В заполярье

      Комментарии к записи В заполярье отключены

В заполярье

В октябрьские дни 1944 г. Советская Армия обрушила десятый сокрушительный удар по гитлеровским захватчикам в Заполярье, недалеко от Печенги. Данный удар наносили войска Карельского фронта совместно с Северным флотом.

«…в последних числах Октября этого года, — сказал И. В. Сталин в докладе о 27-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, — был осуществлён удар по германским армиям в северной Финляндии, в то время, когда германская армия были вышиблены из района наши войска и Печенга, преследуя немцев, вступили в пределы союзной нам Норвегии».

Как мы знаем, еще до начала войны для осуществления собственных замыслов гитлеровское руководство перебросило на север Норвегии и Финляндии собственные ударные части, прошедшие особую подготовку для действий в горной местности, так именуемые егерские дивизии. Ко мне было перебазировано и много авиации.

Смелая защита Советского Заполярья вошла в историю ВОВ как одна из броских страниц. Тут неприятель был остановлен в осеннюю пору 1941 г. На этом фронте был таковой участок, где гитлеровцам в течение всей войны не удалось перейти линию отечественной национальной границы.

Много раз гитлеровцы пробовали захватить город и Советское Заполярье Мурманск, но все эти попытки были обречены на неудачу. Еще в осеннюю пору 1941 г. дивизии горных егерей были остановлены защитниками Советского Заполярья на большом растоянии от Мурманска. В боях не на жизнь а насмерть за предел реки Громадная Лица советские солдаты истребили десятки тысяч гитлеровских солдат и офицеров.

Место этих боев сами нацисты назвали «равниной смерти».

Ожесточенные атаки гитлеровцев с воздуха кроме этого не достигли цели. Всю войну бесперебойно действовали большая часть и Мурманский порт Кировской дороги, трудились предприятия в городах Заполярья. Благодаря самоотверженности и мастерству советских зенитчиков-и лётчиков истребителей ни одна отечественная база не была выведена из строя.

С первых же дней войны штурмовики и наши бомбардировщики начали наносить сокрушительные удары по вражеским аэропортам. Гитлеровское руководство еще до войны перебросило на северный театр боевых действий самые опытные летные кадры, каковые были шепетильно подготовлены с учетом изюминок полетов на Севере. Но заполярное небо выяснилось для них гибельным.

Советские летчики уничтожали вражеские самолеты в воздушных схватках и на протяжении налетов на их аэропорты.

Имена многих летчиков — храбрецов обороны Советского Заполярья— известны всей стране. Еще в середине 1942 г. одним из первых в годы войны взял звание два раза Храбреца СССР летчик Северного флота коммунист Борис Феоктистович Сафонов, лично сбивший 25 вражеских самолетов.

Бессмертный подвиг совершил в небе Заполярья летчик-истребитель комсомолец лейтенант Алексей Небольсин. 10 июля 1941 г. он вылетел на штурмовку армий соперника. В районе цели его самолет был подожжен боеприпасом вражеской зенитки. Воспользоваться парашютом — значит попасть в позорный плен. Верный патриот собственной Отчизны, комсомолец.

Небольсин направил собственную пылающую машину на вражескую автоколонну с снарядами.

Среди летчиков — защитников Советского Заполярья — было много храбрецов-патриотов, каковые смело шли на таран и беспощадно уничтожали фашистские самолеты вместе с их экипажами. В рядах славной плеяды советских летчиков, применивших таранный удар, — коммунисты гвардии полковник М. П. Краснолуцкий, капитан А. П. Поздняков, гвардии лейтенант А. С. Хлобыстов и др.

В одном из вылетов шесть отечественных летчиков-истребителей, в числе которых были капитан А. П. лейтенант и Поздняков А. С. Хлобыстов, встретили 28 вражеских самолетов, летевших бомбардировать Мурманск. Это было 8 апреля 1942 г. Отважные соколы не допустили гитлеровцев к городу. Смелой лобовой атакой советские истребители разбили вражеский строй и стёрли с лица земли 5 самолетов соперника.

В этом двадцатипятиминутном воздушном бою было совершено три тарана: один вражеский самолет таранил Алексей Поздняков, а два — Алексей Хлобыстов. Отважный коммунистический летчик лейтенант Алексей Хлобыстов в первый раз в истории авиации в одном и том же бою таранил два самолета соперника одной и той же плоскостью. По окончании боя он благополучно возвратился на собственный аэропорт и превосходно посадил машину.

Перед этим вылетом Алексей Хлобыстов был принят в участников партии. Уходя из землянки, где проходило совещание партийной рабочей группы, он сообщил: «Высокое звание коммуниста оправдаю на деле».

И дела подтвердили слова молодого коммуниста.

Спустя пара недель затем беспримерного боя Хлобыстов в воздушной схватке над окраиной Мурманска снова таранил фашистский самолет. А. С. Хлобыстов лично и в группе с братьями по оружию стёр с лица земли более 30 самолетов соперника и был удостоен почетного звания Героя СССР.

Тяжелая борьба с коварным неприятелем в тяжёлых условиях Крайнего Севера закалила летчиков, обогатила их боевой опыт. Самый отличившиеся в битвах за Отчизну авиационные части Карельского^ фронта были преобразованы в гвардейские.

В славной семье гвардейцев были такие мастера воздушного боя, как коммунист Герой Советского Союза гвардии майор Павел Степанович Кутахов. В ожесточённых схватках с гитлеровцами на подступах к Мурманску появилась его боевая слава. Ветеран Заполярья, он сбил 13 вражеских самолетов лично и 28 в групповых схватках.

В состав одной гвардейской истребительной авиачасти входила эскадрилья «Комсомолец Заполярья». По почину молодых патриотов Мурманска средства на постройку истребителей собрали трудящиеся Мурманской области. Летчики данной эскадрильи за маленький срок стёрли с лица земли в воздушных битвах большое количество вражеских самолетов.

Руководил эскадрильей гвардии майор Г. В. Громов, участвовавший после этого в штурме Берлина и удостоенный за боевые подвиги почетного звания Героя СССР.

Летчики Карельского фронта обширно внедряли в боевую практику опыт передовых гвардейских соединений и частей, обучались у них метко разить нацистов. Готовясь нанести гитлеровцам сокрушительный удар на Севере, летчики, как и все защитники Советского Заполярья, непрерывно совершенствовали собственный мастерство.

Юные истребители обучались мастерству разить неприятеля точно у ветеранов боев на Севере — таких, как Храбрецы СССР П. С. Кутахов, Л. А. Гальченко, В. П. Миронов, Н. А. Кузнецов, В. И. Крупский и др. Собственный обширный опыт по штурмовке фашистских армий передавал однополчанам Герой Советского Союза гвардии капитан С. П. Кобзев. Знанием района военных действий, изюминок метеорологических рельефа и условий Заполярья, тактики соперника, его не сильный и сильных сторон делились с молодыми солдатами летчики-бомбардировщики Петр Каргальцев и Яков Николаев.

Еще до начала наступления в Заполярье летчики вели постоянную разведку, фотографировали вражескую оборону, аэропорты, порты, коммуникации, следили за передвижением резервов соперника.

Правильные сведения о сопернике постоянно добывали мастера дальних разведок, совершившие много боевых вылетов в глубочайший тыл неприятеля, капитаны А. В. Козлов, А. В. Колесников, А. С. Западинский и А. Р. Сливка.

***

Три года фашистские захватчики строили замечательные упрочнения в течении от Ухты до побережья Баренцова моря. Глубоко эшелонированная защита соперника закрывала с востока подступы к Печенгской области и к базам в Северной Норвегии. Вражеская защита включала в себя бетонные и каменные бронированные укрытия и огневые точки, отвесные каменные стены, гранитные надолбы, эскарпы, рвы, минные поля, разные заграждения.

Жёсткая природа Заполярья: бесчисленные озера, масса рек, сопки, цепи отвесных скал, практически целые, считавшиеся непроходимыми болота и топи, покрывавшие не только низины, но и высоты, — усиливала оборону неприятеля.

Советские солдаты настойчиво подготовились к наступлению против фашистских захватчиков в Заполярье. Им предстояло наступать в тяжёлых условиях полярной ночи, преодолеть замечательные инженерные упрочнения соперника, горы, отвесные скалы, реки, озера, болота. Но ничто не имело возможности удержать вежливых Коммунистической партией славных сынов Советской Отчизны, стремившихся во что бы то ни начало разгромить ненавистного неприятеля.

Главнокомандование поставило перед армиями Карельского фронта задачу: «Вместе с Северным флотом прорвать оборону соперника, решительным маневром обойти вражеские упрочнения, расчленить 20-ю Лапландскую армию гитлеровцев, разгромить ее по частям, овладеть портом и городом Печенга (Петсамо), очистить всю Печенгскую область, и высвободить порт и город Киркенес в Северной Норвегии от фашистских оккупантов».

9 октября 1944 г. на вражескую оборону в Заполярье перед наступлением пехоты и танков авиация и советская артиллерия обрушили бомбовые удары и концентрированный огонь таковой силы, что эта защита была дезорганизованной и всецело подавленной. После этого танки и пехота нанесли мощный удар южнее озера Чапр и за два дня прорвали оборону соперника на всю ее тактическую глубину. В один момент с перешейка полуострова Средний начали наступать части морской пехоты Северного флота.

Дабы отрезать сопернику пути отхода на Печенгу, в тылу по оборонявшимся немецко-фашистским армиям ударили высаженные флотом десанты. Отечественные основные силы устремились на северо-запад, сломили сопротивление неприятеля на промежуточном оборонительном пределе — реке Титовка и форсировали ее. Путь для наступления на порт Печенга с востока и юга был открыт.

Но данный путь был очень тяжёл: кругом лежала тундра, где не ступала нога человека. Отечественные армии наступали в поразительно тяжелых условиях. Нужно было преодолеть непролазную грязь незамерзающих болот и бессчётные озера, идти по колено в холодной воде. Наступавшие колонны армий приходилось снабжать по воздуху.

Непростые метеорологические условия этого времени года кроме этого не помогали наступлению, затрудняли применение кораблей и авиации. Не обращая внимания на все эти трудности, отечественные пехотные, танковые и артиллерийские части за три дня прошли тундру и перерезали в двух местах шоссе Печенга — Рованиеми. Гитлеровцы, пробуя воспрепятствовать советскому наступлению, кинули в бой большие силы авиации.

Но отечественные летчики надежно закрывали двигавшиеся по тундре колонны армий и не допустили вражеские самолеты к полю боя. Советские летчики наносили сокрушающие удары по авиации соперника в воздухе и на земле.

Через пара дней отечественные части, форсировав реку Печенга в районе Луостари, обошли порт Печенга с запада. Части Карельского фронта, наступавшие по берегу моря, взаимодействуя с Северным флотом, рассекли вражескую оборону восточнее порта Печенга. В один момент у Петсамо был высажен десант морской пехоты.

Порт был окруженным со всех сторон. На помощь своим блокированным частям гитлеровское руководство пробовало подбросить резервы из тыла. Но эти резервы не смогли прорвать внешнее кольцо окружения и еще на подходе к городу были разгромлены отечественными авиацией и наземными частями.

Штурмом с севера, востока, запада и юга частями Карельского фронта при содействии судов, десантных частей авиации и Северного флота порт и город Печенга — серьёзная военно-морская база и замечательный опорный пункт соперника — был полностью очищен от вражеских армий. Столица нашей страны

Москва салютовала доблестным советским солдатам, совершившим данный подвиг.

Овладев городом Печенга, отечественные армии начали преследовать остатки разгромленных фашистских частей, по пути уничтожая подбрасываемые соперником резервы.

Особенно сильное сопротивление гитлеровцы оказали на подступах к замечательному узлу собственной обороны — норвежскому городу и незамерзающему порту Киркенес. Подступы к нему преграждали скалистые горы с крутыми склонами. Часть отечественных армий, совершив тяжёлый переход, подошла к Киркенесу с юга, а вторая часть —с востока. Десанты моряков, ликвидировав батареи береговой обороны соперника, были у Киркенеса с северо востока и-востока.

Окружив неприятеля, отечественные войска мощным ударом парализовали его оборону и штурмом овладели городом Киркенес.

Части Советской Армии вступили в пределы Норвегии, оказав тем самым огромную помощь норвежскому народу в его борьбе против фашистских захватчиков.

Народы Норвегии и Финляндии ни при каких обстоятельствах не забудут великого подвига Советской Армии, высвободившей данные государства от фашистского гнета. Глава Компартии Норвегии тов. Эмиль Левлиен, выступая с приветствием на XIX съезде Компартии СССР, сообщил: «Норвежский народ глубоко хранит в собственных сердцах чувство тёплой признательности Советской Армии и советскому народу за разгром гитлеровской армии, за яркое освобождение северной части нашей страны от фашистских оккупантов».

Операции на Крайнем Севере характеризуются храбрыми и решительными действиями армий Карельского фронта, тесным их сотрудничеством с частями и кораблями Северного флота. Наступая, Советская Армия совершила маневр в тяжёлых условиях Заполярья. Тут она еще раз продемонстрировала, что для нее нет непреодолимых преград.

Отечественные начальники и авиационные командиры, организуя сотрудничество с соединениями и наземными частями, удачно решали поставленные перед ними задачи. Летчики проявляли мужество и высокое мастерство, надежно закрывая подвижные части и соединения от ударов фашистской авиации, наносили замечательные бомбовые и штурмовые удары по узлам вражеской обороны, живой технике и силе соперника.

Утром в первоначальный сутки наступления на аэропортах Заполярья летно-техническому составу был зачитан боевой приказ о начале наступательных боев. Состоялись митинги. Выступавшие на них летчики, навигаторы, воздушные стрелки, техники, механики, младшие авиаспециалисты высказывали собственную готовность превосходно выполнить приказ Главнокому.

На старт были вынесены боевые флаги частей. Прошли собрания солдат-коммунистов, на которых еще и еще раз были выделены их ответственность и авангардная роль за исполнение распоряжений руководства.

Основное внимание подразделений организаций и партийных авиачастей в дни, предшествовавшие наступлению, а также в дни наступления было направлено на то, дабы еще выше поднять боевой дух солдат, оказать помощь летчикам скоро и прекрасно освоить район действий, изучить тактику фашистской авиации на Севере, популяризировать опыт передовых экипажей. В дни наступления агитаторы на аэропортах проводили беседы о задачах летчиков Севера по освобождению Заполярья от гитлеровцев, говорили об отличившихся в битвах летчиках.

Практически в каждом подразделении выпускались боевые листки. Газета летчиков Карельского фронта «Боевая вахта» вышла в первоначальный сутки наступления с просьбой: «Правильными ударами с воздуха поддержим боевые действия пехоты. Соколы Заполярья!

Изо дня в сутки истребляйте нацистов, уничтожайте их боевую технику!». Газета напомнила слова первомайского приказа Главнокому И. В. Сталина: «Дело состоит сейчас в том, дабы очистить от фашистских захватчиков всю отечественную почву и вернуть национальные границы СССР по всей линии от Чёрного моря до Баренцова моря».

Отечественная авиация, помогая наземным армиям уничтожать соперника, разрушала его узлы сопротивления и опорные пункты. Днем и ночью, не обращая внимания на только негативные метеорологические условия, штурмовики и бомбардировщики наносили удары по оборонительным их резервам и сооружениям гитлеровцев.

В условиях наступления по распутью артиллерия не всегда могла во-время продвинуться и поддержать наземные армии. В этих обстоятельствах громадную помощь наступавшим армиям оказывала отечественная бомбардировочная и штурмовая авиация.

Соперник много раз пробовал большими силами истребителей противодействовать боевой работе советской авиации. Но отечественные летчики срывали планы неприятеля. Весьма напряженным был сутки 9 октября, за который над полем боя случились 32 наши лётчики и воздушные схватки сбили 37 бомбардировщиков и истребителей соперника.

Гитлеровцы были бессильными противостоять советской авиации.

Особенно отличились в данный сутки гвардейцы-истребители. Летчики двух гвардейских истребительных авиачастей, сопровождая отечественных штурмовиков, стёрли с лица земли в воздушных битвах 15 вражеских самолетов. Командующий авиационным соединением, действовавшим на Карельском фронте, в особом приказе заявил признательность всем участвовавшим в битвах летчикам-гвардейцам.

В дни наступательных боев, так же как перед наступлением , авиация вела постоянную разведку тылов, аэродромов и коммуникаций соперника. Эту разведку вели не только особые разведывательные подразделения, но и бомбардировщики, истребители, штурмовики. На протяжении наступления под особенное наблюдение были забраны аэропорты соперника.

Экипаж офицера М. В. Бондарчука нашёл на одном из аэропортов около 60 вражеских самолетов, а также более 20 бомбардировщиков. Отечественное руководство решило стереть с лица земли эти самолеты на земле.

Рано утром несколько самолетов Ил-2 под прикрытием истребителей нанесла первый бомбово-штурмовой удар по аэропорту соперника. Было сожжено и повреждено 15 вражеских самолетов. Вечером на данный же аэропорт обрушили собственный удар истребители. Сперва над аэропортом соперника показалась несколько истребителей, в задачу которых входило блокирование аэропорта, подавление зенитного огня и вытеснение авиации соперника на случай, если она постарается контратаковать отечественные самолеты.

За данной группой пришли еще две группы истребителей. Скинув бомбы на стоянки самолетов, истребители в повторном заходе открыли огонь по аэродрому соперника из пулемётов и пушек. Несколько летчиков Храбреца СССР капитана А. Д. Билюкина прямыми попаданиями бомб стёрла с лица земли 6 самолетов соперника.

В итоге налета истребители стёрли с лица земли 8 самолетов соперника и 10 повредили. Истребители соперника, базировавшиеся на соседних аэропортах, не смогли прийти на помощь. Лишь на обратном маршруте советские летчики встретили два самолета Me-109. Один из них с первой же атаки был сбит Храбрецом СССР капитаном В. Б.Митрохиным.

Благодаря четкой организации налета, тактической внезапности и умелому применению противозенитного маневра отечественные истребители не имели утрат.

В дни наступления в Заполярье советские летчики наносили замечательные бомбово-штурмовые удары по артиллерийским позициям соперника, по скоплению его техники и живой силы, по переправам и дорогам. Не обращая внимания на сложную метеорологическую обстановку, ограниченную видимость и низкую облачность, группы отечественных бомбардировщиков и штурмовиков оказались именно там, где советская пехота встречала особенно яростное сопротивление неприятеля. Действия авиации Карельского фронта в это время являются ярким примером того, как советские летчики делали требование — усилить удары по вражеским армиям, неустанно и настойчиво преследовать неприятеля, не давать ему закрепляться на оборонительных пределах, не давать ему отдыха ни днем, ни ночью, резать его коммуникации.

«Не разрешить противнику уйти на запад. Стереть с лица земли мост через Петсамойоки» — такую задачу взяла эскадрилья бомбардировщиков Храбреца СССР майора П. И. Высоцкого. Шепетильно готовившись к вылету, экипажи разошлись по самолетам. Скоро отечественные самолеты поднялись в воздух. На маршруте несколько попала в целую облачность. Начальник решил: любыми средствами пробиться к цели. Полет было нужно выполнять над морем по устройствам. Вот в разрыве облачности мелькнул островок.

Умелому навигатору этого было достаточно для того, чтобы произвести нужные расчеты. И бомбардировщики развернулись над морем. Эти уточнены, самолеты идут к цели. Внизу промелькнуло озеро, а после этого показалась цель. Бомбы с ведущего самолета полетели вниз. По команде ведущего скинули бомбы и другие экипажи. На следующий сутки наземное руководство весточкой благодарило летчиков за хорошую работу.

Мост был взорван.

Отважно действовали штурмовики под командой гвардии майора Степана Кобзева, гвардии капитанов Якова Андриевского и Михаила Бакарась. Штурмовики эскадрильи капитана А. З. Федосова взорвали переправу северо-западнее Никеля, потопили пара вражеских судов.

Не обращая внимания на сложность рельефа, затруднявшего поиск и ориентировку цели, отечественные штурмовики неизменно совершенно верно выходили на цель. В этом им громадную помощь оказывали авиационные офицеры связи, пребывавшие на радиостанциях наведения и на КП наземных частей.

В следствии бессчётных воздушных побед советские летчики стали полными хозяевами неба Заполярья. Все попытки неприятеля отразить налеты отечественных штурмовиков и бомбардировщиков на его коммуникации и укрепления неизменно терпели провал. Большинство воздушных боев происходило над территорией, занятой соперником, и победа была на отечественной стороне кроме того в тех случаях, в то время, когда численный перевес имели гитлеровцы.

Смелость, мастерство, стойкость, инициатива в сочетании с натиском и быстротой — вот что характерно для советских летчиков. В самой сложной обстановке они обнаружили необходимые ответы и получали успеха.

На протяжении наступательных боев в Заполярье отечественные летчики продемонстрировали себя мужественными и умелыми бойцами. О передовых солдатах, пламенных патриотах социалистической Отчизны, говорили в собственных беседах на аэропортах агитаторы, о их боевых подвигах писала авиационная газета фронта. Политический отдел авиационного соединения в эти дни издал пара листовок, говорящих о передовых летчиках — храбрецах наступательных боев в Заполярье.

Политорганом был изучен и распространен "стаж работы" лучшей парторганизации эскадрильи бомбардировщиков, где парторгом офицер С. Сучихин.

Меньше месяца длились наступательные битвы в Заполярье. Советские солдаты с честью выполнили поставленные перед ними боевые задачи. 1 ноября 1944 г. столица нашей страны Москва салютовала доблестным армиям Карельского фронта и морякам Северного флота, завершившим полное освобождение Печенгской области от фашистских захватчиков.

В битвах за Советское Заполярье на протяжении 10-го удара советские летчики с честью делали собственный долг перед Отчизной. Президиум ВС СССР 14 лучшим летчикам фронта присвоил звание Героя СССР, многие воздушные солдаты были награждены медалями и орденами.

Советское правительство создало особую медаль «За оборону Советского Заполярья». Многие тысячи солдат награждены данной медалью, символизирующей высокую доблесть, героизм и мужество. Строга и прекрасна медная медаль защитников Советского Заполярья.

На фоне боевого корабля и танков — боец в ушанке и полушубке с автоматом на груди, а над ним — два краснозвездных самолета — это знак советской авиации, .деятельно участвовавшей в обороне крайнего северного предела отечественной великой Отчизны, в разгроме нацистов, пробовавших захватить Заполярье. Советские солдаты тут, как и на вторых участках огромного фронта ВОВ, самоотверженно выполнили собственный святая обязанность перед социалистической Отчизной, перед народом.

Всеми собственными победами Советская Армия обязана Компартии СССР. В дни ВОВ Компартия направляла все усилия советских людей к одной цели — на разгром неприятеля.

Это одна из величайших заслуг отечественной родной партии. «Самоотверженный труд советских людей в тылу и смелая борьба Советской Армии и ВМФ на фронте, — говорилось в отчетном докладе ЦК XIX съезду КПСС, — вошли в историю, как беспримерный подвиг народа в защите Отчизны… Отечественный народ обожает свой Флот и свою Армию, окружает их вниманием и постоянной заботой. Вооружённые силы СССР были, имеется и будут надёжным оплотом безопасности нашей страны».

Источник: Полковник В. ИГНАТЬЕВ «В Заполярье» — «Вестник воздушного флота» № 4, 1953 г.

Охота на охотника: Атака в Заполярье. Белый медведь \ National Geographic HD

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: