Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а.
Начало девяностых стало для военной индустрии Польши воистину маленьким ренессансом. Освободившись от сдерживающих внутри-ОВДшных ограничений, польские конструкторы замахнулись на разработку самых новейших типов оружия. Разрабатывались современные самолёты, танки, стрелковое оружие а также суда.
Не прошли и мимо вертолётов – планировалось, что польская армия возьмёт не только самые современные транспортные и многоцелевые винтокрылые автомобили, но и полноценные ударные вертолёты.
История создания польского ударного вертолёта уходит ещё в середину 70-ых годов. Тогда на раннем этапе проектирования вертолёта на замену Ми-2 (будущего W-3 Sokol) группой молодых инженеров на базе их проекта вертолёта WTD-32 был предложен и проект ударного противотанкового винтокрыла WB-32. Конструкцией кабины винтокрыл мало напоминал Кобру.
Увлекательным был подход к размещению оружия – два пулемёта размещались в носу в поворотной турели, ещё два устанавливались в носу без движений. Предусматривалась возможность размещения подвесного оружия. На финише хвостовой балки установлен толкающий винт, снабжающий дополнительную скорость.
Не обращая внимания на то, что проект взял хорошую оценку, о развёртывании серийного производства боевого винтокрыла в Польше по политическим обстоятельствам не могло быть и речи.
Проект многоцелевого вертолёта WTD-32
Проект ударного винтокрыла WB-32. Обратите внимание на занимательную конструкцию шасси
К идее ударного вертолёта снова возвратились в 1985 году, уже имея в активе летающий W-3 Sokol. Сейчас в вертолёте были прямо заинтересованы и армейские, потому что новые советские ударные вертолёты для поставок на экспорт не предполагались, а ответ американским ЖД хотелось поскорее. Предполагалось создать вертолёт, не уступающий по своим ударным чертям последним моделям Ми-24, но куда более лёгким и маневренным.
В целом проект вертолёта сильно напоминал разрабатываемый в тот же период германо-французский Еврокоптер.
Проект ударного вертолёта SW-3B. Обратите внимание на необыкновенную конструкцию кабины
Проект был принят в разработку, но из-за социальных пертурбаций в Польше его разработка затянулась. Финальный вариант, взявший обозначение W-3B Jastrzab (Ястреб), был представлен армейским лишь в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Это был лёгкий ударный двухместный вертолёт с узким корпусом.
Предполагалось закупить для него вооружение и авионику на Западе. Автоматическая пушка размешалась на турели под кабиной, а на крыльях было 4 пилона под оружие. Но в то время проект армейских уже не устраивал.
W-3B Jastrzab (вариант 1991 года)
Осознавая ограниченность собственного бюджета, армейские выдали задание на разработку многоцелевого ударного вертолёта с десантным отсеком по типу Ми-24. Предполагалось, что это разрешит уменьшить затраты за счёт совмещения двух ролей в одной машине. Разработка велась параллельно с проектом W-3WB Huzar, и во многом применяла наработки от него.
Кроме этого предполагалось применение уже дешёвых совокупностей оружия и СУО в Польше, к примеру от тех же Ми-24, что кроме этого разрешило бы скинуть цену. В первой половине 90-ых годов двадцатого века новый проект W-3B Jastrzab готовься и представлен армейским.
Многоцелевой вертолёт W-3WB Huzar
W-3B Jastrzab (вариант 1994 года)
Но к тому времени средств у военных стало лишь меньше, и программу по созданию полноценного вертолёта было нужно закрыть. Были предприняты кое-какие попытки предложить данный проект на экспорт, но из-за серьёзно возросшего уровня борьбы в мире оружия все они провалились. Польские армейские же решили проект универсального вертолёта W-3U Salamandra, являющего собой простой W-3 Sokol с применением авионики от Ми-24.
Но и данный проект так и не завершился успехом из-за недостатка денег.
Источники:
- • militarium.net
- • smil.org.pl
источник: http://youroker.livejournal.com/52824.html
Battle Top — Лучшие ударные вертолёты мира ★ Ми-28Н ; Changhe Z-10 ; Apache ; Tiger ; Ка-52
Увлекательные записи:
- Высокоскоростные исследовательские самолеты 1952-62 годов. проект экспериментального самолета boulton-paul p.128
- Железный левиафан
- В окопах вашингтона
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Опытные советские вертолеты глазами запада. ударный вертолет mil mi-28 havoc (ми-28)
Тип летательного аппарата: Mil Mi-28 (Ми-28) Классификация НАТО: Havoc Благодаря собственного происхождения от транспортно-десантного вертолета Ми-24…
-
Проект ударного вертолета на базе ми-2. украина
Этот материал, забранный из жж коллеги militarizm и с блога bmpd, выкладывается на сайт в продолжение темы фантазий на тему авиации, поднятой в статье…
-
Многоцелевой ударный вертолет ми-35м.
Разработчик: ОКБ им. Миля Страна: Российская Федерация Первый полет: 1999 г. Еще на протяжении берлинского авиасалона «ILA’94» появились сведенья, что…
-
Многоцелевой ударный вертолет ми-28нм.
Разработчик: ОКБ им. Миля Страна: Российская Федерация Первый полет: 2016 г. Ми-28НМ — модернизированный вариант ударного вертолета Ми-28Н, талантливый…
-
Немецкий индеец. проекты ударных вертолетов mbb bbh-1/mbb bbh-2. германия
Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а. По окончании успешного дебюта Кобр во Вьетнаме многие государства заинтересовались вопросом…
-
Ударный истребитель миг-19 (см-2).
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1955 г. В ходе производства истребителя МиГ-19 на его базе был создан последовательность…