрытием истребителей нанесли сильный удар по боевым порядкам соперника, готовившегося к атаке; через пара часов они совершили повторный налет. Это предрешило провал наступления гитлеровцев.

Советские истребители к этому времени нанесли поражение гитлеровской авиации. В воздушной обстановке случился резкий перелом. В случае если 20 апреля на этом месте фронта было отмечено 1400 самолето-пролетов соперника, то уже на следующий сутки это число уменьшилось в два раза, а в последующие дни снизилось еще больше.

Господство в воздухе окончательно и бесповоротно перешло в отечественные руки.

В последние дни апреля и начале мая недалеко от станицы Крымской сложилась напряженная ситуация как на земле, так и в воздухе. Тут вели наступление отечественные наземные армии. Гитлеровское руководство, пробуя остановить наступление, кинуло ко мне большие силы бомбардировщиков.

В один момент истребители соперника стремились вытеснить отечественные самолеты с поля боя. Развернулось новое воздушное сражение. Советская бомбардировочная и штурмовая авиация, поддерживающая наступление наземных армий, действовала большими группами, непрерывно уничтожая живую технику и силу неприятеля.

В воздухе шли бои не на жизнь а насмерть с авиацией соперника, в которых принимали участие много самолетов. И в этих битвах неприятель нес тяжелые потери.

Для пополнения собственных уже существенно потрепанных авиачастей гитлеровское руководство спешно перебрасывало в район Кубани свежие эскадры. Но и они подвергались сокрушительным ударам советских летчиков, уничтожавших вражеские самолеты и в воздушных битвах, и на аэропортах. Нужно подчернуть, что тут удачно использовался таковой метод действия: многие аэропорты соперника блокировались маленькими подразделениями советских истребителей, в следствии чего неприятель был лишен возможности кинуть в бой в один момент все собственные силы и вводил их в бой по частям, что было выгодно отечественным истребителям.

Действуя искусно и решительно, советские летчики победили воздушное сражение и недалеко от станицы Крымской. Господство в воздухе и тут осталось за отечественной авиацией. Войска Советской Армии благодаря постоянной и действенной помощи с воздуха удачно решили поставленную перед ними задачу: в начале Мая они забрали большой опорный пункт вражеской обороны на Таманском полуострове — станицу Крымскую.

Неприятель должен был отойти на новые оборонительные позиции.

Но воздушные битвы на Кубани на этом не закончились. В последних числах Мая с новой силой разгорелось воздушное сражение недалеко от станиц Киевская и Молдаванская. Тут отечественные наземные армии начали наступать и прорвали вражескую оборону.

Немецко-фашистское руководство, стремясь спасти положение, кинуло в бой большие силы авиации. Не считая частей, базировавшихся в Крыму, были привлечены авиационные соединения, пребывавшие на аэропортах юга Украины. Начавшиеся ожесточенные воздушные битвы с новой силой показали мощь советской авиации: отечественные истребители снова нанесли сопернику сокрушительное поражение.

Фашистская авиация стремилась прорваться к нашим армиям группами по 25 — 50 самолетов. Наряду с этим количество групп все время возрастало, и на исходе дня 26 мая в течение маленького времени гитлеровцы пробовали нанести удар по нашим войскам 12 группами. Но советские истребители, встречая группы бомбардировщиков на дальних подступах, разбивали их боевой порядок и наносили сокрушительные удары, заставляя их сбрасывать бомбы на собственные же войска.

Шестерка истребителейпод руководством офицером Горбуновым, закрывала боевые порядки отечественных наземных армий. Показавшиеся в воздухе 8 вражеских истребителей стремились вытеснить советские самолеты и обеспечить своим летчикам возможность бомбардировать отечественные войска. Офицер Шевченко в паре с Канкошевым на вертикальном маневре сковал истребителей соперника и оттянул их в сторону. Сейчас была обнаружена многочисленная несколько фашистских бомбардировщиков.

Четверка истребителей под командой Горбунова врезалась в боевой порядок вражеских самолетов и рассеяла их. Сбив два «юнкерса», четверка Горбунова вынудила гитлеровцев ретироваться с поля боя. Фашистские летчики вынуждены были скинуть бомбы на собственные войска.

Пара самолетовпод руководством летчиком Шевченко, сковала восьмерку вражеских истребителей и не дала им возможности оказать помощь их бомбардировщикам. Один вражеский истребитель был сбит. Из этого примера видно, что советские летчики, умело действуя, выходили победителями из боя кроме того при громадном численном превосходстве неприятеля.

Потерпев поражение в бессчётных воздушных битвах, соперник в начале Июня отказался от мысли нанести массированные удары по отечественным армиям на поле боя. Советская авиация победила и это воздушное сражение.

Так, завоевав господство в воздухе, советская авиация помогла наземным армиям в битвах у мыса Хако, в прорыве вражеской обороны под станицей Крымская и в битвах за узловые пункты пресловутой «светло синий линии» гитлеровской обороны. На протяжении ожесточенных воздушных боев вражеская авиация понесла громадный урон, утратив в общем итоге около 1000 самолетов.

В единоборстве с сильным и коварным неприятелем отечественные летчики продемонстрировали высокое мастерство как в личных, так и в групповых воздушных битвах. Не обращая внимания на громадную интенсивность военных действий, советские летчики упорно искали и удачно обнаружили новые приемы борьбы. Скоро развивая эти приемы, они приобретали преимущество над неприятелем, шли к новым удачам.

Советские летчики в дни сражения на Кубани создали очень действенные приемы военных действий, например, всецело претворили в судьбу главную формулу сокрушительного наступательного воздушного боя: высота — скорость — маневр — -огонь. Советские мастера воздушного боя, во-первых, старались завоевать высоту. Это разрешало им вольно маневрировать, выполнять поиск соперника и вести наступательный бой. Во-вторых, они получали превосходства в скорости.

Это давало им громадное преимущество при нагоне соперника и разрешало достигнуть внезапности атаки. Завоевав скорость и высоту, советские летчики имели возможность, в-третьих, с громаднейшим эффектом применять маневр. Искусно маневрируя в вертикальной и горизонтальной плоскостях, они с уверенностью занимали исходное положение и устремлялись в наступление.

скорость и Большая высота давали возможность быстро делать любой маневр. Наконец вступал в воздействие четвертый, последний и решающий элемент формулы — пламя. Правильным прицельным огнем, открываемым лишь с маленькой дистанции, истребители поражали неприятеля точно.

Воздушные битвы на Кубани продемонстрировали, что одной из главных форм борьбы в воздухе стал групповой бой. Во многих случаях из скоротечной встречи он перерастал в долгую схватку.

Битвы на Кубани изобилуют множеством примеров боевого мастерства советских летчиков, каковые в любом боевом вылете получали удач. Обучаясь у передовых мастеров воздушного боя, по десятку побед одержали юные летчики А. Клубов, Г. Голубев, М. Мудров и В. Базанов.

Смелые подвиги советских летчиков и успех отечественных ВВС на Кубани в целом явились прямым следствием того, что отечественная авиация в собственной боевой деятельности опиралась на самый прочный в мире коммунистический тыл. Для того чтобы тыла не имели и не могли иметь воздушные силы неприятеля. Советские люди, воодушевляемые Коммунистической партией, вели огромную работу, дабы снабдить Советскую ее авиацию и Армию всем нужным для успешной борьбы с неприятелем.

Еще в дни исторической Сталинградской битвы на отечественные прифронтовые аэропорты поступили самолеты новых образцов, каковые по своим тактико-техническим данным существенно превосходили вражескую авиационную технику. К весне 1943 г. советская авиация пополнилась самолетами новейших марок. Коммунистический тыл давал собственной фронтовой авиации хорошие автомобили и в том количестве, которое было необходимо для победы над неприятелем.

В частности, на вооружении истребительных соединений, действовавших на Кубани, пребывали лучшие по тому времени самолеты — Як-7 и Ла-5.

Вежливые Коммунистической партией, советские летчики глубоко осознавали честные цели ВОВ, твердо верили в правоту собственного дела. Беспредельно любя собственный социалистическое Отечество, советские авиаторы свято делали военную присягу, самоотверженно сражались с неприятелем.

В воздушных битвах на Кубани развернулось необыкновенное летное мастерство таких храбрых и отважных летчиков, как А. Клубов, Т. Речкалов, В. Семенишин, В. Фадеев и др.

Среди летчиков — участников воздушных боев на Кубани было большое количество умелых солдат, удачно сражавшихся с неприятелем под Москвой, Сталинградом и на вторых фронтах. Они не только совершенствовали собственный боевое мастерство, но и обучали мастерству нанесения и воздушного боя правильных бомбардировочных и штурмовых ударов юные авиационные кадры. Высокая воинская выучка отечественных летчиков была светло видна на всех этапах Кубанского воздушного сражения.

На отличных советских самолетах устанавливались пулемёты и авиационные пушки, владевшие громадной скорострельностью. На аэропортах хватало средств техобслуживания самолетов и различной аппаратуры, нужной для управления действиями летчиков в воздухе. авиационные командиры и Лётчики умело применяли хорошее оружие, которым коммунистический народ всецело снабжал собственную авиацию.

Авиация на Кубани действовала в тесном сотрудничестве с наземными армиями Советской Армии.

На протяжении воздушного сражения на Кубани начальствующий состав отечественных соединений и авиационных частей продемонстрировал высокие организаторские свойства. В кубанских сражениях ярко проявилось превосходство отечественной авиационной оперативно-тактической мысли над вражеской.

Все эти факторы обеспечили блестящую победу советским Военно-воздушным силам над фашистской авиацией. Советская авиация вышла из Кубанского сражения еще более сильной и закаленной.

Источник: Трижды Герой Советского Союза гвардии генерал авиации А. ПОКРЫШКИН. Воздушные битвы на Кубани — «Вестник воздушного флота» № 5, 1953 г.

Битва за Кубань

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: