3 июня 1942 года летчик 487-го истребительного авиаполка ПВО лейтенант Михаил Алексеевич Проскурин, пилотируя МиГ-3, недалеко от Липецка таранным ударом стёр с лица земли германский дальний разведчик Ju 88А-5 W.Nr. 0721 из состава разведывательной эскадрильи 3.(F)/10, вылетевший с аэропорта Полтава.
Вот как обрисовано это событие в штабных документах 487-го ИАП: «Дежуря на аэропорте в самолете в паре с ведомым… увидели подходящий самолет соперника на громадной высоте, взлетели «по-зрячему» и пошли на сближение. В районе Боринские Фабрики, что в 20 км южнее Липецка, на высоте 7000 м самолет соперника был настигнут и атакован ведущим, замкомандиром эскадрильи, слева, а Проскуриным с правой стороны (со стороны солнца).
По окончании нескольких долгих очередей пулемет БС и один ШКАС отказали в работе, горючее было на исходе, а соперник с разворотом вправо и со понижением пробовал скрыться в облачности. С презрением к смертной казни Проскуриным принимается наглое ответ таранить самолет соперника, не разрешив ему скрыться в облачности и уйти без всяких последствий. Не обращая внимания на интенсивный пламя задних стрелков, тов.
Проскурин подходит к самолету соперника выше хвостового оперения и киля на один метр, сверху винтомоторной группой рубит хвост самолета соперника, в следствии чего самолет соперника входит в штопор и врезается в почву. Три члена экипажа разбились, один пленен. Тов.
Проскурин по окончании удара по самолету соперника с неработающим мотором, планируя в сторону Липецка, произвел посадку на липецком аэропорте. Самолет требует замены винта, сам тов. Проскурин невредим».
Летчики-истребители одного из полков ПВО, вооруженного МиГ-3, следят за воздухом
(http://waralbum.ru)
К сказанному выше направляться добавить, что не обращая внимания на то, что сближение отечественного летчика с вражеской машиной случилось до столкновения, однако, тип атакованного самолета все равно был выяснен неверно – во всех документах сбитый разведчик проходит как Хе-111, что говорит о нехорошей информированности пилотов ПВО о внешнем виде германских самолетов. Кроме этого обращает на себя отказ бортового оружия МиГа – увы, это хватало нередким явлением (рассмотрение обстоятельств данного явления, но, не входит в рамки отечественного материала).
Экипаж потерянного разведчика немцами считался пропавшим без вести в полном составе, но, как отмечено в советских документах, трое германских авиаторов погибли, а летчик «юнкерса» лейтенант Пюттер сумел спастись на парашюте и попал в плен. Позднее он вспоминал подробности боя с русским истребителем в одном из германских авиационных изданий, вышедшем уже Сейчас:
«Отечественный экипаж не испытывал особенного почтения к русским истребителям: они довольно часто «мазали», не умели заблаговременно собрать нужную высоту перед выходом в наступление. Но в тот сутки мы встретили хорошего соперника, настоящего мастера собственного дела… Достаточно заявить, что из всего отечественного экипажа лишь мне одному посчастливилось выжить, а остальные были убиты пулеметным огнем.
Дело было так. Мы шли из Полтавы через Харьков в направлении Воронежа на высоте 7500 м, в то время, когда стрелок-радист доложил по самолетному переговорному устройству: «Истребитель позади, сбоку, приблизительно в 50 м от хвоста». В тот же момент раздалась очередь, которая прошила двигатель и правую плоскость – это была классная стрельба! Винт сделал пара неровных оборотов, по окончании чего мотор выпал из узла крепления. Истребитель – а это был МиГ-3 – атаковал .
Рядом со мной упал на пол кабины навигатор – пули попали ему в лицо. Не подавал показателей судьбы и нижний стрелок.
До линии фронта оставалось приблизительно 400 км. Началась малоприятная тряска левого мотора, было нужно его отключить. Я решил сесть на «брюхо» и начал планировать с высоты 7000 м. Нужно сообщить, у меня имелся обширный опыт аналогичных обстановок: трижды нас подбивали в Российской Федерации, но всегда получалось пересечь линию фронта.
Действительно, в этом случае складывалась значительно более малоприятная обстановка.
Дальний разведчик Ju 88А-5 из состава 3.(F)/10, подобный сбитому 03.06.1942 лейтенантом Проскуриным
(рисунок автора)
Внезапно я услышал надсадный гул чужого мотора, а после этого раздался ужасный удар, треск. Левый мотор слетел с крыла подобно правому, всецело оторвало хвостовое оперение. Стало нереально удерживать самолет. Я постарался выброситься с парашютом, но самолет начал штопорить, меня с силой ударило о какую-то часть кабины.
Утратив на некое время сознание, я после этого пришел в себя и выбрался из кабины.
Радоваться было рано: снизу началась очень интенсивная стрельба. Купол был целый изрешечен, исходя из этого я спускался очень скоро. К счастью, пламя велся неточно.
Я приземлился на болото, и это смягчило удар. Тут показались дети, каковые чуть не растерзали меня. Подбежавшие воины с малиновыми петлицами (из армий НКВД), без преувеличения, спасли мне жизнь, скоро доставив на машине в Воронеж. Я попросил продемонстрировать мне летчика, сбившего отечественный самолет, что и было сделано…»
За собственный подвиг Михаил Алексеевич Проскурин был награжден орденом Ленина. Сбитый «юнкерс» был его первой личной воздушной победой, коих всего за период участия в военных действиях он одержал две – 14 апреля 1943 года, будучи в составе уже 39-го Гв.ИАП, летчик, пилотируя «аэрокобру», сбил истребитель «фокке-вульф» ФВ-190. Михаил Проскурин удачно сражался до окончания войны в авиации ПВО, но сбитых самолетов на счету более не имел.
Заезжий молодец — Мелодрама | Фильмы и сериалы — Русские мелодрамы
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Цвета военного неба: противники «ночных ведьм»
Главной ареной ночных воздушных битв Второй мировой была, непременно, Западная Европа, где германским истребителям приходилось противостоять практически…
-
Фото дня: участник «великой охоты на индеек»
19 июня 1944 года в Филиппинском море, к западу от Марианских островов, началось наибольшее морское сражение, в котором главная роль с обеих сторон…
-
в течении всей ВОВ советская авиация вместе с сухопутными армиями и ВМФ наносила сокрушительные удары по неприятелю. Советская авиация завоевала…
-
В боях за правобережную украину
В то время, в то время, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов заканчивали разгром гитлеровцев под Ленинградом, войска Украинских фронтов в…
-
10 Фактов об операции «приливная волна»
Во время второй мировой ответственным причиной, повлиявшим на окончание войны в Европе, стали регулярные бомбардировки громадными силами стратегически…
-
Два капитана, или жаркое лето в холодном краю
Два лётчика-аса, – коммунистический и немецкий, – летом 1941 года два раза сталкивались в воздушных битвах в небе Заполярья. Оба были хороши победы, но…