Великие унификаторы

      Комментарии к записи Великие унификаторы отключены

Итак. Летом 1928 года, устав копаться с устаревшими «Светланами», РККФ принял принципиальное ответ строить новые крейсера.

Какие конкретно? С одной стороны, по окончании «Грозы 1927 года» страна остро нуждалась в инструменте, талантливом одним своим наличием приводить к беспокойству у британцев, сыгравших в той самой «грозе» первую скрипку. С другой, РККА, с подачи собственных «больших теоретиков», по-барски вычисляла РККФ только своим запасным инструментом в прибрежных районах и не более того.

Другими словами, хотелось одновременно и рейдеры и сильные артиллерийские суда прибрежного действия – не чета какимнить в том месте канонеркам! Наряду с этим, и то и другое требовалось ужать по цене в что-то пригодное для массовой постройки, а по водоизмещению не больше тех же «Светлан».

Великие унификаторы

Стремясь угодить обоим стратегическим направлениям и не имея возможности строить помой-му самые подходящие и для тех и других целей хорошие ТКР, какому-то умнику пришла в голову дурная идея (быть может напротив, дураку пришла в голову блестящая мысль?): а не выстроить ли сходу две версии одного и того же корабля? Максимально унифицированные!

Потому, что создать в стоимости и заданных габаритах сбалансированный и удовлетворяющий всем предъявляемым требованиям универсальный корабль было в принципе нереально, эта, по сути очень способная в собственной наивности идея, стала причиной очень способному открытию, которое было в том, что гений не дурак, а дурак, хоть и не гений, но всё-ж-таки не таковой уж и дурак. В общем, решили попытаться

Забрав за исходник единственнодоступный для отечественных военморов того времени проект очень неудачного германского крейсера типа «К», из него начали лепить сходу две модификации – сверхскоростного рейдера дальнего действия и тяжёлого артиллерийского корабля. Уже смешно, не правда ли?

(Это изображение, над которым я чуток почудил, забрано с известного сайта shipbucket).

Рейдер из «К» строили так:

Потому, что не сильный мест у «К» было с избытком, его неприятности решали в комплексе, в ту либо иную сторону. Так, чтобы добиться от корпуса приемлемой прочности (чему мешал его предельно лёгкий комплект при чрезмерной длине), для начала из проекта упразднили дизеля со всей их обвязкой и солярой (нам океанская дальноходность без необходимости), за счёт чего пара укоротили и укрепили корпус. Опять-таки заради прочности и мореходности удлинили полубак, заделав вырезы в корпусе.

Для улучшения остойчивости и снижения веса одну кормовую башню ликвидировали (для компенсации дифферента параллельно упразднили носовой траверс), а толщину брони двух оставшихся уменьшили до 25 мм.

Другое бронирование также значительно облегчили. Пояс вместо 50 мм стал 35 мм, рубка вместо 100 мм стала 75 мм. Только толщина бронепалубы (25 мм) осталась неизменной.

В финише-финишей, что 50, что 35 мм – для снарядов важных калибров одинаковопроходимы, а вот супротив осколков либо в том месте стрелкового пушечно-пулемётного оружия самолётов того времени – 35 мм даже больше чем нужно – 50 очевидно чрезмерны.

Другое оружие. 88-мм германских спаренных зениток установили четыре – ромбом. За безальтернативностью, МЗА закупили итальянские – новейшие 37-мм спарки «Бреда» числом аж пяти установок – в рейде закрывать крейсер с воздуха некому. Не считая них, в качестве ПВО ближнего действия применяли первоначально шесть крупнокалиберных пулемётов ДК, расположенных двумя треугольниками на носовой и кормовой надстройках.

Позднее вместо ДК установили лицензионные 20-мм одноствольные эрликоны. В отличие от германского прототипа, торпедные аппараты перенесли на более эргономичную позицию, ограничившись только двумя двухтрубными ТА. Минное оружие покинули без трансформаций (действительно, отечественных мин помещалось на корабле ровно сто).

Артиллерийский корабль из того же «К» строили по прямо противоположному пути. Из корпуса выбросили все паровые котлы и ТЗА, высвободив большие нужные площади, в части которых «со всем комфортом» поместилась пара не 900-сильных штатных, а 2700-сильных дизеля (тех, что предполагалось ставить на субмарины типа «Правда») с не всевышний весть каким громадным запасом солярки.

Силуэт корабля наряду с этим лишился обеих дымовых труб, вместо которых сейчас имелась всего одна маленькая труба над дизельным отсеком (кстати, любой дизель размешался в изолированном боксе). Вопреки пожеланиям некоторых товарищей, корпус не только не укорачивали, а наоборот, укрепили и уширили на хороший метр, чтобы усилить вооружение и бронезащиту, по возможности ещё и снизив осадку.

Большую толщину бронепояса, простиравшегося от барбета кормовой до барбета носовой башни, довели до 100 мм наоборот СУ и погребов. Книзу толщина пояса уменьшалась до 75 мм, к передней кромке до 50, а к кормовой до 35 мм. Толщина бронепалубы 35 мм, траверсов и скосов 50 мм.

Большая толщина бронеплит, защищающих рубку – 100 мм, а башен ГК 75 мм.

Во имя кардинального усиления противоторпедной защиты (тихоходному и не шибко манёвренному кораблю сие жизненно нужно), борта корабля «украсили» наварными булями – что дополнительно улучшило остойчивость и увеличило его «грузоподъёмность». Неизбежное понижение скорости наряду с этим во внимание не принималось. В действительности, в случае если кроме того без булей расчётная скорость не превышала 16 узлов – минус ещё узел-полтора уже никакого значения не имели.

Оружие кроме этого поменяли. Вместо трёх трёхорудийных башен со 150-мм пушками, корабль взял три итальянские двухорудийные башни с значительно более могучими 203-мм орудиями, подобные тем, что находились на ТКР типа «Тренто» с мало сниженной бронезащитой (75 мм против 80). Эта маленькая экономия веса, в сочетании с увеличенным водоизмещением корпуса разрешили не уменьшать количество башен (что предполагалось предварительным эскизным проектом).

Их осталось три. Действительно, для сохранения обычной центровки размещение башен поменяли (при неизменной ретирадной схеме). В частности, для удобства размещения более массивной и габаритной башни на полубаке, было нужно сместить её назад вместе с носовой надстройкой, а повышенный вес двух кормовых башен парировать их смещением в сторону миделя (кроме этого вместе с надстройками).

Благодаря этим «миграциям» расстояние между крайними башнями значительно уменьшилось, что очень благоприятно отразилось на понижении продольной качки и разрешило пара сократить длину главного бронепояса.

Потому, что этот тихоходный корабль предполагалось применять практически только в качестве платформы артподдержки РККА в прибрежных районах и с её же воздушным прикрытием, ПВО ограничили тремя спаренными 88-мм ЗУ и тремя же 37-мм спарками МЗА. 20-мм эрликонов артиллерийский корабль взял столько же, сколько и рейдер. От торпедных аппаратов отказались всецело.

Но мин при отходе имелась возможность набросать в полной мере по-рейдерски – сто штук.

Рассматривалась возможность установки на обеих вариациях крейсера противолодочного поискового оборудования и итальянских пневматических бомбомётов. Авиационное оснащение имела лишь рейдерская версия, но в отличие от германского прототипа, летающая лодка на борту имелась только одна.

Совокупность управления огнём решили сделать унифицированной для обоих судов, позаимствовав её элементы как у немцев с итальянцами, так и со строящегося фаворита типа «Ленинград». Различались совокупности только тем, что у арткорабля имелись два КДП главного калибра и один универсальный директор ПВО, а у рейдера напротив – один КДП ГК и два универсальных.

ТТХ смотрелись приблизительно так:

Уже первая серия постройки этих судов была достаточно масштабной. В 1931-ом году на верфях в Николаеве и Ленинграде были заложены по кораблю каждой модификации (всего четыре). В связи с громадным количеством работ, арткорабли вступили в строй практически на год позднее рейдеров.

Вторая серия предполагалась намного более масштабной: ещё по артиллерийскому кораблю для ЧФ и БФ и сходу восемь рейдеров – по паре для каждого из четырёх флотов. Так, за неполные две пятилетки предполагалось выстроить 4 артиллерийских рейдеров и 10 корабля. Причём последние в существенно улучшенной модификации.

При постройке судов первой серии обширно употреблялись германские комплектующие с постепенной локализацией их выпуска. В сотрудничестве с германскими экспертами, 88-мм зенитные спаренные установки были усовершенствованы и перекалиброваны на «русские народные» 102 мм, что разрешало с большей эффективностью применять их для борьбы с разными миноносцами.

В тактическом замысле, и на Балтике и на Черноморском флоте, были организованы по дивизии тяжёлых артиллерийских судов в составе ЛК типа «Севастополь» (флагман) и двух «крейсеров» типа «Триандафиллов». Учитывая, что к середине 30-х скорость уже порядком изношенные линейные корабли имели не громадную, это было хорошее ответ. К тому же разрешившее вывести третий ветхий линейный корабль в резерв.

Рейдеры типа «Калиновский» на каждом из флотов составили по крейсерской бригаде из двух однотипных единиц.

К завершению данной программы армейский судострой СССР уже имел и технологии и опыт для постройки полноценных тяжёлых крейсеров, а опыт эксплуатации имеющихся «крейсеров» обеих предположений давал слово в возможности прекрасно подготовленные кадры, но начавшаяся война прервала постройку первой четвёрки ТКР фактически на стадии закладки.

TerraFirmaCraft [S02E18] — Неудачнег

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: