В поисках новой родины

      Комментарии к записи В поисках новой родины отключены

Неизвестная страница истории изгнания иудеев из Германии: как Эвианская конференция лишила беженцев надежды на спасение.

Данный исторический эпизод в полной мере возможно было бы назвать глупой шуткой истории, если бы обращение не шла о судьбе многих тысяч людей.

В июле 1938 года по инициативе аммериканского президента Франклина Рузвельта (Franklin D. Roosevelt) представители 72 государств собрались на интернациональную конференцию, дабы отыскать новую отчизну для 300000 германских и австрийских иудеев, изгнанных фашистами и живущих, на птичьих правах в соседних с Германией странах.

Конференция продолжалась десять дней и ближе к концу угрожала закончиться полным провалом: все страны-участницы категорически отказывались принять на собственной территории кроме того какую-то малого часть беженцев.

Как будто бы гром с ясного неба в таковой обстановке раздалось заявление президента Доминиканской Республики – расиста и одного из самых кровавых диктаторов всех времен Рафаэля Трухильо (Rafael Trujillo) — о готовности принять на постоянное жительство 10000 иудеев-беженцев из Австрии и Германии. Потом президент кроме того увеличил квоту – до 100000 человек!

Не покинули выбора

Уже сам движение подготовки конференции вызывал у наблюдателей недобрые предчувствия. Местом ее проведения изначально намечалась Женева, где пребывала штаб-квартира Лиги Наций. Но швейцарское правительство не дало согласия, открыто опасаясь недовольства собственного могущественного соседа – Германии.

В итоге, совершить конференцию на собственной территории разрешила Франция – в курортном городе Эвиан (Evian-les-Bains), что прямо на берегу Женевского озера.

В Эвианской конференции принимали участие США, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Ирландия, Дания, практически все южноамериканские государства, Австралия и Новозеландия, и последовательность частных благотворительных организаций. Не были приглашены СССР, Италия, Япония, Венгрия и Чехословакия.

По ходу дебатов становилось ясно, что участники подготовили основательные аргументы против приема иудейских беженцев. Многие страны сразу же объявили, что они не принимают никаких мигрантов, независимо от происхождения, и смогут только допустить транзитный проезд иудейских беженцев. Другие опасались усиления в стране антисемитизма.

Управляющая Палестиной по полномочию Лиги Наций Англия жестко ограничила прием иудейских беженцев – для предотвращения национальных беспокойств на подмандатной территории. А ведь еще в 1917 заявленная в Англии «Декларация Бальфура» провозгласила Палестину национальным очагом для иудейского народа!

США объявили, что ими уже установлена ежегодная квота приема в страну 27370 беженцев и быть больше ее они никак не смогут. 15000 беженцев еще до начала конференции успели-таки переселиться в Китай, перед тем как ворота в Поднебесную захлопнулись.

Обсуждались экзотические, заведомо обреченные на провал замыслы поселения беженцев в португальской колонии Анголе, на острове Мадагаскар а также в советском Биробиджане – подальше от развитых индустриальных стран!

Иудейская, делегация была разочарована переговорами и досрочно покинула конференцию. Будущий президент Израиля лайм Вейцман (Chaim Weiznann) с печалью подчернул, что мир разделился на две половины:

«одна изгоняет иудеев, вторая их не принимает!»

В поисках новой родины

Для национал-социалистической пропаганды итоги конференции стали настоящим подарком. Газета Геббельса Volkischer Beobachter ликовала:

«…никто не желает их принимать, все осознали, какой вред приносят эти люди!»

В итоге широкий жест президента, генералиссимуса, адмирала флота, «обладателя и» благодетеля отечества еще десятка титулов Рафаэля Трухильо был одним-единственным конкретным результатом конференции.

Один из бывших беженцев из Германии позднее вспоминал:

«У нас не было выбора. Германский расист Гитлер нас преследовал и угрожал отечественным судьбам. Вызывающий чувство кошмара кровавый доминиканский расист Трухильо, восторженный почитатель Гитлера, спас отечественные жизни, приняв в собственную страну, и за это мы ему признательны».

«Спаситель» Трухильо

Доминиканская Республика, куда приглашались германские иудеи, совсем не походила на землю обетованную, а ее правитель – на мессию. Доминиканский диктатор Трухильо, в юности контрабандист и конокрад, во времена оккупации страны Соединенными Штатами вступил в национальную гвардию, занимавшуюся подавлением национальных восстаний, и в том месте отличился особенной жестокостью, от которой содрогались кроме того сослуживцы-мучители.

Это не осталось незамеченным: его повысили по работе, а после этого послали на учебу в американскую военную школу. В первой половине 20-ых годов XX века американские армии покинули Доминиканскую Республику, покинув на главных постах собственных ставленников. В то время, когда гвардия реорганизовалась в армию, полковник Трухильо стал ее командующим, а после этого, по итогам фальсифицированных выборов, и президентом страны.

Новый правитель залил страну кровью. Десятки тысяч обиженных его режимом попали в колонии либо был казнены, оппозиционных политиков пытали и бросали в море на съедение акулам, вооруженная мачете полиция в буквальном смысле «вырубала» демонстрации протеста. Народ ненавидел деспота и дал ему прозвище el chvo (в переводе на русский – «козел») за похотливость и творимые им насилия.

Во второй половине 30-ых годов XX века мир потрясла ужасная катастрофа – смертельная расправа под надуманным предлогом над 25000 чернокожих гастарбайтеров из соседней страны Гаити, каждый год приезжавших в Доминиканскую Республику на сезон уборки сахарного тростника. Таковой акцией Трухильо пробовал свалить вину за финансовый кризис на якобы нелегально, заполонивших страну гаитян.

В итоге американские США отказались от помощи режима Трухильо и организовали операцию по его устранению.

В оппозиционных кругах появился заговор, в мае 1961 года кортеж диктатора попал в засаду, сам он был убит, его семья изгнана из страны и бежала в Париж. Со временем в том направлении перевезли и останки Трухильо. Похоронен он почему-то на одном из самых известных в мире кладбищ – парижском Пер-Лашез (PereLachaise).

Община в Сосуа

Не будь в Доминиканской Республике резни 1937 года, считают кое-какие историки, не состоялся бы и провозглашенный Трухильо на Эвианской конференции прием в страну иудейских беженцев. Этим шагом диктатор желал подправить собственный очень сильно пострадавший имидж и заручиться помощью влиятельных евреев и богатых Соединенных Штатов. Второй момент – расистский.

Трухильо грезил «обелить» темнокожее население методом «скрещивания» местных дам со светлокожими европейцами, нужно с «чистокровными испанцами», каковые, но и сами к данной идеи отнеслись без энтузиазма. В таковой ситуации для замыслов фаворита сгодились и иудеи.

Чтобы попасть на спасительный корабль, плывущий до Доминиканской Республики, беженцы выдерживали строгий конкурс. Отбор удачно проходили по большей части юные одинокие мужчины: физически крепкие, – талантливые делать тяжелые сельскохозяйственные работы.

В 1939-42 годах на собранные пожертвования организовали переселение из Европы в Доминиканскую республику группы иудеев. Из двух судов один подорвался на мине и затонул. В итоге провозглашенное на Эвианской конференции число из 100000 превратилось в 700 – столько человек поселились на закинутом участке бывшей банановой плантации в поселке Сосуа (Sosua) на берегу морской бухты, обрамленной диковинными пальмами.

Но условия судьбы были далеко не такими красивыми. Поселенцев – докторов, юристов, инженеров, писателей ожидали казармы, тропические климат, болезни и нескончаемая изнурительная работа. Жили они по принципу общины, в изоляции от местных жителей. Дам в коммуне практически не было, но только единицы из поселенцев женились на местных девушках.

Однако, через три года поселение стало фактически неузнаваемым: соорудили водопровод, выстроили строения синагоги, библиотеки и аптеки, организовали; производство сыра, кошерных сосисок а также германского масла Landbutter.

Сосуа «пригрел» иудейских беженцев ненадолго. По окончании окончания Второй мировой, большинство поселенцев уехали в Соединенных Штатах и Израиль, а Сосуа стал объектом массового туризма. В наши дни живущих в Доминиканской Республике их потомков и переселенцев возможно практически пересчитать по пальцам. Один из них в интервью увидел:

«Сперва немцы нас изгнали из Германии, а сейчас Сосуа оккупирован немцами!»

источник: Евгений Байзер «В отыскивании новой отчизны» «КОНТАКТ-ШАНС» 40/2015

Hовороссия за линией фронта: в поисках новой Родины

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: