Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а.
В современной космонавтике существует множество мелких неприятностей, о которых простой человек кроме того не вспоминает, но на их ответ было нужно израсходовать множество ресурсов и показать недюжинный талант. К примеру, транспортировка космического корабля к точке старта. На этапе одноразовых ракет данный вопрос решался размещением сборочного цеха максимально близко к стартовой площадке, но с возникновением многоразовых судов таковой подход оказать помощь уже не имел возможности.
Особенно серьёзно эта неприятность поднялась перед американцами на протяжении разработки Space Shuttle – место его посадки пребывало на большом растоянии от точки старта, и возвратившийся шаттл нужно было доставить обратно на космодром. на данный момент мы все знаем, как была решена эта неприятность – шаттл ездил на пояснице Boeing 747SCA, но на первых этапах деятельно разрабатывалась вторая мысль – научить челнок летать самостоятельно.
Возможность независимого полёта с установкой дополнительных двигателей была заложена в ранние требования к проекту Space Shuttle. Не считая самого челнока иметь возможность независимого перелёта должен был и ещё многоразовый, в то время, бустер. В итоге вся совокупность имела возможность бы перемещаться между космодромом и точкой посадки, тем самым максимально снижая затраты на перевозку. Первоначально NASA советовало всем компаниям применять двигатели TF-33.
Перед перелётом в часть баков заливалось простое авиационное горючее, устанавливались челнок и двигатели готовься к перелёту.
Размещение двигателей для перелётов на проекте челнока от North-American Rockwell
Размещение двигателей для перелётов на проекте многоразового бустера от Grumman
Проект Space Shuttle развивался. Со временем из-за экономии было нужно отказаться от многоразового бустера, проект во многом был упрощён и удешевлён. В первой половине 70-ых годов двадцатого века был совсем выбран проект челнока от North American Rockwell, но требование оснащения шаттла реактивными двигателями сохранялось.
Рассматривались варианты установки пяти TF-33 P7 либо шести F-401. По окончании его обслуживания и посадки шаттла двигатели размещались под фюзеляжем и крылом, в транспортном отсеке устанавливался бак с авиакеросином, для улучшения аэродинамики задняя часть закрывалась особым обтекателем. Предполагалось, что в таковой конфигурации челнок сможет выполнять полёты на расстояние до 700 километров, чего вполне достаточно для перелётов от точки посадки к космодрому.
Главной проблемой размещения двигателей под крылом была необходимость удлинить шасси, что делало их менее прочными. Рассматривался как вариант оснащения шаттла особым неубираемым шасси лишь на время перелёта, так и адаптация под установку двигателей главного шасси челнока.
Размещение пяти двигателей TF-33 P7 на челноке
Размещение шести двигателей F-401 на челноке
В 1973 макет шаттла с двигателями деятельно изучался в аэродинамической трубе. Опробования продемонстрировали, что самостоятельно летать челнок может плоховато – через чур большой вес, не самая успешная конструкция органов управления для простых полётов. Помимо этого, расчёты показывали, что расстояние разбега челнока на взлёте будет неприлично громадна.
Это, и через чур большая вероятность повреждений при посадке и взлёте вынудили в первой половине 70-ых годов XX века оставить идею независимого полёта челнока. Однако, тема установки двигателей жила . В случае если шаттл не имеет возможности лететь самостоятельно, он в полной мере может полететь на буксире.
Это требует установки куда меньшего количества двигателей и упрощает конструкцию. Предполагалось применять два TF-33 P7, устанавливаемых в одной из секций грузового отсека.
Размещение двух двигателей для полёта челнока на буксире
Всё равняется, и эта мысль главных неприятностей не решала – возможность повреждения челнока при перелёте либо воздушной аварии оставалась неприемлемо высокой. Куда более практично было возить шаттл на громадном грузовом самолёте, и в 1975 году работы над установкой двигателей были совсем прекращены. Весьма интересно подчернуть, что установка турбин на челнок изучалась и в рамках разработке отечественного ответа – Бурана.
Но в отличие от американских, их предполагалось сделать несъёмными и применять на этапе посадки для расширения маневровых возможностей.
Источники:
- www.capcomespace.net
- secretprojects.co.uk
- Effect of the six engine air breathing propulsion system on Space Shuttle Orbiter subsonic stability and control characteristics. 1974.
источник: http://youroker.livejournal.com/73884.html
Диана Шурыгина. Пусть говорят. Краткое содержание трёх выпусков!
Увлекательные записи:
- Занимательная англия. мерзавец чосер
- Земля и пушки
- Трофейные истребители messerschmitt me 109. часть 7
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Вкратце. альтернативный взгляд на водородного слоника
Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а. Как уже говорилось в статье про создание Boeing 747 с двигателями на водороде/метане (очень…
-
Из какого аэропорта москвы летят в симферополь (крым)
Крым был для русских туристов неизменно притягательным местом, а по окончании того как отпала потребность в прохождении таможенного контроля, на данный…
-
Вкратце. как лететь далеко и дешево
Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а. Совершенствование грузовой авиации идёт по нескольким главным дорогам – один из них -…
-
Вкратце. летающий слоник на водороде и метане
Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а. Нефтяной кризис 1973 года стал настоящим ударом для авиаперевозчиков, а через них и для…
-
Вкратце. небесный титан, страж морей
Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а. Противолодочная защита со времён Первой Мировой была одной из наиболее значимых задач…
-
Вкратце. летающее око для поиска невидимок
Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а. Работы по созданию нового самолёта ДРЛОиУ начались в Соединенных Штатах ещё в первой…