В тихой мюнхенской квартире…

      Комментарии к записи В тихой мюнхенской квартире… отключены

Третьего ноября мир потрясла новость о том, что в Мюнхене еще в 2011 году нашли свыше тысячи картин живописцев первого ряда — от Пикассо до Дюрера.

Коллекция произведений искусства, представленная по большей части «дегенеративными» авторами, была организована во времена нацистской Германии, в 1930-40-е годы, арт-дилером Хильдебрандом Гурлиттом (Hildebrand Gurlitt). Собрание считалось утерянным с 1945 года, в то время, когда сам Гурлитт объявил, что картины погибли на протяжении бомбежки в Дрездене.

Помещения в многоэтажном доме мюнхенского района Швабинг многие десятилетия принадлежали сыну Хильлебранда Гурлитта, Корнелиусу (Cornelius Gurlitt), унаследовавшему грандиозную коллекцию живописи по окончании смерти матери. Арт-дилер, переживший и войну, и падение германской диктатуры, умер в 1956 году в следствии автомобильной аварии. Мать же Корнелиуса, Елена, погибла во второй половине 60-ых годов XX века.

С того времени художественное собрание поступило в его единоличное владение, и до 2011 года о существовании клада никто и не подозревал.

Одним из тяжелейших «проступков» Гурлитта-младшего, в соответствии с германским законам, именно может стать сокрытие столь огромного наследства. Но, еще сыну коллекционера, которому около 80-ти лет, предъявляют претензии в неуплате налогов. Предполагается, что иногда он реализовывал картины из собственного собрания и жил на эти средства.

В тихой мюнхенской квартире...

В первой половине 90-ых годов XX века, к примеру, с ним совершила сделку швейцарская галерея Galerie Kornfeld: за пара картинок на бумаге галерея заплатила Корнелиусу 38,25 тысячи швейцарских франков. на данный момент в галерее уверяют, что Хильдебранд Гурлитт легально купил их по окончании 1938 года, легко за маленькую сумму.

Как мы знаем, что в ноябре 2011 года Гурлитт-младший имел деловые отношения с германским аукционным домом Lempertz в Кельне: он выставил на продажу пастель Макса Бекмана «Укротитель львов» (1930), которая ушла с молотка приблизительно за 1,17 млн. долларов.

Но Корнелиус Гурлитт реализовывал произведения весьма редко, да и мюнхенскую квартиру, заваленную коробками и мусором из-под еды, также посещал сейчас нечасто.

Подозрения на его счет у МВД появились в 2010 году. Корнелиус Гурлитт возвращался поездом из Швейцарии в Германию, в то время, когда к нему подошли таможенники. При нем не выяснилось германского удостоверения личности, но была большая сумма наличными — около 9 тысяч евро.

Через некое время следователям удалось взять ордер на обыск его квартиры, где были отысканы (по последним данным, в 2012 году) картины и безлюдные рамы.

Как снежный ком

Тот факт, что германские власти в течении года либо двух скрывали умопомрачительную находку — наибольшую коллекцию мастерства, отысканную за последние полвека, — привёл к особому интересу прессы. Канцлер Ангела Меркель и вовсе объявила, что правительство Германии знает о деле Гурлитта всего пара месяцев. Первые комментарии власти дали лишь на пресс-конференции 5 ноября, через двое дней по окончании публикации в издании Focus, которое поведало всему миру о картинах.

Действительно, по окончании официальных заявлений вопросов меньше не стало. Более того, история с находкой быстро oбрастает новыми подробностями, как катящийся с горы снежный ком.

Мюнхенская полиция отыскала еще одно собрание картин, находящиеся в собствености Корнелиусу Гурлитту. Коллекция из 22-х полотен видных живописцев хранилась у зятя Гурлитта в городе Корнвестайм (Komwestheim), что неподалеку от Штутгарта. Сестра Гурлитта, Бенита Фрессле-Гурлитт, была замужем за Ни-колаусом Фрессле (Nikolaus Frafile).

Она скончалась пара лет назад. По окончании того, как в прессе встал шум о находке картин в квартире Гурлитта, Фрессле сам позвонил в полицию и поведал, что у него также имеется картины родственника и что он волнуется об их сохранности и безопасности.

Еще одну сенсационную новость опубликовала газета Bild. Корнелиус Гурлитт, быть может, знает, где находится Янтарная помещение, вывезенная фашистами на протяжении войны из Екатерининского дворца. Об этом изданию сказал двоюродный брат мюнхенца — Экке-харт Турлитт (Ekkehean Gurlitt), последние 27 лет живущий в Барселоне.

Новые ветхие картины

Всего из квартиры Гурлитта в Мюнхене извлекли 121 картину в рамах и 1.285 без них. Часть полотен была загрязнена, но все произведения — в обычном состоянии. Журналистам на встрече продемонстрировали пара снимков с отысканными картинами, и стало известно, что у Гурлитта-младшего были произведения, о существовании которых ни при каких обстоятельствах не было известно: они нигде не зарегистрированы, не обрисованы в каталогах-резоне, ни при каких обстоятельствах не выставлялись.

В числе таких «новых» работ именуются произведения Марка Шагала, Отто Дикса, Макса Либермана и Анри Матисса.

Предположительно, солидную часть собрания Гурлитта составляют работы «дегенеративных» живописцев-модернистов, которых признали чуждыми культуре Фашисткой германии во второй половине 30-ых годов XX века. Среди них — Эмиль Нольде, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Эрнст Людвиг Аирхнер и Макс Либерман. Кроме германских Экспрессионистов в Мюнхене всплыли картины Пабло Пикассо, Анри де Тулуза-Лотрека, Густава Курбе и других французских авторов.

