VIII Всесоюзный планерный слет проходил сразу после принятого ЦС ОСОАВИАХИМа, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС решения о широком развертывании превращения и планеризма его в массовый летный спорт. Его проведению содействовало открытие в Тушино Планерного завода и в Коктебеле Высшей летно-планерной школы, и благоприятное отношение со стороны руководства РККА, ВВС и ЦС ОСОАВИАХИМа.
По примеру прошлых лет состязания проходили на горе Клементьева, но сейчас на базе Высшей летно-планерной школы, имевшей на горе Клементьева собственные капитальные постройки.
Проходил слет с 10 октября по 10 ноября 1932 года. Столь поздние сроки были позваны запаздыванием поставок Планерным заводом авиатехники, намерено заказанной с целью проведения слета. Но без оглядки на разгар календарной осени метеорологическая ситуация помогала проведению планерных состязаний.
Начальником слета был назначен лётчик и авиационный инженер-планерист С.И.Стоклицкий. Обязанности главы технической части делал инженер-конструктор А.А.Дубровин. Издание «Самолет» отправлял на слет выездную редакцию для издания газеты «Самолет» на VIII Всесоюзном планерном слете, восемь номеров которой были напечатаны в типографии г.Феодосии. Центральный Совет ОСОАВИАХИМа, поставил перед VIII Всесоюзным планерным слетом следующие главные задачи:
— тренировка молодых парителей;
— опробования конструкций новых планеров;
— достижение высоких спортивных показателей;
— проведение научно-исследовательских работ в интересах создания новой планерной техники.
На слете были представлены организации Москвы, Ленинграда, Сибири, Украины, Крыма, Поволжья и Верховная летно-планерная школа. Все парители были разбиты на классы «А» и «Б» в зависимости от их квалификации. В ходе слета происходил перевод из низшей группы в высшую.
К каждому планеру были прикреплены 2-3 планериста.
В слете приняло участие 22 планера, из которых летал 21. В их числе 7 планеров «УПАР», 1 планер «Стандарт», 2 планера Г-2, 5 планеров постройки прошлых лет и 7 новых планеров. Из общего количества 4 планера были двухместные, а один из них — Ш-3 на слете был переделан в трехместный. Часть планеров была доставлена с громадным опозданием. Запаздали с прибытием ленинградский планер ДиП и харьковский ДР-5.
Один столичный планер потерялся в пути, за что и взял позднее наименование «Беспризорник».
VIII ВПС отличался громадной летной интенсивностью. Были дни, в то время, когда в воздухе в один момент пребывало 17 планеров. Всего было выполнено 662 полета неспециализированной длительностью 761 ч. 44 мин. Значительно возросла длительность полетов, 4-5 часовые полеты стали простым явлением на слете. Продолжительные полеты в условиях маленького осеннего дня настойчиво попросили перенесения части полетного времени вылета на ночное время суток. В большинстве случаев в этих обстоятельствах старт освещался кострами.
Был случай ночного полета в один момент двух планеров с включенными бортовыми огнями.
В случае если на прошлых слетах парение осуществлялось в потоках обтекания, то на VIII ВПС большая часть полетов проходило в термических восходящих потоках. Все планеры рекордного типа были снабжены парашютами и полеты без них запрещались.
На VIII ВПС были установлены рекорды:
— 16.10.1932 г. П.Г.Головиным на планере Ш-4 установлен рекорд длительности полета — 14 ч. 48 мин.
— 28.10.1932 г. П.Г.Головиным на планере Ш-4 установлен рекорд длительности полета на 2-хместном планере — 10 ч. 56 мин.
— 28.10.1932 г. А.И.Плесковым на планере Э-3 установлен рекорд высоты на 2-хместном планере — 1945 м.
— 31.10.1932 г. С.Ф.Гавриш на планере «УПАР» установлен рекорд высоты на 1-местном планере — 2230 м.
— 31.10.1932 г. Н.Г.Баруздин на планере Г-2 установлен рекорд дальности полета на 1-местном планере — 43,5 км.
В.Г.Бородиным в первый раз был выполнен полет на планере Ш-3 с 2-мя пассажирами длительностью — 4 ч. 1 мин.
Предельное число фигур высшего пилотажа за один полет длительностью 2 ч. 6 мин. выполнил В.А.Степанчонок на планере Г-9 — 115 мертвых петель, 13 витков штопора и полет «на пояснице» длительностью 1 мин. 8 сек.
Громадным достижением слета явился первый буксировочный перелет из Москвы в Коктебель аэропоезда в составе самолета-буксировщика У-2 под управлением В.К.Грибовского и планера Г-9, пилотируемого В.А.Степанчонком. Аэропоезд взлетел на Тушинском аэропорте 29 сентября в 15 ч 30 мин, а совершил посадку в Коктебеле 5 октября в 18 часов. Перелет совершался по маршруту Москва — Рязань — Тамбов — Задонск — Воронеж — Евдоково — Кантемировка — Луганск — Ейск — Черноерковский — Керчь — Коктебель.
Целый маршрут протяженностью 1660 км был пройден аэропоездом за 19 ч. 10 мин. полетного времени. Перелет продемонстрировал возможность дальних перелетов аэропоездов.
VIII ВПС в отличии от прошлых слетов носил более состязательный, а не учебный темперамент. Начальным обучением на нем не занимались, а обучали совершенствованию в парящих полетах. На слете было подготовлено 15 новых планеристов-парителей.
В «не парючие» дни проводилась летная подготовка планеристов по освоению буксировочных полетов.
Летно-технической и научно-исследовательской работой на VIII ВПС занимались техническая часть слета, на базе тех. части ВЛПШ и несколько работников ЦАГИ.
К сожалению, последние дни слета были омрачены ужасной смертью инструктора-планериста, сотрудника ЦАГИ Леонида Васильевича Козлова. 31 октября в 15 ч. 15 мин. на планере Г-9, над южным склоном Узун-Сырт он столкнулся с планером Ш-3 и опоздал воспользоваться парашютом.
VIII Всесоюзный планерный слет привлек интерес всей авиационной общественности. На слете находились начальники ОСОАВИАХИМа, глава глававиапрома П.И.Баранов, глава ЦАГИ Н.М.Харламов, авиаконструктор А.Н.другие работники и Туполев авиапрмышленности, военной и гражданской авиации. Нередкими гостями слета были представители партийных, советских и публичных организаций Крыма, колхозники и местные рабочие.
.
.
Источники:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Стоимость редких монет. Как распознать дорогие монеты СССР достоинством 20 копеек 1932 года
Увлекательные записи:
- Многоцелевой вертолет ка-32.
- Противолодочный вертолет ка-27пл.
- Скоростной истребитель и-1 болховитинова (проект).
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
X всесоюзные планерные состязания 1934 года.
X Всесоюзный планерный слет организованный Центральным Советом ОСОАВИАХИМа СССР, проходил на горе Клементьева (Узун-Сырт) с 1 сентября по 6 октября 1934…
-
Xi всесоюзные планерные состязания 1935 года.
XI Всесоюзные планерные состязания проходили на горе Клементьева с 6 сентября по 6 октября 1935 года. В этом случае Верховная летно-планерная школа…
-
Iii всесоюзные планерные состязания 1925 года.
III Всесоюзные Планерные Состязания проходили на горе Клементьева с 27 сентября по 11 октября 1925 года. До официального открытия с 14 сентября…
-
Ix всесоюзные планерные состязания 1933 года.
IX Всесоюзный планерный слет 1933 года был юбилейным — исполнилось десять лет советскому планеризму. Слет отразил рост, массовый характер и технический…
-
Xii всесоюзные планерные состязания 1937 года.
XII Всесоюзные планерные состязания, официально открытые 10 июля 1937 года, были совершены на аэропорте спортивного общества «Спартак» у села Теплый Стан…
-
Vi всесоюзные планерные состязания 1929 года.
С 6 по 23 октября 1929 года недалеко от Коктебеля на горе Клементьева (Узун-Сырт) состоялись VI Всесоюзные планерные состязания. Еще до официального…