Наряду с этим следователи уточнили, что в коллекции видятся произведения, датированные XVI-XIX столетиями: в частности, у Гурлитта нашлась картина Дюрера. Помимо этого, не все объекты из данной коллекции были конфискованы фашистами из национальных либо частных собраний: кое-какие из них продавались под давлением правительства (в большинстве случаев за маленькие деньги), другие — легко в следствии частных сделок.

Основное, что предстоит сделать исследователям, — это разобраться с провенансом произведений (история владения художественным произведением, его происхождение. — Ред.). По крайней мере, лишь по окончании анализа происхождения работ возможно будет сказать о возвращении некоей части художественного собрания законным наследникам. Как раз этим полиция мотивировала собственный продолжительное молчание по поводу резонансной находки на арт-рынке: спешное разглашение информации, согласно их точке зрения, было бы неэффективным.

Но уже 11 ноября власти объявили, что планируют расследовать дело Гурлитта как возможно стремительнее. Под давлением критики со стороны иудейских организаций, воображающих интересы людей, у которых при фашистах конфисковали имущество, они дали обещание в короткие сроки опубликовать информацию о отысканных картинах.

Умный арт-дилер

Но уникальность новоявленной коллекции, скорее, кроме того в другом — в многообразии художественных стилей и авторов, а также в очень широком временном разбросе: от XVI до ХХ века. Собственной исключительностью собрание, через которое проходили два красивых потока — «дегенеративное» и действительно арийское для супермузея Гитлера в Линце, обязано собственному создателю, Хильдебранду Гурлитту.

Будущий арт-дилер появился в 1895 году в Дрездене в творческой семье: его папа занимался историей и архитектурой искусств. Кузен Хильдебранда, Манфред Гурлитт, был композитором, чьи произведения фашисты позднее кроме этого сочли оскорбительными для арийцев.

От бабушки Гурлитт унаследовал иудейскую кровь, нажив так неприятелей в лице новой власти.

Но положение Хильдебранда вряд ни можно считать плачевным. Начиная с 1920-х годов он организовывал выставки современных германских живописцев, был директором музея в саксонском городе Цвиккау (Zwickau).

В 1950-e занялся продажей произведений «дегенеративных» авторов. Вследствие этого Гурлитта лишили нескольких должностей в музеях, но сходу прописали одним из арт-дилеров «Музея Фюрера» в Линце, где, по нереализованному плану Гитлера, должны были храниться подлинные, примерные художественные сокровища — к примеру, Дюрер и Кранах.

Сам австрийский Линц, для которого картины изымались из художественных коллекций других государств, обязан был с таким достатком превратиться в культурную столицу мира.

Хильдебранд Гурлитт трудился в так называемой Рабочей по эксплуатации «дегенеративного» мастерства. В его задачи входили не столько закупки «обычного» мастерства, сколько спасение от «ненормального». Но, через дилера проходили как Дюрер, так и Дике.

Произведения «деградантов» он вывозил на продажу за границу, а выручка от сделок шла в рабочую группу на формирование собрания музея в Линце.

Как мы знаем, что указания арт-дилеру о его работе лично давал Иозеф Геббельс. Но известно кроме этого да и то, что не всю выручку дилеры передавали обратно в рабочую группу. Более того, они избавлялись далеко не от всех картин, попадавших к ним в руки, и уж тем более не всегда продавали их за границу.

Хильдебранд Гурлитт именно систематично сбывал картины германским коллекционерам..

В лучшие времена коллекция Гурлитта насчитывала приблизительно 1,5 тысячи произведений, причем около трехсот из них выставлялись на той самой экспозиции 1937 года «Дегенеративное мастерство», которую возили по всей Германии.

Считалось, что практически все собрание арт-дилера было стёрто с лица земли, причем самое необычное, что «утку» эту запустил он сам. Американским работам по окончании окончания Второй мировой арт-дилер : все картины сгорели при бомбежке, самого его преследовали по национальному показателю.

Не было бы счастья…

Благодаря хитрости Хильдебранда Гурлитта, его наследника и жены свыше тысячи работ самых дорогих живописцев XX столетия остались целыми и невредимыми, а о некоторых из них мир определил в первый раз. Было бы превосходно, если бы столь радостная будущее постигла все 16 тысяч произведений, конфискованных при режиме фашистов, но и 1,5 тысячи — весьма кроме того хорошо.

Кое-какие арт-критики предполагают, что дело Гурлитта может оказать помощь вскрыть целую сеть аналогичных тайников либо по крайней мере посоветует новые каналы поисков искусства, считавшегося потерянным. В случае если семейству Гурлиттов получалось столько лет прятать 1,5 тысячи картин, возможно себе представить, как много в мире «чуланов», где негромко сохраняются какие-нибудь пять-десять-пятнадцать работ.

Но неожиданная находка, полагают многие исследователи, не только необычна сама по себе, но и показывает, каким неоднозначным и разнородным было отношение фашистов к столь «нелюбимому» ими мастерству.

Презрение Гитлера к современным течениям, разъяснявшееся его нереализованными скрытой завистью и художественными амбициями, умноженное на жадность вершины Фашисткой германии, сделали фашистских бонз главными коллекционерами «дегенеративного» мастерства. И выставка, организованная Гитлером, — тому подтверждение: в большинстве случаев нелюбимые игрушки выкидывают на помойку, а не собирают в кучу, дабы всем продемонстрировать.

источник: Татьяна ЕРШОВА В негромкой мюнхенской квартире… КОНТАКТ-ШАНС №49 ¦ 25.11.-01.12.2013

Жилье для студентов в Мюнхене

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: